Презентация на тему: Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Значение труда в воспитании дошкольников
Цели и задачи трудового воспитания в детском саду
Исследования вопросов трудового воспитания дошкольников
Специфика трудовой деятельности дошкольников
Задачи:
Организация и условия трудовой деятельности
Формы организации трудовой деятельности:
Типы организации труда детей
Организация и условия трудовой деятельности
Методы и приемы трудового воспитания детей
Методы и приемы трудового воспитания детей
1/12
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 69)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1225 Кб)
1

Первый слайд презентации: Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Изображение слайда
2

Слайд 2: Значение труда в воспитании дошкольников

Труд – наиболее верный принцип нравственного воспитания дошкольников. Очевидно, что уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. Труд оказывает неоценимое влияние и на умственное развитие детей. Трудовое воспитание формирует следующие качества в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, восприятие. В процессе труда воспитываются такие качества как: устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать В.А. Сухомлинский Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться К.Д. Ушинский

Изображение слайда
3

Слайд 3: Цели и задачи трудового воспитания в детском саду

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия Задачи Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде Формирова-ние навыков организации своей и общей работы Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы

Изображение слайда
4

Слайд 4: Исследования вопросов трудового воспитания дошкольников

В.А. Сухомлинский: «труд - это основа всей жизни». Считал, что важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. К.Д. Ушинский: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» Н.К. Крупская: « Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический» Р.И. Жуковская: в книге « Игры и трудовые занятия в детском саду» показывалась возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда и игры В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Г.Н. Година, Р.С. Буре и многие другие: систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания, которые дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка Д.Б. Эльконин : в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Ю.К. Бабанский, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева: выделяют две группы задач: 1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности; приобретении трудовых навыков, умений. 2) развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Специфика трудовой деятельности дошкольников

Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми В процессе труда дети приобретают трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого, самостоятельными. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Задачи:

Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества). Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности). Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности). Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда). Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Организация и условия трудовой деятельности

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : поручения дежурства коллективный труд Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Организация коллективного труда детей включает уборку групповой комнаты или участка, разбивку огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т. д.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Формы организации трудовой деятельности:

Поручения: простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные. Дежурства. Коллективный труд.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Типы организации труда детей

Индивидуальный труд. Труд рядом. Общий труд. Совместный труд.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Организация и условия трудовой деятельности

Различают четыре основных вида детского труда: Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Самообслужи-вание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд

Изображение слайда
11

Слайд 11: Методы и приемы трудового воспитания детей

I группа методов: формирование нравственных представление, суждений, оценок. Решение маленьких логических задач, загадок. Приучение к размышлению, логические беседы. Беседы на этические темы. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций. Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов. Задачи на решение коммуникативных ситуаций. Придумывание сказок.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста: Методы и приемы трудового воспитания детей

II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности. Приучение к положительным формам общественного поведения. Показ действий. Пример взрослого и детей. Целенаправленное наблюдение. Организация интересной деятельности (общественно-полезный труд). Разыгрывание коммуникативных ситуаций. Создание контрольных педагогических ситуаций.

Изображение слайда