Презентация на тему: Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе

Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе
Источники
1/44
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6187 Кб)
1

Первый слайд презентации: Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе

Выполнил : студент группы 5 «Из» Ященко О.Ю.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Политическая карта Латинской Америки

Изображение слайда
3

Слайд 3

Вторая мировая война, несмотря на то что латиноамериканские страны почти не принимали в ней непосредственного участия, оставила глубокий след в политической, военной и экономической сферах жизни этих государств, что было во многом связано с усилением роли США в Западном полушарии. Существенно укрепил свои позиции американский капитал, значительно потеснив основных конкурентов предвоенной поры – Великобританию, Германию и Францию. В 1960 г. на долю США приходился 81% иностранных инвестиций в латиноамериканских странах, а традиционные соперники американцев – англичане – располагали лишь 13%. Последствия Второй мировой войны вызвали глубокие перемены в экономике государств Латинской Америки. С 1942 г. до конца 1950-х годов они переживали один из самых благоприятных периодов экономического развития (ВВП региона увеличился на 80%).

Изображение слайда
4

Слайд 4

После создания в 1942 г. Межамериканского совета обороны стал складываться военно-политический союз стран Западного полушария, важнейшими этапами формирования которого стали подписание 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро Межамериканского договора о взаимной помощи и основание в 1948 г. в Боготе Организации американских государств (ОАГ). Устав ОАГ положил начало изменению и обновлению организационной структуры панамериканской системы, созданной еще в 1889 г. После принятия документов на конференциях в Рио-де-Жанейро и в Боготе страны Латинской Америки были фактически втянуты в холодную войну и вынуждены подстраиваться под антикоммунистический внешнеполитический курс США. Вопреки ожиданиям Вашингтона латиноамериканцы не поддержали, как на это надеялись в Белом доме, его политику по борьбе с международным коммунизмом. Позиция латиноамериканских правительств в этом отношении была, скорее, нейтрально-сдержанной, хотя внутри своих стран многие из них преследовали левые движения. Отсутствие континентальной солидарности особенно наглядно проявилось во время Корейской войны 1950–1953 гг., когда лишь Колумбия направила в Корею небольшой контингент войск и военный фрегат «Адмирал Падилья ». Эмблема ОАГ

Изображение слайда
5

Слайд 5

В 1957 г. Межамериканский совет обороны принял так называемый Генеральный план обороны Западного полушария. В этом документе Западный мир был разделен на две сферы – первичную, включавшую страны НАТО, которым отводилась роль основных игроков, и вторичную, куда была зачислена среди прочих регионов и Латинская Америка; ей отводилась роль тыла, главного поставщика сырья в США.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Революция в Мексике оказала влияние на все латиноамериканские страны. Ее основные проблемы и цели – достижение реального политического суверенитета, экономической независимости, социальной справедливости и аграрный вопрос – составили в дальнейшем и задачи Гватемальской 1944–1954 гг., Боливийской 1952 г., Кубинской 1959 г., Чилийской 1970–1973 гг. и Сандинистской революции 1979 г. в Никарагуа. Если в Боливийской революции доминировали внутренние факторы, то во всех остальных теснейшим образом переплетались внутренние и внешние причины и предпосылки, влиявшие на ход, остроту, степень участия в них социальных сил и характер иностранного вмешательства, да и на конечные результаты и последующую историю страны.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Избранный в начале 1945 г. на шесть лет президентом Гватемалы Хуан Хосе Аревало был выдвинут на этот пост студенчеством и университетской профессурой. До этого он много лет жил в Аргентине, где получил высшее образование, стал учителем, а затем и преподавателем университета в городе Тукумане. Расширение прав и свобод граждан, возобновление деятельности запрещенных Убико профсоюзов, принятие рабочего законодательства, создание государственного банка для помощи мелким землевладельцам, ряд других законопроектов новой власти не отличались особым радикализмом, но имели совершенно очевидную тенденцию – разрушить все основы правившего диктаторского режима и всячески способствовать развитию демократического процесса в стране. Резкий поворот во внутренней политике, связанный с некоторым ограничением или упорядочиванием деятельности иностранных компаний, был враждебно встречен и теми силами, которые сотрудничали с Убико, и официальным Вашингтоном. Хуан Хосе Аревало

Изображение слайда
8

Слайд 8

Президентские выборы 1951 г. закончились победой полковника Хакобо Арбенса, представлявшего леворадикальную коалицию, в которую входили рабочие и крестьянские организации и некоторые объединения национальной буржуазии. Ряд мелкобуржуазных партий, поддерживавших нового президента, объединились в Национально-демократический фронт, а рабочие создали Всеобщую конфедерацию трудящихся Гватемалы, что придало большую сплоченность и единство революционным патриотическим силам. Поддерживали преобразования в стране и гватемальские коммунисты. Коммунистическая партия была воссоздана в 1950 г., с 1952 г. она стала именоваться Гватемальской партией труда. Реформы в Гватемале уступали место революции. После принятия 17 июня 1952 г. закона об аграрной реформе, от которой в наибольшей степени пострадала « Юнайтед фрут », потерявшая примерно 175 тыс. га. Всего было экспроприировано 1,4 млн акров земли, после чего примерно 138 тыс. гватемальских семей впервые получили землю. Реформа должна была значительно ускорить динамику развития аграрного сектора. После этого США перешли к более активным формам давления на страну. Хакобо Арбенс

Изображение слайда
9

Слайд 9

Иностранные и крупные местные земельные собственники, «пострадавшие» от реализации аграрной реформы, стали участниками широкого заговора против правительства Арбенса, которое в американских средствах массовой информации и в документах госдепартамента США было объявлено коммунистическим и представляющим «угрозу континентальной безопасности». Психологическая война, развязанная США против Гватемалы, была лишь одним из элементов борьбы с правительством X. Арбенса. Одновременно в Гондурасе и Никарагуа американские советники готовили так называемую армию освобождения во главе с К. Кастильо Армасом, вторгшуюся вскоре на территорию Гватемалы. Гватемальская революция не смогла себя защитить. Местная олигархия и ее иностранные покровители оказались сильнее. Хотя объективно большая часть народа была на стороне X. Арбенса, президент не сумел достаточно эффективно организовать его для отпора контрреволюции и 27 июня 1954 г. вынужден был сложить с себя полномочия и покинуть страну. Карлос Кастильо Армас

Изображение слайда
10

Слайд 10

В политической жизни Боливии с начала 1940-х годов ведущее положение занимала партия Националистическое революционное движение (НРД) под руководством Эрнана Силеса Суасо и Виктора Пас Эстенсоро. Ее идеологию различные исследователи и политические противники связывали то с фашизмом, то с социализмом, хотя по своей сути она носила истинно националистический национал-реформистский характер, не избежав при этом влияния ни того, ни другого. Своеобразной прелюдией к революции стали парламентские 1949 г. и президентские 1951 г. выборы. В обоих случаях победу одержало НРД. Успех НРД был предопределен активной поддержкой ее предвыборных платформ со стороны рабочих, мелкой буржуазии, крестьянства, интеллигенции и студенчества. Однако результаты обоих выборов были аннулированы. Социальные силы, поддерживающие НРД, находились в непримиримой оппозиции к правительству « роски », в 1949 г. в стране появились признаки гражданской войны.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Эрнан Силес Суасо Виктор Пас Эстенсоро

Изображение слайда
12

Слайд 12

В 1952 г. президент Боливии М. Урриолагайтиа передал власть военной хунте, которая ввела в стране чрезвычайное положение и, чтобы оправдать захват власти, прибегла к традиционному для Латинской Америки эпохи холодной войны тезису о «коммунистической угрозе». Преследование левых сил и репрессии со стороны хунты, дальнейшее падение жизненного уровня народа на фоне обогащения « роски » вызывали ответную реакцию – начались студенческие и крестьянские волнения, забастовки рабочих, все более тесное сплочение оппозиции. 9 апреля 1952 г. эта конфронтация вылилась в вооруженные выступления против военной диктатуры.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Летом 1952 г. на Кубе должны были состояться очередные президентские выборы. По всем прогнозам, ожидалась победа Партии кубинского народа (ортодоксы) – движения популистского толка, программные принципы и предвыборные лозунги которого в основном совпадали с идеями «революционного национализма», столь успешно апробированные в Гватемале и Боливии. Однако 10 марта 1952 г. Ф. Батиста осуществил военный переворот и установил военно-полицейскую диктатуру. Фульхенсио Батиста

Изображение слайда
14

Слайд 14

В партии ортодоксов начинал свою политическую карьеру Фидель Кастро – адвокат, один из лидеров ее молодежного крыла. Еще на студенческой скамье он занимался поиском способов вывода Кубы из социально-экономического и политического кризиса. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали жизнь и борьба выдающегося кубинского поэта и революционного демократа Хосе Марти и непримиримое отношение Эдуардо Чибаса (лидера ортодоксов, покончившего с собой в августе 1951 г.) к правительствам Грау Сан-Мартина (1944–1948) и Прио Сокарраса (1948– 1952), проводившим антинациональную политику. Главный лозунг Чибаса «совесть против денег» очень точно отражал внутренний мир Ф. Кастро, готового ради его осуществления на бескомпромиссную борьбу. Военный переворот 1952 г. развеял парламентские иллюзии у многих кубинцев. Как адвокат, Кастро публично осудил Батисту за нарушение многих статей конституции и потребовал приговорить его к 100 годам тюремного заключения. Как гражданин, он хотел стать лишь «одним из солдат» в борьбе против тирании. Фидель Кастро

Изображение слайда
15

Слайд 15

Однако лидеры оппозиционных партий свели «борьбу» против установленного режима только к его моральному осуждению. В этих условиях радикально настроенная молодежь ортодоксов решительно отмежевалась от политиканов, взяв курс на вооруженное восстание. Основные этапы этой борьбы всем известны – штурм казарм Монкада 26 июля 1953 г., суд над его организаторами и участниками, речь Ф. Кастро на суде («История меня оправдает»), амнистия 1954 г., организация вооруженной экспедиции в Мексике и высадка десанта « Гранмы » на Кубе 2 декабря 1956 г., создание «Движения 26 июля» и Повстанческой армии, разгром армии Батисты и победа революции 1 января 1959 г. Одной из главных отличительных черт кубинской истории XIX–XX вв. была значительно большая зависимость острова от США, чем какой-либо иной латиноамериканской страны. С отменой поправки Платта был аннулирован де-юре полуколониальный статус Кубы, но де-факто он продолжал существовать. Хотя по среднестатистическим данным средний уровень жизни на Кубе перед революцией был одним из самых высоких в Латинской Америке, в реальности о всеобщем благополучии говорить не приходилось.

Изображение слайда
16

Слайд 16

По свидетельству американского посла в Гаване Э. Смита, уже в ноябре 1958 г. госдепартамент и ЦРУ пришли к выводу, что Батиста должен покинуть Кубу. Когда в начале января 1959 г. в Вашингтоне узнали о том, кто занял ключевые посты в кубинской исполнительной власти, в Белом доме рассеялись последние сомнения: и временный президент Кубы адвокат Мануэль Уррутиа, и Миро Кардона, и министр иностранных дел профессор Гаванского университета Роберто Аграмонте были лояльно настроены по отношению к США. Уже 7 января 1959 г. Вашингтон признал новое кубинское правительство, причем, по свидетельству некоторых политических обозревателей, госдепартамент торопился сделать это как можно скорее, так как боялся, что его «опередят русские».

Изображение слайда
17

Слайд 17

Выдающуюся роль в победе Кубинской революции, а в последующие годы и в создании новой политической системы на Кубе сыграл аргентинец по происхождению Эрнесто Че Гевара (1928–1967). Эрнесто Че Гевара

Изображение слайда
18

Слайд 18

3 февраля 1962 г. президент Дж. Кеннеди заявил о полном тотальном эмбарго на торговлю с Кубой. Белый дом потребовал от всех своих союзников и зависимых от американского капитала стран прекратить поставлять на Кубу даже продукты питания и медикаменты. Любое торговое судно, оказавшееся в одном из кубинских портов, заносилось американскими властями в «черный» список и ему запрещалось входить в территориальные воды США. Все эти акции должна была увенчать операция «Мангуста», которая с ноября 1961 г. разрабатывалась генералом Дендсдейлом и в начале 1962 г. была одобрена Дж. Кеннеди. Кроме президента о ней знали всего 12 человек. Она предусматривала свержение кубинского правительства в четыре этапа – с марта по октябрь 1962 г. На заключительном этапе ЦРУ предполагало инспирировать на острове народное восстание, за которым последовала бы военная оккупация Кубы и формирование угодного Вашингтону правительства. С начала августа на Кубу стали прибывать советские войска. Их численность в октябре уже составила 42 тыс. человек. Джон Кеннеди

Изображение слайда
19

Слайд 19

15 сентября на острове появились первые ракеты, а 4 октября – боеголовки к ним. Всего потребовалось осуществить 185 рейсов для переброски 60 ракет и другой военной техники. В боевую готовность были приведены и кубинские вооруженные силы (270 тыс. человек). Ситуация вокруг Кубы резко обострилась после размещения там ракет, что в условиях холодной войны чрезвычайно осложнило отношения между СССР и США. Последующие события хорошо известны. Так называемый Карибский кризис после 15 октября в основном превратился в противоборство Москвы и Вашингтона. Дипломатические баталии порой достигали такой остроты, что казалось неминуемым начало третьей мировой войны. К счастью, возобладал здравый смысл: СССР вывез ракеты с Кубы, а США демонтировали ракетные установки, размещенные в Турции и Италии, сняли морскую блокаду Кубы и обязались исключить со своей стороны вооруженную агрессию против нее.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Советские ракеты на Кубе

Изображение слайда
21

Слайд 21

Угроза мировой войны отступила, у кубинцев появилась возможность самостоятельно строить свое будущее, но внешнеполитические условия для развития экономики государства оставались чрезвычайно тяжелыми. 1950-е и начало 1960-х годов характерны кардинальными переменами в жизни латиноамериканских стран. Пали диктаторские режимы Одриа в Перу (1956), Рохаса Пинильи в Колумбии (1957), Переса Хименеса в Венесуэле (1958), Батисты на Кубе (1959), Трухильо в Доминиканской Республике (1961). Все они действовали в фарватере американской политики. Революции в Гватемале, Боливии и на Кубе, острейшая политическая борьба в Бразилии и Аргентине также свидетельствовали о том, что былая безоговорочная гегемония США в Западном полушарии оказывается под угрозой. С каждым годом становилась все более очевидной необходимость перемен и новаций в латиноамериканской политике Белого дома, выработка новых форм сотрудничества и критическое переосмысление старых.

Изображение слайда
22

Слайд 22

В XX столетии для политической жизни Чили характерно значительное влияние социалистических и коммунистических идей, рабочего движения, отдельных периодов успехов левых сил на общегосударственном уровне. В этой связи можно вспомнить провозглашение Социалистической республики в 1932 г. (правда, просуществовавшей всего 12 дней), победу правительства Народного фронта на президентских выборах 1938 г. и, конечно же, триумф блока Народного единства и приход к власти его лидера социалиста Сальвадора Альенде Госсенса в 1970 г. Сальвадор Альенде (1908–1973) – выходец из богатой семьи, врач, один из лидеров Социалистической партии Чили уже в 1938 г. был среди трех министров-социалистов в правительстве Народного фронта. В дальнейшем, начиная с президентских выборов 1952 г., участвовал во всех аналогичных кампаниях – в 1958, 1964 и 1970 гг. в качестве кандидата Социалистической, Коммунистической и других партий левой ориентации. Растущая популярность Альенде (в 1964 г. он набрал почти 39% голосов) и его глубокая уверенность в необходимости глубоких социальных и экономических преобразований помогли консолидации прогрессивных сил. Его планы освобождения страны от всесторонней зависимости от США все больше беспокоили американскую администрацию и ЦРУ. Сальвадор Альенде

Изображение слайда
23

Слайд 23

Армия, оказавшаяся политически нейтральной в 1970 г., под воздействием внешних и внутренних факторов постепенно раскалывалась на три течения: патриотически настроенные военные – конституционалисты; военнослужащие, оставшиеся верными своему профессиональному долгу; противники правительственного курса. Именно последние и стали опорой путчистов во главе с генералом Аугусто Пиночетом Угарте. С октября 1971 г. резидентура ЦРУ в Чили выделила ключевые фигуры этого течения с учетом их возможного участия в перевороте. Заговорщики действовали под полным контролем ЦРУ, переворот произошел 11 сентября 1973 г., законный президент был убит. В конце XX в. американское правительство официально признало организацию широкомасштабной операции по свержению правительства Народного единства. Аугусто Пиночет

Изображение слайда
24

Слайд 24

Установленная Пиночетом военно-террористическая диктатура стала одной из самых кровавых в истории Латинской Америки. Крайняя жестокость в отношении левых сил привела к десяткам тысяч убитых и заточенных в застенки: около 2 млн чилийцев вынуждены были эмигрировать. Страна оказалась в состоянии внутренней войны. Полным произволом отличались действия Пиночета и в политической сфере: он отменил Конституцию 1925 г., а следовательно, и все конституционные гарантии и гражданские свободы, разгромил Национальный конгресс, запретил партии, входившие в Народное единство, а с 1974 г. – и все остальные.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Концлагерь на стадионе в Сантьяго

Изображение слайда
26

Слайд 26

Особый резонанс в мире вызвала экономическая политика Пиночета – это было первое воплощение неолиберальной модели, реализованной в Латинской Америке, нередко именуемой «экономическим чудом». Захватив власть, Пиночет начал реформировать экономику по неолиберальным рецептам «чикагской школы», последователи которой из молодых чилийских технократов подготовили для него соответствующее руководство на 189 страницах. Суть новой стратегии национального экономического развития состояла в приватизации предприятий государственного сектора и строжайшей экономии. Проводя ее в жизнь, Пиночет опирался на местные монополистические группы, тесно связанные с транснациональным капиталом. Многие экономисты, анализируя неолиберальную модель развития в Чили, считают, что на определенном этапе она может стать эффективным регулятором сугубо экономических показателей, но, как правило, в ущерб социальным. Чилийские реформы 1970 – первой половины 1980-х годов в основном подтверждают это утверждение.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Преодолев экономический кризис начала 1980-х годов, идеологи военного режима постепенно стали переходить к его либерализации, одним из проявлений которой было решение Пиночета (1986) о референдуме в 1988 г. по вопросу о продлении его президентских полномочий на новый восьмилетний срок. Результаты референдума – 43% «за» и 55% «против» – прервали процесс перехода репрессивной диктатуры к стабильному авторитарному строю с перспективой пожизненного правления и способствовали проведению президентских выборов в декабре 1989 г., закончившихся победой лидера христианских демократов Патрисьо Эйлвина. В данном случае он выступал как кандидат блока большинства политических партий «За демократию». На следующих президентских выборах в 1993 г. этот блок вновь одержал победу, президентом стал Эдуардо Фрей Руис-Тагле, подтвердив таким образом окончательный выбор чилийцев в пользу демократии.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Патрисио Эйлвин Эдуардо Фрей Руис-Тагле

Изображение слайда
29

Слайд 29

Диктатура клана Сомосы, установленная в 1933 г. в Никарагуа, вне всякого сомнения принадлежала к числу наиболее одиозных режимов, а сменявшие друг друга у власти представители этого клана – Анастасио, Луис и Анастасио II – относились к числу самых жестоких и властолюбивых правителей (президент Анастасио Сомоса Дебайле занимал еще восемь важнейших гражданских постов и две армейские должности ). Реальной политической силой, способной бросить вызов диктатуре и повести за собой значительную часть народных масс, оказались молодые выходцы из средних слоев, создавшие в 1961 г. движение «Новая Никарагуа», через два года переименованное в «Сандинистский фронт национального освобождения» (СФНО). Вокруг этого движения начал складываться общенациональный антидиктаторский фронт, поддерживаемый рабочими, крестьянами, отдельными звеньями национальной и даже крупной буржуазии, связанной с транснациональным капиталом. В Никарагуа была воспроизведена модель антидиктаторской борьбы, имевшая место в годы Кубинской революции. Лидером СФНО стал Карлос Фонсека Амадор (1936–1976). Карлос Фонсека Амадор

Изображение слайда
30

Слайд 30

Программа-минимум, обнародованная в конце 1963 г., предполагала свержение диктатуры и уничтожение Национальной гвардии; создание правительства национального единства во главе с СФНО, освобождение страны от экономического и политического господства американских монополий; передачу земли крестьянам и независимое промышленное развитие. Идейной базой антидиктаторского фронта являлось политическое наследие А.С. Сандино Кальдерона, пользовавшегося широкой популярностью в народе. В ходе многолетней борьбы СФНО превратился в главный объединяющий центр всех влиятельных политических сил. Его поддерживали обе социалистические партии, Коммунистическая партия Никарагуа, Народно-демократическая партия и Независимая либеральная партия. 19 июля 1979 г. диктатура пала. Правительство национального возрождения было сформировано из сандинистов и представителей антисомосовской буржуазии. В течение короткого срока оно экспроприировало имущество Сомосы и его клана, ввело государственную монополию на внешнюю торговлю, начало проведение аграрной реформы, национализировало банки, объявило достоянием страны все природные ресурсы. Были восстановлены демократические права и свободы и объявлено о проведении независимой внешней политики. Представляет интерес характер преобразований в экономической сфере.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Обострение экономического положения в конце 1980-х годов, конечно, ослабило позиции сандинистов, тем не менее практически все в Никарагуа были убеждены в их победе на президентских выборах в феврале 1990 г. Аналогичных оценок придерживались многие американские аналитики и даже руководители Госдепартамента и ЦРУ, с подачи которых президент США Дж. Буш даже заявил о вероятной победе Д. Ортеги. Не питала особых надежд на победу и никарагуанская оппозиция, объединившаяся в Национальный оппозиционный союз и выдвинувшая своим кандидатом Виолету Чаморро, вдову известного и очень популярного в народе журналиста, владельца газеты « Ла Пренса » П.Х. Чаморро, убитого сомосовцами в 1978 г. Предвыборная программа оппозиции во многом совпадала с основными пунктами сандинистов (мир и национальное примирение, становление правового государства, эффективная система здравоохранения, укрощение инфляции, стабильная занятость в промышленности и увеличение заработной платы, юридическое признание землевладения для крестьян, рабочая реформа и профсоюзные свободы и т.д.). В то же время оппозиция обещала, и в этом было ее отличие от сандинистов, отменить всеобщую воинскую повинность и ввести экономическую свободу. Чем ближе приближалась дата выборов, тем острее становилось положение в стране. Несомненно, на настроение избирателей, помимо кризисных явлений в экономике и гражданской войны, существенно повлияли и некоторые международные события, имевшие или непосредственное, или опосредованное отношение к Никарагуа. Среди них важное место занимало прекращение Советским Союзом военных поставок в Никарагуа (11 августа 1989 г.).

Изображение слайда
32

Слайд 32

Начавшийся распад социалистической системы, интервенция США в Панаму в конце 1989 г. и захват в начале января 1990 г. президента этой страны Мануэля Антонио Норьеги также явились фактором ослабления позиций сандинистов. На президентских выборах Национальный оппозиционный союз одержал победу (54,7 %), СФНО получила 40,8% голосов. После прихода к власти В. Чаморро начался пересмотр практически всех законов и постановлений, принятых сандинистами в экономической и социальной сферах, в вопросах внутренней политики и внешнеполитической деятельности. Сандинистская революция протекала в сложнейший период центральноамериканской истории. Разразившийся в 1980-е годы политический и социально-экономический кризис оказывал негативное воздействие на многие аспекты межгосударственных отношений в Центральной Америке. Революционные преобразования в Никарагуа, гражданская война в Сальвадоре, активизация партизанского движения в Гватемале, приходящиеся на последние десятилетия XX в., были вызваны прежде всего глубинным структурным кризисом, поразившим эти страны. Никарагуанцев не удовлетворила деятельность буржуазных правительств, которые правили страной 16 лет, и в 2006 г. Д. Ортега вновь был избран президентом и переизбран в 2011 г. Сандинисты, умудренные большим политическим опытом, действуют осмотрительно, стараясь сохранить в трудных условиях завоевания революции и доверие народа. Мануэль Норьега

Изображение слайда
33

Слайд 33

Период с 1942 по 1962 г. был одним из самых благоприятных для латиноамериканской экономики. За эти годы объем ВВП региона увеличился на 80% при среднегодовом росте в 2,6%. В Мексике он составлял 7,6%, что стало самым высоким показателем в мире. По мнению известного бразильского экономиста С. Фуртадо, в послевоенный период в экономике Латинской Америки наметились две линии развития. Первая была связана с ограничением действий иностранных монополий. С этой целью еще в 1938 г. в мексиканскую конституцию были внесены соответствующие поправки. Позднее аналогичные коррективы имели место в конституциях Бразилии, Чили и Уругвая. В 1940–1950-е годы в этом же направлении действовали и правительства ряда других стран, в частности Венесуэлы (за исключением периода 1956–1957 гг.). В Мексике под государственным контролем находилась вся экономика, в Бразилии и Аргентине – главным образом речной транспорт и энергетика. Вторая линия предполагала широкое использование кредитов международных финансовых организаций. Для этой цели в 1961 г. был создан Международный банк развития (МБР), который только за первые шесть лет работы выдал кредитов на сумму 2,1 млрд долл.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Начался новый виток роста внешнего долга латиноамериканских стран. Так как МБР в основном располагал деньгами США, то американский капитал, постепенно расширяя сферы своего проникновения и влияния, приобрел в латиноамериканских странах еще больший вес. К концу 1960-х годов отмеченные выше тенденции развития в целом сохранились: превалировала сельскохозяйственная и сырьевая направленность. Только в Аргентине, Бразилии и Мексике доля промышленного сектора в экономике превысила 20% (соответственно 30, 29 и 23%). В Чили и Уругвае она составила 20%, а в других странах отставала от этого показателя. В последующие десятилетия большой рывок в промышленном развитии сделала Бразилия. В конце XX в. она единственная из латиноамериканских стран экспортировала на мировой рынок продукты тяжелого и точного машиностроения.

Изображение слайда
35

Слайд 35

В 1970–1980-е годы краткосрочный период оживления латиноамериканской экономики сменился новым кризисом. Кризисные явления особенно усилились в начале 1980-х годов – упали темпы роста производства, увеличился дефицит платежного баланса, в финансовой сфере царил хаос, била все рекорды инфляция. Важный показатель сравнения темпов ежегодного прироста населения и роста производства был явно в пользу первого. Почти все латиноамериканские страны оказались несостоятельными должниками. По оценкам специалистов, в это время страны Латинской Америки «отчаянно» искали возможности преодоления глубокого структурного кризиса, однако в 1980-е годы все антикризисные программы давали ограниченный, кратковременный эффект. Столь же неоднозначны и итоги 1990-х годов – периода, который исполнительный секретарь Экономической комиссии для Латинской Америки при ООН Х.А. Окампо назвал десятилетием «света и тени». «Непосредственный толчок к дестабилизации положения в регионе дали процессы, происходящие на мировых финансовых рынках, и особенно движение «горячих» спекулятивных капиталов. Рынки латиноамериканских стран оказались крайне уязвимы для внешних шоков с глобализирующихся рынков».

Изображение слайда
36

Слайд 36

С начала 1960-х годов начался процесс деколонизации и образования независимых государств в Карибском бассейне (Ямайка, Тринидад и Тобаго. Барбадос, Содружество Багамских островов, Гренада, Доминика, СентВинсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, в Центральной Америке (Белиз) и на севере Южной Америки (Гайана, Суринам). ХХ век отмечен значительным оживлением индейских движений. Можно выделить пять различных цивилизационных ориентаций индейских организаций: 1) стремление к полному восстановлению доколумбовых цивилизаций и, как следствие, к тотальному противостоянию Западу; 2) курс на формирование симбиотического типа цивилизационных основ с преобладанием автохтонного элемента, но с включением определенных европейских новаций; 3) тенденция к формированию симбиоза на западной основе с включением отдельных элементов автохтонного наследия; 4) тенденция к синтезу на автохтонной основе; 5) тенденция к синтезу на западной основе. Для многих стран Латинской Америки в ХХ в. характерны периоды острейшей политической нестабильности, преобладания авторитарных форм правления, глубоких общенациональных конфликтов. На протяжении столетия иерархия политических ценностей и идеологических ориентиров претерпевала существенные изменения.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Страны Карибского бассейна

Изображение слайда
38

Слайд 38

1 января 1994 г. была образована Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики. Окрыленный успехом Белый дом уже в декабре того же года на Саммите Америк в Майами добился единодушного одобрения амбициозного мегапроекта - создания к 2005 г. Зоны свободной торговли Америки (АЛКА) с участием всех латиноамериканских государств от Рио-Гранде до Огненной земли. Тем самым вашингтонские стратеги планировали «намертво» закрепить южную часть Нового света в качестве  неисчерпаемого экономического резерва американского бизнеса и обеспечить свои ТНК весомыми и долгосрочными преимуществами в острейшей глобальной конкуренции с европейскими и азиатскими корпорациями. Логотип НАФТА

Изображение слайда
39

Слайд 39

Все чаще государства Латинской Америки проявляют твердость в отстаивании своих интересов и  своей самостоятельности.   Характерный пример – отказ Мексики и Чили в 2003 г. поддержать в Совете Безопасности ООН позицию США по проблеме Ирака. В начале XXI века регион сошел с неолиберальной орбиты и начал выстраивать иную, альтернативную парадигму  общественного развития.

Изображение слайда
40

Слайд 40

В 2004-06 годах Латинская Америка продемонстрировала самые высокие за последние четверть века темпы экономического роста –  в среднем порядка 5% в год. При этом Аргентина и Венесуэла, страны, где государственное регулирование экономики особенно заметно, развивались рекордными («китайскими») темпами  -  от 9 до 18% в год. Динамичный рост позволил латиноамериканцам не только укрепить и модернизировать хозяйственные структуры, расширить инновационный сектор экономики, но и продвинуться вперед в борьбе с бедностью и нищетой, сократить безработицу и понизить градус социальной напряженности.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Отмеченные экономические и политические перемены в регионе происходят в контексте поворота «влево» целого ряда государств. Латиноамериканские страны одна за другой начали менять политическую окраску.  Сначала Венесуэла ( Уго Чавес в декабре 1998 г. ), затем Бразилия ( Луис Инасио Лула да Силва в октябре 2002 г. ) и Аргентина ( Нестор Киршнер в мае 2003 г. ) электоральным путем обретают руководство, отрицающее (и осуждающее) прошлый неолиберальный опыт и декларирующее социальную (если не социалистическую) ориентацию своей политики. Вслед за этим Широкий левый фронт во главе с Табаре Васкесом в октябре 2003 г. побеждает в Уругвае, на президентских выборах в Боливии в декабре 2005 г. «приходит первым» левый радикал - индеец Эво Моралес, назвавший свою победу на выборах «кошмаром Белого дома».  В январе 2006 г. в Чили одерживает верх кандидат от социалистической партии Мишель Бачелет (первая женщина-президент в истории этой страны), а в марте 2006 г. в Коста-Рике президентом становится социал-демократ, лауреат Нобелевской премии мира Оскар Ариас. Эстафету в ноябре 2006 г. подхватили левые в Никарагуа и Эквадоре: в первом случае победил лидер сандинистов Даниэль Ортега, во втором – близкий У. Чавесу экономист Рафаэль Корреа.  Невероятно близок к победе был лидер левых сил в Мексике Андрес Мануэль Лопес Обрадор, уступивший сопернику 0,6% голосов. Неплохой результат на выборах в Перу показал еще один левый радикал индейского происхождения Ольянта Умала, во втором круге уступивший политику социал-демократического толка.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Уго Чавес Эво Моралес Мишель Бачелет

Изображение слайда
43

Слайд 43

« Левый поворот» по своему значению вышел за рамки Латинской Америки, поскольку дистанцировал регион от США и сблизил его с государствами социал-демократической ориентации. Не случайно происходит интенсивное сближение латиноамериканских левонациональных режимов с Испанией, где у власти с апреля 2004 г. находится правительство Испанской социалистической рабочей партии. Заметна активизация латиноамериканцев и в Движении неприсоединения, последний саммит (XIV Конференция глав государств и правительств) которого прошел в сентябре 2006 г. в Гаване.

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: Страны Латинской Америки после Второй мировой войны и на современном этапе: Источники

1. Всемирная история : в 6 т. / гл. ред. А.О. Чубарьян ; Ин-т всеобщ. истории РАН. – М. : Наука. – 2011. – Т. 6 : Мир в XX веке : эпоха глобальных трансформаций : Кн. 2 / отв. ред. А.О. Чубарьян. – 2018. – 642 c. – С. 404-427. 2. Яковлев П.П. Латинская Америка: меняющийся облик. — Перспективы, 2007. Режим доступа: http ://www.perspektivy.info/book/latinskaja_amerika_menajushhijsa_oblik_2007-03-19.htm Источники

Изображение слайда