Презентация на тему: Словообразование как раздел науки о языке

Словообразование как раздел науки о языке
План :
Словообразование – образование новых слов от однокоренных слов и возникшие в результате этого формально-семантические соотношение между новым словом и его
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразовательный тип – используется для описания словообразовательной системы языка используется модель строения производных слов, обладающих общностью
Способы словообразования
Словообразование как раздел науки о языке
Словообразование как раздел науки о языке
Безаффиксный ( бессуфиксный ) способ словообразования
Словообразование как раздел науки о языке
Сложение (словосложение) способ образования новых слов путем сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без нее.
Редупликация
Спасибо за внимание!
1/24
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 93)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1071 Кб)
1

Первый слайд презентации: Словообразование как раздел науки о языке

Гр.16471 Бадеева Жаргалма

Изображение слайда
2

Слайд 2: План :

Основные понятия словообразования Способы словообразования

Изображение слайда
3

Слайд 3: Словообразование – образование новых слов от однокоренных слов и возникшие в результате этого формально-семантические соотношение между новым словом и его производящим словом

Образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Раздел науки о языке, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные. Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная. Ночь, стол, читать. Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

Изображение слайда
5

Слайд 5

Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс. Брат□, ночь□, стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать ( чита -) включает корень чит - и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель

Изображение слайда
6

Слайд 6

образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим ). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель. Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару. Например: ночь → ночной; читать → читатель.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой. Например: ночь□ (производящая основа ноч -) → ночн-ой (производная основа ночн -); чита-ть (производящая основа чита -) → читатель□ (производная основа читатель-). Сложные слова имеют две и более производящие основы. Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий ; нос□, рог□ → нос-о-рог □. Производящая основа может включаться в

Изображение слайда
8

Слайд 8

производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а ), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-). При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёз-а → берез-няк □ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк □ – конечный согласный производящей основы н ( сосн -) и начальный согласный суффикса (- няк ) совпадают и накладываются друг на друга.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным

Изображение слайда
10

Слайд 10

гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда. Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка ; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально: производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□ (производящая основа

Изображение слайда
12

Слайд 12

ноч -) → ночн-ой (производная основа ночн -) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня ( ноч -) и суффикса (- н -); производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»). Исключение: Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески

Изображение слайда
13

Слайд 13

товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)). В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор □ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением

Изображение слайда
14

Слайд 14

глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»). Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и [ j ]-я – истор-ик □. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»). Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход □. При этом производная основа существительного включает

Изображение слайда
15

Слайд 15

две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Словообразовательный тип – используется для описания словообразовательной системы языка используется модель строения производных слов, обладающих общностью трёх элементов

Изображение слайда
17

Слайд 17: Способы словообразования

Изображение слайда
18

Слайд 18

Аффиксация – способ образования слов с помощью аффиксов к корню или основе слова. Способы аффиксации Средство Пример суффиксальный суффикс гордый - горд- ость,  глаз - глаз- н -ой приставочный приставка группа -  под -группа, грузить -  раз -грузить приставочно-суффиксальный приставка+суффикс берёза -  под -берёз- овик, окно -  под -окон- ник безаффиксный  (бессуффиксный,  нулевая аффиксация) усечение  основы выходить -  выход, заплывать -  заплыв, зелёный -  зелень, сухой -  сушь

Изображение слайда
19

Слайд 19

Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:  оружие - вооружить  (приставочно-суффиксальный морфологический способ) вооружить - вооружение  (суффиксальный морфологический способ) люди - нелюдимый  (приставочно-суффиксальный морфологический способ) нелюдимый - нелюдимость  (суффиксальный морфологический способ)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Безаффиксный ( бессуфиксный ) способ словообразования

Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется

Изображение слайда
21

Слайд 21

Конверсия – это способ образования новых слов другой части речи без изменения формы слова, без помощи словообразовательных элементов. Например, от существительного work (работа) образовался глагол to work (работать), а от прилагательного wet (влажность) – глагол to wet (увлажнять). Иногда конверсию называют еще корневым словопроизводством, или функциональным изменением.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Сложение (словосложение) способ образования новых слов путем сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без нее. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями

Сложение слов При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. Сложение основ с помощью соединительной гласной Серо-синий – сер-о-син-ий – сер-ый, син-ий, научно-исследовательский – научн-о-иследовательск-ий – научн-ый, исследовательск-ий Сложение основ без соединительной гласной Царь-колокол – царь-колокол – царь, колокол; Сложение начальной части слова (основы) с целым словом Медсестра – медицинская сестра; полдня – половина дня; Сложение сокращенных основ (до слогов, букв, звуков) Вуз – высшее учебное заведение

Изображение слайда
23

Слайд 23: Редупликация

Редупликация как способ словообразования характерна для языков различного строя Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога, основы (полностью или частично) или слова. Предельным случаем редупликации является повтор — удвоение всего слова (высокий-высокий, еле-еле, очень-очень, еле-еле), явление, близкое к словосложению. В случае удвоения корня возможно изменение его гласного ( др.-греч. δί-δωμι [ dí-dōmi ] — даю, δέ-δωκα [ dé-dōka ] — дал).

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: Словообразование как раздел науки о языке: Спасибо за внимание!

Изображение слайда