Презентация на тему: Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм,

Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм,
Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм,
Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм,
Различия классической и неклассической философии
Направления критики классической философии
Основные направления современной западной философии
Основные черты современной западной философии
Гуманитарно-антропологическое направление
«Философия жизни»
«Философия жизни» Ф. Ницше
Основные идеи философии Ф. Ницше
Развитие «философии жизни»
Неотомизм – официальная философия католической церкви, базирующаяся на учении Фомы Аквинского.
Основные принципы и идеи неотомизма
Пути обновления неотомизма
Основные идейные разновидности неотомизма
Философия экзистенциализма
Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм,
Основные понятия экзистенциализма
Для экзистенциализма характерны:
Основные идеи экзистенциализма
Позитивизм
Этапы развития позитивизма
Идеи позитивизма О. Конта и Г. Спенсера
Эмпириокритицизм
Неопозитивизм
Критика философии в логическом позитивизме
Философская программа неопозитивизма
Постпозитивизм и « философия науки»
Представители « философии науки»
Основные проблемы « философии науки»
Феноменология
Основные идеи феноменологии:
Основные идеи герменевтики
1/34
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (938 Кб)
1

Первый слайд презентации

Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Исторические предпосылки возникновения неклассической философии и ее характеристика. Основные течения гуманитарно-антропологического направления современной западной философии. Сциентистское направление западной философии: позитивизм и философия науки. Основные идеи феноменологии и герменевтики. План занятия:

Изображение слайда
3

Слайд 3

Причины кризиса классической философии Социально-политические: обусловлены стабилизацией западного общества к середине XIX в. и проявлением в нем острых социально-классовых противоречий. Интеллектуальные: связаны с кризисом классического естествознания и лежащей в его основе механистической картиной мира.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Различия классической и неклассической философии

Классическая философия Неклассическая философия Понимание предмета философии видела свою задачу в познании наиболее общих законов природы и общества стремится рассматривать не законы объективного мира, а «факты», «жизнь», феномены сознания субъекта Особенности понятийно-концептуального аппарата оперирует предельно общими, абстрактными понятиями, приспособленными для выражения метафизического содержания противопоставляет абстрактным общим категориям метафизики понятие единичного, непосредственно данного, очевидного Характер знания характерно доминирование рационализма характерно тяготение к иррационализму. Главными методами постижения реальности признает интуицию и переживание Понимание морали исходит из требования подчинения частных интересов общему благу на первое место ставит свободу, права и достоинство индивида

Изображение слайда
5

Слайд 5: Направления критики классической философии

Критика разума Критика философской метафизики как умозрительного (не основанного на опыте) знания

Изображение слайда
6

Слайд 6: Основные направления современной западной философии

Гуманитарно-антропологическое « Философия жизни », экзистенциализм, неотомизм, персонализм Сциентистское Позитивизм, постпозитивизм, « философия науки»

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные черты современной западной философии

Критическое отношение к теоретическому и идеологическому наследию классической философии Отказ от идеи исторического прогресса Попытки преодолеть антиномию материализма и идеализма

Изображение слайда
8

Слайд 8: Гуманитарно-антропологическое направление

В центре философской проблематики – человек, проблемы его жизни, существования, индивидуальности. Особенности постановки проблемы: человек понимается как целостность, не сводимая к разуму, и рассматривается в контексте своих жизненных обстоятельств и проблем.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Философия жизни»

Центральное понятие – жизнь как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи. Главная задача «философии жизни» - обнаружение некоторого общемирового принципа, который в качестве первичной жизненной реальности лежит в основе явлений мира и человеческих поступков. А. Шопенгауэр (1788-1860) Ф. Ницше (1844-1900)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Философия жизни» Ф. Ницше

Биолого-натуралистическая трактовка понятия « жизнь» Волюнтаризм (основой всякой жизни, всего общественного процесса полагает волю к власти ) Нигилизм – отрицание моральных норм и ценностей

Изображение слайда
11

Слайд 11: Основные идеи философии Ф. Ницше

Призыв к освобождению жизненных сил, которые ведут за пределы противопоставления добра и зла. Культ «великого человека», «сверхчеловека». Идея роковой противоположности «жизни» и разума.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Развитие «философии жизни»

Историцистский вариант (Г. Зиммель, О. Шпенглер ) « Жизнь» интерпретируется как непосредственное внутреннее переживание исторического опыта духовной культуры Пантеистический вариант (А. Бергсон) Понимание жизни как космической силы

Изображение слайда
13

Слайд 13: Неотомизм – официальная философия католической церкви, базирующаяся на учении Фомы Аквинского

Представители: Ж. Маритен, Э. Жильсон, Тейяр де Шарден Жак Маритен (1882-1973) Тейяр де Шарден (1881-1955)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Основные принципы и идеи неотомизма

Принципы неотомизма: теоцентризм, креационизм Идея гармонического единства веры и разума. Идея дуализма онтологий.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Пути обновления неотомизма

«Антропологический поворот»: в центр выдвигаются социальные и этические проблемы. Новое понимание места и роли науки. Идея модернизации неотомизма за счет сближения с естествознанием и светской гуманитарной наукой

Изображение слайда
16

Слайд 16: Основные идейные разновидности неотомизма

Консервативный Ассимилирующий (допускает синтез неотомизма с другими концепциями). Экзистенциальный (в качестве центрального вопроса выдвигает вопрос о смысле существования мира и человека)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Философия экзистенциализма

Представители: К. Ясперс, А. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, Н.А. Бердяев Основная идея: заменить классическую «философию сущностей » философией Существования. Главная проблема: проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, переживающем глубокий кризис

Изображение слайда
18

Слайд 18

Христианский экзистенциализм Атеистический экзистенциализм Альберт Камю (1913 - 1960) Карл Ясперс (1883-1969) Жан-Поль Сартр (1905-1980) Николай Бердяев (1874-1948)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основные понятия экзистенциализма

Основное понятие: экзистенция - существование, в котором формируется и проявляет себя индивидуальная сущность человека. Онтологические понятия, описывающие специфику человеческого бытия: бытие, ничто, трансценденция, свобода, творчество, пограничная ситуация Понятия, фиксирующие внутренние проблемные состояния человека : страх, одиночество, заброшенность, забота

Изображение слайда
20

Слайд 20: Для экзистенциализма характерны:

«Антропологический поворот»: стремление выделить и зафиксировать внутренние состояния человеческого существования. « Онтологический поворот»: постановка и решение проблемы смысла человеческого бытия, понятого как непосредственно воспринимаемое и переживаемое человеком.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Основные идеи экзистенциализма

Понимание человека как существа «становящегося», «делающего себя» в процессе собственной жизни. Идея неустойчивости человеческого существования.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Позитивизм

Проблематика : изучает проблемы оснований и строения научного знания, языка науки, взаимоотношения науки и философии. Главная идея – идея превосходства науки и разрыв с метафизической традицией (« Наука сама себе философия »).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Этапы развития позитивизма

Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж.Ст. Милля Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус, В. Оствальд, П. Дюэм ) Неопозитивизм (М. Шлик, Л. Витгенштейн, Р. Карнап)

Изображение слайда
24

Слайд 24: Идеи позитивизма О. Конта и Г. Спенсера

Разрыв с метафизической традицией. Феноменализм (наука не объясняет причин явлений, а лишь описывает их). Рассмотрение естествознания в качестве образца всех наук (в том числе и наук об обществе). Экстраполяция естественнонаучных понятий на другие области научного знания.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Эмпириокритицизм

Эмприокритицизм - « критика опыта », пределом разложения которого выступают « элементы мира». Формулирует принцип экономии мышления, из которого выводит идеал писательной науки.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Неопозитивизм

Основные направления: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия

Изображение слайда
27

Слайд 27: Критика философии в логическом позитивизме

Из философии должны быть исключены все мировоззренческие проблемы как не имеющие строгого научного решения. Философия не является содержательной наукой о реальности, а представляет собой особый тип теоретизирования. Философия должна заниматься логическим анализом языка.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Философская программа неопозитивизма

Исключить из науки все бессмысленные рассуждения и псевдопроблемы. Осуществлять анализ логической структуры языка, терминов и предложений, употребляемых в научном языке. Обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Постпозитивизм и « философия науки»

Главная задача: изучение строения и динамики научного знания. « Философия науки» переносит акцент с анализа готового знания на проблемы эволюции науки. Основное внимание уделяется изучению истории науки.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Представители « философии науки»

Т. Кун (в работе «Структура научных революций» рассматривает эволюцию научного знания как процесс смены парадигм и радикальных изменений стиля научного мышления). И. Лакатос (разрабатывает идею союза методологии и истории науки: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа»). П. Фейерабенд (формулирует концепцию «методологического анархизма», утверждающего принципиальную несоизмеримость научных теорий).

Изображение слайда
31

Слайд 31: Основные проблемы « философии науки»

Проблема соотношения эмпирического и теоретического знания. Обоснование конвенционального характера научного знания. Анализ механизмов развития научного знания.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Феноменология

Основоположник – Э. Гуссерль (1859-1938) Главная проблема – вопрос об объективности познания, без решения которого невозможно развитие науки.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Основные идеи феноменологии:

Философия должна изучать только феномены сознания, рассматриваемые как непосредственно данное. Феномены сознания понимаются не как психические явления, а как абсолютные сущности, смысл которых не зависит от индивидуального сознания (критика психологизма в логике). Смысл феноменов сознания постигается непосредственным переживанием ( теория интеллектуальной интуиции) и затем описывается. Условием непосредственного переживания феноменов является редукция « естественной установки » сознания ( теория феноменологической редукции ).

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм,: Основные идеи герменевтики

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов. Этапы развития герменевтики: Герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности (Ф. Шлейермахер ). Герменевтика как метод исторических наук ( В. Дильтей ). Развитие герменевтики как философского направления (Г.-Г. Гадамер )

Изображение слайда