Презентация на тему: Социализация личности

Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
1/35
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 34)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1218 Кб)
1

Первый слайд презентации

Социализация личности

Изображение слайда
2

Слайд 2

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидам определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Социализация как двусторонний процесс включает в себя с одной стороны с другой стороны усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизме -нения социального опыта Социализация личности Социализация Социологический подход Психологический подход усвоение социального опыта – ролей, установок

Изображение слайда
3

Слайд 3

В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. А.В.Мудрик

Изображение слайда
4

Слайд 4

Социализация как двусторонний процесс проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания Внешний процесс Внутренний процесс совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений процесс формирования целостной личности Сущность процесса социализации заключается в том человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму Социализация личности

Изображение слайда
5

Слайд 5

Социализация выполняет в обществе три основных задачи : интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения Социализация личности 1 2 3

Изображение слайда
6

Слайд 6

Воспитание и социализация Воспитание – это целенаправленный, управляемый процесс В оспитание - дискретный процесс, который о существляется в семье, дошкольном учреждении, школе, в учреждени и дополнительного образования В оспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация – стихийный процесс Социализация – процесс непрерывный С оциализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни

Изображение слайда
7

Слайд 7

Этапы социализации Этап первичной социализации (от рождения до 16-17 лет) Этап вторичной социализации (молодой - преклонный возраст) усвоение типов социального поведения и адаптация к обществу коррекция типа социального поведения, осознается выбор и реализация социальных ролей направлена на освоение межличностных ролей и отношений направлена на освоение социальных ролей и отношений задачи человека освоить новые социальные роли, перенять семейно-брачные установки дальнейшие изменения и корректировка личностных качеств, норм, ценностей, моделей поведения и отношений, сформированных в ходе первичной социализации подготовиться к экономически самостоя -тельной жизни самоопределиться в профессиональной сфере найти друзей и любимого человека

Изображение слайда
8

Слайд 8

качественные различия первичной и вторичной социализации Первичная социализация Вторичная социализация детская социализация формирует и коррек -тирует базовые ценностные ориентации, отношения и установки выражается главным образом в изменении внешнего поведения дети способны только усваивать нормы взрослые могут оценивать нормы и, в зависимости от своей оценки, принимать или не принимать их у детей социализация формирует главным образом основу поведения социализация взрослых часто предполагает понимание относительности и условности принятых норм, правил и ценностей социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определен- ными новыми навыками, необходимыми для жизнедеятельности (причем зачастую кон- кретного характера, например профессиона-льными )

Изображение слайда
9

Слайд 9

Дотрудовой этап Стадия адаптации От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает Стадия индивидуализации Подростковый возраст характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка Юношеский возраст характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности Стадия интеграции появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество трудовой этап весь период трудовой деятельности человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность послетрудовой этап пожилой возраст существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям Стадии развития личности в процессе социализации

Изображение слайда
10

Слайд 10

Социализация может проходить в двух режимах: адаптации интеграции когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение Социализация личности Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора,

Изображение слайда
11

Слайд 11

В первом подходе исходят из того, что есть два типа обществ; В втором подходе исходят из того, что в жизни каждого человека имеется два этапа социализации: В третьем подходе исходят из того, что все люди делятся на две неравные группы: открытые (демократические) ориентируют своих членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного общественного развития Первый этап – адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), Первая группа (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации Оеспечивают стабильность, устойчивость общества закрытые (традиционные общества авторитарного типа)- стремятся к сохранению существующего положения вещей и поэтому поощряют адаптацию второй этап – интеграция, когда он начинает изменять свое социальное окружение в соответствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни) вторая группа (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его Способствуют изменению общества Подходы к оценке соотношений адаптации и интеграции в процессе социализации

Изображение слайда
12

Слайд 12

Стадия интеграции проходит благополучно проходит не благополучно если свойства человека принимаются группой, обществом если свойства человека не принимаются группой, обществом сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимо -действий (взаимоотношений) с людьми и обществом изменение себя, стремление «стать как все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация Исходы Стадии интеграции

Изображение слайда
13

Слайд 13

Механизмы социализации - совокупность факторов внешней социальной среды и внутренних личностных факторов Механизмы социализации имитация идентификация подкрепление интериоризация экстериоризация подражание проекция стыд чувство вины Биологические механизмы Индивид Личность Человек Социальные факторы Индивидуальность

Изображение слайда
14

Слайд 14

Механизмы социализации имитация идентификация подкрепление интериоризация экстериоризация подражание проекция стыд чувство вины Механизмы социализации - совокупность факторов внешней социальной среды и внутренних личностных факторов 1 осознанное стремление копировать определенную модель поведения. образцы для подражания На этапе первичной социализации как правило - родители На этапе вторичной социализации как правило - значимые другие

Изображение слайда
15

Слайд 15

Механизмы социализации - совокупность факторов внешней социальной среды и внутренних личностных факторов 2 отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Пример идентификации полоролевая типизация приобретение индивидом психических особенностей и поведения, характер- ных для представителей определенного пола Механизмы социализации имитация идентификация подкрепление интериоризация экстериоризация подражание проекция стыд чувство вины

Изображение слайда
16

Слайд 16

Механизмы социализации - совокупность факторов внешней социальной среды и внутренних личностных факторов 3 поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных правил, в ходе которых внедряются в сознание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие - нет Механизмы социализации имитация идентификация подкрепление интериоризация экстериоризация подражание проекция стыд чувство вины

Изображение слайда
17

Слайд 17

Механизмы социализации - совокупность факторов внешней социальной среды и внутренних личностных факторов 4 5 Механизмы социализации имитация идентификация подкрепление интериоризация экстериоризация подражание проекция стыд чувство вины процесс формирования внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я» вынесение вовне результатов умственных действий.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Механизмы социализации - совокупность факторов внешней социальной среды и внутренних личностных факторов 6 7 8 9 Механизмы социализации имитация идентификация подкрепление интериоризация экстериоризация подражание проекция стыд чувство вины приписывание собственных нежелательных черт другим, что защищает человека от осознания этих же черт у самого себя. сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей. переживание возможного разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей. переживание возможного разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Изображение слайда
19

Слайд 19

классический фрейдизм психоаналитическая ориентация в социальной психологии Концепция З. Фрейда Ид Эго Супер- эго требования внешняя реальность Требования несовместимы конфликт напряжение « защитные механизмы»

Изображение слайда
20

Слайд 20

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Леон Фестингер ( 1919—1989 ) Теория когнитивного диссонанса была сформулирована Фестингером в 1957 году на основе теории поля Курта Левина и теории структурного баланса Ф. Хайдера. Толчком к ней послужило изучение слухов, распространившихся в результате землетрясения в одном из североамериканских штатов. Объясняя происхождение этих слухов и причины повсеместной веры в них, учёный сделал вывод, что люди стремятся к внутреннему равновесию между получаемой информацией и личными мотивами их поведения Внутреннее состояние человека оценивается как консонанс диссонанс согласованность переживание противоречия в его когнитивной структуре между знанием и поведением между когнициями, относящихся к среде к поведению

Изображение слайда
21

Слайд 21

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Леон Фестингер ( 1919—1989 ) Когнитивный диссонанс - противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление уменьшить его или препятствовать его росту Проявление этого стремления включает: изменение поведения изменение знаний об объекте игнорирование ситуации

Изображение слайда
22

Слайд 22

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Леон Фестингер ( 1919—1989 ) Источниками диссонанса могут выступать: логическая непоследовательность (логическая противоречивость двух суждений) несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам поведения несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений несоответствие прошлому опыту Последствия диссонанса существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса личность избегает информации, способствующей росту диссонанса

Изображение слайда
23

Слайд 23

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры из противоположных, амбивалентных мнений выбирается наиболее подходящее, либо продуцируется интегративное суждение выступает как фактор, мотивирующий изменения в когнитивной структуре человека изменение когнитивных элементов, относящихся к среде мнения, убеждения других людей, которые должны быть подвержены изменению добавления в когнитивную структуру новых элементов избирательный подбор человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса в психологии называется "селективной экспозицией" 1 2 3

Изображение слайда
24

Слайд 24

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры человек собрался на пикник, но пошел дождь. Возникает диссонанс — несоответствие «представления о пикнике» и «знания о том, что плохая погода». Уменьшить диссонанс или даже воспрепятствовать ему можно, отказавшись от участия в пикнике. изменение когнитивных элементов, относящихся к среде добавления в когнитивную структуру новых элементов 1

Изображение слайда
25

Слайд 25

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон». В когнитивной структуре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды». Как изменить этот когнитивный элемент? Рекомендация формулируется так: нужно убедить друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой, не поведенческая активность, а противопоставление мнения мнению, переделывание мнения, т.е. известная активность только в области когнитивной сферы изменение когнитивных элементов, относящихся к среде добавления в когнитивную структуру новых элементов 2

Изображение слайда
26

Слайд 26

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры пример с курильщиком, который не бросает курить (не изменяет когниций, относящиеся к поведению), не может изменить когниций, относящиеся к среде (не может замолчать научные статьи, направленные против курения, «страшные» рассказы очевидцев), и тогда начинает подбирать специфическую информацию: например, о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то курит двадцать лет, а вон какой здоровяк, и т.д. изменение когнитивных элементов, относящихся к среде добавления в когнитивную структуру новых элементов 3

Изображение слайда
27

Слайд 27

Факторы социализации В качестве важнейших факторов социализации выделяются: биологические биологическая наследственность индивида психологические влияние на процесс социализации характера, темперамента, способностей формирующейся личности и т.п социальные экономические, политические, в частности, государственное устройство, культурные

Изображение слайда
28

Слайд 28

Факторы социализации В.А. Чернобай всю совокупность факторов, под воздействием которых осуществляется социализация, делит на три группы: микрофакторы семья; школа, внешкольные объединения, неформальные объединения мезафакторы этнокультурные условия, тип поселения, в котором живет и развивается человек, средства массовой коммуникации макрофак m оры общество, государство, планета в целом

Изображение слайда
29

Слайд 29

институты социализации

Изображение слайда
30

Слайд 30

Сферы социализации личности

Изображение слайда
31

Слайд 31

Сферы социализации личности Деятельность На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей, освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости

Изображение слайда
32

Слайд 32

Сферы социализации личности Общение Рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения - умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном рубеже, углубление общения - переход от монологического общения к диалогическому, децентрация (умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие) развитие самосознания личности процесс социализации означает становление в человеке образа его Я

Изображение слайда
33

Слайд 33

33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Социально-психологическая адаптация Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы В зависимости от того, какие нормы и ценности положительно восприняты новым сотрудником, выделяют четыре типа адаптации Конформизм – полное принятие всех норм и ценностей Мимикрия – соблюдение вспомогательных норм и ценностей, маскирующее отрицание основных приспособленец Адаптивный индивидуализм – полное соблюдение основных норм и ценностей при частичном принятии или отрицании вспомогательных оригинал Отрицание – непринятие никаких норм и ценностей бунтарь

Изображение слайда
35

Последний слайд презентации: Социализация личности

35 Виды производственной адаптации Организационно-административная Санитарно-гигиеническая Экономическая

Изображение слайда