Презентация на тему: Средневековая философия

Средневековая философия
Средневековая философия
Представления о мире
Философия в Средние века
Патристика и Схоластика
Периоды Патристики
Патристика
Отношение к античной философии
Отношение к античной философии
Схоластика
Схоластика
Схоласты доказывали истину, изложенную в Писании по средствам философии. Для этого они решали три задачи:
Схоластика
Реализм и Номинализм в схоластике
Реалисты
Номенализм
Августин Блаженный (354 – 430 гг.)
Счастье по Августину
Земное и Божественное царство
Фома Аквинский (1225/1226-1274)
Учение
Философия и Теология по Аквинскому
Работы
Пять доказательств бытия Бога
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)
Работы
Таким образом, к концу Средневековья в философии оформилась её основная структура состоящая из целого ряда дополнительных философских наук.
1/27
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1291 Кб)
1

Первый слайд презентации: Средневековая философия

Изображение слайда
2

Слайд 2

В этот период в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия, поэтому практически все философские трактаты были связаны с осмыслением основных религиозных догм, которыми декларировалось божественное сотворение мира и основные характеристики божества.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Представления о мире

Христиане средневековья считали, что мир вокруг них, после Христа неизменчив, отсюда и их представление о времени, как о неизменном повторяющемся круге (лето-осень-зима-весна), который будет длиться до конца Света (до второго пришествия Христа).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Философия в Средние века

В ней наработки античной философии о мире и человеке попадали в иной духовный контекст: единый Бог становился абсолютным и высшим бытием, высшей формой, высшим благом, духовной реальностью, определяющей всё существующее. Философия не рассматривала как устроена действительность, вселенная – космос, а пыталась ответить на вопрос – как устроено божественное естество. Теперь Бог становился абсолютом – истинным бытием из которого всё и проистекает.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Патристика и Схоластика

Патристика - (от латинского pater, «отец») – это философское учение «отцов и основателей» христианской церкви. Сторонники этого течения ставили перед собой задачу создать систематическую догматику философии по материалам святого писания.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Периоды Патристики

1. «Апологетика» – время оформления и прояснения христианского мировоззрения ( II - III вв.); 2. Классическая патристика - время становления догматического стандарта ( IV - V вв.) и систематизации знания. 3. Заключительный период – время стабилизации догматики ( VI - VIII вв.) или систематизация догматики.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Патристика

Философские проблемы периода патристики нашли своё выражение в отношении к языческой философии и культуре.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Отношение к античной философии

Одни из ранних христианских деятелей - Теофил и Тертуллиан, относились к ней отрицательно, считая «творением дьявола»

Изображение слайда
9

Слайд 9: Отношение к античной философии

Юстин и Ориген, а также Климент Кентерберийский доказывали совместимость идей язычества и единобожия. Независимо от результатов дискуссий, на практике произошло совмещение целого ряда языческих смыслов с идеологией единобожия.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Схоластика

Схоластика начинается с IX в. Согласно схоластам «всё существует лишь в отношении к Богу. Отцом схоластики является Северин Боэций.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Схоластика

Период схоластики (от схола, «ученический или школьный») характеризуется стремлением мыслителей рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, в том числе бытие Бога. Их философии был характерен теоцентризм.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Схоласты доказывали истину, изложенную в Писании по средствам философии. Для этого они решали три задачи:

С помощью разума проникнуть в истины веры; Придать этой истине систематическую форму; С помощью философии исключить критику святых истин.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Схоластика

Для схоластов были характерны : Креационизм (учение о сотворении Богом мира и человека из ничего/посредством слова); Экзегетика (искусство толкования положений Библии); трансцендентность Бога и человека; Теодицея (идея божественного перевоплощения); Эсхатология (учение о конце света, конце мира и человека); Символизм (каждый религиозный образ есть многозначный символ человеческой и священной истории);

Изображение слайда
14

Слайд 14: Реализм и Номинализм в схоластике

Схоластика, в вопросе о природе общих понятий разделилась на два течения: номинализм и реализм.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Реалисты

Реалисты считали, что подлинно существуют не сами вещи, а их понятия (универсалии), они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно, что являлось производной от «мира вещей» Платона. Главные представители реализма – Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Фома Аквинский (1225 – 1274).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Номенализм

Номиналисты говорили, что существуют лишь конкретные вещи, а универсалии лишь имена вещей, за которыми ничего не стоит. Т.е общие понятия являются вторичными - продуктом деятельности мышления. В своей философии они опирались на идеи Аристотеля Наиболее видными представителями номинализма являются Иоанн Росцелин (1050-1112), Иоанн Дунс Скот (1266-1308), Уильям Оккам ( ок. 1285-1347) и Пьер Абеляр.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Августин Блаженный (354 – 430 гг.)

Аврелий – теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, был причислен к лику святых, а в католицизме святым учителем Церкви. Полагал что все в мире предопределено, Бог «от века» предназначил одних людей к спасению, других к адским мукам, вне зависимости от поступков. Человеческая воля – слепое орудие воли Бога.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Счастье по Августину

Провозглашая стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни, он усматривал это счастье в познании человеком Бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него. Бог – вне материальный абсолют, который творит мир и человека, он сверхприродная личность, создававшая все сущее. Мир хорош, поскольку существует благодаря Богу; зло же не субстанция, а порча субстанции

Изображение слайда
19

Слайд 19: Земное и Божественное царство

Ход историй, жизнь общества – борьба двух противоположных царств – Земного (грешного) и Божественного (небесного). Земное воплощено в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах и императоре; оно погрязло в пороках и язычестве и поэтому рано или поздно будет побеждено Небесным. Царство Божье представлено священнослужителями – людьми, наделенными благодатью, и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь. В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская власть еще будет существовать, но ее следует подчинить духовной власти.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Фома Аквинский (1225/1226-1274)

Итальянский теолог-схоласт, причисленный в 1323 году к лику святых, идеолог римско-католической церкви, основоположник философского учения католицизма Учение Фомы Аквинского - томизм (от имени Thomas – Фома) представляет собой сочетание идеалистически фальсифицированной (измененной) философии Аристотеля с христианско-католической теологией.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Учение

Считал, что истины разума и истины веры, не противостоят друг другу, а даны человеку в качестве двух разных форм постижения божественной сущности мира. Учение о том, что разум подчинён, или обусловлен верой, является краеугольным камнем томизма, основы католической философии. Эта теория привела к размежеванию философии и теологии и считается верхней границей достижений средневековой философии.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Философия и Теология по Аквинскому

Разграничивал философию и теологию по предмету (философия направлена на изучение сущего, а религия на «обеспечение» спасения); По источнику (для философии – это разум, для теологии – вера) ; По цели (соответственно, знание ради знания и – знание ради спасения)

Изображение слайда
23

Слайд 23: Работы

В «Сумме теологии», используя аристотелевскую метафизику, Фома Аквинский создал теолого-рационалистическое учение о гармонии разума и веры. В данной работе философ обосновывает свой тезис о том, что вера не должна противоречить разуму. В работе «Сумма философии» Фома Аквинский отвёл философии вспомогательную роль при доказательстве существования Бога ; другой тезис, обоснованный философом в данной работе, состоит в том, что разум и вера объявляются разными путями к истине.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Пять доказательств бытия Бога

1) Бог – перводвигатель, который все движет, оставаясь сам недвижимым; 2) Бог – производящая причина, так как цепь причин и следствий не может быть бесконечной и должна быть первая причина, производящая все остальные; 3) среди вещей, которые только возможны (т.е. могут быть, а могут и не быть), есть необходимая сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости; такая необходимость без внешней причины и есть Бог; 4) Бог – высшая ступень совершенства; 5) Бог – высшая целесообразность, предусматривающая цели для всего, что происходит.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)

Абеляр родился в местечке Пале недалеко от г. Нанта в семье западно-французского рыцаря. Он получил хорошее для того времени образование, в котором навыки военного искусства и светского образования сочетались с глубокими теоретическими знаниями. Основы науки и философии Абеляр осваивал под руководством известного философа и богослова Росцелина.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Работы

В книге «О божественном единстве и троичности», он доказывал, что существует лишь один Бог-отец, а Бог-Сын и Бог-дух – лишь проявления его могущества. За этот труд на Церковном Соборе Абеляр был осуждён и приговорён к собственноручному сожжению своей книги и ссылке на исправление в аббатство Святого Медарда.

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Средневековая философия: Таким образом, к концу Средневековья в философии оформилась её основная структура состоящая из целого ряда дополнительных философских наук

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Гносеология – учение о познании; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Методология – общая теория метода, теория в действии; система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Логика – наука о законах и формах мышления. Эстетика – наука о сущности и формах творчества, о закономерностях освоения человеком мира с точки зрения прекрасного. Аксиология – философское исследование природы ценностей. Этика – наука о морали. Социальная философия – философское учение об обществе.

Изображение слайда