Презентация на тему: Сознание

Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Коммуникативное происхождение сознания, благодаря в первую очередь появлению членораздельной речи и способности к труду – обусловливает появление самосознания,
Осознать – значит получить возможность сообщить своё знание другому. А всё то, что не может быть сообщено людям – неосозноваемо. То есть, появление сознания
Клинические наблюдения восстановления сознания
ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ
ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ
Подгруппы речи
Подгруппы речи
ВИДЫ И ФУНКЦИИ РЕЧИ
ФУНКЦИИ РЕЧИ
Функциональная система слова
2
Мозговая организация речи
Речевые нарушения при повреждении различных зон мозга
Речь и межполушарная асимметрия
Развитие психики у человека
Сознание
Высшие психические функции (ВПФ)
Сознание
основные пункты, характеризующие ВПФ
Разновидности ВПФ
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Кризисные периоды в развитии психических функций у детей
Сознание
Сознание
Определение сознания, присущее только человеку
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
ЭЭГ исследования
Сознание
Общие черты и различия в нейрофизиологических процессах сознательной и подсознательной деятельности человека
Сознание
В связи с этим, связывают осознание стимула - с избирательным изменением возбудимости кортикальных структур, через вовлечение таламического механизма
Сознание
после того как поступившая информация оценена мозгом, ответная реакция протекает по одному из 3 типов:
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
П.В. Симонов
Сознание
сверхсознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Мышление и речь
Выготский Л.С.
Выготский Л.С.
Выготский Л.С.
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
Сознание
ВНИМАНИЕ
Сознание
Сознание
Виды внимания
Качества внимания.
основные функции внимания
основные функции внимания
Сознание
1/84
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 91)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1063 Кб)
1

Первый слайд презентации: Сознание

«Мыслитель». Скульптор – Роден.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Сознание

Специфическая человеческая форма отражения действительности, оперирующая знанием, которое с помощью второй сигнальной системы (т.е. слов, математических символов, художественных произведений) может быть передано другим людям.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Две сигнальные системы действительности. Первая сигнальная система действительности - совокупность конкретных сигналов внешнего мира. Человек воспринимает его на основе деятельности второй сигнальной системы действительности, специфическим раздражителем которой является слово. Вторая сигнальная система — это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова как сигнала сигналов. У человека способ воспринимать или воспроизводить (словесную) информацию сохраняет связь с чувственной системой (по модальности выделяют визуалов, аудиалов и кинестетиков ).

Изображение слайда
4

Слайд 4

Сознание  — представление субъекта о мире и о своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимом для разумной организации совместной деятельности. Сознание — биологическая функция мозга человека, позволяющая индивиду получать представление об окружающем мире, включая самого себя. Механизм сознания сформировался в результате эволюции человека. Физиология этого механизма до конца не выяснена

Изображение слайда
5

Слайд 5: Коммуникативное происхождение сознания, благодаря в первую очередь появлению членораздельной речи и способности к труду – обусловливает появление самосознания, т.е. способности мысленного диалога с самим собой

Исследования по латерализации функций больших полушарий показали, что сохранение связей гностических зон коры с речевыми структурами мозга, являются обязательным условием функционирования сознания.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Осознать – значит получить возможность сообщить своё знание другому. А всё то, что не может быть сообщено людям – неосозноваемо. То есть, появление сознания связано с развитием специальных средств передачи информации, среди которых ведущая роль принадлежит – речи

Большинство исследователей являются сторонниками вербальной теории сознания. И эти взгляды подтверждаются так же, нейро-физиологическими данными. Отсутствие словесного отчёта об условной реакции, означает - отсутствие её осознания.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Клинические наблюдения восстановления сознания

Открывание глаз Фиксация взора на близких лицах, понимание речи Собственная речь

Изображение слайда
8

Слайд 8: ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ

Основное отличие человека от животных - наличие речи, т.е. способности выражать свое внутреннее состояние с помощью слов.

Изображение слайда
9

Слайд 9: ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ

Речь - это специфическая форма деятельности, обеспечивающая общение между людьми.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Подгруппы речи

Импрессивная речь - деятельность направленная на понимание речи. Такая речь представляет собой высшую психическую функцию. Включает этапы : Первичное восприятие речевого сообщения Декодирование сообщения Анализ звукового состава речи Соотнесение сообщения с определенными категориями прошлого опыта или собственным пониманием речи

Изображение слайда
11

Слайд 11: Подгруппы речи

Экспрессивная речь - деятельность направленная на производство речи, то есть на формирование устной активной речи, которая начинается с мотива и замысла высказывания. Проходит стадию внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевой схеме) Перевод внутренних речевых единиц во внешние и осуществляется процесс высказывания.

Изображение слайда
12

Слайд 12: ВИДЫ И ФУНКЦИИ РЕЧИ

Виды речи. В психологии различают две формы речи внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую, или разговорную, и монологическую) и письменную. Внутренняя речь не является средством общения, в ней формируется и существует мысль. Внутренняя речь имеет свои особенности (свернутая, беззвучная и т.п.).

Изображение слайда
13

Слайд 13: ФУНКЦИИ РЕЧИ

Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Регулирующая функция речи обеспечение сознательных форм психической деятельности. Овладение собственным поведением (в результате преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь). Программирующая - заключается в построении смысловых и грамматических схем высказывания, осуществляется с помощью внутренней речи.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Функциональная система слова

1. Память, мотивация речи - принятие решения: Дыхательные мышцы Гортань и голосовые связки Мышцы языка Мимические мышцы Мышцы, перемещающие нижнюю челюсть Мышцы мягкого неба Слюнные и слизистые железы 2.Фраза, слово, фонема, адекватные для общения

Изображение слайда
15

Слайд 15: 2

Контролирующим аппаратом речеобразования служат слуховые и мышечные рецепторы, то есть слуховая и кинестетическая (речедвигательная) сенсорные системы. Информация от них поступает в КБП (центр Брока), лимбическую систему, центры ПМ (дыхания, СДЦ, слюноотделения, мимики, жевания)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Мозговая организация речи

Вербальная деятельность - взаимосвязь центров: воспроизводства речи, третья лобная извилина ЛП (центр Брока) и восприятия речи височная доля ЛП (центр Вернике).

Изображение слайда
17

Слайд 17: Речевые нарушения при повреждении различных зон мозга

Афазия Брока. Повреждена зона Брока. Затруднения в произнесении слов Понимание речи, чтение и письмо не нарушены Больной осознает свой дефект Афазия Вернике. Повреждена височная доля левого полушария, задняя часть первой височной извилины или зона Вернике. Затруднения в произнесении звуков и слов отсутствуют, речь беглая, но бессмысленная, содержит несуществующие слова, ритм, интонации, грамматические формы сохранены. Понимание речи, чтение и письмо сильно нарушены. Больной не осознает дефект Глобальная афазия. Обширное поражение левого полушария. Нарушение всех языковых функций

Изображение слайда
18

Слайд 18: Речь и межполушарная асимметрия

У большинства людей речевые структуры локализованы в левом полушарии (у 99% правшей и 2/3 левшей). Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого — для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий. у детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Развитие психики у человека

Совокупная активность всех отделов мозга порождает самый удивительный из всех нейробиологических феноменов –психику. Без мозга нет сознания. Существует несколько десятков определений сознания. Для физиолога показателем сознания может служить состояние, при котором человек контактирует с реальной средой и ведёт себя адекватно происходящим событиям.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Такое проявление психической деятельности возможно и для животных. В нём отражена тесная связь организма с окружающей средой.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Высшие психические функции (ВПФ)

Изображение слайда
22

Слайд 22

Высшие психические функции - культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и культурой. Натуральные психические функции  – это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример – обычный безусловный рефлекс по Павлову (лимон => слюна). Высшие психические функции  – это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполняет функции меча.

Изображение слайда
23

Слайд 23: основные пункты, характеризующие ВПФ

ВПФ - социальны по происхождению - это не нечто врожденное, формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Опосредованные по строению - внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом - представления о том, что в культуре принято и понятно. Произвольные по характеру регуляции - человек может ими сознательно управлять.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Разновидности ВПФ

Восприятие – способность принимать информацию выделяя значимые и полезные данные; Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации; Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей. Сознание – усовершенствованное мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями. Память. Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей

Изображение слайда
26

Слайд 26

Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится а)взаимодействовать с внешним миром и б)понимать закономерности поведения, а в)затем обращает полученный опыт на себя

Изображение слайда
27

Слайд 27

Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка. В соответствии с и этим психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся качества, данные человеку в результате филогенеза, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Кризисные периоды в развитии психических функций у детей

Изображение слайда
30

Слайд 30

От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами. 1 год– ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией. 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.

Изображение слайда
31

Слайд 31

7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия. 13 лет – предшествует гормональному всплеску. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности. 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Определение сознания, присущее только человеку

Это высшее проявление психической деятельности, связанное с отделением себя от конкретных условий окружающей среды. С использованием абстрактных символов, предметов и явлений (речи), а также знаний, полученных не одним человеком, а многими людьми (коллективным опытом). Отсюда и термин «сознание» – совместное знание.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Явление сознания связано с активностью многих участков: не только речевых центров коры мозга, но и префрональной (лобной) корой, где происходит интегрированная оценка ситуации и формируется программа более эффективного поведенческого ответа.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Животное, как и человек, обладает чувствами, памятью, разумом, способно к обучению и подражанию. В настоящее время существует научное направление – «зоопсихология», изучающее особенности психической деятельности животных.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Животные могут «думать» и переживать события на своём уровне: обезьянам, например, доступны многие эмоции и действия, которыми наделён человек. Однако, приписывание животным человеческих качеств - пример того, как случайное событие выдаётся за типичное поведение.

Изображение слайда
36

Слайд 36

О психической деятельности в процессе индивидуального развития человека можно судить не только по его поведению, но и на основании сведений, получаемых от него в словесных выражениях. У животных основным показателем его психической деятельности может быть только поведение.

Изображение слайда
37

Слайд 37: ЭЭГ исследования

Восстановление сознания указывает на решающую роль речевых структур. Только на стадии, когда у больного возвращается способность понимать речь, восстанавливаются характерные связи на частоте ритма между моторно-речевыми зонами левого полушария и другими областями коры.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Для осознания любого внешнего воздействия, решающее значение имеет активация связей между воспринимающей областью коры больших полушарий и моторной речевой областью. Существенная роль в этом процессе принадлежит механизму неспецифической активации.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Общие черты и различия в нейрофизиологических процессах сознательной и подсознательной деятельности человека

Известно, что любой раздражитель, вызывает возбуждение рецепторов, которые вызывают в коре больших полушарий – первичный электрический ответ. Это говорит о поступлении сигнала в корковое представительство анализатора.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Если продолжительность активации корковых нейронов проекционной зоны на слабый стимул не менее 500 мс, то стимул осознаётся. Если короче – сигнал не замечается.

Изображение слайда
41

Слайд 41: В связи с этим, связывают осознание стимула - с избирательным изменением возбудимости кортикальных структур, через вовлечение таламического механизма фокусированного внимания

Изучение у человека нейронной активности неспецифических ядер таламуса – структуры, ответственной за локальную реакцию активации, - показали, что опознание буквы или цифры, в трудных условиях наблюдения, происходит если реакция нейронов длится не менее 300 мс.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Латентный период данной электрической реакции равен 9-20 мс и складывается из латентного периода самого рецептора и времени, необходимого для прохождения возбуждения к самим нейронам анализатора. Первичный ответ может быть зарегистрирован у спящего человека, т.е. без участия сознания.

Изображение слайда
43

Слайд 43: после того как поступившая информация оценена мозгом, ответная реакция протекает по одному из 3 типов:

Если сигнал не существенен для организма – формирующаяся на уровне подсознания программа, сводится к торможению внешних ответных реакций организма на данный сигнал. В этом случае сигнал вызывает лишь вторичную биоэлектрическую активность, без осознания сигнала и ответных реакций организма.

Изображение слайда
44

Слайд 44

2. Если первичная оценка сигнала определяет, что он по своему характеру требует шаблонного ответа, то возникает реакция, осуществляющаяся по типу автоматизма. Такой автоматизированный ответ не требует подключения сознания и также осуществляется на уровне подсознания (например, во сне). При этом в деятельность включается ограниченное количество нейронов.

Изображение слайда
45

Слайд 45

3 3. Если первичная оценка сигнала свидетельствует о том, что для ответной реакции на данный сигнал требуется включение деятельности всей ЦНС, то ещё на уровне подсознания, в КБП формируется команда, вызывающая через ретикулярную формацию - активацию мозга. Возникает «реакция пробуждения», которая проявляется десинхронизацией ЭЭГ. Лишь в этом случае сигнал осознаётся и в дальнейшем ответная реакция на него протекает уже с участием сознания. Минимальный латентный период включения сознания у спящего превышает 100 мс.

Изображение слайда
46

Слайд 46

На уровне подсознания могут осуществляться любые условно-рефлекторные реакции (в том числе при участии 2-й сигнальной системы). Это свидетельствует о том, что сознательные и подсознательные проявления ВНД человека могут осуществляться одними и теми же структурами мозга, а не какой-то отдельной структурой мозга.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Судя по характеру биоэлектрической активности мозга, разница между осознанными и неосознанными реакциями состоит в степени общей активации мозга, т.е. зависит от количества вовлечённых в реакцию нейрональных структур..

Изображение слайда
48

Слайд 48

Если в реакцию вовлекается небольшое количество нейронов коры и подкорки – то реакция протекает как подсознательная. Если вовлекается в реакцию гигантская система нейронных ансамблей коры и подкорки – то с участием сознания.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Т.е. реакции, осуществляемые на уровне подсознания являются более экономными. Это подтверждается и тем, что подсознательные (автоматизированные) реакции являются и наиболее быстрыми ответными реакциями, латентные периоды, которых – наименьшие.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Сознание

Включается вследствие активации ретикулярной формацией огромного количества структур мозга. Однако, ретикулярная формация подчинятся командам, сформированным в коре больших полушарий: в результате первичного анализа и оценки каждого пришедшего сигнала.

Изображение слайда
51

Слайд 51

В повседневной действительности подсознание оценивает все сигналы идущие в мозг, - не только во сне, но и в состоянии бодрствования. Т.е. выполняет роль фильтра для поступающей в мозг информации. Таким образом психическая деятельность человека постоянно протекает на двух уровнях – подсознания и сознания. И, соответственно, имеет двучленную структуру.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Такая структура обеспечивает непрерывность взаимодействия организма и среды. Как известно у человека одно сознание, в то время как автоматизированных реакаций, протекающих на уровне подсознания – множество.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Сознание может отключаться от привычных влияний окружающей обстановки, углубляться в исследование сущности явлений, оперировать абстрактными категориями – связь организма и среды при этом не нарушается. Эта связь продолжает существовать на уровне подсознания.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Если перекрыть непрерывную деятельность подсознания по анализу и переработке поступающей в мозг информации, то и сама функция сознания станет невозможной. Сократив до минимума приток внешних сигналов (например, создав условия абсолютной тишины и темноты), мы тем самым сделаем невозможным функциони-рование сознания.

Изображение слайда
55

Слайд 55

На уровне подсознания протекает и условнорефлекторная регуляция деятельности внутренних органов человека. Привычные раздражители интерорецепторов внутренних органов вызывают сигналы, поступающие в КБП, где они анализируются на уровне подсознания. Эти сигналы могут стать основой выработки условных рефлексов, изменяющих поведение организма.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Самому субъекту причина возникновения подобных реакций останется непонятной. Хотя, иногда, могут возникать так называемые «тёмные чувства», т.е. недостаточно дифференцированные ощущения, что может способствовать идеалистическим представлениям о «предчувствиях», «наитии свыше» и т.д.

Изображение слайда
57

Слайд 57

При увеличении силы подобных раздражений, они начинают восприниматься сознанием, уже, в виде сигналов о неблагополучии в соответствующей области организма. Это вызывает появление различных субъективных ощущений, жалоб, которые больной высказывает врачу.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Таким образом, подсознание отражает не только биологические потребности, как ошибочно думал Фрейд. Оно хранит информацию, накопленную в процессе жизнедеятельности, так называемый жизненный опыт; это в свою очередь становится основой поведенческих реакций организма – фундаментом его личности.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Итак, подсознание относится к сознанию, как - часть к целому. Оно представляет собой первую ступень всех реакций организма, но не самостоятельное звено. Его деятельность направляется сознанием и подчиняется сознанию; именно сознание представляет собой высший регулятор человеческого поведения.

Изображение слайда
60

Слайд 60

Аккумулированный мозгом жизненный опыт, ушедший в подсознание, составляет основу индивидуальной, т.е. присущей лишь данному субъекту, оценку воздействий извне. Подсознательные реакции, как и все другие реакции, подчинены закону причинно-следственных отношений. Такова природа интуиции, догадок, «предчувствий», в основе которых лежат – прошлый опыт субъекта и воздействующие на него в настоящий момент влияния окружающей среды и внутреннего мира.

Изображение слайда
61

Слайд 61: П.В. Симонов

Выделяет 2 сферы: подсознание и сверхсознание. К подсознанию он относит интуицию, т.е. способность, неосознанно, использовать прошлый опыт. Например, видя больного, врач, неосознанно, может, без обследования – сделать вывод о тяжести его состояния, поставить диагноз.

Изображение слайда
62

Слайд 62

Таким образом, под этим подразумевается всё то, что ранее, уже, было осознанно и вновь может стать осознаваемым – в определённых условиях. Это различные автоматизированные навыки, глубоко усвоенные нормы поведения, мотивационные конфликты, вытесненные из сферы сознания.

Изображение слайда
63

Слайд 63: сверхсознание

Другая группа неосознаваемых психических явлений – сверхсознание или интуиция творческого плана ( талант ), связана с процессом творчества, которое не контролируется сознанием. Сверхсознание – источник новой информации, гипотез, открытий. Его нейрофизиологическая основа – трансформация следов памяти и порождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей. За сознанием, при этом остаётся функция отбора гипотез, на основе их логического анализа. Направление развития сверхсознания определяется доминирующей потребностью.

Изображение слайда
64

Слайд 64

Исследование на «расщеплённом мозге» показали, что каждое полушарие может выносить собственное суждение, которые могут не совпадать. Так, один больной при проекции вопроса в правое полушарие: «Какой работой он хотел бы заняться?». Отвечал – «автогонками», а при предъявлении того же вопроса в левое полушарие – «чертёжником».

Изображение слайда
65

Слайд 65

От согласованности оценок, выносимых полушариями, зависит настроение человека. При совпадении суждений больной спокоен, лёгок в общении, приятен. Если же оценки расходятся, поведение больного становится трудноуправляемым, гиперактивным, агрессивным. Ввиду того, что каждое полушарие может иметь собственную независимую систему оценок, Р. Сперри говорит об удвоении сознания у таких больных.

Изображение слайда
66

Слайд 66

У нормального человека ведущую роль в вынесении суждений принадлежит речевому, доминантному полушарию. Хотя определённые лингвистические способности присущи и субдоминантному полушарию.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Антропоиды (человекообразные обезьяны) способны: - к самоузнаванию, и к пониманию знаний и намерений партнеров - к направленному обучению детенышей; - к “социальному манипулированию” и “преднамеренному обману”. - к спонтанному целенаправленному использованию орудий; - к рисованию (на уровне 3-летних детей); - к овладению простым аналогом языка человека (языки-посредники);

Изображение слайда
68

Слайд 68: Мышление и речь

Изображение слайда
69

Слайд 69: Выготский Л.С

Мысль не воплощается в слове, а совершается в слове. Мысль, является сложнейшим обобщенным отражением действительности, направляемым соответствующими мотивами.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Выготский Л.С

Мысль имеет свою (общественную) историю, свои языковые корни и свой особый активный, опосредующий познание характер.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Выготский Л.С

Анализ происхождения мысли в онтогенезе, показал, что на ранних этапах развития ребёнка, всякое препятствие, «формирующее задачу», - вызывает возникновение внешних проб, в которые включается анализирующая и планирующая внешняя речь.

Изображение слайда
72

Слайд 72

На последующих этапах развития ребёнка, эта развёрнутая внешняя речь, включающаяся в действие и способствующая решению задачи, переходит в шепотную речь, затем – свёртывается, становится внутренней речью. И именно эта внутренняя речь, ещё более концентрируясь, становится основой глубинного процесса, который на конечных стадиях становится – МЫСЛЬЮ. !

Изображение слайда
73

Слайд 73

До недавних пор полагали, что наш мозг это сплетение разных нервных окончаний, которые сформированные различными пластическими, витиеватыми структурами. То есть вся система устроена пластично, по криволинейным линиям

Изображение слайда
74

Слайд 74

В нашем мозгу находится более 160 тысяч нервных волокон, которые соединяют разные участки мозга. Этой длины достаточно, чтобы опоясать землю 4 раза. Современные исследования показали, что все нейропути (нервные волокна) пересекаются  под прямым углом, формируя в нашем головном мозгу решетчатую структуру.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Изображение слайда
76

Слайд 76

Ученые исследовали, кроме человеческого мозга, также мозг птиц и обезьян. И там тоже обнаруживается система – решетка. Даже у животных кембрийского периода (живших 500 миллионов лет тому назад) нервная система, также,  являла собою решетчатую структуру. То есть информация в мозгу живого существа двигается под прямым углом, как машины по улицам прямолинейных кварталов (самый короткий и доступный метод проезда).

Изображение слайда
77

Слайд 77: ВНИМАНИЕ

Изображение слайда
78

Слайд 78

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный и невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора. Сосредоточенность — концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится..

Изображение слайда
79

Слайд 79

В основе внимания: процессы возбуждения, возникающие в одной области коры ГМ, вызывают торможение в других ее областях Внимание возможно, только в ситуации бодрствования. В мозгу обнаружены особые «нейроны внимания», расположенные в РФ ствола. Напряженное внимание сопровождается соответствующей мимикой и движениями, задержкой дыхания.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Виды внимания

1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя (сильного, контрастного, эмоциональнозначимого). 2. Произвольное внимание -деятельность, осознанно направленная на контроль своего поведения. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе. 3. Послепроизвольное внимание - участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес.

Изображение слайда
81

Слайд 81: Качества внимания

а) объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; б) распределение внимания — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; в) устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте: г) переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; д) концентрация внимания — степень сосредоточенности внимания на объекте.

Изображение слайда
82

Слайд 82: основные функции внимания

Функция избирательности внимания   -выделение только наиболее важной информации в данный момент. Функция целенаправленности внимания - сосредоточение на предмете деятельности, удержании и переключении внимания. Функция активности  направлена на поддержание работоспособности человека путем распределения интенсивности, прочности внимания во время деятельности

Изображение слайда
83

Слайд 83: основные функции внимания

Регулирующая роль внимания проявляется в  мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности Велика роль внимания в организации собственного поведения и взаимодействия с другими людьми

Изображение слайда
84

Последний слайд презентации: Сознание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Изображение слайда