Презентация на тему: Слово и изображение. Искусство иллюстрации

Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
Р у к о п и с н ы е к н и г и
Летописец
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Фрагмент рукописной Лаврентьевской летописи
Грамота
Переплет рукописной книги
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Европа
«Слово о полку Игореве»
«Инициал»-лат «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера
Инициал-гигант «I» в начале Книги Бытия. Истинная высота буквы — 320 мм, что в 150 раз превышает высоту текстовой строки. Библия. Франция, 1240—1260 годы
В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей.
Буквица может быть шрифтовой,
Декорированной…
Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей.
«Красота без пестроты» Юрьевского Евангелия. Буквы «В» и «Р». Великий Новгород, 1119—1128 годы.
…или красочной.
З а с т а в к а Начальный лист византийского кодекса, как правило, открывался не инициалом, а богато декорированной заставкой. Она имела форму прямоугольника
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Тератологический стиль
Любимым мотивом украшения начальных букв были птицы — близкие небу и ангелам существа, олицетворявшие собой свободную от плоти человеческую душу.
Самобытны и необычайно красивы орнаментальные инициалы, рисованные в раннем Средневековье ирландскими монахами.
Стихия рыбы — вода, поэтому образ этот связывался также с обрядом крещения.
В XIII веке кроме многочисленных драконов и змей, птиц и собак, медведей и зайцев в очертания тератологических буквиц стали включать фигуру человека…
…в виде озорной буквицы..
Помимо комичности ситуации (одетый человек окатывает себя водой) ещё баня служила символом низкого, «кромешного» мира. Буква «Р». Евангелие. Великий Новгород,
Андрей Рублев
Феофан Грек Под кистью Феофана Грека рождаются существа непокорные, суровые, не ведающие жалости. Буквы «В», «С» и «В» из Евангелия Кошки. Москва, 1390-е годы.
Художники -иллюстраторы
Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Билибин Иван Яковлевич Буквицы русских народных сказок — вдумчивая стилизация художника И. Я. Билибина. 1899—1902. В рисунке типографского шрифта XIX века
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Современные буквицы сербской художницы Ольгицы Стефанович
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
Слово и изображение. Искусство иллюстрации
А теперь мы попробуем сами!
1/40
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 28)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5314 Кб)
1

Первый слайд презентации: Слово и изображение. Искусство иллюстрации

Урок по изобразительному искусству в 7 классе

Изображение слайда
2

Слайд 2: Р у к о п и с н ы е к н и г и

Изображение слайда
3

Слайд 3: Летописец

Изображение слайда
4

Слайд 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Фрагмент рукописной Лаврентьевской летописи

Изображение слайда
6

Слайд 6: Грамота

Изображение слайда
7

Слайд 7: Переплет рукописной книги

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Европа

Изображение слайда
10

Слайд 10: Слово о полку Игореве»

Изображение слайда
11

Слайд 11: Инициал»-лат «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера

Изображение слайда
12

Слайд 12: Инициал-гигант «I» в начале Книги Бытия. Истинная высота буквы — 320 мм, что в 150 раз превышает высоту текстовой строки. Библия. Франция, 1240—1260 годы

Изображение слайда
13

Слайд 13: В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей

Изображение слайда
14

Слайд 14: Буквица может быть шрифтовой,

Изображение слайда
15

Слайд 15: Декорированной…

Изображение слайда
16

Слайд 16: Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей

О д н о ц в е т н о й

Изображение слайда
17

Слайд 17: Красота без пестроты» Юрьевского Евангелия. Буквы «В» и «Р». Великий Новгород, 1119—1128 годы

Изображение слайда
18

Слайд 18: или красочной

Изображение слайда
19

Слайд 19: З а с т а в к а Начальный лист византийского кодекса, как правило, открывался не инициалом, а богато декорированной заставкой. Она имела форму прямоугольника или П-образной скобы с проросшими по углам листьями и располагалась в верхней части страницы

Изображение слайда
20

Слайд 20

Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые греческими мастерами до предельной условности. Мачты таких букв рисовались витыми или составленными из нескольких коленцев. На их окончаниях и в местах сочленений набухали почки и завязывались молодые побеги. Широкие листья, плавно заворачиваясь, намечали естественные изгибы письменных знаков, а цветочными бутонами эффектно завершались буквенные петли.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Разнообразные существа изображались одной линией и плавно переходили в плетёный узор, однако понемногу в них начинала преобладать декоративность. Ремни завязывались в замысловатые узлы, звери свивались шеями и хвостами, переплетались лапами и крыльями, одно животное появлялось на свет из пасти другого... Странные формы этих напряжённых и беспокойных созданий побудили объединить их под общим названием «чудища», а за новым орнаментом закрепилось определение тератологический (от греческого терш; — чудище, чудовище)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Тератологический стиль

Изображение слайда
23

Слайд 23: Любимым мотивом украшения начальных букв были птицы — близкие небу и ангелам существа, олицетворявшие собой свободную от плоти человеческую душу

Изображение слайда
24

Слайд 24: Самобытны и необычайно красивы орнаментальные инициалы, рисованные в раннем Средневековье ирландскими монахами

Изображение слайда
25

Слайд 25: Стихия рыбы — вода, поэтому образ этот связывался также с обрядом крещения

Изображение слайда
26

Слайд 26: В XIII веке кроме многочисленных драконов и змей, птиц и собак, медведей и зайцев в очертания тератологических буквиц стали включать фигуру человека…

Изображение слайда
27

Слайд 27: в виде озорной буквицы

Перебранку рыбаков художник запечатлел на века. Буквица «М». Фроловская Псалтирь. Великий Новгород, XIV век

Изображение слайда
28

Слайд 28: Помимо комичности ситуации (одетый человек окатывает себя водой) ещё баня служила символом низкого, «кромешного» мира. Буква «Р». Евангелие. Великий Новгород, 1355

Изображение слайда
29

Слайд 29: Андрей Рублев

Звери в буквицах Андрея Рублёва исполнены кротости, гармонии с миром и чуткого внимания друг к другу.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Феофан Грек Под кистью Феофана Грека рождаются существа непокорные, суровые, не ведающие жалости. Буквы «В», «С» и «В» из Евангелия Кошки. Москва, 1390-е годы

Изображение слайда
31

Слайд 31: Художники -иллюстраторы

Интересны книжные работы художников Виктора Михайловича Васнецова («Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, 1899) и Ивана Яковлевича Билибина («Сказки», 1899—1902). Последнему удалось перекинуть поистине живой мост между двумя эпохами, органично сочетав, казалось бы, мало сочетаемые явления: грубовато-простодушный рисунок древнерусских буквиц и рафинированный колорит стиля «модерн».

Изображение слайда
32

Слайд 32: Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)

Иллюстрации к "Песне о вещем Олеге" А.С.Пушкина Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. В «Песне о вещем Олеге» Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом. "Песнь о вещем Олеге" Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Билибин Иван Яковлевич Буквицы русских народных сказок — вдумчивая стилизация художника И. Я. Билибина. 1899—1902. В рисунке типографского шрифта XIX века использованы тератологические мотивы рукописных буквиц XIII—XIV столетий. Словолитня А. С. Суворина. Санкт-Петербург, 1894

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37: Современные буквицы сербской художницы Ольгицы Стефанович

Изображение слайда
38

Слайд 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Последний слайд презентации: Слово и изображение. Искусство иллюстрации: А теперь мы попробуем сами!

Задание: придумать и нарисовать инициал –первую букву своего имени 1.Расположение альбома (зависит от формы инициала) 2.Эскиз карандашом (мачта и декор) З.Цветовое решение ( многоцветная или одноцветная буквица)

Изображение слайда