Презентация на тему: Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор

Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор
1/37
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 16)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (100542 Кб)
1

Первый слайд презентации

Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор разработки: Маховиков Д.В. https://vk.com/d_makhovikov Сообщество для подготовки к ЕГЭ: https://vk.com/clubege2019history

Изображение слайда
2

Слайд 2

Приход большевиков к власти и начало строительства в России советского общества привели к едва ли не самым радикальным переменам в истории русской культуры. «Новая» культура Новая власть видела в культуре способ насаждения в обществе своего мировоззрения и поэтому почти с самого начала стала резко ограничивать свободу творчества. Жестоким гонениям подверглась церковь. В 1920-е годы власти приветствовали попытки создания «новой пролетарской культуры» и это привело к расцвету авангардных экспериментаторских тенденций в живописи, архитектуре, кино и т.д., но по мере укрепления тоталитарного государства пределы дозволенного неуклонно сужались. Скачет красная конница. Художник Казимир Малевич. 1928-1932 гг.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1917 1920 1926 1937 1939 1959 1970 1979 Сельское население: Муж. 53 % 52,4 % 67,3 % — 91,6 % 99,1 % 99,6 % 99,6 % Жен. 23 % 25,2 % 35,4 % — 76,8 % 97,5 % 99,4 % 99,5 % Всего 37% 37,8% 50,6% — 84,0% 98,2% 99,5% 99,6% Городское население: Муж. 80 % 80,7 % 88,0 % — 97,1 % 99,5 % 99,9 % 99,9 % Жен. 61 % 66,7 % 73,9 % — 90,7 % 98,1 % 99,8 % 99,9 % Всего 70,5 % 73,5 % 80,9 % — 93,8 % 98,7 % 99,8 % 99,9 % Всего: Муж. 58 % 57,6 % 71,5 % 86 % 93,5 % 99,3 % 99.8 % 99.8 % Жен. 29 % 32,3 % 42,7 % 66,2 % 81,6 % 97,8 % 99,7 % 99,8 % Всего 43 % 44,1 % 56,6 % — 87,4 % 98,5 % 99,7 % 99,8 % Статистика изменения процента грамотного населения К концу XIX в. (данные 1897 г.) грамотными были только 22,3% населения России. К 1917 году ситуация не сильно изменилась – 37% (см. таблицу). Основная масса населения оставалась неграмотной и к 1917 г., что препятствовало советской власти распространять свою идеологию с помощью печати. Ликвидация неграмотности

Изображение слайда
4

Слайд 4

В 1919 г. Владимир Ленин подписал Декрет о ликвидации неграмотности. Обучение грамоте стало обязательным для всех неграмотных взрослых граждан. Были изданы новые буквари и пособия, созданы школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане в порядке трудовой повинности обучали неграмотных. В деревнях взрослые нередко учились вместе с детьми. За годы Гражданской войны были обучены грамоте 7 млн чел. Ликвидация неграмотности Владимир Ленин (Ульянов) за рабочим столом в Кремле. Москва, 1918 г.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились вместе. Ученические комитеты ( учкомы ), находившиеся под влиянием комсомола, руководили школами наряду с учителями. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного установить коммунизм. Ликвидация неграмотности Вторая Детскосельская школа-колония. Детское Село (ныне г. Пушкин Ленинградской обл.), 17 октября 1920 г.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Народный комиссар по делам просвещения РСФСР Анатолий Луначарский среди детей. Самара.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В годы Гражданской войны и в первые годы НЭПа подростки, вынужденные зарабатывать, не имели времени на учебу. Школу второй ступени посещали лишь 7% детей. В 1923 году было образовано общество «Долой неграмотность!», увеличена численность школ. К 1927 году начальную школу посещали 70% детей. Уровень грамотности в целом по стране возрос до 51%, в том числе в городах до 76%, а к 1939 году грамотными были свыше 90% мужчин и 72% женщин. Накануне войны удалось перейти к всеобщему начальному образованию, а в городах – к семилетнему. Ликвидация неграмотности Неграмотный тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья. Плакат Алексея Радакова. 1920 год. Женщина! Учись грамоте! Плакат Елизаветы Кругликовой. 1923 год.

Изображение слайда
8

Слайд 8

В 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) потребовало вернуться к уроку как основной форме учебных занятий, отказавшись от распространенного прежде бригадно-лабораторного метода. Изменилось содержание учебных программ. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК приняли постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В школу возвращалось изучение исторических фактов, прежде заменявшееся социологическими схемами. Такое решение было связано с идеологическими изменениями, в частности с отказом власти от нигилистического отношения к прошлому России. Собственную письменность получили многие народы Севера и Сибири, прежде не знавшие письменной культуры. В советскую школу постепенно возвращались педагогические традиции, отброшенные революцией. Ликвидация неграмотности Занятия по ликвидации неграмотности. Чебоксары. 1930-е годы.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Высшее образование после революции оказалось в сложном положении. Стремясь создать собственную трудовую интеллигенцию, советская власть увеличила число вузов. В 1920 г. в России было 244 вуза, в том числе 16 университетов, против 91 вуза и 8 университетов в 1913 г. Число студентов возросло со 125 тыс. до 206 тыс. В годы НЭПа число вузов сократилось до 145, а количество студентов – до 167 тыс. Система высшего образования и теперь оставалась обширнее дореволюционной, но качественный состав студенчества ухудшился, так как дети рабочих и крестьян принимались в вузы без экзаменов, независимо от уровня знаний, а детям из семей буржуазии, интеллигенции, служащих для поступления требовалось несколько лет рабочего стажа. Обучать в вузах неподготовленных людей оказалось невозможно, поэтому в 1919 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки), слушатели которых за три года овладевали курсом 4–6 старших классов школы. В 1925 г. на рабфаках обучались 57 тыс. чел. Это позволило изменить социальный состав студенчества. Ограничения для абитуриентов, связанные с социальным происхождением, были отменены в 1936 г. Высшее образование Военная академия Фрунзе. 1937 год.

Изображение слайда
10

Слайд 10

В связи с началом индустриализации в 1927 г. была создана Промышленная академия, где готовили руководителей предприятий. До этого большинство «красных директоров», вышедших из рабочих, имели в лучшем случае начальное образование. К концу 1930-х годов в СССР было уже 23 университета. Лидером среди отечественных вузов оставался МГУ. В области подготовки специалистов-гуманитариев ведущая роль принадлежала Московскому и Ленинградскому институтам истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ). Для подготовки работников партийного аппарата и пропагандистов были созданы так называемые комвузы и совпартшколы. В 1919 г. в Москве был открыт Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, в 1921 г. – Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки специалистов в области общественных дисциплин. Сотрудники Института Красной Профессуры. Дата съемки - 1 апреля 1928 г. Высшее образование

Изображение слайда
11

Слайд 11

Важное значение имело открытие вузов в национальных республиках. Большую роль в подготовке национальной интеллигенции для народов, еще несколько лет назад не имевших письменности, сыграл ленинградский Институт народов Севера. Здание, занимаемое институтом, построено в 1930-1932 годах как школьное здание на 1640 учащихся и является одной из ранних построек Игоря Фомина в стиле конструктивизма. Высшее образование Здание института народов Севера. Архитектор Игорь Фомин. Санкт-Петербург. Проспект Стачек. 1930-1932 гг.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Советская власть уделяла большое внимание развитию технических и естественных наук. В 1918 г. был создан научно-технический отдел ВСНХ. В Петрограде открывается Рентгенологический и радиологический институт во главе с академиком Абраамом Иоффе. Позднее из него выделился Физико-технический институт, сыгравший огромную роль в развитии отечественной физики. Позднее крупнейшими центрами теоретической физики стали Физический институт им. П. Н. Лебедева (ФИАН), руководимый Сергеем (не путать с Николаем ) Вавиловым, и Институт физических проблем, возглавляемый Петром Капицей. В 1930-х годах советские ученые провели глубокие исследования в области физики твердого тела, полупроводников, физики низких температур, атомного ядра. В 1937 г. в Ленинграде был пущен первый в Европе циклотрон. Развитие точных и естественных наук Первый советский циклотрон

Изображение слайда
13

Слайд 13

В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством Николая Жуковского закладывались принципы самолетостроения. Советские летчики на отечественных самолетах совершили в 1920-х годах беспрецедентно дальние по тем временам перелеты (Москва – Пекин, Москва – Нью-Йорк). В 1933 г. была запущена первая советская ракета на жидком топливе. Развитие точных и естественных наук Николай Жуковский (1847-1921) русский механик, основоположник гидро - и аэродинамики. Подготовка к запуску ракеты 09. Сергей Королев слева. Нахабино. 1933 г.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Труды химиков во главе с академиком Сергеем Лебедевым позволили СССР во второй половине 1930-х годов впервые в мире наладить производство искусственного каучука. В середине 1930-х начал работу Казанский завод синтетического каучука. Сергей Лебедев (1874-1934) выдающийся русский учёный-химик первой половины 20 века, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука Развитие точных и естественных наук Строительство Казанского завода синтетического каучука. 1932 г.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Выдающихся успехов достигла советская биология. Продолжал работу Иван Павлов. В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), в составе которой было 12 институтов. Президентом ВАСХНИЛ стал Николай Вавилов, возглавивший также Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). В то же время именно в 1930-х годах началось восхождение Трофим Лысенко. В 1938 г. он стал президентом ВАСХНИЛ. Во второй половине 1930-х годов Лысенко и его сторонники повели атаку на генетику, прибегая к политическим обвинениям. Многие крупные ученые подверглись репрессиям. Отечественной науке был нанесен тяжелый удар. Развитие точных и естественных наук Трофим Лысенко (1898-1976) советский агроном и биолог. Основатель и крупнейший представитель псевдонаучного направления в биологии — мичуринской агробиологии Николай Вавилов (1887-1943) российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, химик, географ, общественный и государственный деятель. Член АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ. Президент (1929-1935), вице-президент (1935-1940) ВАСХНИЛ

Изображение слайда
16

Слайд 16

Николай Вавилов (1887-1943) российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, химик, географ, общественный и государственный деятель. Член АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ. Президент (1929-1935), вице-президент (1935-1940) ВАСХНИЛ Дело Вавилова Иосиф Сталин (1878-1953) Генсек ЦК ВКП (б) в 1922-1953 гг. Из интервью Ефрема Якушинского о последней встрече Вавилова со Сталиным в 1939 году: «Вместо приветствия Сталин сказал: „Ну что, гражданин Вавилов, так и будете заниматься цветочками, лепесточками, василёчками и другими ботаническими финтифлюшками? А кто будет заниматься повышением урожайности сельскохозяйственных культур?“ Вначале Вавилов опешил, но потом, собравшись с духом, начал рассказывать о сущности проводимых в институте исследований и об их значении для сельского хозяйства. Поскольку Сталин не пригласил его сесть, то Вавилов стоя прочитал устную лекцию о вировских исследованиях. Во время лекции Сталин продолжал ходить с трубкой в руке, и видно было, что ему всё это совершенно не интересно. В конце Сталин спросил: „У вас всё, гражданин Вавилов? Идите. Вы свободны“»

Изображение слайда
17

Слайд 17

Взгляды Лысенко не соответствовали уровню науки ХХ века. Так, он утверждал наследование приобретенных признаков, отрицал существование гена. Тем не менее фальсифицируя результаты своих опытов и широко раздавая необоснованные обещания, Лысенко сумел добиться расположения властей. В 1940 году был арестован Николай Вавилов. Он умер в тюрьме в 1943 году. Дело Вавилова Тюремное фото Николая Вавилова

Изображение слайда
18

Слайд 18

Общественные науки Общественные науки в 1920-х годах оказались под жестким прессом идеологии. Единственной допустимой методологией стал марксизм. Ученые- немарксисты вынуждены были покинуть Россию или молчать. В исторической науке воцарилось безраздельное господство идей Михаила Покровского, единственного марксиста среди историков-профессионалов с дореволюционным стажем. В своих трудах он в соответствии с тогдашними идеологическими требованиями преувеличивал отсталость дореволюционной России, нигилистически рисовал ее прошлое. В 1930-х годах официальная идеология изменилась. Если в 1920-х годах отсталость России преувеличивалась, то теперь она стала замалчиваться. В пропаганде зазвучали имперские мотивы. Это было связано с провалом курса на мировую революцию и расчетом укрепить единство страны, сыграв на национальных чувствах большинства населения. Во второй половине 1930-х годов труды Михаила Покровского (умершего в 1932 г.) были признаны антиисторическими и антимарксистскими. Михаил Покровский (1868-1932) советский историк-марксист, общественный и политический деятель. Лидер советских историков в 1920-е годы

Изображение слайда
19

Слайд 19

Общественные науки В 1938 г. был опубликован «Краткий курс истории ВКП(б)». Подготовленный под контролем Сталина, он стал единственным учебником по истории партии. Реальная история РСДРП–ВКП(б) была фальсифицирована. Преувеличивалась роль Иосифа Сталина, замалчивалась или искажалась роль видных старых большевиков, объявленных «врагами народа», преувеличивалось противостояние большевизма и меньшевизма. С выходом «Краткого курса» историко-партийная наука должна была лишь подтверждать ставшие незыблемыми догмы. В подобном положении находились и другие общественные науки. Философы лишь толковали написанную Сталиным 4-ю главу «Краткого курса» «О диалектическом и историческом материализме», социология и социальная психология были запрещены. О подготовке вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года. Из «Краткого курса ВКП (б)» 1938 года: «Против этого исторического решения выступали и голосовали два члена ЦК – Каменев и Зиновьев. Они, так же, как и меньшевики, мечтали о буржуазной парламентарной республике и клеветали на рабочий класс, утверждая, что у него нет сил для осуществления социалистической революции, что он еще не дорос до взятия власти. Хотя Троцкий на этом заседании прямо не голосовал против резолюции, но он предложил такую поправку к резолюции, которая должна была свести на нет и провалить восстание. Он предложил не начинать восстания до открытия II съезда Советов, что означало – затянуть дело восстания, заранее расшифровать день восстания, предупредить об этом Временное правительство».

Изображение слайда
20

Слайд 20

Литература и искусство Гражданская война нанесла тяжелый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников культуры. Значительная часть художественной интеллигенции эмигрировала. В то же время в годы революции и Гражданской войны страна пережила культурный подъем, вызванный революционной ломкой старого мира. Многие писатели, даже далекие от революции, сотрудничали с большевиками. С энтузиазмом восприняли революцию «левые», авангардистские художественные направления, например футуристы. Для них революция означала возможность свободного художественного творчества. В годы Гражданской войны «левое» искусство претендовало на статус государственного, третируя реализм. Государство в первые послереволюционные годы и в 1920-х годах постепенно усиливало вмешательство в вопросы культуры. Все более ощутимым становилось давление цензуры. Но до конца 1920-х годов власть следила за тем, что пишут литераторы и художники, но не предписывала им, как писать. Нарком просвещения Анатолий Луначарский говорил: «Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета». Анатолий Луначарский (1875-1933) Народный комиссар просвещения РСФСР в 1917-1929 гг.

Изображение слайда
21

Слайд 21

В 1920-х годах продолжали работать Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, достиг расцвета Сергей Есенин. Появились и новые поэтические имена: Эдуард Багрицкий, Иосиф Уткин. Такая позиция позволила 1920-м годам стать временем борьбы художественных школ и творческого разнообразия. В эти годы существовало немало литературно-художественных группировок: «Серапионовы братья», «Левый фронт (ЛЕФ)», «Перевал», Всероссийский союз поэтов и др. Литература и искусство Серапионовы братья. Слева направо: Константин Федин, Михаил Слонимский, Николай Тихонов, Елизавета Полонская, Михаил Зощенко, Николай Никитин, Илья Груздев, Вениамин Каверин

Изображение слайда
22

Слайд 22

Вышли «Мои университеты» и «Дело Артамоновых» Максима Горького. О Гражданской войне писали Исаак Бабель, Михаил Булгаков. Жанр социальной фантастики разрабатывали Михаил Булгаков и Евгений Замятин. Литература и искусство Возвращение Максима Горького на Родину. Фотография Макса Альперта. 1928 год.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Литература и искусство Часть литераторов и критиков фанатично требовали отбросить всю прежние культурные достижения и создать новую революционную культуру. Сторонники этой идеи создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался руководить культурой, подчинить себе Наркомат просвещения. Владимир Ленин отвергал пролеткультовскую идею обособления пролетарской культуры и стремление Пролеткульта к самостоятельности по отношению к партии и государству. Однако пролеткультовская идеология оказалась устойчивой. Наследником Пролеткульта стала Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). РАПП вела борьбу против «попутчиков», которые считались мелкобуржуазными литераторами: Алексея Толстого, Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Сергея Есенина и даже Владимира Маяковского. К началу 1930-х годов РАПП монопольно господствовала в литературе. Руководство РАПП (слева направо): Алексей Селивановский, Михаил Лузгин, Бела Иллеш, Владимир Киршон, Леопольд Авербах, Федор Панфёров, Aлександр Фадеев, Иван Макарьев. Конец 1920-х

Изображение слайда
24

Слайд 24

Из передовой статьи журнала РАПП «На литературном посту» «Против всеклассовых и надклассовых теорий, против либеральничающих всепримирителей, против тех, кого резолюция ЦК назвала капитулянтами, – мы по прежнему на посту. Но и против ликвидаторов «слева», против героев беспомощной и хвастливой фразы, против вульгаризаторов и упрощенцев – мы также на посту!» В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было принято решение об объединении всех писателей в единый союз. Дальнейшее существование особых пролетарских писательских организаций признавалось нецелесообразным. РАПП была ликвидирована. Деление литераторов на пролетарских и «попутчиков» прекратилось. Утвердилось единое понятие «советский писатель». К этому времени РАПП уже выполнила свою задачу, добилась роспуска большинства литературных группировок. К тому же РАПП вызывала дружную ненависть художественной интеллигенции, и его уничтожение укрепляло популярность Сталина. Вероятно, Сталина раздражали и претензии рапповцев на самостоятельную роль. Литература и искусство «На литературном посту». Журнал марксистской критики, критико-теоретический орган Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП)

Изображение слайда
25

Слайд 25

В 1934 г. прошел I Всесоюзный съезд советских писателей. На съезде было завершено создание Союза писателей СССР. Первым его председателем стал Максим Горький, позднее – Александр Фадеев. В Уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм, требующий от художника «правдивого, историко-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Это означало отказ от авангардистских художественных приемов и форм. Но главное заключалось в ином – теперь вопрос о том, какое изображение действительности считать правдивым, решали партийные инстанции. У Дома Союзов в дни работы I Всесоюзного съезда советских писателей. 1934 год. Литература и искусство

Изображение слайда
26

Слайд 26

Литература и искусство Максим Горький выступает с трибуны I Всесоюзного съезда советских писателей. 1934 год. Из заключительной речи Максима Горького на I Всесоюзном съезде писателей: «Я имею смелость думать, что именно метод коллективной работы с материалом поможет нам лучше всею понять, чем должен быть социалистический реализм. Товарищи, в нашей стране логика деяний обгоняет логику понятий, вот что мы должны повествовать <…> Закончив свою работу, всесоюзный съезд литераторов единогласно выражает искреннюю благодарность правительству за разрешение съезда и широкую помощь его работе. Всесоюзный съезд литераторов отмечает, что успехи внутреннего, идеологического объединения литераторов, ярко и солидно обнаруженные на заседаниях съезда, являются результатом постановления ЦК партии Ленина – Сталина от 23 апреля 1932 года, – постановления, коим осуждены группировки литераторов по мотивам, не имеющим ничего общего с великими задачами нашей советской литературы в её целом, но отнюдь не отрицающим объединений по техническим вопросам разнообразной творческой работы».

Изображение слайда
27

Слайд 27

Максим Горький (1868-1936) Соцреализм (социалистический реализм) «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью». Из выступления Горького на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Александр Фадеев (1901-1956) Соцреализм (социалистический реализм) Произведения Фадеева: «Разлив» (повесть) «Рождение Амгуньского полка» (рассказ) «Один в чаще» (рассказ; глава из начатой, но недописанной повести «Таёжная болезнь») «Землетрясение» (рассказ) «О бедности и богатстве» (рассказ) «Разгром» (1926, роман) «Столбовая дорога пролетарской литературы» «Последний из Удэге» (роман-эпопея, целиком написаны 2 тома, 3-й том не окончен) «Ленинград в дни блокады» «Молодая гвардия» (1945, 2-я ред 1951) «За тридцать лет» (сборник статей и публицистики) «Чёрная металлургия» (написано 8 глав; не окончен)

Изображение слайда
29

Слайд 29

Александр Серафимович (1863-1949) Николай Островский (1904-1936) Константин Федин (1892-1977)

Изображение слайда
30

Слайд 30

Николай Островский (1904-1936) «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её». Николай Островский. Как закалялась сталь.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Литература и искусство В 1930-х годах советские писатели продолжали разрабатывать историко-революционную тему. Наиболее заметными произведениями этого направления стали «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого и «Как закалялась сталь» Николая Островского. Важное место в литературе 1930-х годов занял производственный роман, прославлявший индустриализацию. Главным героем здесь был не конкретный человек, а обобщенный образ технического прогресса и героического труда. Прославлению коллективизации был посвящен роман Михаила Шолохова «Поднятая целина». Еще большее внимание, нежели в 20-х годах, уделялось исторической тематике. Появились роман Алексея Толстого «Петр Первый», произведения Юрия Тынянова. В 1927–1941 гг. был создан выдающийся образец советской сатиры – дилогия Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Во второй половине 1930-х годов в обстановке репрессий уровень советской прозы заметно снизился. Многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Театр, музыка и кино Первые годы Советской власти характеризовались стремительным ростом числа театров. Новые театры, как правило, отрицали старое искусство. Крупнейшим идеологом «театрального авангарда» был Всеволод Мейерхольд. Первые советские пьесы (например, «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского) были плакатными, агитационными, но именно такое искусство было востребовано эпохой. С переходом к НЭПу многие театры закрылись из-за финансовых трудностей, которых не испытывали только эстрада и оперетта. Всеволод Мейерхольд (1874-1940) Зинаида Райх (1894-1939)

Изображение слайда
33

Слайд 33

Театр, музыка и кино Драматические и оперные театры поправили свое положение лишь во второй половине 1920-х годов. К этому времени агитационное искусство времен Гражданской войны перестало удовлетворять зрителя. В театре возрождается реализм, внимание к деталям. Решающую роль в восстановлении театральных традиций сыграли академические театры, особенно МХАТ во главе с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Во второй половине 1920 – начале 1930-х годов стали популярными советские пьесы: «Дни Турбиных » Михаила Булгакова, «Любовь Яровая» Константина Тренева, «Разлом» Бориса Лавренева, «Мандат» Николая Эрдмана, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского и др. Ставились и спектакли по произведениям русской классики. Константин Станиславский (1863-1938) Владимир Немирович-Данченко (1858-1943)

Изображение слайда
34

Слайд 34

Во второй половине 1930-х годов, когда в литературе утверждался социалистический реализм, в театре и музыкальном искусстве началась борьба с «формализмом». В 1936 г. нападкам подверглась опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», не понравившаяся Иосифу Сталину, привыкшему к традиционному оперному искусству. Статья в «Правде», в которой громили оперу Шостаковича, называлась «Сумбур вместо музыки». Под лозунгом борьбы с формализмом был закрыт театр Всеволода Мейерхольда, а самого его в 1939 г. арестовали и вскоре расстреляли. В театральном искусстве было принудительно установлено господство одного направления – системы Станиславского. О художественном эксперименте в театре пришлось надолго забыть. Театр, музыка и кино Статья «Сумбур вместо музыки» (Об опере «Леди Макбет Мценского уезда») из газеты «Правда» от 28 января 1936 года

Изображение слайда
35

Слайд 35

О ликвидации театра им. Вс. Мейерхольда. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. Газета «Правда» за 8 января 1938 г.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Всеволод Мейерхольд. 1939 год. Фотография НКВД после ареста

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Советская культура в 1920-е - 1930-е гг, ч.1 Новейшая история России Автор

Театр, музыка и кино С особым вниманием советская власть относилась к кинематографу. Первые советские фильмы стали выпускаться в годы Гражданской войны. Самым знаменитым фильмом 1920-х годов стал снятый Сергеем Эйзенштейном «Броненосец Потемкин». Широкое распространение в стране кинематограф получил в конце 1920-х и в 1930-х годах. Ведущей темой кино стала история революции и Гражданской войны: фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма, «Мы из Кронштадта» Ефима Дзигана, «Чапаев» Сергея и Георгия Васильевых. Историческая тематика была представлена фильмами «Петр Первый» Михаила Петрова, «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и др. Важную роль в советском киноискусстве играл жанр жизнеутверждающей музыкальной комедии: «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» Григория Александрова, «Трактористы» и «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева.

Изображение слайда