Презентация на тему: славяне

славяне
славяне
славяне
Творение мира
славяне
Дерево мира
славяне
РОД
славяне
славяне
Перун
славяне
Змея называют Аспид
славяне
Даждьбог
славяне
славяне
Ярило
славяне
славяне
славяне
Второе ее имя СЛАВА, от которого произошло название славян
славяне
славяне
Домовой
славяне
Банник
славяне
славяне
славяне
славяне
Аука
славяне
Леший
славяне
славяне
славяне
славяне
славяне
славяне
1/40
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 17)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (11014 Кб)
1

Первый слайд презентации

Изображение слайда
2

Слайд 2

Миф - это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире,природе, человеческой сущности.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Жизнь древних славян был а тесно связан а с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились об урожае и удачной охоте. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Творение мира

Была сначала везде вода; Бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Бог велит ей выплюнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она так сделала и стала везде ровная земля. Только немножко земли она во рту утаила. И начала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». — «Ну, ладно делать нечего, выхаркивай остальную». Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Славяне верили, что в центре мира растёт огромное дерево, которое соединяет мир богов и людей, землю и небо. Самые длинные ветки этого дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Дерево мира

Ось мира есть святое дерево — ясень, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун. Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй — на восток, третий тянется к северу, а четвёртый — к западу. Мелкие серёжки в его ветвях — солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, которая оздоровляет и воскрешает из мёртвых.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Боги древних славянских мифов

Изображение слайда
8

Слайд 8: РОД

творец вселенной, символизирует единство всего живого в мире

Изображение слайда
9

Слайд 9

Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Все остальные боги славянские – дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи. СВАРОГ

Изображение слайда
10

Слайд 10

После того как верховное божество Сварог устал от повседневных трудов и отправился на покой, главные свои дела передал он в руки сына Перуна. И стал Перун главным, а быть может, даже единовластным правителем остальных языческих богов. Был известен широко и за пределами Руси. Перун почитался как бог грома и молний.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Перун

Перун — славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Перуну было посвящено животное — дикий тур. Было у Перуна и своё дерево — дуб, и любимый цветок — ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Ему противостоял Змей, воплощение злого начала, обитатель подземного царства - - крылатое, многоголовое, огнедышащее существо.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Змея называют Аспид

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Бог Велес (или Волос) считался вторым по значению после Перуна. А где-то его почитали больше. Был Велес-Волос мохнатый, волосатый, похожий на медведя или человека, одетого в медвежью шкуру. К нему обращались с просьбой охранить свою скотину.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Даждьбог

Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный юноша. Его называли предком русичей. Он хранил ключи земные, закрывал землю на зиму и отдавал ключи птицам, которые уносили их в вырий (ирий) - - летнее царство, страну ушедших душ. Это теплая страна у моря или за морем, куда улетали души умерших праведников. Она доступна только птицам и змеям. Весной птицы возвращали ключи, и Даждьбог открывал землю.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшений. Сварога представляли в облике молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Ярило

Ярило — бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом — взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью — стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Стрибог – бог ураганного ветра, вырыва-ющего деревья с корнем. Имя его означает «свистящий, воющий».

Изображение слайда
20

Слайд 20

Олицетворение Матери Сырой Земли, а также дочь Перуна. Она была посредницей между небом и землёй. Считалась также богиней плодородия и покровительницей дождя.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Имя Лады можно найти в фольклоре всех славянских народов. О ней слагали песни, славили эту светлую богиню любви и веселья, красоты и плодородия.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Второе ее имя СЛАВА, от которого произошло название славян

Изображение слайда
23

Слайд 23

Древние славяне поклонялись берегиням. Берегини оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей, рассказывали им сказки (байки), пели песни, навевали сны.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Мелкие демоны славянской мифологии

Изображение слайда
25

Слайд 25: Домовой

Домовые живут в домах и дворах. Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка в плохонькой одежонке, сморщенная, с кикой 2. Днем сидит невидимкою за печкой, а проказит по ночам: сжигает куделю 3, стучит, старается выжить людей, выстригает у овец шерсть, вредит курам.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Банник

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника. Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.

Изображение слайда
28

Слайд 28

В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд (плутов, неслухов, проказников). Вий — самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущей под землей, поэтому руки и ноги его -что корни дерева, весь он в земле. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, он исчезает с третьими петухами. Считалось, что Вий насылает ночные кошмары и привидения, особенно тем, у кого нечиста совесть.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Зимой леших в лесу заменя­ли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»): Морозко, Трескунец, Карачун. Выходя из дома, человек настраивался на борьбу с непредвиденными обстоятельствами, немилосердными стихиями. Дед Моро́з   в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов. Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Снегурочки у мифологического Морозки никогда не было. Её придумал А.Н.Островский.

Изображение слайда
31

Слайд 31

БАБА ЯГА Баба-яга — очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась положительным божеством славян — хранительницей (берегиней) рода и традиций. Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Аука

Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик “Ау!” со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там

Изображение слайда
33

Слайд 33

С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства - - Кощей. Его представляли живым остовом (скелетом). «Кошь» - - кость, костлявый. Он символизировал окостенение, оцепенение от мороза всей природы в зимнюю пору.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Леший

Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан с зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. По ночам он дико кричит, свищет и хохочет в лесной чаще; встретив путника, старается сбить его с дороги и заставить поплутать.

Изображение слайда
35

Слайд 35

В славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Наши предки верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом. Их боялись. Ночью русалки выходят из воды и греются в лунном свете; нападают на прохожих и щекочут их до смерти. В особо опасную русальную неделю перед Иваном Купалой (конец июня) вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- «одежду», чтобы задобрить русалок.

Изображение слайда
37

Слайд 37

«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, отдает ее во власть холоду осенью и зимой. Далеко-далеко, на востоке, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Заря-заряница - - красная девица. Заря - - сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной Красотою, царевною - - золотой косою, непокрытой красою; живет она в золотом царстве, на краю света белого - - там, где ясное солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной - - морской царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Путь в страну царь-девицы лежит через широкое море, вход туда сторожит двенадцатиглавый Змей Горыныч, испускающий из своей пасти жгучее пламя».

Изображение слайда
40

Последний слайд презентации: славяне

Нельзя быть по-настоящему культурным человеком, не зная истории родной культуры, многие корни которой уходят в глубины славянского язычества с его духами и богами.

Изображение слайда