Презентация на тему: Специфика техногенной цивилизации

Специфика техногенной цивилизации
Понятие цивилизации
Этапы становления соотношения между культурой и цивилизацией
Типы цивилизаций
Традиционная и техногенная цивилизация
Становление техногенной цивилизации
Становление техногенной цивилизации
Традиционная и техногенная цивилизация
Традиционная и техногенная цивилизация
Традиционная и техногенная цивилизация
Традиционная и техногенная цивилизация
Ценности техногенной цивилизации
Ценности техногенной цивилизации
Ценности техногенной цивилизации
Наука и техногенная цивилизация
Проблемы техногенной цивилизации
Техногенная цивилизация и культура
Перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации.
Техногенная цивилизация и искусство
Специфика техногенной цивилизации
Техногенная цивилизация и искусство
Специфика техногенной цивилизации
Техногенная цивилизация и искусство
Специфика техногенной цивилизации
1/24
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 55)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (519 Кб)
1

Первый слайд презентации: Специфика техногенной цивилизации

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие цивилизации

В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят: культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби), смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль ( Шпенглер), взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер), логику эстетического развития ( Бродель ).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Этапы становления соотношения между культурой и цивилизацией

Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. Просвещение – Новое время. Начало расхождения понятий. Термин «цивилизация » рассматривается как стадия развития общества вслед за дикостью и варварством. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Типы цивилизаций

По типу хозяйственной деятельности з емледельческая и ндустриальная В зависимости от контакта с другими цивилизациями о ткрытые ( экстравертные) з акрытые ( интравертные ) В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории в осточная з ападная промежуточная В зависимости от способа производства первобытная р абовладельческая ф еодальная б уржуазная с оциалистическая

Изображение слайда
5

Слайд 5: Традиционная и техногенная цивилизация

Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. В культуре традиционных обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Традиционный тип социальной организации сохранился и до наших дней. Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Резервы роста техногенной цивилизации черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Становление техногенной цивилизации

Р азвитие античной культуры, которая дала человечеству два великих изобретения — демократию и теоретическую науку. Е вропейское Средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога. Возникновение техногенной цивилизации неотделимо от становления капиталистических, экономических и общественных отношений. Реформация - специфическое для протестантизма понимание веры и знания как принципиально разных сфер - признание особой ценности технических и научных изобретений, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Становление техногенной цивилизации

В эпоху Ренессанса происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. С этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII веке. Она проходит три стадии: прединдустриальную индустриальную п остиндустриальную Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится развитие техники, технологии, прежде всего за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Традиционная и техногенная цивилизация

В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. В традиционных культурах считалось, что “золотой век “ уже пройден. Техногенная цивилизация динамична, подвижна и агрессивна : она подавляет, подчиняет, поглощает традиционные общества и их культуры. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Традиционная и техногенная цивилизация

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Свойственный традиционным обществам консерватизм видов деятельности, медленные темпы их эволюции, господство регламентирующих традиций постоянно ограничивали проявление деятельностно -преобразующей активности человека.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Традиционная и техногенная цивилизация

Принципу преобразующего деяния, сформулированному в европейской культуре в эпоху Ренессанса и Просвещения, можно противопоставить принцип древнекитайской культуры “у- вэй ”, предполагающий невмешательство в протекание природного процесса и адаптацию индивида к сложившейся социальной среде. С преобразующей деятельностью техногенной цивилизации связан культ борьбы, революций как локомотивов истории. В техногенной цивилизации природа понимается как упорядоченное, закономерно устроенное поле, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами. В традиционной культуре природа понимается как живой организм.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Традиционная и техногенная цивилизация

В традиционных культурах господство и власть понимались прежде всего как непосредственная власть одного человека над другим. В техногенном обществе сущность власти определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Идеал творческой, суверенной, автономной личности занимает одно из приоритетных мест в системе ценностей техногенной цивилизации. В традиционном обществе личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации. Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствует формированию у него значительно более гибкого и динамичного мышления, чем у человека традиционных обществ.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Ценности техногенной цивилизации

человек как венец творения, он уникален и самоценен, стоит на высшем уровне иерархии живых существ; человек как личность-субъект, имеющий сверхприродный статус, статус абсолютной данности в его оппозиции к миру-объекту; разум (в мире господствует разумное начало, оно – источник и предпосылка всякой целесообразной деятельности; приоритет разума над чувствами в процессе отыскания истины); истинное знание, не нуждающееся в этике (основой этики считалось рациональное обоснование) высокий статус научной рациональности; просвещённость (обладание знанием); прогресс (науки, техники, технологий и т.д.) как имманентный закон природы; автономия личности, развитие индивидуального начала в человеке – ценность «Я» (персонализм);

Изображение слайда
13

Слайд 13: Ценности техногенной цивилизации

труд и творчество как новация (создание принципиально нового, постоянная генерация новых идей, концепций и т.д.); активная деятельность и преобразование, направленные на покорение природы, представляющей собой неорганическую, упорядоченную, закономерно устроенную сферу, универсальную и единую для всех, «объективную» реальность, устроенную в соответствии с неизменными «законами природы »; власть ; соблюдение прав; свобода ; воля ; уважение ; материальный достаток и престиж; личный успех.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Ценности техногенной цивилизации

ценности «обладания» вещью «здесь и сейчас », комфорта, материального достатка, престижа и информации. Наряду с массовым производством возникло массовое потребление, спроецировавшее процессы стандартизации и нивелирования на все сферы жизни. В результате возникла массовая культура с ее одинаковыми стереотипами, вкусами, привычками, образом мышления, поведения и т.д. ценность здоровья как биологического, так и психологического и в целом - духовного.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Наука и техногенная цивилизация

Особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации и особая значимость научно-технического взгляда на мир, определены тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. В этой системе ценностей научная рациональность и научная деятельность обретают приоритетный статус. Наука в ее развитых теоретических формах становится особенно важной для техногенной цивилизации. Культура техногенной цивилизации обеспечивает самостоятельный статус научного познания как особой сферы профессионального труда. Наука в техногенной цивилизации становится одним из важных факторов формирования мировоззренческих установок и смысложизненных структур, определяющих отношение человека к миру.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Проблемы техногенной цивилизации

Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения; Проблема нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах; Проблема сохранения человеческой личности в условиях усиливающихся процессов отчуждения и опасности разрушения биогенетической основы человеческого бытия.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Техногенная цивилизация и культура

Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек », поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: Первая проблема требует ответа на три вопроса: Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека? Природа и суть творчества. Мозг и машина. Вторая проблема - это проблема места и роли человека в созданном им техномире.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации

Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической культуры; Преодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества; Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда »; Смена типа мышления - техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Техногенная цивилизация и искусство

С самого начала 20 в. возникли новые виды искусства на технической основе - фотография, кино, радиоинсценировки, чтение литературы по радио, несколько позже - телевидение, видео, - существенно потеснившие классические виды искусства. С раннего авангарда и модернизма начали существенно меняться изобразительно-выразительные языки всех классических видов искусства, а затем и сами эти виды и жанры. И все эти изменения носили, как правило, экспериментально-поисковый характер, инициированный самим духом активно развивающейся техногенной цивилизации.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Техногенная цивилизация и искусство

Искусства перестают быть «изящными искусствами», то есть носителями эстетического. Используются принципы игры, иронии, безобразного. С 60-х гг. предпринимаются попытки создания так называемого машинного искусства. Algorithmic art ( Роман Веростко в 80-е гг.) программа Д. Коупа «Эмми» программа AARON (Гарольд Коэн) программа "Постмодернистский генератор" (Э. Булгак ) New Media Art все электронные искусства (электроник-арт), робото -арт геномик -арт

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Техногенная цивилизация и искусство

Различают, по крайней мере, три этапа развития интернет-арта, возникшего в 80-е - начале 90-х гг. ХХ в. Первый этап - начинающие сетевые художники создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй этап (1990-е гг.) - в интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие. П ервые флеш -мобы. К оллективный международный перформанс Х. Бантинга «Звоните на Кинг-Кросс» (1994 ). Третий этап (первое десятилетие ХХI в.) - освоение сетевыми художниками собственно выразительных возможностей сети как некой электронной виртуальной реальности, внутри которой необходимо творить так, как невозможно работать в реальном мире.

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: Специфика техногенной цивилизации

Изображение слайда