Презентация на тему: СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Государственное регулирование национальной экономики
«Государственное регулирование национальной экономики» как научная и учебная дисциплина
Субъекты национальной экономики
Организации/фирмы/предприятия
Отрасли
Регионы
Сектора национальной экономики
Сектора национальной экономики
Сектора национальной экономики
ОКВЭД
ОКВЭД
ОКВЭД
ОКВЭД
ОКВЭД
ОКВЭД
Носители экономических интересов
Первая линия воздействия на государственную экономическую политику
Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику
Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику
Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику
Третья линия воздействия на государственную экономическую политику
Четвертая линия воздействия на государственную экономическую политику
Причины самостоятельности государственной экономической политики
Причины самостоятельности государственной экономической политики
Воздействие союзов по экономическим интересам
Системы отношений
Системы отношений
МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМ
Модели рыночной экономики
Участники рынка ценных бумаг
Рыночно-ориентированная (американская) модель
Одноуровневая банковская система
Двухуровневая банковская система
Факторы доходности коммерческих банков
Двухуровневая банковская система
Инвестиционные банки
Ипотечные банки
Банковско-ориентированная (японо-германская) модель
Финансово-ориентированная модель
Юридически-ориентированная модель
Эволюционная модель
Причины государственного регулирования экономики
ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Причины государственного регулирования экономики
Причины государственного регулирования экономики
Причины государственного регулирования экономики
Причины государственного регулирования экономики
Причины государственного регулирования экономики
Методы регулирования экономики
Методы регулирования экономики
1/51
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 85)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (257 Кб)
1

Первый слайд презентации: СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1 СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Почекутова Е.Н., Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета

Изображение слайда
2

Слайд 2: Государственное регулирование национальной экономики

2 Государственное регулирование национальной экономики Государственное регулирование национальной экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Государственное регулирование национальной экономики» как научная и учебная дисциплина

3 «Государственное регулирование национальной экономики» как научная и учебная дисциплина изучает процессы функционирования (воспроизводства) экономических систем (структур, субъектов и отношений), существующих в рамках государственных образований/национальной экономики; «национальный» в нашем понимании означает «общегосударственный», а не «государственный»; под «нацией» понимается население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура; рассматривается функционирование всех экономических субъектов, любой формы собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях (микро-, макро- ), в различных отраслях и регионах; эффективность методов регулирующего воздействия.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Субъекты национальной экономики

4 Субъекты национальной экономики организации/фирмы/предприятия; отрасли (промышленность, услуги, инфраструктура, сельское хозяйство); регионы (административно-территориальные образования, экономические регионы); сектора экономики (производство и оказание услуг, общественные организации, государство, финансовый сектор, домашние хозяйства).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Организации/фирмы/предприятия

5 Организации/фирмы/предприятия институциональная единица, функции которой заключаются в покупке ресурсов с целью производства товаров и услуг; особый инструмент распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования; существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками – прибыли. Прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы – либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения, в соответствии со стратегией развития фирмы/организации.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Отрасли

6 Отрасли совокупность организаций или их подразделений, которые расположены в одном месте, заняты одним видом (не вспомогательной) деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть добавленной стоимости; ключевым понятием, объединяющим различные хозяйствующие субъекты, является единство вида экономической деятельности; экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг); экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Регионы

7 Регионы это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов; регионы выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами, такое деление называется районированием: административно-территориальное деление страны в целом; общее экономическое районирование; проблемное экономическое районирование.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Сектора национальной экономики

8 Сектора национальной экономики Сектор национальной экономики - совокупность институциональных единиц, сгруппированным в соответствии с типом экономического поведения. Сектор Функции Ресурсы «Нефинансовые предприятия» производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль поступлений от реализации произведенных товаров и услуг «Финансовые учреждения» финансовыми операциями и операциями по страхованию на коммерческой основе за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховые премии

Изображение слайда
9

Слайд 9: Сектора национальной экономики

9 Сектора национальной экономики «Государственные учреждения» предоставление нерыночных услуг, которые предназначены для индивидуального и коллективного потребления, перераспределение национального дохода и богатства обязательные платежей, производимые учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами, принадлежащими к другим секторам, а также за счет доходов от собственности «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» предоставление индивидуальных и коллективных услуг домашним хозяйствам взносы, пожертвования, дарения и доходы от собственности

Изображение слайда
10

Слайд 10: Сектора национальной экономики

10 Сектора национальной экономики «Домашние хозяйства» потребление, производственная деятельность в форме некорпоративных предприятий оплата труда наемных работников, трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии), предпринимательский доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) «Остальной мир» все виды операций, связывающих национальную экономику данной страны с сектором «Остальной мир» все виды ресурсов

Изображение слайда
11

Слайд 11: ОКВЭД

11 ОКВЭД В 2001 г. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям Разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), введен с 01.01.2003 г., изменения с 01.02.2014 г Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее – КДЕС Ред. 1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1).

Изображение слайда
12

Слайд 12: ОКВЭД

12 ОКВЭД Раздел А Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях Растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг, охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях. Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области.

Изображение слайда
13

Слайд 13: ОКВЭД

13 ОКВЭД Раздел B Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях. Рыболовство в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах, реках, озерах, прудах. Рыболовство в реках, озерах, водохранилищах и прудах. Предоставление услуг в области рыболовства. Рыбоводство – воспроизводство рыбы и водных биоресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями и несельскохозяйственными товаропроизводителями. Предоставление услуг, связанных с воспроизводством рыбы и водных биоресурсов Раздел С Добыча полезных ископаемых. Подраздел СА. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Подраздел СВ. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических:

Изображение слайда
14

Слайд 14: ОКВЭД

14 ОКВЭД Раздел D Обрабатывающие производства. Подраздел DA. Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака. Подраздел DB Текстильное и швейное производство. Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева. Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность. Подраздел DF Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов. Подраздел DG химическое производство. подраздел DH производство резиновых и пластмассовых изделий. Подраздел DI производство прочих неметаллических минеральных продуктов. Подраздел DJ металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Подраздел DK производство машин и оборудования. Подраздел DL производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Подраздел DM производство транспортных средств и оборудования. Подраздел DN прочие производства.

Изображение слайда
15

Слайд 15: ОКВЭД

15 ОКВЭД Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Раздел F Строительство. Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Раздел H Гостиницы и рестораны. Раздел I Транспорт и связь. Раздел J Финансовая деятельность.

Изображение слайда
16

Слайд 16: ОКВЭД

16 ОКВЭД Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение. Раздел M Образование. Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг. Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Раздел Р. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства. Раздел Q. Деятельность экстерриториальных организаций.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Носители экономических интересов

17 физические и юридические лица, имеющие индивидуальный интерес, который всегда эгоистичен, и заключается в получении максимальной выгоды (микроэкономический уровень систем экономических отношений). Носители экономических интересов

Изображение слайда
18

Слайд 18: Первая линия воздействия на государственную экономическую политику

18 Первая линия воздействия на государственную экономическую политику Физические и юридические лица выражают свои индивидуальные интересы в средствах массой информации, на митингах, демонстрациях, обращаются с протестами и требованиями в органы государственной и муниципальной власти, ответственные за осуществление социальной и экономической политики.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику

19 Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику Союзы по экономическим интересам – объединения носителей экономических интересов в группы в соответствии с общностью позиций и целей в какой-либо сфере экономической деятельности. В союзы могут объединяться граждане, коллективы, юридические лица. Профессиональные союзы (всероссийский, отраслевые, коллективные), союз защиты прав потребителей, союз предпринимателей, союз обманутых вкладчиков и т.д.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику

20 Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику Преимущества сотрудничества государства с союзами по экономическим интересам следующие: союзы выполняют посредническую функцию между государством и гражданами; увеличивают число участников управления экономикой; обеспечивают государство информацией, консультациями, экспертизой, координация деятельности индивидов при реализации экономической политики; союзы – «фильтр» массовых интересов.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику

21 Вторая линия воздействия на государственную экономическую политику Недостатки взаимодействия: не все общество может организоваться в группы; эффективность влияния союза непропорциональна представительности, так как средства влияния союзов должны иметь финансовое обеспечение; существует проблема «отфильтровывания» частного мнения руководства союзов от интересов союза в целом; существует вероятность потери государством эластичности и восприимчивости к изменению ситуации при длительном воздействии союзов.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Третья линия воздействия на государственную экономическую политику

22 Третья линия воздействия на государственную экономическую политику Политические партии В случае успеха той или иной партии на выборах ее партийная программа становится основной или составной частью правительственной политики. Социально-экономический раздел партийной программы превращается в концепцию государственной экономической политики, реализовывать которую будут субъекты национальной экономики.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Четвертая линия воздействия на государственную экономическую политику

23 Четвертая линия воздействия на государственную экономическую политику Экспертные, консультативные, совещательные советы при государственных органах управления. Необходимость сотрудничества государства с советами обосновывает: профессионализмом членов совета; политическая независимость советников.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Причины самостоятельности государственной экономической политики

24 Причины самостоятельности государственной экономической политики 1) необходимость подчиненности индивидуальных интересов и интересов союзов по экономическим интересам генеральной цели государственного регулирования экономики; 2) возможной взаимоисключаемостью интересов различных групп, необходимо пожертвовать интересами отдельных групп, в пользу других;

Изображение слайда
25

Слайд 25: Причины самостоятельности государственной экономической политики

25 Причины самостоятельности государственной экономической политики 3) значительными финансовыми ресурсами государства; 4) формированием специфической социальной группы – государственной бюрократии, проявляющей тенденцию к олигархическому стилю управления, принятию решений без участия заинтересованных лиц; 5) наличием у органов государственного управления такого мощного инструмента воздействия на общества как средства массовой информации.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Воздействие союзов по экономическим интересам

26 Воздействие союзов по экономическим интересам Правительство Парламент Объекты воздействия Аппарат министерств и ведомств Общественное мнение Политические партии Средства воздействия Голоса избирателей на выборах. Финансовая поддержка. Личное воздействие. Предложения, требования, протесты. Поддержка, игнорирование или саботаж мер ГЭП. Личное воздействие, лоббизм. Участие в экспертных и консультативных советах. Личное воздействие, лоббизм. Информация. Оценка ситуации, позиций оппонентов. Предложения, программы. Собственные СМИ.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Системы отношений

27 Системы отношений общехозяйственные процессы и отношения: экономический цикл/хозяйственная конъюнктура; формирование отраслевой и региональной структуры; накопление капитала условия конкуренции; цены; денежное обращение; занятость; научно-технический прогресс, обеспечиваемый НИОКР и подготовкой кадров.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Системы отношений

28 Системы отношений глобальные процессы (социальные отношения, экология); внешнеэкономические связи (состояние платежного баланса и национальная конкурентоспособность); наднациональные и мирохозяйственные отношения (интеграционные процессы, участие в международных организациях, экономико-политические связи).

Изображение слайда
29

Слайд 29: МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМ

29 МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМ Почекутова Е.Н., Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета

Изображение слайда
30

Слайд 30: Модели рыночной экономики

30 Модели рыночной экономики Рыночно-ориентированная (американская) Банковско-ориентированная (японо-германская) Финансово-ориентированная Юридически-ориентированная Эволюционная

Изображение слайда
31

Слайд 31: Участники рынка ценных бумаг

31 Участники рынка ценных бумаг Члены биржи (брокеры) Эмитенты Индивидуальные инвесторы Институциональные инвесторы Инвесторы ФОНДОВАЯ БИРЖА

Изображение слайда
32

Слайд 32: Рыночно-ориентированная (американская) модель

32 Рыночно-ориентированная (американская) модель В рыночном перераспределении ресурсов приоритетным институтом – фондовый рынок. Недостатки: поиск инвесторами рыночной информации, не отраженной в стоимости активов; динамичное приспособление цен к новой информации; ослабляется мотивация собственников к контролю за действиями менеджеров; необходима сильная юридическая защита собственников.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Одноуровневая банковская система

33 Одноуровневая банковская система в стране еще нет центрального банка; в стране действует только центральный банк, такая банковская система – монобанковская система во главе с Госбанком СССР – действовала в СССР; центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками, примером этого случая также может служить банковская система СССР. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК

Изображение слайда
34

Слайд 34: Двухуровневая банковская система

34 Двухуровневая банковская система

Изображение слайда
35

Слайд 35: Факторы доходности коммерческих банков

35 Факторы доходности коммерческих банков а) стабильного развития экономики государства; б) наличия различных форм собственности в сфере производства и услуг; в) отлаженной структуры кредитно-финансовой системы; г) наличия развитого и цивилизованного рынка ценных бумаг.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Двухуровневая банковская система

36 Двухуровневая банковская система

Изображение слайда
37

Слайд 37: Инвестиционные банки

37 Инвестиционные банки – это финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на финансировании и кредитовании инвестиций, а также осуществляющие деятельность в качестве финансовых посредников. Инвестиционные банки осуществляют вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли экономики. При этом инвестиции могут быть как в форме вложений в ценные бумаги (финансовые инвестиции), так и в форме непосредственных вложений в основной и оборотный капитал (реальные инвестиции).

Изображение слайда
38

Слайд 38: Ипотечные банки

38 Ипотечные банки – банки, которые специализируются на предоставлении ипотечных кредитов – долгосрочных кредитов под залог недвижимости. Особенности функционирования системы ипотечных банков в каждом конкретном государстве зависят от того, какая модель ипотечного рынка конструируется – американская или европейская.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Банковско-ориентированная (японо-германская) модель

39 Банковско-ориентированная (японо-германская) модель Банки играют положительную роль во внутрикорпоративной кооперации и в соответствующем маневрировании ресурсов. Недостатки: банки могут извлекать ренту из получаемой информации, что ослабляет стимулы участия фирм в проектах с большой отдачей; банки стремятся минимизировать риски, поэтому участвуют низкорентабельных гарантированных проектах; возможен сговор банков с менеджерами против других инвесторов.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Финансово-ориентированная модель

40 Финансово-ориентированная модель Рынок акций и банки – неотъемлемая часть составляющей финансовой системы. Экономический рост соотносится не с каждой из составляющих финансовой системы, а с общим уровнем зрелости системы в целом и качеством предоставляемых услуг.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Юридически-ориентированная модель

41 Юридически-ориентированная модель Право – первичная детерминанта национального экономического развития.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Эволюционная модель

42 Эволюционная модель Множественность факторов экономического развития. Анализ национальных особенностей. Механизм технологического обновления производства. Неравномерность экономического развития, цикличность. Соотнесение возможностей банковско-ориентированной и рыночно-ориентированной моделей не с технологическим развитием вообще, а с его конкретным научным этапом.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Причины государственного регулирования экономики

43 Причины государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Изображение слайда
44

Слайд 44: ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

44 ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Почекутова Е.Н., Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета

Изображение слайда
45

Слайд 45: Причины государственного регулирования экономики

45 Причины государственного регулирования экономики Защита прав собственности: особенности рыночного взаимодействия производителей и потребителей – добровольный характер сделок; государство обязывает участников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства – монопольное право принуждения.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Причины государственного регулирования экономики

46 Существование провалов рынка: монополии: естественные – тарифное регулирование; ситуативные – дробление; легальные – срок действия. Причины государственного регулирования экономики

Изображение слайда
47

Слайд 47: Причины государственного регулирования экономики

47 Причины государственного регулирования экономики Существование провалов рынка: информационная асимметрия: образование; здравоохранение; найм на работу; производство товаров и услуг. Лицензирование, аккредитация, сертификация, аттестация.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Причины государственного регулирования экономики

48 Причины государственного регулирования экономики Существование провалов рынка: внешние эффекты/экстерналии: положительные; отрицательные.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Причины государственного регулирования экономики

49 Причины государственного регулирования экономики Перераспределение с целью производства общественных благ: предельный случай деятельности порождающей позитивные экстерналии; производство общественных благ чаще всего обеспечивается государственным финансированием, которое во многих случаях сочетается с участием государства в производстве.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Методы регулирования экономики

50 50 Методы регулирования экономики Административные методы: запрет; разрешение; принуждение. Экономические методы ГРЭ – обязательства, принятые под влиянием очевидной материальной заинтересованности или опасения ущерба. Группы денежно-кредитных, бюджетных инструментов, подразделяются на методы прямого и косвенного регулирования.

Изображение слайда
51

Последний слайд презентации: СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: Методы регулирования экономики

51 51 Методы регулирования экономики Моральное убеждение как средство РЭ – инструмент государственного регулирования, основывается на авторитете правительства, справедливости и силе убеждения его призывов и заявлений. Успех обеспечен при совпадении интересов собственников капитала и широких слоев населения с представлением правительства о национальных экономических проблемах, целях, приоритетах. Добровольные соглашения. Пример: согласованная акция 1965-1977 гг. в ФРГ по вопросам тарифов заработной платы на предстоящий год между министерствами, союзов предпринимателей, крестьянства и ремесленников, центрального банка под председательством центрального банка.

Изображение слайда