Презентация на тему: Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история

Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история
1/70
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 87)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (139107 Кб)
1

Первый слайд презентации

Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история

Изображение слайда
2

Слайд 2

Культура времен Великой отечественной войны В годы Великой Отечественной войны культура народов СССР понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Льва Толстого в Ясной Поляне (под Тулой), Александра Пушкина в Михайловском, Ивана Тургенева в Спасском- Лутовинове, Петра Чайковского в Клину. Зал в яснополянском Доме с остатками экспозиции. 1941 год Из акта Комиссии Академии наук СССР о немецко-фашистских злодеяниях в Ясной Поляне от 27 декабря 1941 года : « Заняв комнаты бытового музея (Дом Толстого) и комнату старшего сына Толстого — Сергея Львовича Толстого, фашисты путем отмычек взломали замки от запертых столов и шкафов; тут же было похищено из шкафа седло Л.Н. Толстого, которым он пользовался при верховой езде до самого своего ухода из Ясной Поляны, и одежда крестьян района Ясной Поляны разных эпох, имеющая этнографическое значение».

Изображение слайда
3

Слайд 3

Дом-музей Чайковского в Клину зимой 1941 года

Изображение слайда
4

Слайд 4

Культура времен Великой отечественной войны В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески XII века храма Спаса на Нередице в Новгороде. Бегство немцев из Новгорода в 1944 г. Художники Кукрыниксы. 1946-1948 гг.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Церковь Спаса на Нередице до войны. Фотография 1900 года.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Церковь Спаса на Нередице. Фото 1944 г.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Слева - интерьер церкви Спаса на Нередице до войны. Фрески XII века. Фотография сделана до 1917 года. Справа – современный интерьер церкви Спаса на Нередице. Фотография 2014 года

Изображение слайда
8

Слайд 8

Культура времен Великой отечественной войны Над памятником «1000-летие России» (1862 г.) немцы надругались, разбросав фигуры по земле. Немцы позируют на фоне памятника тысячелетию России

Изображение слайда
9

Слайд 9

Князь Владимир с памятника «1000-летие России». Зима 1941-1942 гг.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Культура времен Великой отечественной войны Безвозвратно уничтожены рукописи Петра Чайковского, погибли в Харькове и Сталинграде картины Ильи Репина, Валентина Серова, Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского. Иди за мною, Сатано ! Художник Илья Репин. 1894 г. Эскиз одноименной картины (1901-1903), находившейся до 1941 в Харьковском музее и погибшей во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Советская литература и Великая отечественная война В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Андрей Платонов, Константин Симонов, Александр Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. Константин Симонов читает стихи на фронте

Изображение слайда
12

Слайд 12

Весной 1942-го редакцию газеты «Красная Армия» переносят из Воронежа в Валуйки. Сюда, в угловой дом № 4 на ул. Толстого, всё с новыми и новыми репортажами о жизни на фронте приезжает Твардовский. И здесь же он создаёт образ народного солдата и первые главы «Василия Тёркина » – произведения, которое многие назовут лучшим из всего написанного о войне на войне. 40-летний на момент начала войны поэт Александр Твардовский работал военным корреспондентом еще во время Зимней войны с Финляндией 1939-1940 гг. «Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года в какой-то мере предварили для меня военные впечатления Великой Отечественной войны». Александр Твардовский. Автобиография. Александр Твардовский Александр Твардовский (1910-1971) Что читать у Александра Твардовского о войне: Стихотворение «Я убит подо Ржевом...», поэмы «Василий Тёркин », «Дом у дороги », « Тёркин на том свете ».

Изображение слайда
13

Слайд 13

В 1946-м году Твардовский написал стихотворение «Я убит подо Ржевом» о событиях битвы за Ржев 1942 году. Ржев после освобождения в 1943 году «Я убит подо Ржевом » Александр Твардовский. О стихотворении «Я убит подо Ржевом». «В основе его (стихотворения «Я убит подо Ржевом» - прим.) уже неблизкая память поездки под Ржев осенью 1942 года на участок фронта, где сражалась дивизия полковника Кириллова < … > Впечатления этой поездки были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжелые, потери были очень большие, боеприпасов было в обрез — их подвозили вьючными лошадьми. Вернувшись в редакцию своей фронтовой «Красноармейской правды», которая располагалась тогда в Москве, в помещении редакции «Гудка», я ничего не смог дать для газетной страницы, заполнив лишь несколько страничек дневника невеселыми записями < … > Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство …»

Изображение слайда
14

Слайд 14

«Я убит подо Ржевом » Танки Т-34, при поддержке пехоты, разворачиваются на рубеже атаки, в районе Ржевско-Вяземского выступа. Лето 1942 года. Александр Твардовский. « Я убит подо Ржевом». Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки,— Точно в пропасть с обрыва — И ни дна ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе; Где травинку к травинке Речка травы прядет, — Там, куда на поминки Даже мать не придет.

Изображение слайда
15

Слайд 15

«Я убит подо Ржевом » Вид на разрушенное село Старые Кузнецы подо Ржевом после (временного) освобождения от немецкой оккупации. 1942 г. Александр Твардовский. « Я убит подо Ржевом». Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю, Наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону?.. Этот месяц был страшен, Было все на кону. Неужели до осени Был за ним уже Дон И хотя бы колесами К Волге вырвался он? Нет, неправда. Задачи Той не выиграл враг! Нет же, нет! А иначе Даже мертвому — как? И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена <…>

Изображение слайда
16

Слайд 16

Борис Полевой, как и Твардовский, работал военным корреспондентом. Его вести с войны публиковали в «Правде». С газетных страниц он первым сообщил о подвиге 83-летнего Матвея Кузьмина, водившего окольными путями немцев, предупредившего советские войска о надвигающейся опасности и приведшего врага в засаду у деревни Малкино. Кузьмина убил немецкий офицер, когда понял, что угодил в ловушку. А знаменитая «Повесть о настоящем человеке» Полевого – по сути повествование о лётчике-асе Алексее Маресьеве (в произведении фамилия изменена на Мересьев ). Ф ильм по этой повести снял в 1949 году Александр Столпер. Борис Полевой Борис Полевой (1908-1981) Что читать у Бориса Полевого о войне: « От Белгорода до Карпат», «Повесть о настоящем человеке ».

Изображение слайда
17

Слайд 17

Одно из самых известных произведений Полевого – книга военных очерков «От Белгорода до Карпат» – начинается с описания Белгорода лета 1943-го. Полевой рассказывает, насколько хорошо немцы продумали свои инженерные сооружения, но, несмотря на это, потерпели крах, столкнувшись с противостоянием русских. Борис Полевой Из книги Бориса Полевого «От Белгорода до Карпат»: «Перед нами на фоне голубовато мерцающих меловых холмов встал Белгород – исходная точка летнего немецкого отступления. Даже отсюда, не съезжая с дороги, можно различить несколько мощных оборонительных поясов, концентрическими полукольцами прикрывающих город. Это сильные инженерные сооружения, на которые немцы не пожалели ни средств, ни материалов <…> Внешнее кольцо белгородской вражеской обороны представляет собой цепь сильно укреплённых, взаимодействующих между собой высот с разветвлённой системой огневых точек. Они имеют широкий сектор обстрела с густой сетью траншей, часто крытых и даже блиндированных, с дзотами для пулемётов и пушек, с погребками и ровиками для хранения снарядов. Подходы к этим высотам густо опутаны проволокой. Танкопроходимые места были заминированы на большую глубину, а сами высоты защищены противотанковыми рвами или ручьями с крутыми эскарпированными берегами. Мы присаживаемся на лафете разбитой немецкой зенитки, и полковник рассказывает, как эти укрепления были взломаны ».

Изображение слайда
18

Слайд 18

В годы войны автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов находился на фронте в качестве корреспондента центральных газет, был тяжело контужен при авиакатастрофе. При обстреле станицы Вешенской погибла его мать. С фронта Шолохов писал репортажи, в 1942-м был написан рассказ «Наука ненависти». Впечатления этого времени отразились также в незавершённом романе «Они сражались за родину» (1942-1944, 1949, 1969). Михаил Шолохов Михаил Шолохов (1905-1984)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Из рассказа Михаила Шолохова «Наука ненависти»: «Прощались мы у входа в землянку. Задумчиво глядя на залитую ярким солнечным светом просеку, лейтенант Герасимов говорил : — …И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю, — закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой». Михаил Шолохов Что читать у Михаила Шолохова о войне: «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека».

Изображение слайда
20

Слайд 20

Гениальный советский писатель, автор « Чевенгура » и «Котлована» Андрей Платонов за годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: « Одухотворенные люди » (1942 ), «Рассказы о Родине » (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945 ). Андрей Платонов Андрей Платонов (1899-1951) Из рассказа Андрея Платонова «Девушка Роза» (1944): «…Второй раз ждала Роза своей смерти в рославльской тюрьме, но не дождалась ее: немцы помиловали Розу, они поняли, что если убить человека один раз, то более с ним нечего делать и властвовать над ним уже нельзя; без господства же немцу жить неинтересно и невыгодно, ему нужно, чтоб человек существовал при нем, но существовал вполжизни, — чтоб ум у человека стал глупостью, а сердце билось не от радости, а от робости — из боязни умереть, когда велено жить. Розу вызвали на допрос к следователю. Следователь был уверен, что она все знает о городе Рославле и о русской жизни, словно Роза была всею советской властью. Роза всего не знала, а что знала, про то сказать не могла. Она пила у следователя мюнхенское пиво, ела подогретые сосиски и надевала новое платье. Так называл свое угощение следователь, обращаясь к своим подручным, которых заключенные называли «мастерами того света». Для Розы приносили пивную бутылку, наполненную песком, и били ее этой бутылкой по груди и животу, чтобы в ней замерло навсегда ее будущее материнство; потом Розу стегали гибкими железными прутьями, обжигающими тело до костей, и когда у нее заходилось дыхание, а сознание уже дремало, тогда Розу «одевали в новое платье»: ее туго пеленали жестким черным электрическим проводом, утопив его в мышцы и меж ребер, так что кровь и прохладная предсмертная влага выступала наружу из тела узницы; потом Розу уносили обратно в одиночку и там оставляли на цементном полу; она всех утомляла — и следователя, и «мастеров того света ». Что же нужно было врагам делать дальше? Живая русская девчонка им не подчинялась; можно было бы ее мгновенно убить, но владеть мертвецами было бессмысленно…».

Изображение слайда
21

Слайд 21

В июне 1941 года Константину Симонову было 25 лет, и он уже набирал популярность как советский поэт и драматург, несмотря на свое аристократическое происхождение. Он был страстно влюблён в молодую актрису Валентину Серову. Сразу после гитлеровского нападения Симонов получил приказ убыть на фронт в качестве военного корреспондента. Валентина провожала его на вокзале. Константин Симонов Константин Симонов (1915-1979) Валентина Серова (1919-1975)

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

«Жди меня» Валентина Серова (1919-1975) 13 октября 1941 года Симонов написал свое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное В. С. (Валентине Серовой ). Константин Симонов. Жди меня (В.С.). Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. Из вступления от составителя сборника «Избранные стихотворения Симонова »: «В январе 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета Правда опубликовала лирическое стихотворение, которое сразу завоевало сердца наших солдат. Это было стихотворение «Жди меня». Солдаты вырезали его из газеты, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. В истории русской поэзии трудно найти стихотворение, которое бы имело такое же широкое звучание в народе, как «Жди меня». Оно сделало всемирно известным офицера Советской Армии, русского поэта Константина Симонова».

Изображение слайда
24

Слайд 24

«Жди меня» Симонов впоследствии вспоминал: «Я считал, что эти стихи - мое личное дело... Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке… мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение "Жди меня”, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека». В конце декабря 1941 года редактор "Правды" Петр Поспелов спросил Константина Симонова нет ли стихов, но Симонов отвечает, что они не для газеты, тем более «Правды». Но Поспелов настаивает, и Симонов отдает ему "Жди меня". Можно считать, что на следующий день после публикации Симонов стал самым популярным поэтом страны. Правда от 14 января 1942 года с первой публикации знаменитого стихотворения Симонова «Жди меня»

Изображение слайда
25

Слайд 25

В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя ». Константин Симонов Над черным носом нашей субмарины Взошла Венера - странная звезда. От женских ласк отвыкшие мужчины, Как женщину, мы ждем ее сюда. Она, как ты, восходит все позднее, И, нарушая ход небесных тел, Другие звезды всходят рядом с нею, Гораздо ближе, чем бы я хотел. Они горят трусливо и бесстыже. Я никогда не буду в их числе, Пускай они к тебе на небе ближе, Чем я, тобой забытый на земле. Я не прощусь с опасностью земною, Чтоб в мирном небе мерзнуть, как они, Стань лучше ты падучею звездою, Ко мне на землю руки протяни. На небе любят женщину от скуки И отпускают с миром, не скорбя... Ты упадешь ко мне в земные руки, Я не звезда. Я удержу тебя.

Изображение слайда
26

Слайд 26

В 1941-1942 годах Симонов пишет еще как минимум три стихотворения «на века» - «Майор привез мальчишку на лафете…», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и «Убей его! (Если дорог тебе твой дом…)» По мнению литературоведов, стихотворением «Жди меня» поэт сделал актрису в глазах миллионов советских читателей символом верности – груз, с которым Валентина Серова так и не смогла справиться. Константин Симонов Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой... Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой... Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли. За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он. Дочь Константина Симонова Мария о стихотворении «Жди меня»: «Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм, где мама сыграла главную роль».

Изображение слайда
27

Слайд 27

Константин Симонов Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!- И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась, Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих. Рукопись стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Изображение слайда
28

Слайд 28

Константин Симонов Рукопись стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Ты знаешь, наверное, все-таки Родина - Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела. Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Константин Симонов Рукопись стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» «Мы вас подождем!»- говорили нам пажити. «Мы вас подождем!»- говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Изображение слайда
30

Слайд 30

После войны Симонов корректировал свое стихотворение. Заглавие было заменено на «Если дорог тебе твой дом…», «немцы» были заменены на «фашистов». Стихотворение Константина Симонова «Убей его !» впервые было напечатано в газете «Красная звезда» 18 июля 1942 года. «Убей его! (Если дорог тебе твой дом…)» Константин Симонов читает стихотворение «Если дорог тебе твой дом…» спустя 35 лет после написания. 1977 год

Изображение слайда
31

Слайд 31

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» Ивана Пырьева, «Два бойца» Леонида Лукова, «Она защищает Родину» Фридриха Эрмлера. Кинематограф Кадры из художественного фильма «Секретарь райкома» (режиссер Иван Пырьев ) Иван Пырьев (1901-1968)

Изображение слайда
32

Слайд 32

В годы войны была создана седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре 1941 года, когда фашисты стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» – таков был эпиграф к этому произведению. Музыка Композитор Дмитрий Шостакович — боец добровольной пожарной команды профессорско-преподавательского состава Консерватории во время дежурства

Изображение слайда
33

Слайд 33

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. «Землянка», « Вечер на рейде », « Соловьи », « Темная ночь » и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Еще до войны композитором Матвеем Блантером и поэтом Михаилом Исаковским была написана знаменитая « Катюша » (звучит в исполнении Лидии Руслановой ). Музыка Клавдия Шульженко (1906-1984) певица Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами. Ленинградский фронт, 1941 год Лидия Русланова (1900-1973) певица

Изображение слайда
34

Слайд 34

Музыкально-поэтическим символом Великой отечественной войны стала «Священная война» (стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка Александра Александрова ). Впервые она была исполнена 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале Москвы. С того дня под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны. Василий Лебедев-Кумач (1898-1949) Александр Александров (1883-1946) 1 Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Припев: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идёт война народная, Священная война! 2 Как два различных полюса, Во всём враждебны мы. За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы. Припев. Мемориальная доска «Священная война», посвящённая первому исполнению песни, на фасаде Белорусского вокзала в Москве. Музыка

Изображение слайда
35

Слайд 35

В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш ». Живопись Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе Михаила Черемных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание ( Виктор Корецкий « Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката ( Леонид Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров. Фотоплакат «Воин Красной армии, спаси!» Художник В иктор Корецкий Плакат «Дойдем до Берлина!» Художник Леонид Голованов

Изображение слайда
36

Слайд 36

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе. Самый известный плакат войны в конце июня 1941 года создал Ираклий Тоидзе. На плакате изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. Живопись Плакат «Родина-мать зовет! » Художник Ираклий Тоидзе Ираклий Тоидзе (1902-1981)

Изображение слайда
37

Слайд 37

Живопись Плакат «Пьем воду родного Днепра, будем бить из Прута, Немана и Буга! » Художник Виктор Иванов Плакат «За Родину!» Художник Алексей Кокорекин Плакат «Не болтай!» Художники Нина Ватолина, Николай Денисов

Изображение слайда
38

Слайд 38

Живопись Фотоплакат «Будь героем !» Художник Виктор Корецкий. 1941 г. Фотоплакат «Наши силы неисчислимы» Художник Виктор Корецкий. 1941 г. Фотоплакат «Партизаны, бейте врага без пощады!» Художник Виктор Корецкий. 1941 г.

Изображение слайда
39

Слайд 39

С «Окнами ТАСС» сотрудничали также Кукрыниксы – союз трех художников Михаила Ку приянова, Порфирия Кры лова, Ник олая С околова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура «Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии )» - на разгром немцев под Сталинградом (1943). Живопись Фото творческого коллектива советских художников «Кукрыниксы». На фото представлены (слева направо): Порфирий Крылов, Михаил Куприянов, Николай Соколов. Неизвестный фотограф.

Изображение слайда
40

Слайд 40

В искусстве плаката господствует яркий и лаконичный язык, используются определенные живописные приемы. Главари фашизма обязательно изображались так, чтобы внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить, изгнать фашистов. Именно такими изображают Кукрыниксы Гитлера и его окружение, одно слово – « Фашистская псарня». Живопись Фашистская псарня. Кукрыниксы. 1941 г.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Живопись Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии ). Карикатура Кукрыниксов. 1943 г. Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Кукрыниксы. 1941 г. Доигрались (молниеносная война ). Кукрыниксы. 1943 г.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Живопись Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали. Кукрыниксы. 1941 г. Все врут календари. Кукрыниксы. 1941 г. Фашистская унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла Кукрыниксы. 1942 г.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Живопись Александр Дейнека (1899-1969) Сгоревшая деревня. Художник Александр Дейнека. 1942 год.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Оборона Севастополя. Художник Александр Дейнека. 1942 год. Холст, масло. 200х400 см. Санкт-Петербург, Русский Музей.

Изображение слайда
45

Слайд 45

В оккупации. Художник Александр Дейнека. 1944 год.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Едут на войну. Художник Александр Дейнека. 1944 год.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Берлин. Франкфуртер -аллея. Художник Александр Дейнека. 1945 год.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Живопись Современники утверждают, что зрители буквально застывали перед картиной Аркадия Пластова «Фашист пролетел», экспонированной на выставке «Великая Отечественная война». Лирический, знакомый каждому осенний пейзаж – порыжелая трава, молодые тонкие березки, багряная осенняя листва, серое небо и, не будь в небе улетающего фашистского самолета, можно было бы подумать, что распростертый на земле мальчик просто спит. Жестокое, бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Фашист прилетел. Художник Аркадий Пластов. 1942 г.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Фашист пролетел. Художник Аркадий Пластов. 1942 год.

Изображение слайда
50

Слайд 50

В последний год войны Пластов написал прекрасную картину «Жатва» (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом «Сенокос» (см. следующий слайд), где он передал праздничность цветущего луга. Живопись Жатва. Художник Аркадий Пластов. 1945 г.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Сенокос. Художник Аркадий Пластов. 1945 год.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Фотография 22 июня 1941 года. Объявление о начале Великой Отечественной войны. Москва, улица 25-го Октября. Фотограф Евгений Халдей. 22 июня. Москвичи слушают выступление В.Молотова по радио 1941 г. Фотограф Иван Шагин.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Горе. Документальная фотография, сделанная в районе Керчи в январе 1942 года. Фотограф Дмитрий Бальтерманц

Изображение слайда
54

Слайд 54

Иногда фотографы запечатлевали торопливые прощания с ними солдат с обещаньем скоро вернуться (большинство этих снимков их авторы, не сговариваясь, так и называли: «Мы вернемся!» ). Но даже эти редкие «пораженческие» фотографии часто вызывали отторжение, причем не только у цензоров или бдительных редакторов изданий. Известен случай, когда в первые месяцы отступлений на Украине два военных корреспондента – пишущий и снимающий – встретили на сельской дороге старика со своей старухой и двумя малолетними внуками. Старик был впряжен (именно впряжен, так как на спине его видны были кожаные ремни) в повозку с нехитрым крестьянским скарбом. Жена его толкала тележку сзади, внучек постарше шел рядом, а совсем маленький, с голой попкой, лежал сверху на куче тряпья. Все были босы. Фотографий 1941 года, описывающих отступление, не так много. Фотокорреспонденты раскрывали темы отступления чаще всего в косвенной форме: они показывали уходящих на Восток не воинов, а мирных граждан. Фотография В горькие дни отступления. Днепропетровщина. 1941 г. Фотограф Яков Халип.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Фотография Журналисты – а это были поэт Константин Симонов и фотограф Яков Халип – заспорили, этично ли в такой ситуации наставлять на путников объектив камеры. К счастью, несмотря на возражения, репортер сделал снимок «для себя»: понятно, что у него не было никаких шансов появиться в «Красной звезде» или, тем более, быть распространенным от имени Совинформбюро. Яков Халип (1908-1980) Константин Симонов (1915-1979) В горькие дни отступления. Днепропетровщина. 1941 г. Фотограф Яков Халип. «…тогда мы были оба по-своему правы: фотокорреспондент мог запечатлеть это горе только одним образом – только сняв его, и он был прав. Мне показалось тогда стыдным, безнравственным, невозможным снимать все это, я бы не мог объяснить тогда этим людям, шедшим мимо нас, зачем мы снимаем их страшное горе. И я тоже по-своему был тогда прав » Константин Симонов. 1975 г.

Изображение слайда
56

Слайд 56

В горькие дни отступления. Днепропетровщина. 1941 г. Фотограф Яков Халип.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Бомбой, одним махом взорвавшей все табу, оказался опубликованный в «Правде» – главной газете страны, служащей эталоном для всех остальных – в конце 1941 г. снимок фронтового корреспондента Сергея Струнникова. Он стал иллюстрацией к очерку Петра Лидова «Таня», рассказывающего о восемнадцатилетней партизанке, повешенной фашистами в подмосковной деревне Петрищево. «Таня» – это партизанское имя Зои Космодемьянской, надолго ставшей символом сопротивления врагу. Репортер снял ее с обрывком веревки на шее, с обнаженной грудью. Шок, который вызывал пронзительный репортаж Лидова усиливался натурализмом фотографии Струнникова. Так страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской Проблема «можно – нельзя» в фронтовой фотографии, как показали первые же месяцы войны, не сводится только к цензуре или верной расстановке политических акцентов. Всякая война – это кровь, страдания, смерть. Есть некоторые сюжеты, на которые общество накладывает табу: скажем, считается недопустимым показывать разорванные на части тела, вытекшие глаза и т.д. Фотография Газета «Правда» от 27 января 1942 года. Очерк Петра Лидова «Таня»

Изображение слайда
58

Слайд 58

Навсегда сохрани фотографию Зои. Я, наверно, вовеки её позабыть не смогу. Это девичье тело,                не мёртвое                    и не живое. Это Зоя из мрамора                               тихо лежит на снегу. Беспощадной петлёй перерезана тонкая шея. Незнакомая власть в запрокинутом лике твоём. Так любимого ждут,                   сокровенной красой хорошея, изнутри озаряясь таинственным женским огнём… Маргарита Алигер. Из поэмы «Зоя» Фото казнённой Зои Космодемьянской. Январь 1942 г. Фотограф Сергей Струнников.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Советские танки движутся по улицам Москвы на военный парад на Красной площади, состоявшийся 7 ноября 1941 года. Фотограф Тимофей Мельник

Изображение слайда
60

Слайд 60

Снятие табу с некоторых тем и сюжетов позволило уже в послевоенное время по-новому увидеть такую важную составную часть войны, как блокада Ленинграда. Если прежде об этих месяцах публиковались только те снимки, где были показаны сражения на Ленинградском фронте или активная жизнь обитателей осажденного города, то годы спустя на выставках и в печати стали появляться трагические кадры. Трупы горожан на улицах города: не только жертвы бомбардировок и артобстрелов, но и те, кто умер от голода. Или страшные кадры, где родители тянут по заснеженным улицам саночки, на которых – завернутые в тряпье детские трупики. Фотография Невский проспект. Май 1942 г. Фотографы Георгий Коновалов, Михаил Трахман. Урок продолжается. 1941 г. Фотограф Борис Кудояров

Изображение слайда
61

Слайд 61

Исполнение Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии. 1942 г. Фотограф Борис Кудояров

Изображение слайда
62

Слайд 62

Улица блокадного города. Документальная фотография. 1942 г. Фотограф Борис Кудояров

Изображение слайда
63

Слайд 63

У другого автора Дмитрия Бальтерманца, ничего не знавшего о снимке коллеги, есть работа под названием «Чайковский». Там тоже развалины, тоже музицирующие воины. Только вместо скрипки и баяна чудом уцелевшее пианино У Якова Халипа есть сделанный на фронте снимок, названный им «Ноктюрн». На развалинах стоит и играет на скрипке солдат. Ему аккомпанирует находящийся слева, на переднем плане, баянист. На заднем плане расположена группа трогательно внемлющих импровизированному концерту воинов. Фотография Ноктюрн. Фотограф Яков Халип. 1942 Чайковский. Фотограф Дмитрий Бальтерманц. 1945

Изображение слайда
64

Слайд 64

Фотография Две наиболее известные фотографии войны сделали Макс Альперт и Евгений Халдей. На фотографии Альперта « Комбат » изображён командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом ТТ в руке. « Комбат» – одно из самых ярких и выразительных фото времен Великой Отечественной войны. Длительное время, несмотря на то, что снимок был знаменит и популярен, были известны только история его создания и название, данное ему фотографом. Личность изображённого на ней человека до сих пор вызывает споры. Комбат. Фотограф Макс Альперт. 1942

Изображение слайда
65

Слайд 65

Комбат. Фотограф Макс Альперт. 1942

Изображение слайда
66

Слайд 66

Позировавшие корреспонденту солдаты на одну из башен Рейхстага устанавливали красное знамя, специально привезённое Халдеем по заданию ТАСС. Снимки были сделаны 2 мая 1945 года, когда Рейхстаг уже был взят. Фотография Момент водружения Знамени Победы не был запечатлён на фото, нет и соответствующей кинохроники. В материалах о Знамени Победы широко используются созданные разными авторами исторические снимки и кинохроника с красными знамёнами, на которых в действительности нет Знамени, водружённого Берестом, Егоровым и Кантарией. На фотографиях Евгения Халдея, получивших известность под названием «Знамя Победы над Рейхстагом », запечатлено не Знамя Победы. Красное знамя на крыше рейхстага. Фотограф Евгений Халдей. 1945

Изображение слайда
67

Слайд 67

Знамя Победы

Изображение слайда
68

Слайд 68

Красное знамя на крыше рейхстага. Фотограф Евгений Халдей. 1945

Изображение слайда
69

Слайд 69

1944 Фильм Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны» 9.5.1941 Капитуляция Германии. Завершение Великой отечественной войны 22.6.1941 Нападение Германии на СССР. Начало Великой отечественной войны 1941 янв фев мар апр май июн авг сен окт ноя дек июл 1942 янв фев мар апр май июн авг сен окт ноя дек июл 1943 янв фев мар апр май июн авг сен окт ноя дек июл 1944 янв фев мар апр май июн авг сен окт ноя дек июл 1945 янв фев мар апр май июн авг сен окт ноя дек июл Культура в годы Великой отечественной войны (1941-1945) 4.7.1941 Плакат Тоидзе «Родина мать зовет» Октябрь 1942 Картина Дейнеки «Оборона Севастополя» 12.7.1942 Фотография Альперта «Комбат» Август 1941 Стихотворение «Жди меня» Симонова 9.8.1942 Исполнение 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 26.6.1941 Первое исполнение на Белорусском вокзале песни «Вставай, страна огромная» («Священная война») ( композитор Александров, поэт Лебедев-Кумач) 1941-1942 500 концертов Клавдии Шульженко в блокадном Ленинграде 12.4.1942 Первое исполнение Шульженко «Синего платочка» 18.7.1942 Публикация стихотворения Симонова «Убей его!» в «Красной звезде» 14.1.1942 Публикация стихотворения Симонова «Жди меня» в «Правде» 2.5.1945 Серия фотографий Евгения Халдея «Знамя Победы над рейхстагом» 27.1.1942 Публикация в газете «Правда» репортажа Петра Лидова «Таня» о подвиге Зои Космодемьянской 1943 Карикатура Кукрыниксов «Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии )» 1943 Фильм Фридриха Эмлера «Она защищает Родину» 1943 Фильм Леонида Лукова «Два бойца»

Изображение слайда
70

Последний слайд презентации: Советская к ультура времен Великой отечественной войны Новейшая история

Тема «Культура времен Великой отечественной войны» Имена: Литература и публицистика: Михаил Шолохов * Александр Твардовский * Андрей Платонов * Константин Симонов * Александр Фадеев * Ольга Берггольц * Петр Лидов * Кинематограф : Иван Пырьев * Леонид Луков * Фридрих Эрмлер Музыка: Дмитрий Шостакович * Клавдия Шульженко * Лидия Русланова * Матвей Блантер * Михаил Исаковский * Александр Александров * Василий Лебедев-Кумач * Живопись : Виктор Корецкий * Леонид Голованов * Ираклий Тоидзе * Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) * Виктор Иванов * Александр Дейнека * Аркадий Пластов * Фотография: Евгений Халдей * Иван Шагин * Яков Халип * Сергей Струнников * Борис Кудояров * Макс Альперт * Дмитрий Бальтерманц Памятники культуры: Литературные произведения : «Они сражались за Родину» (Шолохов) * «Наука ненависти» (Шолохов) * «Я убит подо Ржевом» (Твардовский) * Василий Теркин (Твардовский) * «Повесть о настоящем человеке» (Полевой) * «Жди меня» (Симонов) * «Убей его!» (Симонов) * «Майор привез мальчишку на лафете» (Симонов) * «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (Симонов) * «Я говорю с тобой под свист снарядов» ( Берггольц ) * Февральский дневник 1942-го ( Берггольц ) Кинофильмы: «Секретарь райкома» ( Пырьев ) * В 6 часов вечера после войны ( Пырьев ) * Два бойца (Луков) * Она защищает Родину ( Эрмлер ) * Музыкальные произведения: Симфония № 7 (Ленинградская) (Шостакович) * Вечер на рейде * Соловьи * Темная ночь * Катюша Живопись: Родина-мать зовет ( Тоидзе ) * Беспощадно разгромим и уничтожим врага ! (Кукрыниксы) * Воин Красной армии, спаси! (Корецкий) * «Пьём воду родного Днепра » (Иванов) * Оборона Севастополя (Дейнека) * Фашист пролетел (Пластов) * Жатва (Пластов) * Сенокос (Пластов) Фотография: Фотография казненной Зои Космодемьянской (Струнников ) * Комбат ( Альперт ) * Знамя Победы над рейхстагом (цикл постановочных фотографий) (Халдей) * Горе (Бальтерманц) Термины: Соцреализм * Фотожурналистика * Лейтенантская проза

Изображение слайда