Презентация: Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России

Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России План лекции Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России ЧТО БЫЛО до 1993 года (советское здравоохранение) ЧТО БЫЛО в 1993 – 98 годах Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Концепция развития здравоохранения на 1997-200 8 годы Основные предпосылки реформы здравоохранения Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Проблемы реформы в последующие годы Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России ПРОБЛЕМЫ Структура расходов медицинских организаций из государственных источников финансирования Индекс здоровья и благополучия Мировой уровень Индекс здоровья населения России Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Уровень качества медицинской помощи в Российской Федерации и странах ОЭСР Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Техническое состояние зданий медицинских организаций Решения по преодолению кризиса в здравоохранении (2004-2011) Национальный проект «Здоровье» Задачи модернизации здравоохранения С 2012 года в связи с новыми целями и задачами ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений« от 23 Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Автономные ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА : ФИНАНСИРОВАНИЕ и ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Эффективность системы здравоохранения России Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Главная проблема : низкая доступность и качество медицинской помощи Основные направления реформ по улучшению мед. обслуживания населения Основные направления реформ Здравоохранение Точки выхода из кризиса В ТЕМУ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА направлена: на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских В ТЕМУ Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России Информатизация в здравоохранения Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России
1/43
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 45)
Скачать (1417 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации: Современные проблемы и реформы системы здравоохранения в России

д. м. н. профессор А. П. Голубева

2

Слайд 2: План лекции

1. Состояние системы здравоохранения до 2010 года 2.Предпосылки для проведения реформ 3. Проблемы здравоохранения в современный период 4. Реформы здравоохранения до 2020 года Концепция и план развития.

3

Слайд 3

Здравоохранение – важнейшая отрасль социальной сферы. На отрасли (как исполнительной власти) лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.

4

Слайд 4: ЧТО БЫЛО до 1993 года (советское здравоохранение)

приоритет оказания стационарных видов помощи перед профилактикой и амбулаторным лечением. до 30% учреждений здравоохранения к концу 1980-х годов финансировалось и содержалось за счет средств предприятий, организаций, колхозов, совхозов, которые в связи с экономическим кризисом 1993-1994 годов практически перестали выделять финансовые средства на эти цели

5

Слайд 5: ЧТО БЫЛО в 1993 – 98 годах

ЗАДАЧИ: сохранить то, что осталось после распада СССР; реагировать на ухудшение состояния здоровья населения; улучшить финансирование отрасли здравоохр-ния (введена система ОМС) внедрять новые методы хозяйствования, призыв к децентрализации и ломке горизонтали, затем стала обосновываться необходимость возвращения к разумной централизации и восстановлению горизонтали управления отраслью создавать региональные и межрегиональные медицинские ассоциации.

6

Слайд 6

В 1996 году основные три организационные проблемы, решение которых позволило структурировать отрасль и покончить с финансовой анархией. чётко разграничить полномочия Минздрава и органов управления здрав-нием в регионах, восстановить финансовый порядок в управлении отраслью соглашения определили ответственность фед. и местных структур за проблемы, установили точки взаимодействия, возрождается координационный совет по работе с регионами проводились организационные эксперименты

7

Слайд 7: Концепция развития здравоохранения на 1997-200 8 годы

II. Основные направления развития системы здравоохранения Задачи Концепции: увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

8

Слайд 8: Основные предпосылки реформы здравоохранения

Кардинальные изменения, происходящие в социально-политическом и экономическом укладе страны. Недооценка государства и всего общества комплексности проблем охраны здоровья населения (акцент на отраслевой (здравоохранения) характер проблемы). Финансирование здравоохранения по остаточному (а в ряде случаев – по гиперостаточному) принципу. Отсутствие правовой и экономической базы для адекватной заработной платы медработников в секторе бюджетного финансирования.

9

Слайд 9

Отсутствие самостоятельности хозяйственной деятельности государственных учреждений здравоохранения. Нерациональное использование ресурсов отрасли с приоритетом специализированной и стационарной помощи. Недооценка роли и значимости первичной медицинской помощи, неэффективность ее организации и низкий уровень качества. Запоздалое развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.

10

Слайд 10: Проблемы реформы в последующие годы

Затянувшийся кризис общественного здоровья. «Патерналистская идеология» охраны здоровья населения, с ответственностью за его состояние только системы здравоохранения. Недооценка роли и значимости первичной медицинской помощи, неэффективность ее организации и низкий уровень качества. «Суррогатная» затратная система ОМС с «убогим» финансированием не по ценам, а по искусственным тарифам. «Безрезультативность» проводимых бессистемных реформ на фоне резкого ухудшения управляемости отраслью

11

Слайд 11

Отсутствие правовой базы защиты прав пациентов и обеспечения им безопасной медицинской практики, как и страхования профессиональной медицинской деятельности врачей и другого медицинского персонала. Отсутствие хозяйственной самостоятельности ЛПУ. «Процветание» теневой экономики в отрасли на фоне по прежнему недостаточного финансирования, низкой заработной платы мед. работников и нерационального использования имеющихся ресурсов. При отсутствии нормативно-правовой базы неконтролируемое развитие частной мед. практики, нередко с низким качеством услуг и нарушением безопасности пациентов.

12

Слайд 12: ПРОБЛЕМЫ

Плохое состояние основных фондов учреждений здравоохранения: степень износа зданий более 27,4%, медицинского оборудования – 64% (в сельской местности до 80%), транспорта – 62%. Большая часть медицинских приборов и аппаратов эксплуатировалась 15-20 лет

13

Слайд 13: Структура расходов медицинских организаций из государственных источников финансирования

14

Слайд 14: Индекс здоровья и благополучия Мировой уровень

15

Слайд 15: Индекс здоровья населения России

16

Слайд 16

17

Слайд 17

17

18

Слайд 18: Уровень качества медицинской помощи в Российской Федерации и странах ОЭСР

Показатель Страны ОЭСР РФ Эффективность лечения: летальность пациентов с инфарктом миокарда в стационаре 7,7% 20% Эффективность лечения: 5­летняя выживаемость с колоректальным раком 59% 48% Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость с раком молочной железы 85% 56% Безопасность пациентов: доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях 4,4% (для заболеваний сердечно­сосудистой системы) 8% Число пациентов, заявивших о медицинской ошибке во время лечения 5–6% Не изме-ряется Уровень качества медицинской помощи в Российской Федерации и странах ОЭСР

19

Слайд 19

Европейское социальное исследование : изучение базовых социальных, политических и культурных изменений в сравнительном контексте Россия и 25 стран Европ. Аналитический доклад. Март 2009. По состоянию на 2002-2008 годы

20

Слайд 20: Техническое состояние зданий медицинских организаций

Больничные учреждения Амбулаторно-поликлинические Число зданий 29551 6761 Находится в аварийном состоянии 550 ( 1,9%) 58 (0,9%) Требует реконструкции 1441 ( 4,9%) 288 (4,3%) Требует капитального ремонта 7450 ( 25,2%) 1653 ( 24,4%) Не имеют водопровода 2453 (8,3%) 281 ( 7,0%) Горячего водоснабжения 8804 (29,8%) 1556 ( 23,0%) Центрального отопления 2722 ( 9,2%) 602 ( 8,9%) Канализации 2846 (9,6%) 522 ( 7,7%)

21

Слайд 21: Решения по преодолению кризиса в здравоохранении (2004-2011)

1. Дополнительное лекарственное обеспечение 2. Монетизация льгот 3.Национальный приоритетный проект «Здоровье» 4. Реформа законодательства и нормативно-правовой базы. 5.Повышение страховых взносов 6.Модернизация здравоохранения 6.Программа поддержки фарм - и медпромышленности

22

Слайд 22: Национальный проект «Здоровье»

1. Совершенствование охраны здоровья женщин и детей 2.Развитие первичной медико-санитарной помощи населению 3. Диспансеризация работающего населения

23

Слайд 23: Задачи модернизации здравоохранения

1. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ; 2. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ; 3. ВНЕДРЕНИЕ ПОРЯДКОВ И СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ.

24

Слайд 24: С 2012 года в связи с новыми целями и задачами

1. Введены ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан РФ», №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» расширены и конкретизированы : -правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья; -права и обязанности человека и граждани-на РФ, отдельных групп населения и их гарантии; организаций, мед. и фарм. работников - полномочия фед.-ных органов и субъектов государственной и исполнительной власти РФ

25

Слайд 25: ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений« от 23 апреля 2010 г

Радикальные изменения в финансировании бюджетных организаций: Казенные (психиатрические, инфекционные, лепрозории, Минобороны, МВД и др.). финансируются по смете; все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности направляются в бюджет

26

Слайд 26

Новые Бюджетные Учреждения (поликлиники, больницы, диспансеры, др.) финансируются на основе государственного задания (заказа) в форме субсидии; не имеют счета вне казначейской системы; нельзя распоряжаться недвижимым или особо ценным движимым имуществом, имуществом приобретенным за счет выделенных средств; платные услуги только сверх установленного госзаказом норматива.

27

Слайд 27: Автономные

не отчитываются перед государством по заработанным средствам, получают право распоряжаться всем своим имуществом; государство избавляется от ответственности.

28

Слайд 28: ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА : ФИНАНСИРОВАНИЕ и ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Несоответствие выделяемых финансовых средств на медпомощь потребностям населения в медицинской помощи. 2. Нерациональное использование выделяемых финансовых ресурсов. 3 Низкая эффективность отрасли.

29

Слайд 29: Эффективность системы здравоохранения России

Подушевые расходы бюджетов на здравоохранение 55-60 место в мире. По эффективности системы здравоохранения- 130 место (ВОЗ) Неудовлетворенность населения и врачей здравоохранением - более 60%.

30

Слайд 30

КРИТЕРИИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

31

Слайд 31: Главная проблема : низкая доступность и качество медицинской помощи

Удовлетворенность населения медицинской помощью (около 25%) Высокая первичная заболеваемость социально значимыми болезнями Высокая первичная инвалидность среди лиц, в возрасте 18 лет и старше. Смертность населения в трудоспособном возрасте, от сердечно-сосудистых и злокачественных заболеваний, от внешних причин в т. ч. от дорожно-транспортного происшествия

32

Слайд 32: Основные направления реформ по улучшению мед. обслуживания населения

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи: укрупнение амб-пол. организаций, создание новых отд. (неотложной помощи и др.), обслуживание врачом общей практики 2.Создание стационарозамещающих структур (дневной стационар, стационар на дому, консультативно-диагностические отд., хосписы) 3. Сокращение коечного фонда

33

Слайд 33: Основные направления реформ

4. Совершенствование профилактической деятельности мед.организаций, увеличение результативности диспансерного наблюдения за больными. 5. Расширение объемов диспансеризации населения. 6. Совершенствование работы скорой медицинской помощи.

34

Слайд 34: Здравоохранение

34 Здравоохранение Что же дальше ???…

35

Слайд 35: Точки выхода из кризиса

2008 год –переход на отраслевые системы оплаты труда – отказ от тарифной сетки. 2009 год – МРОТ=прожиточный минимум. 2010 год – введение страхового принципа формирования ФОМС 2011 год - повышение страхового взноса на ОМС до 5,1% и (налог) 2013-2015 – переход финансирования здравоохранения по страховому принципу (увеличение страхового взноса на ОМС до 6,0% (налог).

36

Слайд 36: В ТЕМУ

37

Слайд 37: КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА направлена: на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей» УКАЗ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

38

Слайд 38: В ТЕМУ

39

Слайд 39

ПОРЯДОК ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ст.100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») До 1 января 2016 года: - право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста В настоящее время приказом Минздравсоцразвития России утверждена форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам (проходит государственную регистрацию) выдается по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей, выдается образовательными или научными организациями, имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующей специальности и государственную аккредитацию, наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, положительный результат сдачи сертификационного экзамена.

40

Слайд 40

ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОРЯДОК ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») После 1 января 2016 года: право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности.

41

Слайд 41

АТТЕСТАЦИЯ АККРЕДИТАЦИЯ процедура определения соответствия готовности специалиста к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности проверка соответствия профессиональных знаний и профессиональных навыков специалиста Будет проводиться: Аккредитационными комиссиями профессионального сообщества Возможность совмещения процедур: ЕДИНАЯ КОМИССИЯ Проводится: Аттестационными комиссиями из числа специалистов отрасли СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА

42

Слайд 42: Информатизация в здравоохранения

43

Последний слайд презентации

Благодарю за внимание!

Похожие презентации

Ничего не найдено