Презентация на тему: СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Компоненты протокультуры
Компоненты протокультуры
Компоненты протокультуры
Компоненты протокультуры
Компоненты протокультуры
Компоненты протокультуры
Сущностные характеристики культуры.
Сущностные характеристики культуры.
Сущностные характеристики культуры.
Сущностные характеристики культуры.
Сущностные характеристики культуры.
Сущностные характеристики культуры.
Сущностные характеристики культуры.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Три положения:
5 основных общечеловеческих проблем :
Основные функции культуры:
Культура как регулятор общественной и индивидуальной жизни
Регуляторы социотипического поведения
Регуляторы социотипического поведения
Социологическое понятие культуры:
Культура в понимающей социологии
Культура в понимающей социологии
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Культура в понимающей социологии
Логика и история повседневности
Локальное производство социального мира
Конечные области значений (А. Шюц)
Интерпретация как защита повседневности
Механизм повседневной типизации
Ритуалы и ритуализм
Ритуалы и ритуализм
Вывод:
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Определения ритуалов
Определения ритуалов
Дюркгейм о религии и ритуалах
Типы ритуалов
Ритуалы в современных обществах
Наука как миф и ритуал
Миф: энергия и функции
1/48
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 85)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (9338 Кб)
1

Первый слайд презентации: СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Преподаватель – к.и.н. М.А.Козлова

Изображение слайда
2

Слайд 2

С ultura (лат.) означает «обработка», «земледелие», иначе говоря – это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.

Изображение слайда
3

Слайд 3

А. Кребер и К. Клакхон систематизировали 150 определений культуры

Изображение слайда
4

Слайд 4

А. Описательные определения Э. Тайлор: "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". B. Исторические определения Э. Сепир: культура — это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни".

Изображение слайда
5

Слайд 5

C. Нормативные определения. К. Уислер: "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя". Т. Карвер, "культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека".

Изображение слайда
6

Слайд 6

D. Психологические определении Г.Рохайм: "Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации". E. Структурные определения Р.Линтон: а) "культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества"; б) "культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".

Изображение слайда
7

Слайд 7

F. Генетические определения. Л.Уайт: "Культура — это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е. человеком, для борьбы за существование или выживание"

Изображение слайда
8

Слайд 8: Компоненты протокультуры

Изображение слайда
9

Слайд 9: Компоненты протокультуры

Социальная организация. Адаптационный смысл - в объединении популяции для извлечения внешних ресурсов и противостоянии неблагоприятным воздействиям окружения.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Компоненты протокультуры

Значимость коммуникативных процессов. Адаптационный смысл – создание базы для достаточно сложных сообщений.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Компоненты протокультуры

Обучение Адаптационный смысл - повышение степени освоенности окружения.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Компоненты протокультуры

Исследовательское поведение Адаптационный смысл - перестройка внутреннего представления таким образом, чтобы он соответствовал ключевым характеристикам новой ситуации.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Компоненты протокультуры

Игра Адаптационный смысл - безопасное экспериментирование с элементами окружения.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Сущностные характеристики культуры

Изображение слайда
15

Слайд 15: Сущностные характеристики культуры

Во-первых, культура – это содержание социальной (совместной) жизни людей.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Сущностные характеристики культуры

Во-вторых, культурные явления искусственны и созданы людьми.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Сущностные характеристики культуры

Третье культура включает в себя вещи.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Сущностные характеристики культуры

Четвертое Культура включает в себя образцы человеческих отношений.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Сущностные характеристики культуры

Пятое Культура технологична.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Сущностные характеристики культуры

Шестое Культура включает в себя символические объекты, в том числе ценности и нормы.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Ф.Клакхорн и Ф.Стродбек : Ценности - «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем »

Изображение слайда
22

Слайд 22: Три положения:

Люди во всех культурах призваны решать одни и те же проблемы; Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный вес внутри данного набора; Все потенциальные решения имеются в каждой культуре, однако одни решения, с точки зрения членов данной культуры, являются предпочтительными.

Изображение слайда
23

Слайд 23: 5 основных общечеловеческих проблем :

1) - отношение к человеческой натуре; 2) - отношение человека к природе и «сверхприродному»; 3) - отношение человека ко времени; 4) - направленность человеческой деятельности; 5) - отношение человека к другим людям.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Основные функции культуры:

инструментальная нормативная сигнификативная коммуникативная «Специфические» функции, связанные с обеспечением отдельных видов социальных потребностей: эстетическая, познавательная религиозная и др.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Культура как регулятор общественной и индивидуальной жизни

Оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь социотипическое поведение личности.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Регуляторы социотипического поведения

1) Нравственные нормы - система представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм: Страх Стыд Чувство вины

Изображение слайда
27

Слайд 27: Регуляторы социотипического поведения

2) «Национальный характер»

Изображение слайда
28

Слайд 28: Социологическое понятие культуры:

Культура – это содержание социальной жизни, и это механизм, регулирующий социальное общежитие.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Культура в понимающей социологии

Чарльз Кули : социальная природа человека 'вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково'. Социальная природа - общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Культура в понимающей социологии

Уильям Томас : концепция 'определения ситуации': 'Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям'

Изображение слайда
31

Слайд 31

С оциологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте: - так, как его видит социолог через посредство объективных научных понятий, - так, как его видят сами действующие индивиды.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Культура в понимающей социологии

Джордж Мид : понятие межиндивидуального взаимодействия. В совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание. Благодаря тождественности восприятия жеста и 'принимающим', и 'передающим' становится возможным « принятием роли другого». Обобщающее мнение группы - 'роль обобщенного другого'.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Логика и история повседневности

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля - методы, которые используют люди, принадлежащими к определенной культуре для описания и осмысления своих собственных действий в повседневной жизни, а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в коммуникативных процессах.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Локальное производство социального мира

Общее понимание индивидами социальной жизни не только приходит через принятие общих культурных норм и ценностей, но и конструируется изнутри. Социальная структура воздействует на сознание индивида через "фоновые ожидания». Нормализация ситуации происходит благодаря приписыванию партнеру какого-то типичного мотива, то есть благодаря типизации личности партнера-экспериментатора.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Конечные области значений (А. Шюц)

- замкнуты в себе, переход из одной области в другую требует усилий значения фактов, вещей, явлений в каждой из этих сфер опыта образуют целостную систему. Верховная власть повседневности обеспечивается связью с физической телесностью действующего индивида.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Интерпретация как защита повседневности

Первый шаг: интерпретации события истолковываются как знаки Второй шаг: интерпретации события истолковываются как символы, указывающие на трансцендентную по отношению к повседневности реальность.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Механизм повседневной типизации

А.Шюц : 'общий тезис о взаимозаменяемости перспектив': А) Постулат взаимозаменяемости точек зрения. Б) Постулат совпадения 'систем релевантностей'.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Ритуалы и ритуализм

Г.Зиммель : большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера, мало или вовсе не связанных с реальными жизненными проблемами. Это не 'содержательные' пустота и лицемерие, а пустота и лицемерие игры (определяется правилами игры).

Изображение слайда
39

Слайд 39: Ритуалы и ритуализм

- как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий; - как форма адаптивного поведения (Р. Мертон: ритуализм - это тип индивидуальной адаптации, когда индивид отвергает культурно определенные цели по причине неспособности их достижения, но продолжает исполнять институциональные правила и нормы, предназначенные для достижения этих целей); - как ценностная характеристика личностей или групп (подразумевает систематическое следование нормам и правилам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни).

Изображение слайда
40

Слайд 40: Вывод:

борьба против устаревших форм на самом деле есть борьба против содержания, заключающегося в этих формах. - нет ритуалов, которые совсем не соответствуют выражаемым в них ценностям.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Ритуализация определенных систем деятельности есть форма образования социальных институтов. Институционализованные ритуалы есть форма канализации индивидуальных энергий и фундамент социального порядка. Г.Зиммель: Во-первых, формы, которые впоследствии превращаются в ритуалы, происходят из самой жизни и когда-то имели очевидную практическую жизненную целесообразность. Во-вторых, будучи ритуализованными, эти формы как бы лишаются цели, становятся 'пустыми' формами, не связанными с непосредственностью жизни. В-третьих, они начинают оказывать воздействие на жизнь, определяя и формуя по-своему материю жизни, ее содержание. .

Изображение слайда
42

Слайд 42: Определения ритуалов

В этнографии/культурной антропологии: Р.Фирт: 'определенные установленные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический, неэмпирический характер и, как правило, социально санкционированы' Р. и К. Берндты: 'обряд, магический или религиозный, является стилизованным и символическим действием, которое исполняется для достижения определенных целей в земной жизни или в загробной'. М. Дуглас : 'ритуалы - это определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам'.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Определения ритуалов

В социологии: понимание ритуала имеет более общий характер. В.Фукс: 'социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации'. Дж. и A.Тeoдорсоны: 1. Культурно стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традицией. 2. Символическое поведение, повторяющееся в определенные периоды времени, выражающее в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы (или индивидуума).

Изображение слайда
44

Слайд 44: Дюркгейм о религии и ритуалах

Разделение мира на священный и светский воспроизводит отделение общества как реальности особого рода от посюсторонней жизни : общество - это священное, а посюсторонняя жизнь - вульгарное, профанное, светское. Религия есть не что иное, как обожествление общества, а религиозный культ - совокупность ритуалов, направленных на осуществление этого дуализма в поведении людей и на то, чтобы не допустить смешения этих двух различных миров. Ритуалы: отрицательные и положительные.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Типы ритуалов

- магические и религиозные. Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие цели, являются делом индивидуумов; в результатах религиозных ритуалов заинтересовано все общество (клан, племя) и поэтому, как правило, все общество участвует в их осуществлении. - по их функциям: кризисные ритуалы, календарные ритуалы, ритуалы перехода, ритуалы интенсификации.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Ритуалы в современных обществах

Сходство с ритуалами в «традиционных» обществах: символический характер, социальная функция - функция стабилизации социальной структуры, категоризации индивидов, наделения их свидетельствами статусной идентичности. Отличия: большая свобода выбора идентификации, возможность отказаться от какого-либо перехода; более формальная организация, символизация менее прямая и непосредственная.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Наука как миф и ритуал

Т. Кун 'Структура научных революций': борьба направлений в науке как борьба 'научных парадигм'. Нормальная наука - зиждется на парадигмах (великие исследования, ставшие образцом для работы многих других ученых). 'Нормальная наука' - наука спокойного, стабильного периода - воспроизведение того, что было однажды сделано и признано великим. Обнаруживается факт, не укладывающийся в принятую и признанную парадигмой модель реальности. Если он получает громкую огласку, тема начинает разрабатываться и осуществляется «экстраординарное исследование» Период научной революции -время крушения авторитетов, школ, институтов, моделей и методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. Усиливается влияние новой парадигмы. Нормальная наука, но уже на новой парадигмальной основе. Парадигма в высшей степени ритуалистична, причем ритуалистична в обоих смыслах этого слова: и как отвердевшая 'форма', подчиняющая себе движение творческой жизни, и как совокупность ритуалов.

Изображение слайда
48

Последний слайд презентации: СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: Миф: энергия и функции

Миф формирует жизнь как единство (единство субъекта и объекта, с другой - единство представления и действия). Другие функции мифа: энергетическая созидание коллективов формирование идентичности воспроизведение коллективной идентичности формирование и структурирование пространства

Изображение слайда