Первый слайд презентации
Сущность науки Старостина Елена Николаевна, доцент кафедры педагогики и психологии детства, к.пед.н.
Слайд 2
Перемены происходят лишь тогда, когда мы идем против того, к чему привыкли.
Слайд 3: Наука
Наука (греч. — episteme, лат. — scientia ) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. БСЭ
Слайд 4: Наука
особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
Слайд 5: Наука
систематическое объединение и изложение объективно достоверных сведений, принадлежащих к какой-либо области знания, в более общем смысле — объективно достоверное и систематическое знание о явлениях природы и жизни человека со стороны их закономерности и неизменного порядка. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Слайд 6: Наука
Исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова Наука
Слайд 7: НАУКА
Наука есть преимущественно знание об общем, в отличие от опыта, в котором даётся лишь знание о единичном. Аристотель
Слайд 8: ФУНКЦИИ НАУКИ
Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому он подчиняется. Научное предвидение – это определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.
Слайд 9
Слайд 10: Научный факт
Научный факт — вид базисного научного знания, достоверно отражающего фрагмент реальности и выраженного в знаковой форме конкретного языка науки. Анри Пуанкаре писал: «Учёный должен уметь организовывать факты. Наука слагается из фактов как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет ещё науки, точно так же как куча кирпичей не составляет дома».
Слайд 11: Научная проблема
Научная проблема - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании». Обязательным условием является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существующих теоретических представлений, средств и методов научного исследования.
Слайд 12: Научный постулат
определенное, принимаемое априори утверждение, не доказанное или недоказуемое, но принимаемое в качестве исходного основания для построения той или иной теории предпосылка, допущение, утверждение, принимаемое без доказательств, в качестве исходных посылок для дальнейших логически строгих рассуждений. Основные философские постулаты: Вселенная существует, едина и неделима; Вселенная обладает размерами и движением; Бог и чудеса существуют; чудес и Бога не существует ; Человек-животное общественное; Человек-венец природы.
Слайд 13: Научная теория
системная форма организации знания, достоверно и адекватно описывающего и объясняющего свой объект (предмет) средствами данного научного языка. систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов. Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.
Слайд 14: Научная доктрина
лат. doctrina — «учение, наука, обучение, образованность» научная или философская теория, совокупность основных взглядов и принципов. При схожести лексического значения с понятиями « концепция », « теория », доктрина может использоваться для определения взглядов с коннотацией их схоластичности и догматичности
Слайд 15: Парадигма
от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» ПАРАДИГМА –совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных определенными нормативно-ценностными установками.
Слайд 16
Смена парадигм ( англ. paradigm shift ) — термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге « Структура научных революций » ( 1962 ) для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки ( парадигмы ).
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Парадигма ( греч.paradeigma ) пример, образец – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24: Парадигмы педагогической науки
Теоцентрическая Рациоцентрическая Антропоцентрическая
Слайд 25: Теоцентрическая парадигма педагогики
Идея предопределенности жизни человека высшим духовным началом
Слайд 26: Теоцентрическая парадигма педагогики
Человек – образ Бога Человек призван выполнять Божие призвание Образование человека – приближение к Божьей истине
Слайд 27: Рациоцентрическая парадигма педагогики
Истина постигается путем логических доказательств и проверяется опытом
Слайд 28: Рациоцентрическая парадигма педагогики
Рационализм Утилитарность Субъект – педагог Классно-урочная система Авторитарность Модели обучения: формальное (школа учебы), материальное (школа труда)
Слайд 29: Антропоцентрическая парадигма педагогики
Утверждает право человека на собственную мысль и творчество
Слайд 30: Антропоцентрическая парадигма педагогики
Воспитание важнее обучения Новые формы образования (вне школы) Ученик – субъект Свобода выбора Малые группы Рефлексия и самовоспитание
Слайд 31: Современные образовательные парадигмы
Когнитивно-информационная Личностная Культурологическая Компетентностная
Слайд 32: Когнитивно-информационная парадигма
Передача максимального количества знаний Предметные программы Оценивание результата образования
Слайд 34: Личностная парадигма
Социальное развитие важнее интеллектуального Опора на интересы и потребности ученика Индивидуализация образования Проективные методики Оценивание через личные достижения
Слайд 36: Культурологическая парадигма
Передача ценностей культуры Воспитание человека духовного Ценностный подход к качеству образования Сочетание свободы и принуждения
Слайд 38: Компетентностная парадигма
Практическая ориентация Инструментальная направленность Подготовка человека «умелого» Акцент на способы получения знаний Технологии развивающего обучения