Презентация на тему: Смещенная активность

Смещенная активность
Смещенная активность
Условия возникновения смещенной активности:
Смещенная активность
Смещенная активность
Признаки смещенной активности:
Смещенная активность
Формы смещенной активности:
Смещенная активность
Смещенная активность
Смещенная активность
Смещенная активность
1/12
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (62 Кб)
1

Первый слайд презентации: Смещенная активность

Изображение слайда
2

Слайд 2

Н. Тинберген обнаружил, что довольно часто поведение животных не соответствует обстановке, в которой они оказываются.  Поскольку данный тип активности имеет широкое распространение в животном мире, Н. Тинберген счел необходимым ввести для его обозначения специальный термин — «смещенная активность». Этим термином ученый подчеркивает, что животное как бы уклоняется от разрешения возникшей проблемы и смещает свою активность в формат инстинкта, не имеющего отношения к данной ситуации.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Условия возникновения смещенной активности:

— Не найден ключевой (пусковой) стимул, иными словами животное (или человек) не знает, как поступить.  Так, если в соседней комнате внезапно запрыгал, запел маленький ребенок или внезапно наступила полная тишина, можно быть уверенным, что малыш добрался до какого-то предмета, который ему было запрещено трогать, и сломал (разбил) его. Сильная потребность, возникшая в результате неожиданного (для ребенка) изменения окружающей среды, не имеет соответствующей готовой программы поведения. Поскольку уровень мотивации у него очень высок, развивается смещенная активность. В зависимости от своего психологического типа ребенок либо в ужасе замирает, либо «разряжается» хаотичными бурными двигательными актами.

Изображение слайда
4

Слайд 4

— Столкновение мотиваций, когда ни одна из них не может стать доминирующей.   Если сила двух мотиваций примерно одинакова, тогда смещенная активность может проявиться в форме исследовательского и гигиенического поведения, например кот начинает осматриваться, «настраивать» уши, вылизываться. У человека подобное поведение наблюдается при столкновении мотивации самосохранения и социальной мотивации. Вспомните фильм «Рембо. Первая кровь». Между полицейскими, преследующими Рембо, завязывается драка. Им страшно, поскольку они знают, что идут по следу тренированного профессионала, который, несомненно, будет защищаться. Однако полицейские обязаны выполнять приказы начальника. В результате столкновения двух мотиваций развивается смещенная активность - они завязывают ссору, перерастающую в драку.

Изображение слайда
5

Слайд 5

— Конкуренция двух ФКД (Фиксированная форма действия, комплексы фиксированных действий).  Столкновение двух ФКД в рамках одной мотивации часто возникает при защите своей территории. Н. Тинберген описал поведение самцов колюшек, один из которых внезапно начинал строить гнездо. Другой пример, вошедший в учебники психологии: в процессе противостояния двух петухов один из них начинает клевать почву, хотя зерен на земле нет. В этом случаях животные не могут сделать выбор между бегством, нападением или умиротворяющим поведением (демонстрацией подчинения сопернику). В результате энергия, накапливающаяся внутри мотивации, разряжается в виде ФКД другой мотивации. Такой тип смещенной активности можно наблюдать у футболистов, о которых телевизионные комментаторы говорят, что у них низкая скорость игрового мышления. Футболист, получив пас от партнера, не знает, что делать с мячом - или идти в обводку, или отдать пас. Он застывает, и соперник уводит у него мяч из-под ног. В таком случае дело скорее не в низкой скорости мышления, а в небогатом поведенческом репертуаре, т. е. в малом количестве ФКД, которые вырабатываются и закрепляются на тренировках.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Признаки смещенной активности:

-отсутствие биологической целесообразности (поведение не удовлетворяет актуальную потребность);  -возникновение смещенной активности в отсутствие пусковых стимулов для данного ФКД (например, петух клюет землю, хотя зерен нет);  -использование форм поведения, специфических для данного вида (при смещенном поведении животное не изобретает новые формы поведения, а всегда использует уже готовые ФКД).   Если поведение животного характеризуется этими тремя признаками, значит, оно представляет собой смещенную активность, следовательно, данная собака испытывает в конкретный момент стресс.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Сравним поведение во время экзамена студентов старших курсов и первокурсников. Старшекурсники спокойно сидят, думают, ждут, когда их вызовут. Поведение первокурсников чаще беспокойное. К примеру, девушки суетливо вертят колечки на пальцах, молодые люди разбирают - собирают ручки. И так до тех пор, пока их не вызовет экзаменатор. В данной форме поведения можно видеть все три признака смещенной активности: отсутствие смысла (биологической целесообразности); возникновение смещенной активности в отсутствие всяких внешних событий (в отсутствие пусковых стимулов); использование привычных форм поведения ( видоспецифическая активность).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Формы смещенной активности:

- Мозаичная активность.   Мозаичным называется поведение, состоящее из фрагментов различных ФКД. Герой рассказа А. П. Чехова «Папаша», застигнутый женой наедине с горничной, «скинул сюртук и запел какую-то песню». Мозаичным представляется поведение школьника или студента, который «мямлит» на экзамене, не зная ответа. В этой ситуации у студента отсутствует программа поведения: заданный вопрос незнаком, что отвечать - неизвестно. Между тем уровень мотивации высок. Поэтому энергия мотивации, направленная на то, чтобы ответить на поставленный вопрос, трансформируется в хаотические движения мышц речеобразующего аппарата. Это поведение настолько типично для плохо подготовленного учащегося, что неуверенная его речь побуждает экзаменатора занижать оценку (закономерность, хорошо известная не одну тысячу лет).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Мозаичной в стрессовой ситуации становится не только двигательная, но и психическая активность. Это проявляется в спутанности мышления, которая, в частности, обнаруживается на письменных контрольных и экзаменационных работах. На черновиках, которые студенты сдают вместе с окончательным «чистовым» вариантом контрольной работы, можно обнаружить набор слов, лишенных упорядоченности, согласования и других признаков нормативной речи. Так отражается естественное волнение в первые минуты экзамена, вызывающее мозаичность психической активности.

Изображение слайда
10

Слайд 10

— Переадресованное поведение.  Переадресованным может быть только социальное поведение. Если какая-либо форма поведения не реализуется в контакте с одним человеком, она осуществляется в процессе общения с другим человеком или объектом. В одной из знаменитых серий карикатур Херлуфа Бидструпа запечатлено, как большой босс сердито поднимает бровь, недовольный своим заместителем, который, в свою очередь, выражает неудовольствие помощнику, последний делает выговор сотруднику, который кричит на одного из подчиненных. В итоге младший швейцар пинает собаку. Оборонительное поведение, сформированное на основе потребности в самосохранении, не может быть осуществлено в виде агрессии против вышестоящего члена социальной структуры. Мотивация реализуется в агрессии к члену сообщества, в отношении которого такая форма поведения допустима. Переадресованное поведение может выражаться и в ударе кулаком по столу, и во внешне немотивированных действиях по отношению к случайным прохожим, и др.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Во время драки двух собак, хозяева решают их разнять. Они хватают своих собак за ошейники и в этот момент одна из собак поворачивается и кусает своего хозяина. Это называется переадресованная агрессия.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Смещенная активность

— Собственно смещенная активность.  При собственно смещенном поведении используется ФКД другой мотивации, явно неадекватный для удовлетворения текущей потребности. К сожалению, в современном обществе привычными для большого числа людей стали различные формы агрессивного поведения. В частности, непрекращающиеся локальные вооруженные конфликты ведут к тому, что в гражданское общество постоянно вливаются молодые люди, для которых убийство - привычная форма активности. Для демобилизованного спецназовца насилие над другим человеком - привычный способ реагирования на любые изменения в окружающей среде, причем в силу его молодости один из немногих имеющихся у него стереотипов поведения. Кроме агрессивного, как смещенное может выступать любое другое поведение. Очень часто это половая активность, поскольку она привычна для людей.  Или, например, ребенок, мечтающий о собаке, неожиданно получая ее в подарок начинает плакать, а не смеяться от радости.

Изображение слайда