Презентация на тему: Структурно-логические схемы по философии

Структурно-логические схемы по философии
Структурно-логические схемы по философии
Исторические типы мировоззрения :
Структурно-логические схемы по философии
Место философии в системе духовного освоения человеком мира
Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.
Структурно-логические схемы по философии
Античная философия ( VI век до н.э. – III век н.э.)
Структурно-логические схемы по философии
Философия европейского Средневековья ( III - XIV вв.)
Структурно-логические схемы по философии
Номинализм и реализм в средневековой схоластике
Философия эпохи Возрождения ( XV-XVI вв.)
Основные течения философской мысли Возрождения
Философия начала Нового времени (конец XVI- начало XVIII в.)
Эмпиризм в европейской философии XVII- начала XVIII вв.
Гносеологический рационализм в философии XVII- начала XVIII вв.
Философия французского Просвещения ( XVIII в.)
Основные направления французского Просвещения и их представители
Немецкая классическая философия
Общий вывод гносеологии Канта : «вещь в себе непознаваема» наука имеет непроходимые для себя границы, а философия, признанная перейти эти границы, натыкается
Структурно-логические схемы по философии
Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) – немецкий философ, последний представитель немецкой классической философии. В юности слушал лекции Гегеля и был
Марксистская философия
Основные направления западной неклассической философии XIX-XX вв. Исторические предпосылки:
Русская философская мысль XIX- начала XX гг.
Структурно-логические схемы по философии
ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) Бытие – центральная категория философской онтологии, обозначающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь
БЫТИЕ И СУБСТАНЦИЯ Субстанция – важнейшая категория философской онтологии, выражающая предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его
ПОНЯТИЕ МАТЕРИИ
Атрибуты материи Движение
Структурно-логические схемы по философии
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
К онцепции развития в истории философии
Структура материалистической диалектики
Основные законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей Основное содержание : раскрывает источник саморазвития – диалектические противоречия.
Закон взаимопереходов количественных и качественных изменений
Закон отрицания отрицания Основное содержание : раскрывает общую направленность (тенденцию) саморазвития, которая в схематическом изображении может быть
Сознание и познание ГНОСЕОЛОГИЯ ( ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) раздел философии, изучающий принципиальную возможность познания мира человеком, источники, формы и способы
Структурно-логические схемы по философии
Структурно-логические схемы по философии
Структурно-логические схемы по философии
Структурно-логические схемы по философии
Структурно-логические схемы по философии
Структурно-логические схемы по философии
Структурно-логические схемы по философии
1/46
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (455 Кб)
1

Первый слайд презентации: Структурно-логические схемы по философии

Изображение слайда
2

Слайд 2

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность. Факторы формирования мировоззрения : внешние – эпоха, культура, общественный строй, социальная макро- и микросреда ; внутренние – самообразование, самовоспитание. ф

Изображение слайда
3

Слайд 3: Исторические типы мировоззрения :

Мифологический Характерен для доклассового общества; основан на традиционном укладе жизни и направлен на его сохранение. Основные черты: очеловечивание природы; направленность на решение конкретных жизненных задач; художественная образность. Религиозный формируется при разложении мифа как мировоззрения; характерен для классовых обществ; Главные функции в обществе: компенсаторская, нравственно-воспитательная. Основные черты : 1) вера в сверхъестественные силы, определяющие жизнь природы, человека и общества; 2) раздвоенность мира на посюсторонний и потусторонний; Философский возникает при разложения мифологического мировоззрения. Отличается системностью и рациональностью. Основные черты: 1) опора на научные знания, общественную практику и логические рассуждения; 2) рефлексивность; 3) чёткий понятийный аппарат.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Основные разделы философского знания Онтология (учение о бытии) Гносеология (учение о знании –теория познания) Методология (учение о методах познания) Социальная философия (учение об обществе) Философская антропология (учение о человеке) Основные особенности философии относительно науки: Наиболее ярко выраженный мировоззренческий характер. Предельно общий характер изучаемых законов и используемого при этом понятийно-категориального аппарата. Выработка базовых мировоззренческих идей и методологических установок, используемых в науке «Вечность» исследуемых проблем, никогда не имеющих окончательного решения. Отражение ценностных ориентаций и идеалов своей эпохи и определенной культуры. Присутствие в философских учениях не только объективного знания, но также личностного мировоззрения создававших их мыслителей

Изображение слайда
5

Слайд 5: Место философии в системе духовного освоения человеком мира

Философия Наука Религия Искусство Основное предназначение философии в обществе – формирование мировоззрения Эта мировоззренческая цель является системной и реализуется через ряд других функций – онтологическую, гносеологическую, методологическую, прогностическую, критическую и др.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы

« Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе » (Ф.Энгельс). Вопрос этот имеет две стороны (аспекта) своей постановки и решения: 1) онтологическую, в которой указанное отношение определяется в плане уяснения сущности мира (его духовности или материальности); 2) гносеологическую, в которой это отношение рассматривается в плане установления принципиальной возможности соответствия между содержанием сознания человека и окружающей его действительностью, т.е. достижения объективности знания.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Дуализм равнозначность и независимость материи и сознания Материализм Идеализм первичность материи, вторичность сознания первичность сознания, вторичность материи Онтологическая сторона осн. вопроса философии: что первично: дух или материя? Диалектический считает мир и наши знания о нем постоянно изменяющимися и развивающимися в силу присущих им внутренних противоречий. Метафизический считает мир качественно неизменным (разновидность – вульгарный материализм, рассматривающий сознание как особую форму материи). Объективный первопричиной мира полагает нечто объективно-духовное (Бога, мировой разум, особый «мир идей» и т.п.). Субъективный ставит существование материального мира в зависимость от его восприятия и осмысления познающим субъектом (человеком или человечеством). Гносеологическая сторона осн. вопроса философии: познаваем ли мир и насколько? Гносеологический оптимизм Объективное знание возможно: в мире было и будет много непознанного, но нет непознаваемого Гносеологический пессимизм (агностицизм) Объективное знание принципиально невозможно: вещи всегда даны нам в опыте, а он ограничен и субъективен

Изображение слайда
8

Слайд 8: Античная философия ( VI век до н.э. – III век н.э.)

Исторические предпосылки : Особенности уклада жизни в греческих полисах и широкое распространение в них политических режимов с выборной властью (рабовладельческая демократия, аристократия и др.) Географическое положение, предопределившее посредническую роль греков между Азией, южной Европой и северной Африкой (торговля, путешествие, обмен знаниями и культурой); Уменьшение роли традиций в укладе общественной жизни. Характерные черты : Центральный мировоззренческий принцип – Космоцентризм ; Основные средства философского познания – острая наблюдательность, обобщение и строгие логические размышления; Выработка основных философских понятий (категорий); Зарождение основных философских традиций: материализма и идеализма, диалектики и метафизики.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Ранняя классика (досократики) Милетская школа Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – поиск первостихий мира. Эфесская школа Гераклит –стихийная диалектика мира. Элейская школа Парменид, Зенон – проблема бытия Пифагорейская школа Пифагор и ученики – сведение мира к числовым отношениям. Средняя классика Атомизм Левкипп, Демокрит – обоснование дискретности и множественности бытия; Софисты (отрицание объективности знания) ; Сократ (открытие проблемы человека, разработка диалектики как искусства спора, рождающго истину) Высокая классика Платон (учение об идеях и вещах, о душе и познании как припоминании, об идеальном государстве). Аристотель (самоопределение философии, учение о форме и материи, о первопричинах бытия вещей, о формах движения, о мышлении, об обществе, логика) Поздняя классика (эллинизм) Эпикуреизм ( Эпикур, Тит Лукреций Кар – развитие атомизма, в этике – гедонизм); Стоицизм (мир – живой и разумный космос, человек должен смириться с судьбой) Скептицизм (Пиррон и др. – критика познавательного оптимизма, сомнение в объективности знания ) Материализм Зародышевые формы. Учения о первоначалах (первостихиях ) мира: Фалес – вода; Анаксимандр – апейрон: Анаксимен – воздух; Гераклит – огонь; Ксенофан – земля; и др. Относительно зрелые формы. Атомизм Демокрита: бытие это атомы; они различаются по конфигурациям и размерам, движутся в пустоте (небытии); их соединение – рождение вещей, разъединение –гибель; отсюда – дискретность мира, множественность вещей, их изменчивость и преходящий характер при неделимости и вечности мира. Душа состоит из атомов, не обладает бессмертием; знания– результат отпечатков на ней от атомных оболочек вещей. Все происходит по необходимости; случайность же – лишь непознанная необходимость. Учение Эпикура : случайность существует, связана с самоотклонением атомов и является предпосылкой свободы. Идеализм Зародышевые формы. Учения Пифагора о числах как первопричинах и основах бытия мира, Парменида о равенстве подлинного бытия мысли и неподлинности бытия вещей, Сократа об идеальной сущности бытия мира и человека. Относительно зрелые формы. Учение Платона о вечности мира идей (сущностей) и порождении ими (вторичности) вещей; о вечности человеческих душ и их временности пребывания в теле; о познании как припоминании душой своей подлинной жизни в мире идей; об идеальной сути государства. Учение Аристотеля об активной и определяющей роли «формы» по отношению к материи и формальных причинах бытия вещей и «форме всех форм» как нематериальном демиурге (творце) вещного мира.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Философия европейского Средневековья ( III - XIV вв.)

Исторические предпосылки : 1. Зарождение и развитие феодальных отношений в Западной Европе; 2. Распад Римской империи и необходимость объединения возникших на ее руинах государств в борьбе с варварами при отсутствии единой социально-экономической и политической базы; 3. Распространение христианства, постепенное превращение его из «религии низов» в господствующую идеологию большинства европейских государств. 4. В идейном плане платонизм и неоплатонизм, позже – аристотелизм. Основные принципы : 1. Теоцентризм. 2. Креационизм. 3. Провиденциализм. Характерные черты : 1. Потеря философией своей самостоятельности и превращение ее в «служанку богословия»; 2. Подчинение разума – вере; 3. Разработка философской картины мира, основанной на религиозной (христианской) догматике. Основные проблемы : 1. Соотношение Бога и мира. 2. Соотношение души и тела в человеке. 3. Соотношение веры и разума. 4. Соотношение философии и теологии. 5. Теодицея (оправдание Бога за земные грехи людей).

Изображение слайда
11

Слайд 11

Основные этапы становления и развития средневековой философии : 1. Апологетика ( II - III вв.) – период деятельности раннехристианских писателей ( Юстин Мученик, Тертуллиан, Ориген и др.), в своих произведениях и письмах к римским императорам и их наместникам в регионах (апологиях) защищавших принципы христианства и христиан от критики и преследования; 2. Патристика ( III - VIII вв.) – этап выработки патристами («отцами церкви») первооснов христианского вероучения путем рационального обоснования и толкования религиозной мифологии и догматики. Основные представители : Василий Великий, обосновавший и изложивший принципы христианской космологии; Григорий Нисский, разработавший теорию символической интерпретации Библии); Иоанн Дамаскин, бывший идейным противником иконоборчества; Аврелий Авгус т ин (Блаженный), показавший в работе «Исповедь» свой трудный путь к Богу через преодоление «заблуждений», обосновывавший религиозный аскетизм, считавший, что познание вещей возможно лишь через самоочищение в служении Творцу. В работе «О граде божьем» он, развивая учение о божественном предопределении. основал христианскую философию истории, 3. Схоластика ( IX - XIV вв.) – заключительный этап, представленный прежде всего в трудах преподавателей епископальных и монастырских школ и университетов. Основная задача – рациональное толкование христианских догм и положений, высказанных патристами. Основные представители : Иоанн Скот Эриугена, выдвинуший принцип использования философии как средства обоснования религии; Ансельм Кентерберийский, разработавший онтологическое доказательство бытия Бога, выводя его из понятия Бога как абсолютного совершенства, считал веру необходимой предпосылкой знания; Фома (Томас) Аквинский, интерпретировавший соответствующим образом, учение Аристотеля с целью обоснования христианских идей; разработал пять обоснований бытия Бога, трактуя его как абсолютную силу, не только творящую мир по своему замыслу, но и способную уничтожить его после полной реализации этого замысла, предложил пять доказательств бытия Бога).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Номинализм и реализм в средневековой схоластике

Номинализм (лат. «номина» – имя, название) Отрицал объективное существование общего в мире. Крайний Признаёт объективное существование лишь единичных вещей, считая общие понятия только именами, согласованно и произвольно даваемыми вещам людьми, а потому существующими только в человеческом уме Представители: И.Росцелин, У.Оккам и др. Умеренный Признаёт объективное существование вещей, которые, будучи творением единого Бога, содержат общее, что и отражается в понятиях о них и, соответственно, в их именах. Представитель – Пьер Абеляр, учение которого получило название концептуализма. Реализм (лат. «реалис» - действительный) Утверждал объективное существование общего в мире Крайний Считает подлинным существование не вещей, а идей (общих понятий), которые имеются в уме Бога и служат ему образцами для творческой деятельности в мире. Представители : Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский и др. Умеренный Полагает, что общее имеет три формы своего бытия: 1. До вещей (в уме Бога); 2. В вещах, как его творениях; 3. После вещей (в человеческих понятиях). Наиболее яркий представитель – Фома Аквинский.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Философия эпохи Возрождения ( XV-XVI вв.)

Исторические предпосылки : 1. Рост городов с концентрацией в них развития ремесел, искусства, медицины и др. 2. Развитие торговли и мореплавания. 3. Зарождение внутри феодализма нового (буржуазного) типа общественных отношений. 4. Процесс постепенной секуляризации (освобождения от влияния религии) всех сфер жизни общества. 5. Возрастание интереса к естественнонаучному знанию, а также к античной культуре. Основные принципы : 1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм. 3. Пантеизм. Характерные черты : 1. Восстановление на новом уровне ряда идей античной философии. 2. Выдвижение в центр философских размышлений проблем антропологии, гносеологии и методологии познания. 3. Критика средневековой теологии и схоластики. Основные проблемы : 1. Деятельность человека как творца собственной жизни 2. Поиск естественных причин вещей как основы творческой деятельности человека. 3. Соотношение общего и единичного как методологический принцип.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Основные течения философской мысли Возрождения

Гуманизм течение, отстаивающее принцип человеколюбия, понимание человека как творца собственной судьбы Представители: Лоренцо Валла (1407 – 1452), в диалоге «О наслаждении как подлинном благе» трактовал наслаждение как стремление к жизни достойной человека. Пико делла Мирандола (1463 – 1494), в трактате «Речь о достоинстве человека» уравнивал человека с Богом, понимая его как единство физической и духовной красоты. Эразм Роттердамский (1466 – 1536), в работах «Похвала глупости», «О свободе воли» уделяет большое внимание знанию и образованию, ставя их на первое место среди добродетелей человека. Пантеизм ( с гр.: Пан - всё, Теос - Бог) – течение, отрицавшее Бога как личность и сближавшее его с природой Представители: Николай Кузанский (1401 – 1464), в работе «Об учёном незнании» рассматривал Бога как единство абсолютных максимума и минимума, приписывал природе его атрибуты (бесконечность и разумность), тем самым во многом отождествляя Творца и его творение. Джордано Бруно (1548-1600) отождествлял Бога и природу, считая материю предпосылкой и того, и другого; отстаивал идеи бесконечности Вселенной, множественности миров в ней. Отказался от уступок Церкви и был сожжён на костре Представители: Социальная философия (философия общества) Представители: Никколо Макиавелли (1469-1527) – флорентийский политик и писатель. В работе «Государь» отвергал идею божественного происхождения государства, считая, что оно появилось из необходимости обуздания низменной природы человека. Томас Мор (1478-1535) – в книге Утопия» нарисовал картину общества, где отсутствует частная собственность, существует выборность власти и всеобщая трудовая повинность (в течение 6 часов), а результаты труда распределяются поровну. Томазо Кампанелла (1568-1639) в книге «Город Солнца» выдвигал схожие с Т. Мором идеи, при этом большую роль отводя образованию и воспитанию.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Философия начала Нового времени (конец XVI- начало XVIII в.)

Исторические предпосылки : 1. Переход от цехового ремесленничества к мануфактурному и машинному производству. 2. Становление экспериментального естествознания и аналитической математики. 3. Развитие национальных и начало становления мирового рынков. 4. Нарастание борьбы третьего сословия за свободу хозяйствования и доступ к государственному управлению, вылившейся в ряд ранних буржуазных революций. 5. Религиозная Реформация, приведшая к появлению новых ( протестанских ) конфессий. Основные принципы : 1. Гносеоцентризм. 2. Метафизичность. 3. Механицизм. Характерные черты : 1. Абсолютизация роли науки в жизни и развитии общества. 2. Перенос центра философских исследований в область гносеологии и методологии. 3. Борьба эмпиризма (сенсуализма) и рационализма. Главные проблемы : 1. Роль чувств и разума в познавательной деятельности человека ( сенсуализм и рационализм ). 2. Разработка подлинно научного метода познания. 3. Обоснование новых ( капиталистических ) общественных порядков.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Эмпиризм в европейской философии XVII- начала XVIII вв

ЭМПИРИЗМ (лат. «эмпирио» – опыт) – гносеологическое учение, считающее единственным источником знаний опыт. Получило развитие в XVII в. прежде всего в Англии. Основные представители: Френсис Бэкон (1561-1626) – философ и естествоиспытатель, политический деятель, теоретически обосно-вал экспериментальную науку. Основные произведения: «Новый Органон», «О достоинстве и преуспе-вании наук», «Новая Атлантида». Утверждал, что без данных опыта ум – пуст. Разработал учение о трех путях познания (1. «путь муравья», 2. «путь паука», 3. «путь пчелы», который считал наиболее плодо-творным). Вскрыл основные причины заблуждений в науке («призраки разума»). Главным методом науки считал индукцию. Полагал, что истинное знание не может быть самоцелью, а должно служить усилению преобразовательной мощи человека. Философское кредо: «Знание – сила». Томас Гоббс (1588-1679) –продолжатель традиции Ф.Бэкона. Утверждая эмпиризм, не отрицал и опре-деленных достоинств рационалистического метода. Основные работы: «О теле» и «О человеке». Обратил внимание на язык не только как средство познания, указав на его роль в выработке общих идей. В работе «Левиафан» указывал на естественное происхождение государства, заложил основы теории «общественного договора», как пути преодоления извечной «войны всех против всех». Джон Локк (1632-1704) – продолжая традицию эмпиризма, довел его до сенсуализма («нет и не может быть в уме ничего, что до этого не было в чувствах (ощущениях)». Основное гносеологическое произ-ведение: «Опыт о человеческом разумении». Опыт делил на «внешний» (ощущения) и «внутренний» (рефлексия), из которых первый является источником знания, а второй – делает знание более ясным. Первым выразил идею разделения властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). Джордж Беркли (1685-1753) – религиозный философ, основатель классического субъективного идеа-лизма. Главный труд: «Трактат о началах человеческого знания». Считал понятие материи фикцией, рассматривая вещи как существующие в уме комбинации ощущений. Дэвид Юм (1711-1776) – субъективный идеалист, основатель классического агностицизма. Считал вопрос о существовании вещей принципиально неразрешимым. Главный труд: «Трактат о человеческой природе».

Изображение слайда
17

Слайд 17: Гносеологический рационализм в философии XVII- начала XVIII вв

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. «рацио» - ум) – гносеологическое учение, считающее основой получения достоверного знания ум, содержащий «врожденные идеи» (интеллектуальную интуицию) и следующий законам логики. Основные представители: Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, математик, механик. Главные произведения: «Начала философии», «Рассуждения о методе», «Правила для руководства ума». Резко критиковал эмпиризм с позиции недоверия опыту как источнику научного познания. Единственным таким источником считал ум с его «врожденными идеями», которым присущи самоочевидность и ясность. Являлся разработчиком дедуктивного метода. Важнейшим принципом познания считал сомнение. В онтологии – дуалист: признавал наличие двух равноправных и независимых субстанций бытия – духовной и телесной, а также высшей субстанции – Бога, координирующего их в человеке. Природу, в т. ч. органическую, рассматривал с механистических позиций. Спиноза Бенедикт (1632-1677) – голландский мыслитель, последователь рационализма Декарта. Главные труды: «Трактат о совершенствовании разума», «Этика». Считал основой познания «интеллектуальную интуицию» и логику. Корень всех предрассудков видел в незнании и приписывании вещам человеческих качеств и целей. В своей онтологии с пантеистических позиций критиковал Декарта, считая, что материя, будучи причиной самой себя, обладает двумя атрибутами – мышлением и протяжением. Субстанция же мира – едина (Бог и природа лишь два названия одного и того же). Разработал учение о взаимосвязи свободы и необходимости. Лейбниц Готфрид (1646-1716) – немецкий философ, математик, логик. Отстаивал рационализм с позиций объективного идеализма. В работе «Новые опыты о человеческом разуме» выступал против учения Локка о душе как «чистой доске», добавляя к формуле «Нет ничего в уме, чего не было бы в чувствах», добавлял: «кроме самого ума». В труде «Монадология» утверждал, что мир состоит из духовных частиц – «монад», обладающих внутренней активностью. Они делятся на низшие (у неживых вещей и растений), средние (у животных), высшие (у человека) и находятся друг относительно друга в предустановленной Богом гармонии. Сам Бог при этом выступает верховной монадой. Учение Лейбница содержит элементы диалектики, в частности, идею о возможности саморазвития и взаимопереходов монад.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Философия французского Просвещения ( XVIII в.)

П РОСВЕЩЕНИЕ – идейное течение XVIII века, смысл которого состоит в утверждении возможности, благодаря распространению науки и культуры во всех социальных слоях, переустроить общество на началах разума и справедливости. Важная роль в этот отводилась изданию «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (вышла в 17 томах с 1751 г. по 1780 г.), Исторические предпосылки : 1. Распространение буржуазных общественных отношений в Европе и США. 2. Нарастание кризисных явлений в жизни феодальной Франции, нарастание и обострение революционной ситуации. Основные принципы : Вера в разум. Механистичность и метафизичность. Созерцательность (в гносеологии). Характерные черты : 1. Обостренная критичность по отношению к прежним социальным устоям и традициям. 2. Идеалистическое понимание общества и его истории. 3. Вера во всемогущество просвещения как движущую силу общественного прогресса. 4. Антицерковная и антирелигиозная направленность. Основные проблемы : 1. Поиск основных путей общественного развития, принципов гармонизации жизни общества и человека. 2. Выработка новых общественных идеалов и ценностей («свобода, равенство, братство»). 3. Проблемы гносеологии (познаваемость мира, взаимосвязь чувств и разума, и др.).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основные направления французского Просвещения и их представители

Основные направления и их представители : Деизм ( лат. «деус» – Бог) – течение в философии, видевшее в Боге лишь творца и перводвигателя всего сущего, при этом отвергавшее его вмешательство в дальнейший ход событий в природе и обществе. Его представители, не отрицая нравственной роли религии, выступали с антицерковных позиций. Вольтер Франсуа (1694-1778) – вплотную подошел к идее несотворённости материи, однако конечную причину ее движения усматривал в Боге; активно пропагандировал учение Ньютона; в теории познания опирался на сенсуализм Д. Локка. Труды: «Кандид», «Орлеанская дева», статьи в «Энциклопедии». Руссо Жан Жак (1712-1778) – разработчик теорий «естественных прав человека» и «общественного договора», в которых причину общественной несправедливости усматривал в частной собственности, а путь к социальному равенству видел в ее устранении; в теории познания – сенсуалист. Работы: «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основания неравенства между людьми». Материализм – отвергал идею существования Бога, утверждая несотворённость материи и движения. Дидро Дени (1713-1784) – в онтологии утверждал единство материи и движения, хотя и сводил движение к механическим взаимодействиям, был сторонником атомизма; в гносеологии – сенсуалист. Работы: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы» и др. Гольбах Поль (1723-17890) – считал движение способом существования материи, сводя его к механической форме; вскрывал социальные корни религии, важнейшими из которых считал невежество и защиту привилегий короля, дворянства и духовенства; в области социальной философии считал решающей силой истории деятельность выдающихся личностей. Основной труд – «Система природы», Гельвеций Клод (1715-1771) – в гносеологии – приверженец сенсуализма, в методологии – механицист, в этике –один из разработчиков теории «разумного эгоизма». Работы: «О человеке», «Об уме» и др. Ламетри Жюльен (1709- 1751) – наиболее ярко выразил механицизм, утверждая, что люди и животные есть искусно созданные природой самозаводящиеся механизмы. Основные труды: «Человек-машина», «Человек-растение».

Изображение слайда
20

Слайд 20: Немецкая классическая философия

И. Кант И.Г. Фихте Ф.В.Й. Шеллинг Г.В.Ф. Гегель Л.А. Фейербах Исторические предпосылки: 1. Месторасположение Германии между бурно развивающимися странами (Англией, Францией и др.) и относительно консервативной Россией, что позволило сопоставить и проанализировать эти «полюса», усмотрев роль противоречий в общественном развитии; 2. Кризис феодализма в Германии и зарождение здесь буржуазных общественных отношений; 3. Немецкое Просвещение, в лице Гете, Шиллера, Гейне и др. Характерные черты: 1. Традиционность философской проблематики; 2. Тесная связь с современным естествознанием; 3. Антидогматизм и критичность к своим идейным предшественникам. Основные проблемы: 1. Критика созерцательности и рассмотрение человека как активного субъекта истории и познания; 2. Разработка новой логики и методологии познания; Представители:

Изображение слайда
21

Слайд 21: Общий вывод гносеологии Канта : «вещь в себе непознаваема» наука имеет непроходимые для себя границы, а философия, признанная перейти эти границы, натыкается на неразрешимые противоречия – антиномии. Категорический императив ( безусловное требование нравственного поведения ) – 2 формулировки: 1. Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего закона ; 2. Поступай так, чтобы и в своем лице и в другом человеке всегда видеть цель, но никогда только средство. « Две вещи поражают и восхищают меня: звёздное небо над моей головой и нравственный закон во мне ». В целом философия И. Канта характеризуется как «трансцендентальный идеализм» (от лат. «трансцендере» – выходящий за пределы опыта), поскольку и в гносеологии, и в этике основные понятия и принципы носят внеопытный (по сути, божественный) характер и постигаются лишь интуицией

«Вещь- в-себе» Объективная сущность предмета Ощущения и априорные (доопытные) формы чувственности - пространство и время «Вещь- для-нас» Явление предмета субъекту Рассудок : познание частного априорные (доопытные) понятия – категории естествознания Разум : познание всеобщего антиномии - неразрешимые противоречия- разума Схема познавательного процесса Кант Иммануил (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии. Выделяют два этапа творчества: 1 ) « докритический » (до 1970-х гг.) и 2) « критический». На первом Кант выступает как натурфилософ («Всеобщая история и теория неба» и др. работы), на втором этапе – пытается преодолеть механистичность и созерцательность в понимании взаимосвязи субъекта и объекта познания ( «Критика чистого разума» ), разрабатывает новое понимание нравственности ( «Критика практического разума» ) и решает проблемы эстетики(«Критика способности суждения»). Философия, по И. Канту, должна сосредото-читься на решении трёх вопросов: « Что я могу знать? », « Что я должен делать? », « На что я могу надеяться? » Из их решения вытекает и решение главного вопроса: « ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? »

Изображение слайда
22

Слайд 22

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – вершина немецкой классической философии, в онтологии – автор концепции «абсолютного идеализма», который может быть охарактеризован как панлогизм («Всё действительное разумно, все разумное действительно»), создатель теоретической диалектики как учения о саморазвитии, его основных категориях и принципах (хотя и на объективно-идеалистической основе). Исходный принцип его философии – конкретное тождество мышления и бытия на основе первичности первого Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философская пропедевтика» Основные положения философской концепции Основные идеи Их трактовка ( понятия) Абсолютная Идея Саморазвивающийся и самопознающий себя Мировой разум – единственная подлинная реальность, последовательно проявляющая себя в различных формах: 1) саморазвитие в форме чистой мысли; 2) саморазвитие в форме природы (как своего инобытия); 3) самопознание в форме Духа (человеческого сознания). Этапы развития Духа Субъективный – сознание индивида; Объективный – семья, государство, право. Абсолютный – искусство, религия и философия (высшие формы проявление духа). Основные принципы Источник его – внутренние противоречия; Механизм (способ) – количественно- саморазвития Идеи качественные взаимопереходы; Направление – «спираль» как результат двойного отрицания (отрицание отрицания) История и прогресс Сущность - возрастание в обществе меры свободы: 1) Восточная эра – свободой в обществе обладает один человек, остальные – рабы; 2) Греко-римская эра – свобода элиты (немногих) за счет большинства; 3) Германская эра – осознание всеобщей свободы. История представляется результатом деятельности вождей и героев, но фактически определяется Абсолютной идеей (в чем и заключается «хитрость Разума»).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) – немецкий философ, последний представитель немецкой классической философии. В юности слушал лекции Гегеля и был поклонником его учения, но в дальнейшем отошел от него и подверг критике за идеализм и мистификацию действительности. Цели философии видел в 1) критике и борьбе с религией и идеализмом и 2) обосновании новой философии, которая должна быть учением о человеке, или антропологией (в связи с чем его философия определяется как антропологический материализм. Основные работы : «Сущность христианства»; «Сущность религии»; Основные положения философии будущего». Основные содержание философского учения

Идеи (понятия) Их с одержание Природа (материя) Человек Бог Религия Познание Смысл жизни Вечна и бесконечна, никем не сотворена, а потому и неуничтожима. Продукт и часть природы, представляющая собой единство телесного и духовного. Идеальный образ, созданный человеком как олицетворение своих лучших качеств: («Не Бог создал человека по образу своему и подобию, а человек создает Бога»). «Сон человеческого духа», имеющий своими корнями невежество человека, страх и незащищенность перед силами природы, тяжёлые условия жизни. Мир познаваем, познавательные возможности человека безграничны («то, что не познали мы, познают наши потомки»). Основа познания – ощущения человека, порождаемые объективным миром и осознаваемые его рассудком и разумом. Стремление к счастью, высшим проявлением которого является любовь. Человек не может существовать без другого человека, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки своего эгоизма. Основные недостатки 1. Метафизичность; 2. Внеисторичность; 3. Непонимание общественно-исторической сущности человека.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Марксистская философия

Исторические предпосылки В социально-экономической сфере – кризис классического капитализма, вылившийся в ряд крупных выступлений рабочего класса против буржуазии в 40-х гг. XIX в. (восстания ткачей в Лионе и Силезии). В научной сфере – ряд великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Ч.Дарвина). В области философии – достижения немецкой классической философии (прежде всего идеалистическая диалектика Гегеля и метафизический материализм Фейербаха). Основные принципы и характерные черты 1) Материальное единство мира; 2) Всеобщая взаимосвязь и саморазвитие; 3) Историзм; 4) Конкретность, объективность и всесторонность рассмотрения; 5) Органический синтез диалектики и материализма; 6) Распространение материализма на понимание общества и его истории; 7) Открытая и последовательная идеологичность. Основные проблемы 1) Развитие диалектики на материалистической основе; 2) Распространение материализма и диалектики на понимание общественного развития; 3) Революционное преобразование общества и преодоление отчуждения человека; 4) Диалектика процесса познания и уяснение роли практики в нем. Основные этапы 1-й этап – создание К. Марксом и Ф Энгельсом и развитие новой философской доктрины, обоснование ее творческого характера. В основе ее лежит: 1) осознание роли общественно-исторической практики как способа бытия человека и общества и важнейшего фактора (основы, движущей силы, цели, критерия истинности) их познавательной деятельности; 3) открытие материалис-тического понимания истории; 4) раскрытие истоков и сущности отчуждения человека в анта-гонистическом обществе и путей его преодоления; 2-ой этап – развитие В.И.Лениным основных положений марксистской философии и ее категориального аппарата в новых исторических условиях, в том числе: 1) диалектико-материалистический анализ революции в физике; 2) защита и дальнейшее развитие на этой основе диалектико-материалистических мировоззренческих и методологических принципов; 3) выработка нового (философского) определения материи; 4) разработка теории отражения;

Изображение слайда
25

Слайд 25: Основные направления западной неклассической философии XIX-XX вв. Исторические предпосылки:

Направление Основное содержание и представители Иррационализм Философское течение, противоположное рационализму. В онтологии отрицает закономерность («разумность») мироустройства, в гносеологии – возможность его рационального познания. Основоположники – Шопенгауэр А., Кьеркегор С. Включает в себя такие школы, как: философию жизни (Ницше Ф., Дильтей В.), феноменологию (Гуссерль Э., Гартман Н.), экзистенциализм (Ясперс К., Хайдеггер М., Камю А., Сартр Ж.-П.), Позитивизм, или «положительная философия», и постпозитивизм Философское течение, претендующее на статус единственной научной философии представители которой отводили философии роль «служанки науки», помогающей ей очиститься от всех форм знания, не опирающихся на опыт. Проходит три этапа: классический позитивизм ( Конт О., Спенсер Г.); эмпириокритицизм (Мах Э., Авенариус Р.); неопозитивизм (Рассел Б., Карнап Р., Витгенштейн Л. и др.). Последний в качестве критерия научности теории вводит принцип ее «верификации». Начиная с 70-х гг. XX вв. его сменяет постпозитивизм (Поппер К., Кун., Лакатос И.), выдвигающий в качестве такого критерия «фальсификацию» - принципиальную возможность ее опровержения, а также рассматривает развитие науки как смену научных парадигм (типов рациональности).

Изображение слайда
26

Слайд 26: Русская философская мысль XIX- начала XX гг

Исторические предпосылки: 1. Культурные традиции, связанные с влиянием православия как государственной религии; 2. Появление в России мыслителей мирового уровня (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и др.), их влияние на политическую и культурную жизнь российского общества 3. Особенности уклада жизни, прежде всего – сельского (общинность); 4. Влияние на российскую культурную элиту западноевропейской культуры и философии (французское Просвещение и немецкая философская классика; 5. Усиливший это влияние поход русских войск в Европу в 1813году. Основные проблемы и характерные черты: 1. Проблемы нравственного развития человека и человечества; 2. Уяснение места и роли России в мировом историческом процессе; 3. Определение на этой основе путей развития Российского государства и общества. Представители Чаадаев П.Я. Киреевский И.В. Герцен А.И. Соловьев В.С. Толстой Л.Н. Федоров Н.Ф. Бердяев Н.А. (1794-1856) (1806-1856) (1812-1870) (1853-1900) (1829-1910) (1828-1903) (1874-1948)

Изображение слайда
27

Слайд 27

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) Объективный идеалист и мистик. Делил мир на физический (природный), для которого характерны определенные Творцом протяженность вещей и их движение относительно друг друга и духовный (человеческий), который характеризуется также определяемыми Богом качествами: мышлением, волей и нравственностью. Критик русского абсолютизма и крепостничества. Отстаивал идею свободы личности на путях утверждения «истинного христианства» – католицизма. Роль России в мировой истории определял из трех предпосылок: 1) научно-технического и социально-политического отставания от Запада; 2) нравственного ее превосходства перед ним; 3) исторически сложившейся в ней связи «западной» и «восточной» культурных традиций. Благодаря им Россия может выполнить объединительную функцию, став «совестным» судом человечества. Славянофильство ( И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.). Критика западного пути развития и отстаивание « философии тота-льности » с её ориентацией на: 1) подчинение личности об-ществу как целому; 2) самобытный (славянский) путь разви-тия России; 3) традиционные для нее ценности – монархия, православие, «соборность». Западничество (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин и др.). Критика крепо-стничества в России и следование «философии индивидуа-льности» с её ориентацией на: 1) свободу личности от диктата общества; 2) западный путь развития; 3) европейскую систему ценностей. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Первый русский философ мирового уровня. Объективный идеалист. Основные произведения: «Критика отвлеченных начал»; «Чтения о богочеловечестве»; «Русская идея»; «Оправдание добра»; «Три разговора» и др. Основная идея – достижение «положительного всеединства» через достижения «цельного знания» как единства теологии, философии и науки. В основе «положительного единства лежит триединство Бога как единства Истины, Добра и Красоты, проявляющего себя в мире посредством единства : 1) Сверхсущего (Бога), Бытия (природы и человека), Идеи (божественной мудрости и души мира – Софии); 2) всех ветвей христианства («вселенская церковь» как «вселенское тело богочеловечества»; 3) народа, церкви и государства («свободная теократия»). Человечество, по Соловьеву, соединяя в себе божественное и природное, должно стать сотворцом Бога, выполняя роль посредника между Богом и природой, одухотворяя и спасая ее. Тем самым оно призвано завершить акт божественного творения мира.

Изображение слайда
28

Слайд 28: ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) Бытие – центральная категория философской онтологии, обозначающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь материальный и духовный мир. Впервые как философское понятие употреблено Парменидом из Элеи для обоснования вечности, непротиворечивости, неизменности и устойчивости мира

Понятие бытия в истории философии Элеаты (Парменид, Зенон): Бытие (подлинно) лежит за пределами чувственного опыта, может быть постигаемо лишь мыслью, а потому тождественно ей. Данный нам в опыте изменчивый мир - неподлинное, иллюзорное бытие. Небытия же нет, поскольку его «нельзя ни представить, ни выразить». Атомисты (Демокрит, Эпикур): Бытие – атомы, а небытие – пустота, в которой они движутся. Платон : Бытие – «эйдосы» (идеи), вещный мир – бытие становления, материя – небытие (лишь возможность бытия). Аристотель : Подлинное бытие – Форма всех форм, реализующаяся в материи (вещах); небытие соотносимо с бытием вещи, это то – то, что было до нее и после нее. Средневековые философы (Августин, Ф.Аквинский и др.): Подлинное и полное Бытие – Бог, во всем остальном бытие лишь частично. Новое время : Бытие – природа, ее покоритель – человек, покоряющий ее познать, благодаря способности к познанию. Гегель : Мир есть Мысль (Абсолютная идея), все остальное – природа, общество, сознание человека – есть лишь способы (формы) ее саморазвития и самопознания. Марксизм : Бытие – саморазвивающаяся в разных формах материя, отражаемая сознанием человека. Субъективный идеализм : Единственное подлинное бытие – человеческий опыт, все остальное – его продукты. Основные роды бытия Материальное Идеальное БЫТИЕ Объективное Субъективное Человек (единство природного и социального) Основные сферы (виды) бытия Естественная природа Сознание ( индивидуальное и общественное) Общество (социальное) БЫТИЕ

Изображение слайда
29

Слайд 29: БЫТИЕ И СУБСТАНЦИЯ Субстанция – важнейшая категория философской онтологии, выражающая предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его проявления. Она существует лишь благодаря самой себе и является причиной всего остального в мире. Введение понятия «субстанция» позволило классифицировать философские картины бытия по двум основаниям:

По качеству субстанции Материалистическая Субстанцией бытия является материя в различных ее пониманиях (от природных первостихий у античных мыслителей до объективной реальности у современного диалектического материализма). Объективно-идеалистическая Субстанцией бытия является объективный дух (от Платоновского «мира идей» до современных концепций мирового разума). Субъективно-идеалистическая Субстанцией бытия является человеческая субъективность (сознание, воля, опыт и др.) По количеству субстанций Монизм Бытие имеет единую субстанцию (материальную или духовную) Дуализм У бытия две равноправных и независимых друг от друга субстанции – материальная и духовная). Плюрализм У бытия множество субстанций – или духовных (например, Лейбницевские монады) или же материальных (например, в атомизме Демокрита). По отношению к развитию Метафизическая Подлинное бытие (субстанция) неизменно, устойчиво, Непротиворечиво, а потому не может развиваться. Диалектическая Субстанция и порождаемое ею бытие противоречиво и находится в постоянном изменении и развитии.

Изображение слайда
30

Слайд 30: ПОНЯТИЕ МАТЕРИИ

Основные философские подходы к понятию Объективно-идеалистический Материя объективно существует как порождение (объективизация) идеальной субстанции – Мира идей, абсолютной Идеи, мировой Воли, Бога и т.п. Субъективно-идеалистический Материя как самостоятельная реальность не существует, а представляет собой лишь продукт опыта и мышления субъекта – человека или человечества. Позитивистский Понятие «материя» – пустое, а потому ложное, поскольку отражаемый в нем предмет не может быть воспроизведен в опыте или эксперименте. Материалистический Материя не только существует, но и является субстанцией всех иных форм бытия, включая природный мир, общество и человека с его сознанием. Основные представления о материи в истории материализма Наглядно-чувственное Материя как субстанция сводится к природным стихиям (милетцы, Гераклит, Эмпедокл и др.), или же к образным представлениям конечных частицах мира – атомах (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.) Вещественно-субстратное Материя отождествляется с веществом как таковым, предельно малой частицей которого является атом, который обладает основными свойствами телесности – весом, пространственными размерами и непроницаемостью. Философско-гносеологическое (диалектико-материалистическое) Материя рассматривается как понятие, соотнесенное с понятием сознания, его элементарной формой – ощущениями, посредством которых и возможно ее познание. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в наших ощущениях, копируемой, фотографируемой ими, но при этом существующей независимо от них (В.И.Ленин) Основные признаки такого понимания материи: 1) объективность, т.е. независимость от сознания (ощущений); принципиальная 2) познаваемость, вытекающая из определенного соответствия наших ощущений самой объективной реальности, отражаемой ими; 3) несводимость к одному или ряду известных науке видов материи.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Атрибуты материи Движение

Движение - универсальный способ бытия материальных систем, выражающийся в их способности изменяться, т.е. переходить из одного состояния в другое или менять свое положение относительно друг друга. Основные характеристики: 1. Объективность (независимость от субъекта – человека и человечества); 2. Вечность (несотворимость и неуничтожимость); 3. Имманентность материи (внутренне присуще материи, не привносится в нее извне); 4. Абсолютность (охватывает все бесконечное многообразие предметов материального мира) 5. Относительность (существует всегда в конкретных формах, зависимых от уровней структурной организации материи – см. следующую таблицу); 6. Наряду со всеобщей изменчивостью включает в себя моменты относительной устойчивости (покоя). Исторически сложившиеся концепции: Субстанциальная (Демокрит, Эпикур, Декарт, Ньютон и др. ) 1. Пространство (трехмерная пустота) и время (одномерная длительность) представляют собой самостоятельные субстанции, не связанные ни с материей, ни между собой; 2. Пространство и время являются абсолютными, их характеристики остаются неизменными в любых условиях. Реляционная (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн и др.) 1. Пространство (форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, взаимоположенность и структурность материальных объектов) и время (форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных объектов, а также последовательность их изменений) взаимосвязаны; 2. Пространство и время неразрывно связаны с материей и ее движением – изменение любого из них с необходимостью вызывают изменения во всех других. Пространство и время

Изображение слайда
32

Слайд 32

Соответствие уровней структурной организации материи, форм ее движения Уровни развития Формы движения Социальный (общество) Подуровни : - индивидный (отдельные люди), - микросоциальный (семья, коллективы), - макросоциальный (общности, классы), - государственный (отдельные государства), - межгосударственный (союзы государств), - общечеловеческий (общество как целое). Социальная Все изменения, происходящие в жизни общества (войны, революции, реформы, смена формаций и цивилизаций и др.) Биогенный (живая природа) Подуровни : - доклеточный, - клеточный, - микроорганизменный, - органов и тканей, - организменный, популяционный, - биоценозный, - биосферный Биологическая Все изменения, происходящие как с отдельными организмами, так и с их сообществами (популяциями) Добиогенный (неживая природа) Подуровни : - субмикроэлементарный, - микроэлементарный, - ядерный, атомный, - молекулярный, - макроскопический, - звездно-планетарный, - галактический, - мировой (мир в целом) Химическая Изменение состава и структуры вещества Физическая Изменение физических состояний материальных объектов Механическая Пространственное перемещение материальных объектов и изменение их внешних форм или направлений (векторов) сил

Изображение слайда
33

Слайд 33: КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

Критерии Концепции различия развития М е т а ф и з и ч е с к а я Д и а л е к т и ч е с к а я Понимание источников развития. Внешние воздействия на предмет, без которых любые его изменения невозможны. Основные – внутренние противоречия, дополнительные – внешние воздействия. Понимание механизма (способа) развития. Плавные, постепенные количественные изменения, не переходящие качественные. Ваимопереходы количественных и качественных изменений. Понимание направленности развития. Либо «по кругу», либо «по прямой» (восхо- дящей – прогресс, нисходящей – регресс). Единство «круга» и «прямой» – «спираль» как выражение поступательности и преем- ственности. Понимание взаимосвязей между предметами. Взаимосвязи носят исключительно внешний и случайный характер. Взаимосвязи носят закономерный и всеобщий характер, т.к. определяются необходимыми внутренними противоречиями. Итоговое различие Односторонность подходов, проявляющая себя в таких формах, как догматизм и релятивизм. Отрицание саморазвития в мире. Стремление к всесторонности в подходе к анализу действительности Признание саморазвития в мире.

Изображение слайда
34

Слайд 34: К онцепции развития в истории философии

Исторические Концепции эпохи развития развития М е т а ф и з и ч е с к а я Д и а л е к т и ч е с к а я Античность Отрицание изменчивости в материальном мире (элеаты – Парменид и Зенон) Стихийная диалектика мира (Гераклит) и его познания (Сократ, Платон) – 1-й крупный этап развития диалектики Средневековье Религиозная догматика в патристике (Августин) и в схоластике (Фома Аквинский) Не развивалась Возрождение Восстановление диалектических традиций Античности (Н.Кузанский, Дж.Бруно) Новое время (XVII-XVIII вв.) Механицизм и односторонность, порожденные становлением наук (прежде всего, механики и математики) Элементы диалектики в учениях Спинозы (противоречивость единой субстанции, взаимосвязь свободы и необходимости) и Лейбница (усложнение монад) Новое время ( XIX в.) Метафизический материализм Л.Фейербаха Теоретическая разработка идеалистической диалектики в немецкой философской классике (И.Кант, Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель ) – 2-й крупный этап развития диалектики 2-я половина XIX - XX вв.) Становление и развитие в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователей материалистической диалектики – 3-й крупный этап развития диалектики

Изображение слайда
35

Слайд 35: Структура материалистической диалектики

Объективная диалектика (процессы саморазвития в природе и в обществе) Субъективная диалектика (процессы развития мышления и познания) Первая определяет вторую З А К О Н Ы К А Т Е Г О Р И И П Р И Н Ц И П Ы Понятие закона. Классификация законов З А К О Н Объективная, общая, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь явлений Частные действуют в узких сферах бытия, охватывающих одну из форм движения или класс явлений внутри ее (электричество, теплота и др.) Общие действуют в достаточно широких сферах бытия, охватывающих ряд форм движения (законы сохранения массы, энергии и др.) Всеобщие охватывают своим действием все сферы бытия ( законы математики и законы философии) Законы диалектики относятся к всеобщим законам, действуя во всех сферах как материальной (природа и общество), так и духовной (мышление и познание) действительности. Наряду с этим они обладают следующими особенностями: 1) являются универсальными, т.е. отражающими мир не односторонне ( как, например, законы лишь количественных взаимодействий), а целостно; 2) являются законами-тенденциями, определяя всеобщие источник, способ и направленность всякой саморазвивающейся системы.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Основные законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей Основное содержание : раскрывает источник саморазвития – диалектические противоречия. Основные категории: Тождество – отношение между предметами или их свойствами, выражающее сходство, подобие, в том числе предмета самому себе, что особенно важно при рассмотрении данного закона. Различие – отношение между предметами или их свойствами, выражающее их несоответствие друг другу или же предмета самому себе, связанное с постоянной изменчивостью (движением) как атрибутом материи. Тождество и различие не исключают полностью друг друга, а находятся в единстве, предполагая друг друга и являясь тем самым диалектическими противоположностями – сторонами, силами, тенденциями предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают и обусловливают друг друга, образуя тем самым диалектическое противоречие – специфическое отношение между противоположностями, создающее постоянное напряжение в предмете и тем самым являющееся основным источником и движущей силой саморазвития в материальном и духовном мире, в процессе колторого происходит развитие самого противоречия, проходящее ряд этапов и ведущее к его разрешению (см. схему)

+ ― + ― + ― + ― — + — + ― + ― + Пояснения к схеме Знаком + обозначена противоположность, определяющая тенденцию к самосохранению системы. Знаком ― обозначена противоположность, определяющая тенденцию к самоуничтожению системы. На 1-м этапе относительное тождество системы с самой собой достигается за счет превалирования первой из указанных противоположностей над второй. На последующих этапах за счет усиления второй противоположности происходит постепенное обострение противоречия, а затем и его разрешение, в ходе которого происходит взаимное уничтожение противоположностей. Итог разрешения противоречия данной системы – «самоотрицание» ее и рождение новой системы, в конечном счете «противоположной» первой с уже новыми сторонами противоречия, которые как бы наследуют ее противоположности, но с обратными тенденциями. В дальнейшем цикл вновь повторяется. Нее противоположностиа первом этапе относительное тождество системы с самой собой достигается на основе превалирования первой противоположности над второй.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Закон взаимопереходов количественных и качественных изменений

Схема действия закона Количественные изменения Система (единство количества и качества) Количественные изменения Границы меры Методологические функции закона 1) Предостерегает от односторонности, метафизического преувеличения значения какой либо одной из сторон предмета; 2) Ориентирует на изучение качественных и количественных характеристик предмета в как единства противоположностей; 3) Показывает необходимость изучения и учета конкретной меры существования данного предмета, соответственно, его сохранения в данном качестве или преодоления такового с целью получения нового предмета; Основное содержание: раскрывает способ («механизм») всякого саморазвития. Основные категории: Качество – 1) внутренняя определенность системы, выражающая относительную ее устойчивость относительно других систем; 2) совокупность существенных признаков определяющих бытие системы как данной и отличающих ее от других. В зависимости от конкретных связей и отношений системы с другими такая совокупность может меняться, что обусловливает многокачественность систем. Понятие «качество» следует отличать от понятия «свойство», являющегося внешним проявлением качества и представляющего собой характеристику лишь одной из сторон системы (цвет, запах, напряженность поля, твердость тела и т.п.). Количество – характеристика систем или их свойств, выражающая их подобие и дающая возможность выразить их с помощью чисел. Качество и количество выступают, т. о. диалектическими противоположностями, а отношение между ними диалектическим противоречием. Мера – 1)выражение единства количественных и качественных характеристик системы; 2) границы количественных изменений, в пределах которых система продолжает оставаться собой, т.е сохраняет свое качество. Скачок – выход за пределы меры и тем самым – смена качества системы. Различают скачки: резкие (взрывные), когда границы меры нарушаются сразу у большинства свойств системы, и плавные, в которых такие нарушения происходят постепенно, в связи с чем границы меры оказываются нечеткими (размытыми). Закон взаимопереходов количественных и качественных изменений Скачок Скачок Другая система Другая система

Изображение слайда
38

Слайд 38: Закон отрицания отрицания Основное содержание : раскрывает общую направленность (тенденцию) саморазвития, которая в схематическом изображении может быть представлена в виде «спирали». Основные категории : Отрицание – разрушение, уничтожение предмета. В диалектической и в метафизической концепциях развития это понятие имеет разные, во многом противоположные смыслы:

Показатели различий Источник отрицания Характер отрицания Результат отрицания Метафизическая концепция Диалектическая концепция Единственный источник – внешние силы, воздействующие на систему Основной источник – внутренние противоречия (самоотрицание) Полное уничтожение системы, прекращение дальнейшего прогрессивного развития Отрицание как триединый процесс, включающий: 1) «диструкцию» – отмирание старого; 2) «репродукцию» – сохранение в новом всего неизжившего себя прогрессивного из старого; 3) «конструкцию» – созидание на этой основе собственно нового. Происходит разрыв в развитии, новое начинает свое развитие как бы «с нуля». Отрицание отрицания – «второе отрицание», т.е. отрицание системы, возникшей в результате перового отрицания. Поскольку отрицание, являющееся результатом разрешения противоречий приводит, в конечном счете к переходу системы в «противоположную» (см. схему развития противоречий), то отрицание отрицания означает в какой-то степени возврат к исходной системе, хотя и на качественно другом уровне. Тем самым развитие приобретает вид спирали ( см. схему ниже). 3 2 1 Первое отрицание Второе отрицание Примечание к схеме : Каждое отрицание может включать в себя ряд внутренних отрицаний, прежде чем приведет к переходу в свою «противоположность» и цание может включать в себя ряд внутренних отрицаний, прежде чем приведет к

Изображение слайда
39

Слайд 39: Сознание и познание ГНОСЕОЛОГИЯ ( ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) раздел философии, изучающий принципиальную возможность познания мира человеком, источники, формы и способы познавательной деятельности, а также условия получения истинного знания

Изображение слайда
40

Слайд 40

ОЩУЩЕНИЯ Чувственное воспроизведение отдельных сторон и признаков предметов ВОСПРИЯТИЯ Целостный чувственный образ предмета, складывающийся на основе синтеза ощущений ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Чувственный образ, возника-ющий в памяти на основе ранее имевшихся восприятий Формы чувственного познания ПОНЯТИЕ Форма мысли, отражающая существенные, необходимые и достаточные признаки предметов или их классов СУЖДЕНИЕ Форма мысли, в которой что либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах и отношениях УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое, содержащее ранее неизвестное знание Формы рационального познания

Изображение слайда
41

Слайд 41

ОБЪЕКТИВНОСТЬ характеристика истины, выражающая независимость ее содержания от субъекта познания – человека и человечества. КОНКРЕТНОСТЬ характеристика истины, выражающая зависимость ее от условий, в которых существует и познается исследуемый объект. ИСТИНА АБСОЛЮТНОСТЬ характеристика истины, выражающая ее полноту и завершенность, невозможность ее изменений в дальнейшем познании. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ характеристика, выражающая неполноту и незавершенность истинного знания на каждом историческом этапе познания. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ

Изображение слайда
42

Слайд 42

ЛОГИЧЕСКИЙ Логическая строгость выводов, сведение их к простому и ясному знанию. ВЕРИФИКАЦИОННЫЙ Принципиальная возможность проверки чувственным опытом ПРАГМАТИЧЕСКИЙ Полезность полученного знания для человека (человечества) ПРАКТИКА Практическая проверка знания на его соответствие действительности Критерии истины

Изображение слайда
43

Слайд 43

Объективная диалектика (процессы развития в природе и в обществе) Субъективная диалектика (процессы развития мышления и познания) З А К О Н Ы К А Т Е Г О Р И И П Р И Н Ц И П Ы Структура материалистической диалектики Первая определяет вторую

Изображение слайда
44

Слайд 44

Частные законы действуют в узких сферах действительности, охватывающих одну из форм движения или класс явлений внутри ее (электричество теплота и др.) Всеобщие законы охватывают своим действием все без исключения сферы действительности (законы математики и философии) Общие законы действуют в широких сферах бытия, охватывающих более одной формы движения (законы сохранения массы, энергии и др.) З А К О Н Общая, существенная и необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь предметов и явлений Понятие законов и их классификации

Изображение слайда
45

Слайд 45

Изображение слайда
46

Последний слайд презентации: Структурно-логические схемы по философии

Изображение слайда