Презентация на тему: Стресс как биологическая и психологическая категория

Реклама. Продолжение ниже
Стресс как биологическая и психологическая категория
Определение понятия
Основные положения о стрессе Г. Селье
Физиологические проявления стресса
Стресс как биологическая и психологическая категория
Объяснение природы стресса в разных направлениях
Объяснение природы стресса в разных направлениях
Виды стресса
Виды стресса
Психологический стресс Р.Лазарус, Р. Ланьер ) «Основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого
Психологический стресс ( Р.Лазарус, Р. Ланьер ) «Основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия,
Личностные факторы развития стресса
Когнитивные факторы стресса
Факторы развития стресса
Социальные факторы развития стресса
Факторы развития стресса
Формы проявления стресса
Индивидуальные различия человека по отношению к стрессу ( Шерон Мельник )
Динамика развития стресса
Стрессоустойчивость
Оценка уровня стресса. Вегетативный индекс Кердо. Усредненный показатель ВИК в норме у мужчин располагается в области отрицательных величин и составляет -2,3 +
Субъективные оценки уровня стресса
Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг.
Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг.
Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг.
Прогноз уровня стресса
1/26
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 5)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1767 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Стресс как биологическая и психологическая категория

Определение понятия и основные характеристики Психологический стресс. Факторы проявления стресса Динамика развития стресса Фактор развития стресса

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Определение понятия

« Стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего  отрицательного  воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» Г. Селье «Стресс - общая адаптивная реакция организма, развивающуюся в ответ на угрозу  нарушения гомеостаза»  П. Д. Горизонтова

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Основные положения о стрессе Г. Селье

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма. 2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной. 3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. 4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Физиологические проявления стресса

1. Активность гипоталамуса (высший центр вегетативной нервной системы (симпатический отдел-возбуждение; парасимпатический – торможение); отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма; управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники (кортизол); формирует эмоциональные реакции человека; регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена. 2. Сердечно-сосудистая система (первая реакция на стресс ) 3. Нервная система. Экспериментальный невроз И.П. Павлова: В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Объяснение природы стресса в разных направлениях

Генетически-конституциональное направление: попытка установления связи между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, снижающими общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу. Представило свою теорию о способности организма сопротивляться стрессу. На эту способность влияют определенные защитные стратегии функционирования, которые не зависят от текущих обстоятельств. Психодинамическое направление. З. Фрейд описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сиг- нализирующая тревога возникает как реакция предвосхище - ния реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникнове - ния данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания резуль - тирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни»

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Объяснение природы стресса в разных направлениях

Теории конфликтов. В основе лежат социальные аспекты. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Предупредить стресс можно, предоставляя членам общества благоприятные условия для развития, свободу в выборе; устойчивость социальных отношений, распределение экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса,

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Виды стресса

Информационный стресс Двигательный стресс Стресс жителя мегаполиса Зрительный стресс Стресс скорости и расстояния Эмоциональный стресс («+» и «-») Стресс постоянных изменений Рабочий стресс

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Виды стресса

1. Кратковременные – долгосрочные (хронические) 2. Физиологические (соматические, средовые) стрессы - психоэмоциональные стрессы. Физиологические стрессы делятся на: механические (травмы, ранения, операции); физические (перегрев, ожог, голод, жажда и т.п.); - химические (яды, загрязнения воздуха); - биологические (вирусы, токсины, грибы). 3. Эустресс (полезный стресс) – дистресс. ПТСР. 4. Травматический стресс - особая форма реакции на негативное внешнее воздействие. две причины: 1. Человек осознает, что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики; 2. Пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым жил человек

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Психологический стресс Р.Лазарус, Р. Ланьер ) «Основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» А. М. Вейн

Психологический стресс - реакция человека на особенности взаимодействия личности и окружающего мира. Психологический стресс позже стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Эмоциональный, психоэмоциональный стресс. Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой; Эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» – психологами. «На основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» К.В. Судаков

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Психологический стресс ( Р.Лазарус, Р. Ланьер ) «Основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» А. М. Вейн

Особенности психологического стресса : Запускается не только реальными, но и возможными будущими событиями Реакция не только на физическую опасность, но и на упоминание о ней; Зависит от оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации Объективные факторы, влияющие на уровень стресса: Память о прошлом; Мотивация; Установки Ожидания. Состояния, похожие на состояние стресса: утомление (нет гуморального фактора), эмоциональное напряжение (только нервно-психический уровень), перегрузка (физиологический уровень).

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Личностные факторы развития стресса

Нейротизм ; Повышенная агрессивность; Хроническая тревожность; Склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера. Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе повышенную сензитивность, тревожность и импульсивность Уровень самооценки Адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше у лиц, для которых характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неуспех Люди, склонные к религии, имеют более низкие показатели фрустрированности

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Когнитивные факторы стресса

Сензитивность Когнитивные искажения (проекции, ошибки, установки, убеждения и пр.) Неумение анализировать Прошлый опыт и прогнозирование будущего

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Факторы развития стресса

Генетическая предрасположенность Характер протекания беременности у матери Тип ВНД Ранний детский опыт Родительские сценарии Личностные особенности. Тип «А»: люди, предрасположенные к инфаркту. Они характеризуются такими качествами, как неуемная энергия, вспыльчивость, честолюбие, аккуратность, стремление побольше сделать и нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения. Тип «Б» относятся люди, устойчивые к инфаркту. Они более спокойны, добродушны, не стремятся делать карьеру, редко проявляют нетерпение, рассудительны и больше времени уделяют отдыху и развлечениям. Парателический тип – нуждается в умеренном количестве стрессов; телический – страдает от наличия стрессов

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Социальные факторы развития стресса

К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся: социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; частая смена рабочего стереотипа; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмовщина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна; нерациональное и несбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя; ближнее социальное окружение

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Факторы развития стресса

Интенсивност ь стресса (для физической работы больше, для умственной меньше). Индивидуальная чувствительность к уровню стресса для разных типов ВНД. Продолжительност ь. Наиболее опасны не сильные и непродолжительные, а стрессы низкого уровня, но продолжительные (длительность важнее чем сила). Восприимчивост ь конкретного человека к данному стрессору. Порог чувствительности к стрессу – тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс ). Критический порог истощения,

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Формы проявления стресса

Поведенческие : нарушение психомоторики; изменение образа жизни, профессиональные нарушения; нарушение социально-ролевых функций. Импульсивная  (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость; Тормозная   («торпидная») форма обусловливается общей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы; Генерализованная   (« гипобулическая ») форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать ее любым путем. Интеллектуальные проявления стресса : страдает внимание, память (особенно оперативная); эмоциональное напряжение мешает адекватно и логично мыслить («кривое зеркало»). Эмоциональные: тревога, пессимизм, ярость, гнев. Усиливаются черты, которые уже есть в характере:  интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д. Может развиваться астенический невроз, невроз тревожного ожидания Физиологические реакции.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Индивидуальные различия человека по отношению к стрессу ( Шерон Мельник )

1. Честолюбивый тип (люди с сильной потребностью достижения успеха). Симптомы: боли в области сердца, усиленное кровяное давление. 2. Спокойный тип (ориентированные на прошлое мечтательные люди). Причины стресса: повышенная требовательность к профессиональной деятельности. 3. Совестливый тип (дотошные, педантичные люди). Причины: нарушение стереотипов поведения. Уязвимы к стрессу. Снизить стресс помогает помощь другим людям. 4. Неотстаивающий тип. Причины: напряжение на почве межличностных отношений. Уход в болезнь. 5. Жизнелюбивый тип – энергичные, импульсивные, рискованные. Скучная работа вгоняет в стресс. 6. Тревожный тип – испытывают беспокойства по поводу различных неудач.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Динамика развития стресса

Стадия тревоги. 1а. Мобилизационная тревога. От несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности. 2а. Программа перестройки действующих функциональных систем. Сверхмобилизация у здоровых людей, у больных и пожилых заболевания (сосудистые, воспалительные, психические). В среднем 11 суток. 3а. Неустойчивая адаптационная тревога. Организм привыкает к стрессу. Несколько недель. (Л.А. Китаев-Смык). Тревога осознается только на этой стадии. Стадия адаптации Стадия истощения

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Два вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие. При кратковременном (остром) стрессе происходит мобилизация «поверхностных» резервов, и если их недостаточно, то начинается мобилизация более обширных «глубоких» резервов адаптационной энергии. У некоторых людей темп включения «глубоких» резервов бывает недостаточным для нейтрализации действия стрессора; такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Оценка уровня стресса. Вегетативный индекс Кердо. Усредненный показатель ВИК в норме у мужчин располагается в области отрицательных величин и составляет -2,3 + 1,8 балла, а у женщин +7,5 + 1,3 балла. В условиях эмоционального стресса у мужчин (перед экзаменами) этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов, а у женщин 21,4 балла

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Субъективные оценки уровня стресса

Измерение уровня тревожности. Шкала Тейлора. Тест Спилбергера-Ханина Опросник иерархической системы актуальных страхов личности Ю. Щербатых, Е. Ивлева. У мужчин средний интегральный показатель страха – 77.9±4.7 баллов, у женщин – 104.0±2.5 баллов. Цветовой тест М. Люшера Тест САН Самомониторинг.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг

О чем я сейчас думаю (о том, как решить проблему, или о том, как все ужасно складывается)? В каком состоянии мои мышцы? Нет ли в них излишнего напряжения? Как я дышу (спокойно или напряженно)? При анализе стресса важно не только оперативно реагировать на проблему в целом, но и уметь произвести тщательный анализ ситуации, выделяя: предпосылки ее развития; характерные черты своего поведения при стрессе;

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг

Последствия, возникающие после того, как основные действия завершились. Предпосылки – это события или ситуации, которые запускают стрессовые реакции. Чтобы выявить предпосылки стресса, следует ответить на ряд вопросов. Что предшествовало развитию стресса? Когда это произошло? Что я делал? Кто был рядом? Какие чувства и мысли были у меня до начала развития стресса?

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг

Поведение – непосредственная реакция на стресс (включает в себя  мысли, чувства и действия). Какие чувства и эмоциональные переживания были при стрессе? Какие физиологические ощущения я испытывал при стрессе? О чем я тогда думал, какие мысли заполняли голову? Какие действия я совершал, а какие, наоборот, прекращал делать? Последствия – то, что следует за вашей непосредственной реакцией (в том числе оценка того, насколько адекватной была эта реакция). Что произошло после того, как острый стресс миновал? Как я оценил ситуацию потом? Как долго я переживал последствия стресса? Винил ли я во всем себя, других людей или обстоятельства?

Изображение слайда
1/1
26

Последний слайд презентации: Стресс как биологическая и психологическая категория: Прогноз уровня стресса

Стрессоры, которые используются в спортивной и военной психологии для проверки стрессоустойчивости человека (В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов): соревновательная обстановка выполнения заданий и создание повышенной мотивации к победе; неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения); показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов; выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воздействие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окуривание» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета); установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание электрическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже