Презентация на тему: Современная образовательная парадигма: компетентностный и деятельностный и

Реклама. Продолжение ниже
Современная образовательная парадигма: компетентностный и деятельностный и подходы
Открытое общество- открытое образование
Современная образовательная парадигма: компетентностный и деятельностный и
«Осуществление деятельности богаче, чем предваряющее ее сознание» (А.Н. Леонтьев)
Качество образования определяется
Качество образования
Современная образовательная парадигма - ценность обучаемого как развивающейся личности,
различные подходы (разные логические основания)
Компетентностный подход «Концепция-2020 по развитию российского образования»
ключевые компетенции «Ключевые компетенции для Европы», 1996 г.
компетентностный подход, компетентность, компетенция
Определение понятия «компетенция»
Компетенции - «динамично развивающаяся модель» ( Г.К. Селевко )
Д еятельностный подход ( умения учиться и умения учить )
психологический механизм реализации деятельностного подхода
Совместно-разделенная деятельность: преподаватель - студент
полноценная учебная деятельность (В.В. Давыдов)
группы учебных действий
Учебные действия (продолжение)
Учебные действия (продолжение)
Учебные действия (продолжение)
Учебные действия (продолжение)
каждое действие характеризуетс я:
Каждое свойство
Литература
Благодарю за внимание!
1/26
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (966 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Современная образовательная парадигма: компетентностный и деятельностный и подходы

Маргарита Николаевна Дудина, доктор педагогических наук, профессор

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Открытое общество- открытое образование

открытое образовательное пространство - устойчивая совокупность образовательных связей между государствами и внутри них, ставящая перед личностью обучаемого проблему вхождения в него в качестве социального актора ( К.Поппер ), осваивающего его потенциал

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3

Образование становится основным средством достижения нового качества жизни сохранения здоровья человека освоения новых сфер жизнедеятельности вхождения в информационное пространство включение в различные сетевые структуры обеспечивает социальную и профессиональную мобильность

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4: Осуществление деятельности богаче, чем предваряющее ее сознание» (А.Н. Леонтьев)

«жизнь и есть образование, и теория образования есть в сущности теория жизни» (С.И. Гессен)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
5

Слайд 5: Качество образования определяется

совокупностью показателей различных аспектов учебной деятельности образовательного учреждения, создающего условия для успешной социализации и идентификации личности, ее профессионализации : - содержание образования, - технологии (формы и методы), - материально - техническая база, - кадровый состав

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Качество образования

Качество образования (КО) – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие с потребностями и ожиданиями общества (различных социальных групп) в развитии социальной компетентности, гражданских, профессиональных и личностных свойств

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Современная образовательная парадигма - ценность обучаемого как развивающейся личности,

овладевающей общекультурными и профессиональными компетенциями В их основе: - знания, умения, о пыт творческой деятельности обучаемого на всех этапах единой системы – от дошкольного до послевузовского образования как непрерывного на протяжении жизни

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: различные подходы (разные логические основания)

аксиологический, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический, системный и др. Преподаватель успешнее продвигается в профессиональной педагогической деятельности, измеряемой по современным критериям компетентности, соответствия Федеральному государственному стандарту (ФГОС).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Компетентностный подход «Концепция-2020 по развитию российского образования»

Задача : повышение качества образования на основе овладения компетентностями ФГОС третьего поколения для высшей и второго поколения для средней школы: ориентация на формирование потребностей в постоянном обновлении знаний, совершенствование умений (дидактическое ядро компетенций). В высшем образовании - приобретение студентом базовых теоретических и практико-ориентированных знаний, способствующих развитию социально и профессионально важных качества личности, реализация которых будет содействовать успешности в жизни и конкурентоспособности в профессии

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: ключевые компетенции «Ключевые компетенции для Европы», 1996 г

ориентировать образовательный процесс на овладение компетенциями в качестве процесса и результата образования (Н. Хомски, 1965 г ). 39 компетенций (Дж. Равен, 1984 г.): - готовность к критическому мышлению, - способность к самоконтролю, стремление к более ясному п ониманию ценностей, - личная ответственность

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: компетентностный подход, компетентность, компетенция

Компетентность: (лат. – competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) - способность, данные, наличие знаний: - «совокупность знаний, умений и способностей», - «результат образования, выраженный в овладении определенными компетенциями» Компетенция (лат. competentia – надлежащий, способный; англ. compentence - правомочность») - кто-то хорошо осведомлен в конкретных вопросах и имеет полномочия, права.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Определение понятия «компетенция»

«совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков, способов деятельности» (А.В. Хуторской, 2002); «обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности» (Э.Ф. Зеер, 2003]; «полученные в результате образования знания, умения, навыки, ценностно-эмоциональное отношение к ним и предмету деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в деятельности» (А.Н. Завьялов, 2005); «готовность субъекта эффективно организовывать внешние и внутренние ресурсы для достижения поставленной цели» ( Г.Б. Голуб, 2008)

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Компетенции - «динамично развивающаяся модель» ( Г.К. Селевко )

Ключевые компетенции - многофункциональны, многомерны, метапредметны (Дж. Равен, 2002, В.И. Байденко, 2006, И.А Зимняя, 2004, Э.Ф Зеер, 2005, Г.К Селевко, 2004, А.В. Хуторской 2003) ( политические, социальные, коммуникационные, информационные и т.д.) Обобщенные: Когнитивная (теоретические и практические знания); Функциональная (умения и способы деятельности); Коммуникативная (способность вербальными и невербальными средствами осуществлять деятельность в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения); Личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации); Этическая (наличие личностных, социальных и профессиональных ценностей);

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Д еятельностный подход ( умения учиться и умения учить )

Процесс обучения - обучение деятельности, конкретным действиям (практическим, материализованным, умственным) Акт деятельности: - осознаваемая цель, мотивационная обусловленность, направленность на материальный или нематериальный предмет. Преподаватель призван помогать, поддерживать, сопровождать процесс освоения знаний, приобретения умений, в том числе, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Процесс учения должен быть творческим

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: психологический механизм реализации деятельностного подхода

Самостоятельность обучаемого, его творческая деятельность по освоению умственных действий имеет внешний источник: «извне», «снаружи» от внешних, практических, материальных действий - «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Это теория и практика организации процесса интериоризации « вращивания », «окультуривания» (Л.С. Выготский).

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Совместно-разделенная деятельность: преподаватель - студент

На этапе движения «извне», «снаружи» - «внутрь» обучение деятельности предполагает совместную учебную, познавательную деятельность в сотрудничестве с преподавателем, под его руководством. Это совместно-разделенная деятельность (П.Я. Гальперин, теория поэтапного формирования умственных действий; экспериментальные исследования - Л.И. Айдарова, М.Б. Волович, И.А. Володарская, М.М. Гохлернер, И.П. Калошина, Л.Ф. Обухова, З.А. Решетова, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина, Х.М. Тепленькая и др.).

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: полноценная учебная деятельность (В.В. Давыдов)

1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебная цель и учебная задача; 3) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться создает необходимую основу для эффективного освоения обучаемыми предметных и операциональных знаний (на основе состава соответствующих компетенций)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: группы учебных действий

Смысловые действия – смыслообразования. Обеспечивают: ценностно-смысловую ориентацию студентов на основе умений соотносить свои действия с потребностями, целями, мотивами овладения знаниями и умениями; постановку учебной задачи на основе соотнесения ранее известного и освоенного и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных задач путем составления плана и определения последовательности действий; прогнозирование результата.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Учебные действия (продолжение)

Действия целеполагания: осознание выбора необходимой информации (основной и второстепенной); построение адекватного, осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме (передача содержания и соблюдения языковой нормы); действия по формулированию проблемы творческого и поискового характера

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Учебные действия (продолжение)

Познавательные действия - выбор оснований, критериев сравнения и оценки; - синтез - составление целого из частей, достраивания недостающих компонентов; - подведение под понятия, распознавание объектов; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств; - выявление родо -видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
21

Слайд 21: Учебные действия (продолжение)

Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и студентами: - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации; - выявление противоречий, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, принятие решения; - умение полно и точно выражать свои мысли в данной ситуации общения; - владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Учебные действия (продолжение)

Регулятивные действия – контроля, соотнесения способов действия и результатов для выявления достигнутого/недостигнутого; коррекции на основе необходимых дополнений; оценивания путем выделения и осознания студентами того, что уже освоено и что еще подлежит освоению; волевой саморегуляции для мобилизации сил и способностей выбора в ситуации для преодоления трудностей. Действия преобразования, моделирования - выделения существенного, абстрагирования от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: каждое действие характеризуетс я:

полнотой (полнота операций, действие развернутое и сокращенное); разумностью - дифференциация существенных и несущественных условий, выбор существенных, необходимых для достижения цели; сознательностью (осознанность) – возможность отражения в речи содержания действия, последовательности операций, значимых для достижения результата; обобщенностью - возможность переноса на другие ситуации; критичностью - действия определяют степень осознанности действия и рефлексию выбора; освоенностью - действия характеризует его временность и возможность перехода от одной формы действия к другой.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Каждое свойство

может формироваться: целенаправленно стихийно методом «проб и ошибок». Помогает полная ориентировочная основа (обеспечивает поэтапное формирование умственных действий и на их основе овладение учебным материалом, П.Я. Гальперин, 1985).

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008. 2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011. 3. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, т. 4., 1984. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 5.Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям. – Учебно-методическое пособие, Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 152 с. 6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито -Центр, 2002. 7.Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004. – № 4. – С. 138-139. 8. Универсальные учебные действия — Википедия ru.wikipedia.org/ wiki / (Дата обращения 21.08. 2013).

Изображение слайда
1/1
26

Последний слайд презентации: Современная образовательная парадигма: компетентностный и деятельностный и: Благодарю за внимание!

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже