Презентация на тему: Субъект и субъектность деятельности Лекция 3

Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.
1/71
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 43)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (420 Кб)
1

Первый слайд презентации

Субъект и субъектность деятельности Лекция 3.

Изображение слайда
2

Слайд 2

2 Для четкой ориентации в теоретических вопросах деятельности важно определиться в понятиях: субъект, субъектность, субъективность

Изображение слайда
3

Слайд 3

3 В энциклопедическом словаре субъект (от лат.  subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект * * Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: БРЭ; СПб.: Норинт, 1997.

Изображение слайда
4

Слайд 4

4 В философском словаре * субъект (от лат. subjectum – подлежащее) определяется как активно действующий и познающий, обладающий сознанием или волей индивид или социальная группа * Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.

Изображение слайда
5

Слайд 5

5 Отмечается, что первоначально, например, у Аристотеля понятие субъект обозначало носителя свойств, состояний и действий. Очевидно, в понятие субъекта должны вхо-дить и его свойства и состояния, и источник активности, направленности на объект Аристотель ( 4 34-322 гг. до н.э.) древнегреческий философ

Изображение слайда
6

Слайд 6

6 Субъективное есть то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности ; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект

Изображение слайда
7

Слайд 7

7 Когда мы определяем субъективное как то, что свойственно субъекту, мы фактически даем характеристику субъекту, описываем субъекта через его свойства и состояние (Аристотель)

Изображение слайда
8

Слайд 8

8 Когда же мы определяем субъективное как производное от деятельности субъекта, мы даем характеристику результату деятельности субъекта со стороны индивидуальных характеристик этого результата, обусловленных качествами субъекта

Изображение слайда
9

Слайд 9

9 Интересным в рассматриваемом аспекте нам представляется определение субъекта и субъективности, даваемые в словаре иностранных слов

Изображение слайда
10

Слайд 10

10 Субъект (лат. subjectum ) определяется: как человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; как человек – носитель каких-либо свойств, личность; как субъект права – человек наделенный правами и обязанностями * Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980.

Изображение слайда
11

Слайд 11

11 * Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. Субъективность – отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта, отсутствие объективности

Изображение слайда
12

Слайд 12

12 * Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. свойственный только данному лицу, субъекту, личный; односторонний, лишенный объективности, пристрастный Субъективный :

Изображение слайда
13

Слайд 13

13 Попробуем свести приведенные выше определения в систему: Субъект деятельности индивид, рассматриваемый с позиций источника активности Индивид человек, своей активностью обеспечивающий свое бытие Субъектность характеристика субъекта деятельности, рассматриваемая с позиции проявления его индивидуальности с учетом условий и решаемых задач Становление субъекта деятельности развитие его субъектности через процессы саморегуляции: целеполагания, оценки, контроля, принятия решений Характеризуется набором индивидных качеств, состояний и действий (субстанциональная характеристика ) Индивидуальность индивид, характеризующийся индивидуальным набором качеств, состояний и действий Субъективность индивидуальность, рассматриваемая со стороны е проявлений в системе отношений, характеристик деятельности и ее результата Становление индивидуальности развитие индивидуальных качеств в системе отношений и деятельности

Изображение слайда
14

Слайд 14

14 Будем исходить из того, что в действительности существуют люди, которые проявляют активность (действуют), обеспечивая этим своё бытие. Отдельного человека назовем индивидом

Изображение слайда
15

Слайд 15

15 Если рассматривать его с позиций источника активности, деятельности и отношений, то индивид будет выступать субъектом жизнедеятельности

Изображение слайда
16

Слайд 16

16 Каждый индивид характеризуется набором индивидуальных качеств, которые в своей совокупности и характеризуют его как индивидуальность

Изображение слайда
17

Слайд 17

17 Если рассматривать индивидуальность с позиций её проявления в отношениях и деятельности, то мы получим субъективность, как свойственное данному субъекту деятельности систему отношений и индивидуальных характеристик деятельности и её результату

Изображение слайда
18

Слайд 18

18 Становление личности субъектом деятельности происходит в процессе организации своей деятельности. Организация личностью своей активности предполагает мобилизацию ресурсов в соответствии с мотивацией, результатом и целью деятельности.

Изображение слайда
19

Слайд 19

19 Саморегуляция заключается в направленной активизации психических процессов, в поддержании их определенного характера и интенсивности; она обеспечивает непрерывность психической активности на протяжении единой личностно значимой линии деятельности» « Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта»

Изображение слайда
20

Слайд 20

20 Системный характер активности субъекта в его целостном отношении с требованиями деятельности, отмечает К.А. Абульханова, реализуется через механизмы оценки, контроля и принятия решений.

Изображение слайда
21

Слайд 21

21 Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи

Изображение слайда
22

Слайд 22

22 Сознание отражает мир через мотивацию субъекта. «Человек воспринимает не только то, что есть в мире в целом, но, прежде всего, то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание – это отражающая способность действующего, деятельного субъекта.

Изображение слайда
23

Слайд 23

23 Способность к отражению связана с изменением позиции субъекта в ходе деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже не является значимым на другом. Именно поэтому надо говорить об условиях, которые в деятельности постоянно изменяются, обновляются»

Изображение слайда
24

Слайд 24

24 В лице субъекта деятельность приобретает индивидуальное выражение, характеризующееся как «индивидуальный стиль деятельности». Поэтому, рассматривая теоретические вопросы деятельности, мы, в первую очередь, сталкиваемся с методическими проблемами индивидуальности и субъекта деятельности, в котором эта индивидуальность проявляется.

Изображение слайда
25

Слайд 25

25 Некоторые методологические проблемы индивидуальности

Изображение слайда
26

Слайд 26

26 Обращаясь к теме индивидуальности, мы можем поставить вопрос: «когда же индивидуальность стала предметом обсуждения и описания?»

Изображение слайда
27

Слайд 27

27 Проводя литературный анализ «Илиады», В. Ярхо отмечает: «давно замечено, что автор «Илиады», очень наблюдательный по отношению к внешним проявлениям сильного чувства (гнева, страха и т.п.), не умеет изображать внутреннего состояния человека.

Изображение слайда
28

Слайд 28

28 Боги извне вкладывают в дух героя отвагу, боевой пыл, желания, полезную мысль. Таким образом, боги выступают движущей силой поступков героя.

Изображение слайда
29

Слайд 29

29 Внутренний мир героев остается для Гомера « в значительной степени непознаваемым и еще не воспринимается в единстве своих интеллектуальных и эмоциональных проявлений».

Изображение слайда
30

Слайд 30

30 Потребовалось несколько веков для того, чтобы мысль человека обратилась к самому себе.

Изображение слайда
31

Слайд 31

31 В полной мере отношение к внутреннему миру как сущностной реальности, характеризующей человека, мы находим в произведениях Платона (427 – 347 гг. до н.э.)

Изображение слайда
32

Слайд 32

32 Герой, достойный восхваления, по Платону, должен быть мудр, знающ и справедлив. Его поведение должно зависеть только от себя, а не определяется из вне какими-либо посторонними обстоятельствами. И здесь мы видим принципиальное различие с объяснением поведения героев Гомером.

Изображение слайда
33

Слайд 33

33 Таким образом, мы можем констатировать, что истоки «индивидуальности» как предмета научного изучения появляются в V – IV веках до н.э.

Изображение слайда
34

Слайд 34

34 Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самими собой в рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивидуальности опосредована социальными факторами».

Изображение слайда
35

Слайд 35

35 В приведенном отрывке «индивидуальность» понимается как: самобытный способ бытия конкретной личности; форма общественной жизни человека; выражение собственного мира человека.

Изображение слайда
36

Слайд 36

36 Анализируя приведенное понимание индивидуальности мы можем констатировать, что здесь говорится не о сущности индивидуальности, а о ее проявлении в бытие человека, его деятельности, общественной жизни.

Изображение слайда
37

Слайд 37

37 Индивидуальность – есть характеристика конкретного человека через его сущностные качества. И хорошо, если мы будем знать эти качества до того, как они проявятся в его поступках.

Изображение слайда
38

Слайд 38

38 Можно ли поставить вопрос так: «Каждый человек есть индивидуальность»?

Изображение слайда
39

Слайд 39

39 Говоря об индивидуальности конкретного человека, мы хотим знать, в чем выражается его индивидуальность. Нам бы хотелось знать, что породило эту индивидуальность? В каких условиях эта индивидуальность реализуется с наибольшим эффектом? Чего можно ожидать от данного человека?

Изображение слайда
40

Слайд 40

40 Таким образом, индивидуальность неотделима от конкретного человека, она не существует без конкретного человека, она составляет его сущность.

Изображение слайда
41

Слайд 41

41 Словарем для описания индивидуальности может служить только словарь описания нормального человека, как того общего, по отношению к чему и проявляется индивидуальность. Индивидуальны все, но каждый по-своему. Это важное методологическое положение.

Изображение слайда
42

Слайд 42

42 Пользоваться такими большими словарями для характеристики конкретного человека крайне затруднительно. Поэтому встает задача построения малопараметрической модели индивидуальности.

Изображение слайда
43

Слайд 43

43 Нами предпринята такая попытка. При составлении психограммы нормального человека мы обратились к следующим сферам внутренней жизни человека:

Изображение слайда
44

Слайд 44

44 мотивации; доминирующим целям поведения; доминирующим поступкам; когнитивной подсистеме; способностям; волевой регуляции; переживаниям

Изображение слайда
45

Слайд 45

45 В результате были получены сущностные качества, характеризующие нормального человека. Они представлены в таблице

Изображение слайда
46

Слайд 46

46 Сущностные качества, характеризующие нормального человека Реконструированные по текстам Выделенные по нейропсихологическим основаниям Энергичность (экстраверсия) Энергичность, активность Активность Альтруизм, эмпатия, человеколюбие Любовь, сострадание, милосердие Тревожность, боязливость, гневливость Эмоциональность Способности, интеллект, талант, одаренность, рефлексивность Способности, включая рефлексию Жертвенность Мужество Стремление к удовольствию Умеренность Воля Свобода воли Трудолюбие Преданность Общительность Трудолюбие Совестливость Общительность Сексуальность Криводушие, лицемерие, лукавство (подлость) Стремление к доминированию Эгоизм, цинизм, расчетливость

Изображение слайда
47

Слайд 47

47 Сравнение сущностных качеств (личностных черт) выделенных на основе нейропсихологических систем и реконструкции текстов позволяет сделать следующие выводы:

Изображение слайда
48

Слайд 48

48 1. Черты личности, выделенные на основе нейропсихологических систем, характеризуют поведение, направленное, прежде всего, на сохранение индивида, на его выживание. Их можно было бы характеризовать как эго-черты (или Я-черты ). По терминологии, предложенной Олпортом их можно отнести к центральным личностным диспозициям. Эти черты определяют эгоистический характер поведения, активность личности.

Изображение слайда
49

Слайд 49

49 2. Черты личности, выделенные на основе анализа текстов, характеризуют социально ценные стороны поведения. В определенной мере они противостоят природным чертам.

Изображение слайда
50

Слайд 50

50 Черты личности, входящие в нашу малопараметрическую модель, хорошо согласуются с факторами Большой Пятерки.

Изображение слайда
51

Слайд 51

51 Два перечня, выделенные на основе анализа текстов и по нейропсихологическим основаниям во многом дополняют друг друга и вполне могут составить основу малопараметрической модели личностных качеств.

Изображение слайда
52

Слайд 52

52 Таким образом, вторым важным методологическим принципом выступает требование описания индивидуальности через малопараметрические модели.

Изображение слайда
53

Слайд 53

53 Мы не случайно использовали термин «малопараметрическая модель» во множественном числе. Сегодня таких моделей может быть много.

Изображение слайда
54

Слайд 54

54 Следует иметь в виду, что малопараметрическая модель создается всегда с определенной целью. У малопараметрической модели есть заказчик.

Изображение слайда
55

Слайд 55

55 Нас может интересовать, как поведет себя конкретный человек: в общении, в неопределенной ситуации, в ситуации угрозы, в ситуации потери собственности, в ситуации возможного обогащения, в семье, в коллективе, других ситуациях

Изображение слайда
56

Слайд 56

56 Таким образом, мы подходим к третьему методологическому положению: нельзя описать индивидуальность человека одной моделью.

Изображение слайда
57

Слайд 57

57 Следствием данного положения является требование четкого описания области, для которой разрабатывалась данная модель в практических работах и экспериментальных исследованиях.

Изображение слайда
58

Слайд 58

58 Приступая к экспериментальному изучению субъектности, мы должны были определиться с тем видом деятельности, в котором эта субъектность будет проявляться.

Изображение слайда
59

Слайд 59

59 Ниже мы приводим данные субъектности восприятия рекламного сообщения, полученные М. Д. Кузнецовой. В качестве компонентов такого сложного явления как субъектность восприятия автором были обосновано отобраны следующие показатели: интеллектуального развития ( IQ ), рефлексии ( R ), внушаемости ( W ), самоактуализации ( S a ), субъективного контроля ( S k ).

Изображение слайда
60

Слайд 60

60 В число диагностируемых показателей не вошли мотивы. Это продиктовано спецификой исследования – изучалась не субъектность как таковая, а субъектность восприятия.

Изображение слайда
61

Слайд 61

61 Валидность симптомокомплекса субъектности восприятия рекламного сообщения проверялась через тест рекламозависимости. Положительная рекламозависимость показывает повышенное, некритическое доверие рекламе, низкий уровень субъектности восприятия рекламного сообщения.

Изображение слайда
62

Слайд 62

62 В таблице 9 отражены полученные данные по связи диагностируемых показателей субъектности с показателем рекламозависимости.

Изображение слайда
63

Слайд 63

63 Корреляционная матрица основных характеристик субъекта и показателей уровня рекламозависимости Основные факторы (характеристики) Рефлексия Внушаемость Уровень субъективного контроля Уровень самоактуализации Показатели IQ Положительная рекламозависимость Рефлексия 1,00 -0,33 0,48 -0,25 0,43 -0,39 Внушаемость -0,33 1,00 -0,35 -0,23 -0,53 0,64 Уровень субъективного контроля 0,48 -0,35 1,00 0,28 0,51 -0,35 Уровень самоактуализации -0,25 -0,23 0,28 1,00 0,24 -0,19 Показатели IQ 0,43 -0,53 0,51 0,24 1,00 -0,58 Положительная рекламозависимость -0,39 0,64 -0,35 -0,19 -0,58 1,00 Примечание. Курсив - корреляция, значимая на уровне р < 0,05; полужирный- корреляция, значимая на уровне р < 0,01.

Изображение слайда
64

Слайд 64

64 В форме корреляционных плеяд это нашло отражение на рис.

Изображение слайда
65

Слайд 65

65 - положительная связь, значимая на уровне р < 0,05 - отрицательная связь, значимая на уровне р < 0,05 Корреляционная плеяда, отражающая субъектность восприятия рекламного сообщения

Изображение слайда
66

Слайд 66

66 Проведенный автором регрессионный анализ позволил получить следующее общее уравнение регрессии: ПР = 16,54492 + 0,30727 * В - 0,19095 * IQ - 0,05206 * Р – 0,04413 * Са + 0,00980 * УСК Где: ПР - показатель уровня положительной рекламозависимости 16,54492 - свободный член регрессионного уравнения В - оценка уровня внушаемости IQ - оценка уровня развития интеллекта Р - оценка рефлексивности Са - оценка уровня самоактуализации УСК - оценка уровня субъективного контроля

Изображение слайда
67

Слайд 67

67 Полученная математическая модель субъектности восприятия рекламного сообщения, выраженная уравнением регрессии, является частным случаем (одной из моделей), описывающим субъектность по отношению конкретной ситуации

Изображение слайда
68

Слайд 68

68 Таким образом, можно констатировать, что изучение любой деятельности будет связано с изучением субъекта этой деятельности, описание его через субъектные характеристики, в которых находят отражение индивидуальные качеств (индивидуальность) человека

Изображение слайда
69

Слайд 69

69 Для описания субъекта деятельности желательно пользоваться малопараметрическими моделями, представляя результаты в виде математических моделей

Изображение слайда
70

Слайд 70

70 Вопросы для самопроверки Как связаны понятия: «индивид», «субъект деятельности», «субъектность», «субъективность», «индивидуальность»? Какие два аспекта характеристики субъективного можно выделить? За счет каких процессов происходит становление субъекта деятельности. Какова роль саморегуляции в этом процессе? Когда индивидуальность стала предметом обсуждения?

Изображение слайда
71

Последний слайд презентации: Субъект и субъектность деятельности Лекция 3

71 Вопросы для самопроверки Два подхода к описанию индивидуальности Каждый ли человек является индивидуальностью? Чем объясняется необходимость разработки малопараметрических моделей индивидуаль-ности? Исчерпывается ли описание индивидуаль-ности одной моделью? Какие преимущества мы получаем, когда описываем индивидуальность субъекта деятельности математической моделью?

Изображение слайда