Презентация на тему: Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно

Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно просмотреть презентацию и записать информацию со слайдов: 2, 8, 10,11, 13,16,
Анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» (тема одиночества в лирике)
Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно
М. Ю. Лермонтов. Листок
Герои стихотворения
Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно
Какие ассоциации возникают?
Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно
Кластер
Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно
Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно
Изобразительно – выразительные средства в стихотворении.
Запишите примеры изобразительно – выразительных средств в стихотворении.
Основное средство выразительности в стихотворении «Листок»:
Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно
Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно
Подведем итог
Анализ стихотворения «Листок»
Домашнее задание.
1/19
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 47)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1901 Кб)
1

Первый слайд презентации: Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно просмотреть презентацию и записать информацию со слайдов: 2, 8, 10,11, 13,16, дополнить и записать (слайд 18.)

Номер слайда 1

Изображение слайда
2

Слайд 2: Анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» (тема одиночества в лирике)

2

Изображение слайда
3

Слайд 3

3

Изображение слайда
4

Слайд 4: М. Ю. Лермонтов. Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря, У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь- девицы, И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». «На что мне тебя? — отвечает младая чинара, Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море». 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Герои стихотворения

Дубовый листок Чинара Герои стихотворения 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

Дубовый листок Чинара Лексическая цепочка Лексическая цепочка Оторвался от ветки родимой Укатился, жестокою бурей гонимый Засох, увял, странник Прижался Приюта молит С тоскою глубокой Бедный листочек Пылен и желт Пришелец докатился до Черного моря Молодая С ней шепчется ветер, ветви лаская Поют ей райские птицы Листья изумрудные Сынам свежим Солнцем любима Ветви раскинула на просторе 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Какие ассоциации возникают?

Дубовый листок Чинара Лексическая цепочка Лексическая цепочка Оторвался от ветки родимой Укатился, жестокою бурей гонимый Засох, увял, странник Прижался Приюта молит С тоскою глубокой Бедный листочек Пылен и желт Пришелец докатился до Черного моря Молодая С ней шепчется ветер, ветви лаская Поют ей райские птицы Листья изумрудные Сынам свежим Солнцем любима Ветви раскинула на просторе Какие ассоциации возникают? 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Дубовый листок Чинара Лексическая цепочка ассоциации Лексическая цепочка ассоциации Оторвался от ветки родимой Укатился, жестокою бурей гонимый Засох, увял, странник Прижался Приюта молит С тоскою глубокой Бедный листочек Пылен и желт Пришелец докатился до Черного моря Несчастный Одинокий Бесприютный Скиталец Молодая С ней шепчется ветер, ветви лаская Поют ей райские птицы Листья изумрудные Сынам свежим Солнцем любима Ветви раскинула на просторе Красавица Безоблачная жизнь Равнодушная Самодовольная самовлюбленная 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Кластер

9

Изображение слайда
10

Слайд 10

ЛИСТОК ПОГИБАЮЩИЙ БЕСПРИЮТНЫЙ СТРАДАЮЩИЙ ОДИНОКИЙ НЕСЧАСТНЫЙ Одиночество 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

ЧИНАРА БЕСЧУВСТ-ВЕННАЯ САМОВЛЮБЛЕННАЯ САМОДО-ВОЛЬНАЯ РАВНОДУШ-НАЯ Радость бытия СЧАСТЛИВАЯ 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Изобразительно – выразительные средства в стихотворении

Листок: Оторвался от ветки родимой ( олицетворение ) Укатился, жестокою бурей гонимый ( олицетворение ) Засох, увял, странник ( метафора ) Прижался ( олицетворение ) Приюта молит ( олицетворение ) С тоскою глубокой ( эпитет ) Бедный листочек ( эпитет ) Пылен и желт ( эпитет ) Пришелец ( метафора ), докатился до Черного моря ( олицетворение ) Чинара: Молодая ( эпитет ) С ней шепчется ветер, ветви лаская ( олицетворение ) Поют ей райские птицы ( олицетворение ) Листья изумрудные ( эпитет ) Сынам свежим ( метафора : листья – сыны чинары) Солнцем любима ( олицетворение ) Ветви раскинула на просторе ( олицетворение ) 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Запишите примеры изобразительно – выразительных средств в стихотворении

Листок: Оторвался от ветки родимой, приюта молит, докатился до Черного моря ( олицетворение ) Засох, увял, странник, пришелец ( метафоры ) С тоскою глубокой, бедный листочек, пылен и желт ( эпитеты ) Чинара: С ней шепчется ветер, ветви лаская, солнцем любима, ветви раскинула на просторе ( олицетворение ) Листья изумрудные ( эпитет ) Сынам свежим ( метафора : листья – сыны чинары) 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Основное средство выразительности в стихотворении «Листок»:

АНТИТЕЗА (греч. ’ Αντίθεσις, противоположение) — художественный прием, основанный на противопоставлении слов, образов, эпизодов, картин для усиления выразительности речи. (Листок – чинара, пылен и желт – сынам свежим, бурей гонимый – солнцем любима ) 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

Аллегория — это стилистическая фигура (троп), которую используют, чтобы выразить абстрактное понятие через конкретное понятие. Конкретное понятие – листок, абстрактное понятие - ? 15

Изображение слайда
16

Слайд 16

Аллегория — это стилистическая фигура (троп), которую используют, чтобы выразить абстрактное понятие через конкретное понятие. Конкретное понятие – листок, абстрактное понятие - одиночество человека. 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Подведем итог

17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Анализ стихотворения «Листок»

Время создания. ___________ 2. Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. 3. Композиция.Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. 4. Жанр – послание. 5. Изобразительно – выразительные средства: 1) Эпитеты____________________(1 пример), 2) Метафоры __________________(1 пример), 3) _______________ шепчется ветер 18

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Составляем конспект в тетради по литературе. Для этого нужно внимательно: Домашнее задание

Подумайте, как сложилась судьба листка после встречи с чинарой. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. 19

Изображение слайда