Презентация на тему: Средневековая философия мусульманского Востока

Реклама. Продолжение ниже
Средневековая философия мусульманского Востока
Арабская философия
Появление философии
Перипатеизм
Абу Юсуф ибн- Исхак аль- Кинди
Средневековая философия мусульманского Востока
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль- Фараби
Метафизика как «божественная наука»
Классификация наук аль- Фараби
Авиценна
Классификация наук Авиценны
Великий труд Авиценны
Ибн-Рушд
П риравнивание религии к философии
Средневековая философия мусульманского Востока
1/15
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 86)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (377 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Средневековая философия мусульманского Востока

Подготовил: Улжебаев Темирлан. Группа: ИС-22.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Арабская философия

– совокупность философских учений, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком. Арабская философия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Появление философии

Философия ислама (арабо-мусульманская философия) возникла в VIII веке в результате толкования и осмысления в рамках рациональной теологии, калама (букв. беседа), священной книги мусульман Корана, считающейся божественным откровением, сообщенным пророку Муххамеду (570 -- 632 г.). Раннемусульманские теологи, мутазилиты (букв. отколовшиеся; кон. 8 -- сер. 10 вв.), выступали против буквального понимания Корана, предпочитая ему аллегорическое толкование. Дискутируя с фаталистически настроенными теологами, мутазилиты утверждали, что человек может свободно по своему выбору совершать благие или порочные поступки и полностью ответственен за них; мера воздаяния строго соответствует содеянному. Появление философии

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Перипатеизм

С образованием Арабского халифата культурные и научные связи расширяются, а исследования становятся более глубокими и целенаправленными. Это вполне соответствовало духу мусульманского правоверия, еще не закосневшего в тисках догматизма. Авторитет «первого Учителя» – Аристотеля – здесь был столь велик, что это привело к созданию в VIII-XII веках восточной перипатетической школы. Учение перипатетиков получило в халифате название « фальсафа » (арабский перевод греческого «философия»). Перипатеизм

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Абу Юсуф ибн- Исхак аль- Кинди

Основоположник перипатетической школы  Абу Юсуф ибн- Исхак аль- Кинди (800-879 гг.) - арабский математик, философ, ученый и астролог, уроженец Басры, работал в «Доме мудрости» в Багдаде. Он был одним из тех лиц, кому халиф Аль- Мамун поручил перевести на арабский язык творения Аристотеля и других греческих философов. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus, прозванный «Арабский Философ»        Является автором около 250 трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. Основные труды: «Обзор сочинений Аристотеля», «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии». « О первой философии»,  «О пяти сущностях», «О ближайшей причине возникновения и уничтожения», «Об определениях и описаниях вещей», «О применении индийской арифметики», «О гармонии чисел», «О единстве с точки зрения числа», «О правильных многогранниках», «О приближении хорды круга», «О лучах», «О зажигательных зеркалах», «О причине голубого цвета неба», «О причине приливов и отливов» и др. Абу Юсуф ибн- Исхак аль- Кинди

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6

Вслед за Аристотелем Кинди дает наиболее общее определения бытия – через 5 (а не 10, как это было у Стагирита ) основных категорий: «материи», «формы», «движения», «пространства» и «времени». Обобщение, «укрупнение» категориального аппарата свидетельствует о зрелости мысли «философа арабов». В  «Книге о пяти сущностях»  он рассматривает материю как основную, определяющую сущность, из которой состоит всякая вещь. В трактате  «Об интеллекте»  он приводит классификацию видов разума, ссылаясь на работу Аристотеля  «О душе». По Кинди, активный интеллект - это  мировой Логос, составляющий содержание мышления. Он был убежден, что для «искателя истины нет ничего лучше самой истины», и стремился познать ее, «предельно расчетливо и предельно понятно», излагая взгляды древних философов и свои собственные. Вслед за ним, учение об интеллекте (ноологию) продолжат аль- Фараби и ибн Сина.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль- Фараби

 (870-950 гг.) превзошел в области философии не только аль- Кинди, но и самого Аристотеля, последователем которого он себя называл. Фараби усвоил и критически переосмыслил достижения многих античных философов; перевел, собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского  «Органона», написал комментарии к его произведениям и доработал логическое наследие Стагирита с учетом последних достижений науки и требований средневековой идеологии. Его заслуги в развитии логики и теории музыки, в систематическом изложении своих взглядов по всем отраслям знания были так велики, что Фараби и по сей день именуют  «вторым Учителем» ( Муаллим ассана )  после Аристотеля. т.е. превзошедшим  Первого. Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль- Фараби

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Метафизика как «божественная наука»

В классификации наук определяющее место аль- Фараби отводит метафизике, именуя ее « божественной наукой », поскольку предметом ее исследования является все сущее, а «Первый Сущий» - это Аллах, – «предельное бытие, в котором субъект и объект совпадают». Фараби убежден, что постижение Бога доступно лишь тем, кто способен к активной познавательной деятельности, то есть философам. Метафизика как «божественная наука»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Классификация наук аль- Фараби

В разработанной им классификации наук первый раздел посвящен «науке о языке»- грамматике, второй – логике. Для Фараби логика – не просто наука, но также и искусство, родственное грамматическому. Третий раздел составляет математика, под которой подразумевается целый комплекс наук: арифметика, геометрия, оптика, астрономия, астрология. Четвертый, заключительный раздел включает физику (как естественную науку, занимающуюся изучением естественных и искусственных тел) и  метафизику, в которой основательно разработаны гносеология и онтология. Классификация наук аль- Фараби

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Авиценна

Авиценну (Ибн Сину) (980-1037 гг.) называют князем философии и медицины на Востоке. Основное его философское произведение –  «Книга исцеления»  в 18 томах, включает в себя основы логики, риторику, поэтику, физику, математику и метафизику. Этот энциклопедический труд стал лучшим авторизованным комментарием к аристотелевской философии во всей ее полноте, который в XII в. дал мощный импульс развитию западной философии. Авиценна

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: Классификация наук Авиценны

«Князь философии» отмечает, что только через углубление знаний можно найти дорогу к Богу. Он разработал собственную классификацию наук: теоретические науки напрямую не связаны с действиями людей, но помогают им ориентироваться в этом мире. К ним относятся высшая наука -  метафизика, то есть учение о бытии вообще и о том, что лежит вне природы; средняя наука -  математика, которая представляет собой комплекс самостоятельных наук (арифметику, геометрию, оптику, астрономию, музыку); низшая наука -  физика. Это наука о природе. Завершают этот перечень «практические» науки:  этика  (о поведении людей),  экономика  (об управлении хозяйством), политика  (об управлении государством и народом). Классификация наук Авиценны

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Великий труд Авиценны

Огромной популярностью на Востоке и в Европе пользовался « Медицинский канон » Авиценны, полное название которого «Канон врачебной науки». В XII в. он был переведен Г. Кремонским на латинский язык, а затем и на другие европейские языки. Эта медицинская энциклопедия переиздавалась 40 раз и в Европе была самым читаемым произведением после Библии. По нему на протяжении многих веков (до XIX включительно) в европейских университетах обучали теории и практике врачевания. Великий труд Авиценны

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: Ибн-Рушд

Если  Авиценну  называли князем философии на Востоке, то князем философии арабо-мусульманского Запада называют  Ибн-Рушда (1126-1198 гг.) из испанской Кордовы. Это ученый-универсал: врач, правовед, теолог, математик, философ-перипатетик. Его трактаты, отвергнутые исламскими теологами, дошли до нас, благодаря испанским евреям. Ибн-Рушд

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: П риравнивание религии к философии

Ибн-Рушд занимался первостепенной для всех средневековых перипатетиков проблемой соотношения веры и знания, религии и науки с позиций рационализма. В рамках гносеологии Аверроэс различает   пассивный  и  активный  разум. Пассивный разум неотделим от конкретного человека, от его интеллекта. Активный разум имеет характер всеобщего, единого интеллекта, и он вечен. Общий разум сопоставим с божественным разумом, подобен ему. Разум отдельных индивидов участвует в общечеловеческом разуме, связан с ним, но конечен. П риравнивание религии к философии

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Последний слайд презентации: Средневековая философия мусульманского Востока

Подобные «вольности», конечно же, могли вызывать лишь ярость догматически настроенных теологов. Они объявили Аверроэса безбожником, еретиком. Полемизируя с ними, в частности с  аль- Газали, - автором « Опровержения философов », резко выступившим против учений перипатетиков о вечности, несоотворенности мира и объективности причинно-следственных связей земного мира, ибн-Рушд пишет знаменитое « Опровержение опровержения ». Защищая философию от ортодоксального мусульманства, он обосновывает в этом трактате полную независимость философии от теологии. Умозрительные, теоретические проблемы, рассматриваемые философией, не могут решаться в рамках жестких предписаний мусульманского правоверия. Ибн-Рушд обосновал концепцию  «двойственной истины»,  согласно которой «религию следует поднять до ранга философии», так как религиозные тексты могут и должны подтверждать философские истины. В этом убежден последний перипатетик средневекового Востока. За этот вольный рационализм он поплатился жизнью в мусульманской Андалузии, - был отравлен, как свидетельствует история. Но его идеи, уже несколько десятилетий позже, были подхвачены и развиты в странах Западной Европы Сигером Брабантским, Роджером Бэконом и другими мыслителями. Можно сказать, что арабо-мусульманский Восток в полном объеме передал, приумножив, эстафету философской мысли - от Платона и Аристотеля до Аверроэса - европейским странам.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже