Презентация на тему: Специфика социогуманитарного познания

Реклама. Продолжение ниже
Специфика социогуманитарного познания
Понятие социального познания
Характерные черты социального познания
Характерные черты социального познания
Методология социального познания
Формирование социальной методологии
Формирование социальной методологии
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Философия истории
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Специфика социогуманитарного познания
Типы деятельности
Специфика социальных объектов
Социальное познание
Специфика социогуманитарного познания
Философские концепции общества
Понимание общества в философии
Специфика социогуманитарного познания
Основные черты формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания
Синергетика в социальном познании
Заключение
Специфика социогуманитарного познания
1/40
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 64)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3583 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Специфика социогуманитарного познания

Понятие социального познания Развитие методологии социогуманитарного познания Специфика социальных объектов Общество как объект исследовния

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Понятие социального познания

Любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами Одна из форм познавательной деятельности – познание общества Две крайние позиции: Нет никакого различия между социальными и естественно-научными методами познания Историческая наука и наука, формулирующая законы, суть понятия, взаимоисключающи

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Характерные черты социального познания

Социальные законы носят статистический, вероятностный характер В основе социального познания лежит изучение общественных отношений Общество имеет две составляющие – материальную и духовную (сознание), и соответственно функционируют два различных типа законов: законы материальной жизни и законы общественного сознания. Первые составляют базовую основу, а вторые совпадают с ними по содержанию как отражение первых

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Характерные черты социального познания

Общественная жизнь изменяется относительно быстро, а потому развитие происходит на основе относительных истин, что означает: на каждом уровне развития человечества имеет место свое понимание происходящего, свой подход к ценностям, к теориям, к методам, используемым в познании и т.д.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Методология социального познания

Для социального познания свойственно все, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов, теоретический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение "идеальных типов", прогнозирование явлений и т.д. Методология социального познания имеет свою специфику, связанную с изучением исторических фактов, общественных институтов, человеческих отношений и др.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Формирование социальной методологии

В 16-нач.17 вв. для гуманитарных наук идеал научности выступал как математическая система, а реальным эталоном, образцом теории являлась геометрия. Этому образцу подчинялось и гуманитарное знание (Декарт, Ньютон, Лейбниц) Со второй половины 17 до конца 19 в. эталоном научности была классическая механика с присущим ей четким делением всех знаний на два уровня: теоретический и эмпирический. На основе законов механики предпринимались попытки объяснить и общественные процессы (Спиноза, французские материалисты) Натурализм как метод научного и социального познания господствовал в сознании людей. Развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами (климат, географическая среда и др.), биологическим и расовыми особенностями людей

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Формирование социальной методологии

Кризис натуралистического сознания возникает в конце XIX – нач.XX вв. В противовес натуралистической стала формироваться культур-центристская парадигма, основой которой стало признание особого статуса социально-гуманитарных наук Парадигма есть совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых изучается действительность. На основе парадигм на каждом этапе науки создается своя картина мира, свои фундаментальные идеи. Классическая наука, например, имеет своей парадигмой механику

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то,что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя. Гегель. "Феноменология духа".

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
9

Слайд 9

- активна и деятельна. мыслит и познает себя, проходя в своем развитии три этапа: возникновение природы и человека, когда абсолютная идея находится вне времени и пространства в стихии "чистого мышления" и выступает системой логических понятий и категорий, как система логики; духовное начало, из самого себя порождающее природу, которую Гегель называет "инобытием" абсолютной идеи; абсолютный дух. На этом этапе абсолютная идея оставляет созданную природу и поворачивается к самой себе, но уже на основе человеческого мышления (самопознание идеи).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
10

Слайд 10

Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей "Механизм" развития : развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные Результат развития : развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне Истинное развитие есть саморазвитие

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11: ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

Всеобщей связи Историзма Системности Причинности Целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов: предметов, явлений, процессов Связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными Два аспекта окружающего мира: • вечность, неуничтожимость истории, мира; • его существование и развитие во времени, которое длится всегда

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
12

Слайд 12: ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Единства и борьбы противоположностей Взаимоперехода количества в качество Отрицания отрицания (диалектического синтеза) описывает и определяет механизмы саморазвития характеризует собой всеобщий результат и направленность эволюции. Закон базируется на отрицании всего старого при появлении нового, переходом из одного качества в другое. Но при этом должно сохраняться триединое условие: преодоление старого, затем преемственность в развитии, и, наконец, утверждение нового Любое явление представляет собой результат внутренних противоречий и отрицания сторон и тенденций. Поэтому стороны единого целого являются противоположностями, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимообусловленности

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
13

Слайд 13

Всемирная история есть прогресс в осознании свободы, прогресс, который должны познать в его необходимости Гегель. «Философия истории»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
14

Слайд 14

индивид индивид индивид индивид индивид индивид Цель индивида Цель индивида Цель индивида Цель индивида Цель индивида Цель индивида

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/22
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Восточная деспотия – свободен только один Греко-римский мир – свободны некоторые (граждане) Современное государство – свободны все «Разумное назначение человека – жить в государстве… Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
16

Слайд 16: Философия истории

Учение об исторической реальности в ее целостности и развитии, общая теория исторического процесса как единства прошлого, настоящего и будущего Часть философии науки, исследующая историческое познание рациональными средствами и методами (историческая эпистемология) Философская концепция об исторической реальности в ее всеобщих характеристиках, а также о ее познании, его средствах и методах

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

Единство мышления и бытия реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца. Самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство; Религия — попытка преодолеть противоречие между родовой и индивидуальной сущностью человека.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18

Науки о природе Науки о культуре Номотетические Фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов Науки о законах Генерализирующий метод образования понятий Идеографические Описывают индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы Науки о событиях Индивидуализирующий метод образования понятий

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Материалистическое понимание истории Научное понимание любой области действительности, в том числе – и истории, может быть только монистическим Две разновидности монизма : материализм идеализм Материализм единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

… Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс. В. И. Ленин. «Что такое “ друзья народа ” и как они воюют против социал-демократов» Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
21

Слайд 21

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую деятельность. Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений. Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории. Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам. Каким образом деятельность, направ - ляемая волей и сознанием, может регу - лироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания? Закон – 1) объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; 2) научное положение, отображающее такую связь.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/10
22

Слайд 22

Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать при этом свободу индивидуальной воли. Примерами таких общностей являются общественные классы, т.е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства. Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства. И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обяза - тельно должны выступать индивиды. В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов. Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/10
23

Слайд 23

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии» Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
24

Слайд 24

Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. К. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
25

Слайд 25

Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая идеология».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
26

Слайд 26

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
27

Слайд 27

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. К. Маркс. «К критике политической экономии»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
28

Слайд 28

Формационная теория общественного развития Общественное развитие - стадиальное усложнение и поступательное развитие общественно-экономических формаций Общественно-экономические формации: Первобытнообщинная Рабовладельческая Феодальная Капиталистическая Социалистическая Коммунистическая

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29

Марксистская концепция будущего общества Коммунизм - высшая ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Типы деятельности

Производство материальных благ и услуг Материально-производственная сфера Социальная деятельность Организационно- управленческая деятельность Духовная деятельность Социальная сфера Организационная (политико- управленческая) сфера Духовная сфера

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: Специфика социальных объектов

Сознательная деятельность людей Репродуктивная (воспроизводящая) Продуктивная (творческая) Независимость от воли и желания субъекта Зависимость от воли и желания субъекта Объективно-реальные процессы Субъективные цели, задачи, оценки и т.д. Система человеческих отношений Социальные объекты

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Социальное познание

Объяснение социального явления объективными обстоятельствами (объективный подход) Объяснение социального явления субъективными мотивами и замыслами (субъективный подход) Научное социальное познание Факты социальной действительности Понимание другого «Я» Детерминация, закономерность Субъективность, интерсубъективность

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

Научное социальное познание Рассмотрение явления относительно внутренней жизни самого явления Рассмотрение явления с внешних сторон Сопереживание сочувствие Различные познавательные операции Субъектный подход Объектный подход

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Философские концепции общества

Соотношение общественного бытия и общественного сознания Идеалистические концепции Материалистические концепции Ведущая роль духовного начала Ведущая роль социально- экономического начала Первичность общественного сознания относительно общественного бытия Первичность общественного бытия относительно общественного сознания

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: Понимание общества в философии

Совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения «социальных инстинктов» Совокупность индивидов, связанных общественным договором Результат и процесс деятельности людей. Сущность общества – совокупность общественных отношений Система разделения и выполнения социальных ролей людьми Аристотель Гоббс, Руссо Маркс Мертон, Парсонс

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36

Цивилизационная – разумно организованный, высокоразвитый тип общества во всем многообразии и целостности Технократическая (технологическая) – уровень развития науки и технологии Формационная – тип социально- экономических отношений Культурно-историческая – способы материальной и духовной деятельности Социоестественная – мера зависимости от природы и характер взаимодействия общества и природы Социоличностная – степень свобод, эмансипации личности Модели развития социума

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37: Основные черты формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания

Сближение и взаимодействие различных концептуально-методологических подходов Расширение внутринаучной рефлексии в гуманитарных науках Сближение объяснительного и интерпретационного подходов Активное внедрение идей и методов синергетики Формирование парадигмы универсального эволюционизма Изменение субъект-объектных отношений, поворот к конкретному человеку Ориентация современной гуманитарной методологии на социально-историческую практику

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38: Синергетика в социальном познании

Социально-историческая динамика социума, обусловленная нелинейным взаимодействием трансисторических структур и спонтанных социальных флуктуаций, порождает в контексте длительной временной протяженности социетальную бифуркацию В период бифуркации возникают принципиально новые закономерности поведения социетальной системы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Слайд 39: Заключение

Несмотря на различие в социальных методах познания гуманитарные науки имеют ряд общих свойств Предметом социального познания является сфера человеческой деятельности Социальное познание ориентировано на процессы, т.е. развитие общественных явлений Акцент познания делается на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного В предмет социального познания постоянно включен человек. Социально-гуманитарное познание – это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия

Изображение слайда
1/1
40

Последний слайд презентации: Специфика социогуманитарного познания

Спасибо за внимание

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже