Первый слайд презентации: Стратегия чтения
Стратегия – это план, программа действий и операций читателя по работе с текстом, которые включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействия «чтец-текст», становятся стратегией чтения (Н.Н. Сметанникова)
Слайд 2
Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2011.
Слайд 5: Тема: Международное значение русского языка
Знаю Хочу знать Узнал 1. Язык – физиологический орган Какие общественные функции выполняет русский язык? Какова роль русского языка в мире? 1. Русский язык выполняет… 2. Система знаков 3. Почему русский язык стал выполнять роль межнационального общения в нашей стране? 2 Русский язык – мировой язык
Слайд 6: Прием тонких и толстых вопросов
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто Почему? Что В чем различие? Когда Что будет, если…? Будет Согласны ли вы?
Слайд 7: Прием Дневники
Цитата (выдержки из текста) Комментарий (объяснение, почему выписана цитата)
Слайд 8: Трехчастный дневник
цитата комментарий Вопросы учителю (обращение к учителю по поводу прочитанного)
Слайд 9: Бортовой журнал
Что мне известно по данной теме? Заполняется перед чтением Что нового я узнал из текста? Заполняется при чтении во время пауз и остановок
Слайд 10: Перекрестная дискуссия (Дебаты)
Столкновение противоположных точек зрения Аргументы за Вопросы для обсуждения Аргументы против Согласны ли вы…?
Слайд 12: Прием «магнит»
В центре листа слово – магнит (ключевое слово). Читая текст, выписываем ключевые слова, располагая вокруг главного.
Слайд 13: Прием Пузыри
В центре помещен главный факт, выделенный вами из текста, а вокруг проблемы, вокруг проблемы, решения, последствия, связанные с ним.
Слайд 14: Облако слов
Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов. Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом. Облако слов
Слайд 15: 1. Изучите ключевые слова облака и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите только члены предложения. Назовите только части речи
Слайд 16: Рассмотрите облако слов. Какие части речи в нем представлены? Дополните облако, образовав все возможные степени сравнения прилагательных
Слайд 17
Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту. При отборе ключевых слов в основе лежит принципы не частотности, а смысла.
Слайд 18: Составьте все возможные предложения из облака слов
Слайд 21: Интеллект-карты (ментальная карта)
Слайд 23: Инсерт –маркировка текста значками
! - важная информация ?- не понял - думал по-другому + новое V – уже знал При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?», или 4 значка «+», «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею.
Слайд 24
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Слайд 25: Прием чтение/суммирование в парах
Учащиеся делятся на пары и читают текст. Читают про себя разделы текста, один задает исследовательские вопросы, другой отвечает, обсуждают совместно, в случае затруднения, затем меняются ролями.