Презентация на тему: СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
Что такое сочинение ?
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
Варианты вступлений
Варианты вступлений
Варианты вступлений
Варианты вступлений
Варианты вступлений
Варианты вступлений
Варианты вступлений
Речевые клише
Речевые клише
Речевые клише
Речевые клише
Речевые клише
Речевые клише
Речевые клише
Речевые клише
Как писать основную часть?
1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
Взаимосвязь лексики и грамматики
Взаимосвязь лексики и грамматики
Взаимосвязь лексики и грамматики
Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
Речевые клише
Речевые клише
. Что такое лексические и грамматические явления?
Лексика активного и пассивного запаса
Тропы
Стилистические фигуры
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Морфология
Синтаксис
Синтаксис
Синтаксические средства художественной изобразительности
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
В качестве грамматической связи часто используются
В качестве грамматической связи часто используются
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не
1/61
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 42)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (238 Кб)
1

Первый слайд презентации

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться. Менандр

Изображение слайда
2

Слайд 2

Немного истории… или у всех бывают неудачи… Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил «2». М. Зощенко получил «2» за выпускное сочинение. В. Катаев, написав сочинение за племянницу на тему «Что хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус одинокий», получил «3». За сочинения, которые Д. Донцова писала для своей дочери, она обычно получала 2 /3.

Изображение слайда
3

Слайд 3

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

Изображение слайда
4

Слайд 4

1. Как сформулировано задание С2.1? Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить. Б. Паскаль

Изображение слайда
6

Слайд 6: Что такое сочинение ?

Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Что такое рассуждение ? Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Изображение слайда
8

Слайд 8

ЧЛЕНИМОСТЬ - одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац.

Изображение слайда
9

Слайд 9

ЗАПОМНИ! Если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного только по абзацным предложениям получится текст.

Изображение слайда
10

Слайд 10: КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ

1. Вступление (тезис). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. 2. Основная часть(аргументы +примеры) : а ) формулирование основного тезиса ; б) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса. 3. Заключение (вывод). работа

Изображение слайда
11

Слайд 11

основная мысль сочинения ТЕЗИС должен быть доказанным должен быть чётко сформулированным почему ?

Изображение слайда
12

Слайд 12: Варианты вступлений

Вариант1 Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Варианты вступлений

Вариант 2. Я согласен(согласна) с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Изображение слайда
14

Слайд 14: Варианты вступлений

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Варианты вступлений

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Варианты вступлений

Вариант 5. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Варианты вступлений

Вариант 6. Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Изображение слайда
18

Слайд 18: Варианты вступлений

Вариант 7. Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Речевые клише

лингвист учёный языковед автор высказывания филолог Г.Степанов

Изображение слайда
20

Слайд 20: Речевые клише

утверждал считал писал рассуждал

Изображение слайда
21

Слайд 21: Речевые клише

высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение

Изображение слайда
22

Слайд 22: Речевые клише

справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно

Изображение слайда
23

Слайд 23: Речевые клише

Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение …

Изображение слайда
24

Слайд 24: Речевые клише

Автор убеждён, что..., и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что...

Изображение слайда
25

Слайд 25: Речевые клише

докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

Изображение слайда
26

Слайд 26: Речевые клише

Я думаю, … Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно, … Разумеется, … Конечно, …

Изображение слайда
27

Слайд 27: Как писать основную часть?

В основной части вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Изображение слайда
28

Слайд 28: 1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Изображение слайда
29

Слайд 29: 1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова

Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Изображение слайда
30

Слайд 30: 1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Изображение слайда
31

Слайд 31: 1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова

Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

Изображение слайда
32

Слайд 32: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Изображение слайда
33

Слайд 33: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена тремя смежными дисциплинами - морфологией, синтаксисом и словообразованием. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Изображение слайда
34

Слайд 34: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе три раздела: морфологию, синтаксис и словообразование.

Изображение слайда
35

Слайд 35: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Изображение слайда
36

Слайд 36: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 5. Грамматика - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

Изображение слайда
37

Слайд 37: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Изображение слайда
38

Слайд 38: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.

Изображение слайда
39

Слайд 39: 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова

Вариант 8. Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Взаимосвязь лексики и грамматики

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка. Культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Связь грамматики и лексики очевидна. И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь

Изображение слайда
41

Слайд 41: Взаимосвязь лексики и грамматики

Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом. Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Взаимосвязь лексики и грамматики

Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика. О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего. В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста; • примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; • каждый пример должен соответствовать указанному явлению

Изображение слайда
44

Слайд 44: Речевые клише

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста. • Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №.... • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как....

Изображение слайда
45

Слайд 45: Речевые клише

• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….

Изображение слайда
46

Слайд 46: Что такое лексические и грамматические явления?

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Универсальные лексические категории омонимы синонимы антонимы паронимы

Изображение слайда
47

Слайд 47: Лексика активного и пассивного запаса

общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы жаргонизмы арго эмоционально окрашенные слова архаизмы историзмы неологизмы заимствованные слова старославянизмы традиционно-поэтические слова народно-поэтические слова разговорная лексика просторечные слова книжная лексика термины фразеологизмы крылатые слова эмоционально-экспрессивная лексика

Изображение слайда
48

Слайд 48: Тропы

метафора метонимия ирония гипербола олицетворение сравнение синекдоха литота эпитет антономасия аллегория перифраза художественный символ

Изображение слайда
49

Слайд 49: Стилистические фигуры

градация антитеза оксюморон лексический повтор анафора эпифора

Изображение слайда
50

Слайд 50: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень приставка суффикс окончание

Изображение слайда
51

Слайд 51: Морфология

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол причастие деепричастие наречие б) служебные предлог союз частица в) междометия (ой, ах и т.д.)

Изображение слайда
52

Слайд 52: Синтаксис

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) повествовательные, побудительные, вопросительные предложения восклицательные и невосклицательные предложения простые предложения двусоставные и односоставные предложения типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) неполные предложения

Изображение слайда
53

Слайд 53: Синтаксис

распространённые и нераспространённые предложения обращения однородные члены обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) уточняющие и поясняющие члены вставные конструкции вводные слова и предложения прямая речь косвенная речь диалог сложносочинённые предложения сложноподчинённые предложения бессоюзные предложения

Изображение слайда
54

Слайд 54: Синтаксические средства художественной изобразительности

риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия эллипсис умолчание смещение синтаксических конструкций присоединительные конструкции парцелляция многосоюзие бессоюзие градация

Изображение слайда
55

Слайд 55

доказательства, приводимые в поддержку тезиса должны быть убедительными яснее суждение и бесспорнее вывод потому что АРГУМЕНТЫ

Изображение слайда
56

Слайд 56

В тексте между тезисом и аргументами устанавливаются логические (смысловые) и грамматические связи. ЗАПОМНИ!

Изображение слайда
57

Слайд 57

ЗАПОМНИ! Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь аргументов.

Изображение слайда
58

Слайд 58

В качестве грамматической связи часто используются вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, итак, наконец например, по моему мнению, как мне кажется, на мой взгляд, скорее всего

Изображение слайда
59

Слайд 59: В качестве грамматической связи часто используются

союзы однако, поскольку, хотя, так как, в результате потому что, чего, если, для того чтобы, так что, несмотря на в связи с чем

Изображение слайда
60

Слайд 60: В качестве грамматической связи часто используются

речевые обороты попытаемся разобраться…, я согласна с тем, что…, об этом свидетельствует…, из этого следует, что…, предположим, что…, это зависит от… я могу с уверенностью утверждать

Изображение слайда
61

Последний слайд презентации: СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда