Презентация на тему: Сравнительная политология

Сравнительная политология
Учиться самим
Польза курса
Трудные вопросы
Учиться у языка, с помощью языка, благодаря языку
Быть и/или иметь
Общий план курса
План текущих занятий
План первого занятия «Сравнения и сопоставления в политике. Их возможности и пределы»
Естественность сопоставлений
Что происходит при сопоставлении?
Как возможны сравнения?
Что происходит при сопоставлении?
Инструменты сравнения
Объем и содержание
Закон обратного соотношения
Значение и смысл
Структура понятия
Аристотелевская концептуализация
Виттгенштеновская концептуализация
Семейное сходство
Что можно и чего нельзя сравнивать?
Как сделать сравнения успешными?
Чего следует избегать при сравнении?
1/24
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 85)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (220 Кб)
1

Первый слайд презентации: Сравнительная политология

Балтийский федеральный университет им. И.Канта октябрь 2011 Ильин Михаил Васильевич ilyin@politstudies.ru mikhaililyin48@gmail.com

Изображение слайда
2

Слайд 2: Учиться самим

Я не могу научить, могу только помочь научиться. Я не хочу вас ничему учить, а тем более поучать. Я хочу только помочь вам самим научиться тому, что вам самим интересно и полезно. Буду рассказывать об ошибках, которые меня чему-то научили. Возможно, эти уроки окажутся полезны и вам.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Польза курса

В чем польза вашего учения и обучения? Не только в усвоении знаний. В усвоении и развитии собственных познавательных способностей, а также различных навыков и компетентностей. В конечном счете – в развитии собственной личности.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Трудные вопросы

Хочу помочь научиться ставить трудные вопросы. Как возможно общение? Коммуникативный эффект – это обретение смысла. Выход из себя (человек существо эксцентричное) и возвращение к себе. Хочу помочь научиться «выходить из себя» и возвращаться к себе. Проблема развития. Как возможно измениться и остаться самим собой?

Изображение слайда
5

Слайд 5: Учиться у языка, с помощью языка, благодаря языку

Людвиг Виттгенштейн ввел в практику философского и научного анализа так называемые языковые игры. Джон Остин показал прямую связь между языковой формой и смыслом мышления. Ему принадлежит книга «Как творить дела словами» (How to do things with words)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Быть и/или иметь

Подумаем о различии способов нашего существования. Один передается глаголом быть, второй глаголом иметь и, добавлю, обретать, третий глаголом являться и, добавлю, становиться. В политике можно иметь власть, а можно и быть властью, иметь авторитет и быть авторитетом, обладать суверенными прерогативами и станвиться сувереном, быть гражданином и иметь гражданство или стать им, обретая свои гражданские права.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Общий план курса

Первый блок. Методологические принципы сравнительной политологии. Второй блок. Исследовательская практика политической компаративистики. Третий блок. Предметные области сравнений.

Изображение слайда
8

Слайд 8: План текущих занятий

1. Сравнения и сопоставления в политике. Их возможности и пределы. 2. Сравнительная политология как эмпирическая дисциплина. Ее место среди дисциплин политической науки. 3. Основные проблемы сравнительной политологии. 4. Научный аппарат и инструментарий политической компаративистики. 5. Типы и разновидности сравнений. 6. Как организовать работу компаративиста?

Изображение слайда
9

Слайд 9: План первого занятия «Сравнения и сопоставления в политике. Их возможности и пределы»

Как возможны сравнения? Что происходит при сопоставлении? Что можно и чего нельзя сравнивать? Как сделать сравнения успешными? Чего следует избегать при сравнении?

Изображение слайда
10

Слайд 10: Естественность сопоставлений

«Сравнение – это обычный способ мышления. Мы приобретаем знания через сравнение» [Доган и Пеласси 1994: 11]. Сравнения воспринимаются нами как вполне естественные действия, для осуществления которых нам зачастую и не нужно прилагать каких-то специальных усилий. Они кажутся столь же естественными, как и наше мышление, ощущения, дыхание, стук сердца. На уровне быта сопоставления осуществляются зачастую безотчетно, при помощи наличных форм чувственности, ассоциаций, слов, понятий и т. д. Специалист сказал бы – с помощью психики и повседневного языка ( ordinary language ).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Что происходит при сопоставлении?

При со-по-ставлении вещи или явления «ставятся рядом». Затем они «делаются равными» – с-равниваются. При этом выявляются с-ходства – «перемещения в одно место» – и со-в-падения – «наложения друг на друга», равно как и раз-личия – «умножение разных ликов, то есть масок, обликов чего-то единого». Данные подсказки обыденного языка позволяют интерпретировать сравнение как «способ выявления общего и особенного в изучаемых феноменах» [Сморгунов: 32].

Изображение слайда
12

Слайд 12: Как возможны сравнения?

Сравнение невозможно. Каждое явление уникально, а значит несравненно и несравнимо. Сравнение возможно. Мы по опыту знаем, что оно естественно и необходимо для нас. Решение : непосредственное сравнение невозможно, осуществляются опосредованные сравнения.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Что происходит при сопоставлении?

Уни кальная единица ( unit) сравнения соотносится с уни версальной единицей сравнения. Уни кальность и уни версальность содержат в себе указание на единицу ( unum ). Бесконечный ряд уникальных единиц. Доли и дроби одной универсальной единицы.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Инструменты сравнения

Новые вопросы. Откуда взять эталон сравнения? Существует ли он в действительности? Нужно ли его создавать? Если да, как же это делается? Для разных типов и уровней сравнения органичны свои ‘эталоны’. Для обыденного знания – это слова и понятия, для доктринального – понятия и идеальные конструкции, для научного – особые инструменты сравнения: (идеальный) тип, модель, образец-шаблон (pattern), типология (классификация, таксонимия), зависимая и независимая переменные и т.п.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Объем и содержание

Под содержанием понимается набор существенных характеристик некого феномена. Объемом же называется совокупность всех конкретных проявлений данного феномена. Содержание и объем образуют две взаимосвязанных стороны понятия, которые находятся в отношении дополнительности: чем шире объем, тем беднее содержание и наоборот.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Закон обратного соотношения

Взаимная дополнительность содержания и объема означает: чем шире объем, тем беднее содержание и наоборот.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Значение и смысл

Обычно отношение знака с его смыслом и значением представляют в виде треугольника

Изображение слайда
18

Слайд 18: Структура понятия

Сигнификат – фактическое содержание (смысл) Интенсионал – потенциальное содержание (смысл) Экстенсионал – фактический объем (значение) Компрегенсия – потенциальный объем (значение)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Аристотелевская концептуализация

Классическая концептуализация строится в логике рода ( genus ) и различий ( differentia ), которые создают необходимые и достаточные условия (причины) концептуализации.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Виттгенштеновская концептуализация

Неклассическая концептуализавция строится в соответствии с предложенной Людвигом Виттгенштейном логикой семейного сходства (Familienähnlichkeit).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Семейное сходство

Виттгенштейн приводил пример семейного сходства игр. Игры могу быть разными по природе, но все они объединены в общую категорию, объединены рамочным (зонтичным) понятием. В политике семейным сходством обладают разные по природе политии, образующие международную систему. Их объединяет рамочное (зонтичное) понятие государство. Семейное сходство предполагает не «причинное» соподчинение сходств (свойств, признаков), а их вероятностное сочетание.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Что можно и чего нельзя сравнивать?

Сравнивать следует только те явления и данные, которые образуют однородные совокупности, то есть обладают общей ‘природой’. Нельзя сравнивать произвольно или случайно выхваченные явления или данные – технологии с идеологическими установками, а закрепленные законом институты с психологическими особенностями тех или иных политиков.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Как сделать сравнения успешными?

Главное правило профессионально грамотного компаративиста: успешное сравнение требует кропотливой работы, сравнения должны быть последовательными и систематичными. Второе правило: следует тщательно подготовиться к сравнению. Третье правило: следует специально подобрать инструментарий исследований и его материал.

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: Сравнительная политология: Чего следует избегать при сравнении?

Поверхностности и поспешности. Недостаточной осведомленности и подготовленности. Собственной робости.

Изображение слайда