Первый слайд презентации: Способы и формы эффективного общения в деятельности юриста
Доклад Студентов 24 группы Макарова Михаила Бочкарева вячеслава
Слайд 2
В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части: 1) коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми; 2) перцептивная сторона, т. е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними; 3) интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.
Слайд 3: Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений
В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т. д.).
Слайд 4
Социальная роль - это определенное фиксированное положение конкретного человека в системе его межличностных отношений. Любой человек, включенный в те или иные общественные отношения, в определенных жизненных обстоятельствах, ситуациях играет (выполняет) различные заранее предписанные ему социальные роли (функции).
Слайд 5
Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту. На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т. д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.
Слайд 6: Основными функциями языка и речи являются:
– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления; – коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов; – прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника; – регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е.
Слайд 7: Характерными нарушениями речи являются:
– логоррея – повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы; – персеверация – многократная повторяемость высказываний полностью или частично; – разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме; – излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения; – резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.
Слайд 8: Речь юриста должны отличать:
• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан; • последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы; • соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения; • экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия; • вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.