Презентация на тему: Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой

Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой речевого развития (ЗРР)
Способность детского мозга
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ВАЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Ранняя диагностика особых образовательных потребностей ребёнка
Этапы диагностики
Скрининг в роддоме
Скрининг в роддоме
Перинатальные центры
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Требования к диагностическому инструментарию
Скрининг- методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте
Безусловные рефлексы доношенных детей
Безусловные рефлексы доношенных детей
Безусловные рефлексы доношенных детей
Безусловные рефлексы доношенных детей
Безусловные рефлексы доношенных детей
Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995).
Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995).
« Шкалы развития Н. Бейли » ( Веyley Scales of Infant Development, 1969)
Тест бейли состоит из 3 шкал:
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Денверский скрининг-тест развития ( DDST) Frankenburg W. К., J. В. Dodds
Денверский скрининг-тест развития содержит 4 шкалы:
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Порядковые (числовые) шкалы психологического развития I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже (модификация Е.В. Матвеевой )
Тест I. Uzgiris, J. McHunt содержит 6 шкал:
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Профиль психического развития G.D. Alpern-Boll (1980)
Тест G.D. Alpern -Boll содержит 5 шкал (186 пунктов)
Шкала ментального развития R. Griffiths
Шкала ментального развития R. Griffiths содержит 5 субшкал (260 пунктов )
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
KID- шкала J. Reuter
Тест содержит 5 шкал ( 252 пункта)
Шкала поведения новорожденных ( NBAS) Т. Brazelton
Поведенческий тест Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни содержит 6 субшкал
Тестовая методика F. R. Prechtl и D. J. Beintema (1975)
Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit
Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий:
Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit
Модифицированный скринговый тест-опросник M- CHATRobins, Fein, Barton
Child Development Inventory; CDI Г. Айртон
МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста
Тест «шкала умственного развития бине-симона »
3 года
4 года
5 лет
6 лет
Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР ), 1997
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
содержательных сфер развития ребенка
МФДР: Вариант профиля развития ребёнка А
МФДР: Вариант профиля развития ребёнка B
МФДР: Вариант профиля развития ребёнка C
МФДР: Вариант профиля развития ребёнка D
достоинства и недостатки МФДР
Методические подходы к оценке психического развития младенцев в России
Диагностика нервно-психического развития детей Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт
Состоит из 3 возрастных шкал
На 1-м году исследуют :
На 2-м году:
На 3-м году в первом полугодии:
На 3-м году во втором полугодии:
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой
Определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции:
Количество баллов,
Итоговый результат – индекс развития (ИР) –
Оценка уровня психомоторного развития ребенка (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова )
Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт.
Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт.
Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам :
Методика обследования детей раннего возрастас ДЦП Е.Ф. Архиповой
Комплексная методика изучения особенностей психического и речевого развития детей с ДЦП 1-3 лет О.Г. Приходько
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Методика изучения предпосылок формирования речи детей раннего возраста Ю.В. Герасименко
Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой
Литература
Благодарю за внимание
1/97
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 15)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (28765 Кб)
1

Первый слайд презентации: Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой речевого развития (ЗРР)

О.В. Елецкая, канд. пед н., доцент О. Елецкая: логопедам: https://vk.com/eletskaya_olga olga_eletskaya@mail.ru

Изображение слайда
2

Слайд 2: Способность детского мозга

Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики в первые месяцы жизни. Именно в этот период жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом. Даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения и адекватных психолого-педагогических мероприятий для предотвращения последствий гипоксии.

Изображение слайда
3

Слайд 3: ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

До трехлетнего возраста речевые нарушения у детей обозначают термином «задержка речевого развития» ( Ляпидевский С.С., 1969; Степаненко Д.Г., 2002; Корнев А.Н., 1999; Корнев А.Н., 2005).

Изображение слайда
4

Слайд 4: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

выраженный дефицит экспрессивного словаря позднее появление фразы у ребенка по сравнению со сверстниками. Следует отметить, что дети с нормальным развитием значительно различаются как по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь, так и по темпу прочного усвоения речевых навыков.

Изображение слайда
5

Слайд 5: ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ВАЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ

доброкачественный (темповый) или патологический характер носит задержка речевого развития.

Изображение слайда
6

Слайд 6

До сих пор не существует четкого разграничения патологической задержки речевого развития от крайних вариантов нормы. Одним из общих правил в отечественной клинической практике является определение степени задержки речевого развития в эпикризных сроках, а в зарубежной практике, где используются статистические методы оценки, в стандартных отклонениях (Левина Р.Е., 1975; Корнев А.Н., 2006).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Задержка речевого развития считается патологической, если развитие речи ребенка отстает от нормального на два и более эпикризных срока или стандартных отклонения.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Вопросы отграничения специфических и неспецифических нарушений речи от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития (ЗРР) базируются на том положении, что развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что малодоступно детям с нарушениями речи, которые осваивают языковые обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий.

Изображение слайда
10

Слайд 10

У детей старше трех лет степень задержки в эпикризных сроках и в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как существует естественная тенденция к неуклонному улучшению речевых функций. В этом возрасте более важным показателем оценки является тип течения нарушения речи.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Если отмечается стационарное течение без существенных улучшений, то данное расстройство является патологическим, а не вариантом нормы. Однако главным критерием тяжести нарушений речи в возрасте после трех лет является степень нарушения коммуникативной функции речи в целом и по каждому параметру фонетической и лексико-грамматической сторон речи (Моховиков А.Н., 2006).

Изображение слайда
12

Слайд 12

При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.

Изображение слайда
13

Слайд 13

После трехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

Изображение слайда
14

Слайд 14

В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Ранняя диагностика особых образовательных потребностей ребёнка

Сократить разрыв между наличием специальных образовательных потребностей и оказанием коррекционной помощи Создать на основе выявленного посредством диагностики потенциала ребёнка и возможностей семьи индивидуальную программу реабилитации (ИПР ) Ранняя диагностика особых образовательных потребностей ребёнка

Изображение слайда
17

Слайд 17: Этапы диагностики

Изображение слайда
18

Слайд 18: Скрининг в роддоме

Аудиологический скрининг детей первого года жизни Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указания Минздрава России № ДОЗ от 05.05.92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации»

Изображение слайда
19

Слайд 19: Скрининг в роддоме

Скрининг на 5 генетических заболеваний: фенилкетонурия врожденный гипотериоз галактоземия муковисцидоз адреногенитальный синдром.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Перинатальные центры

За последние годы в РФ открыты 22 перинатальных центра, которые оснащены высокотехнологичным = дорогостоящим оборудованием.(Всего 85 субъекта ) С 2012 года Россия полностью перешла на критерии регистрации новорожденных, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которыми регистрироваться будут новорожденные, появившиеся на свет после 22-й недели беременности с массой тела более 500 граммов.

Изображение слайда
21

Слайд 21

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА Нейросонография Допплерография АКСИАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННАЯ ТОМОГРАФИЯ ОКОЛОИНФРАКРАСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Изображение слайда
22

Слайд 22

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ Рутинная ЭЭГ ЭЭГ-картирование Низкочастотная ЭЭГ, или ЭЭГ полного диапазона Суммарная (амплитудная) ЭЭГ и мониторинг мозговой активности Полиграфия Вызванные потенциалы головного мозга Слуховые стволовые вызванные потенциалы Соматосенсорные вызванные потенциалы Зрительные вызванные потенциалы Электромиография и электронейромиография ВИДЕОЗАПИСЬ СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПЛОДА, НОВОРОЖДЕННОГО И ГРУДНОГО РЕБЕНКА БИОХИМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Изображение слайда
23

Слайд 23: Требования к диагностическому инструментарию

Унификация через отбор и закрепление единой формы документации и оборудования Стандартизация - установление единых норм и правил, предъявляемых к его оформлению Применение новых технологий - выработка новых способов и средств проведения диагностики Требования к диагностическому инструментарию

Изображение слайда
24

Слайд 24: Скрининг- методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте

Шкалы развития младенца Bayley Денверский скрининг-тест развития (DDST) Порядковые (числовые) шкалы психологического развития Профиль психического развития G.D. Alpern-Boll Шкала ментального развития R. Griffiths KID-шкала Шкала поведения новорожденных (NBAS) Тестовая методика Prechtl, Beintema Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Е.О. Смирнова Скрининг- методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте

Изображение слайда
25

Слайд 25: Безусловные рефлексы доношенных детей

ОРАЛЬНО-СЕГМЕНТАРНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Ладонно-ротовой (Бабкина) Надавливание на область ладони Открывание рта, сгибание головы 0 - 3 мес. Хоботковый Быстрый легкий удар пальцем по губам Вытягивание губ "хоботком" до 2-3 мес. Поисковый ( Куссмауля ) Поглаживание пальцем в области рта (не губ!) Опускание угла рта, поворот головы к раздражителю до 3-4 мес. Сосательный Вкладывание в рот соска, пальца, пустышки Сосательные движения до 1 года

Изображение слайда
26

Слайд 26: Безусловные рефлексы доношенных детей

СПИНАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТАРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Защитный Положить ребенка на живот Поворот головы в сторону до 3 мес. Опоры и автоматический подход Удерживать ребенка вертикально на весу Сгибание ног во всех суставах 1-1,5 мес. Поставить на опору Выпрямляет туловище, стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной стопе Слегка наклонить вперед Шаговые движения

Изображение слайда
27

Слайд 27: Безусловные рефлексы доношенных детей

СПИНАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТАРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Ползания (Бауэра) Ребенка укладывают на живот, к стопам подкладывают ладони Спонтанное "ползание", отталкивание от ладони 3 день - 4 мес. Хватательный (Робинзона) Надавливание пальцем на ладонь Захватывание пальца, при этом ребенка можно приподнять вверх на пальце до 3-4 мес. Рефлекс Галанта Раздражается кожа спины паравертебрально вдоль позвоночника Изгибание спины дугой открытой к раздражителю 5 день - 3(4) мес. Рефлекс Переза Проведение пальцами с легким надавливанием от копчика к шее по остистым отросткам Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибание конечностей до 3-4 мес. Рефлекс Моро Удар по поверхности, на которой лежит ребенок или внезапные пассивные движения в конечностях Отведение рук в стороны и открывание кулачков (I фаза), возвращение к исходному положению (II фаза рефлекса) до 4-5 мес.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Безусловные рефлексы доношенных детей

МИЕЛЭНЦЕФАЛЬНЫЕ ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Симметричные шейные тонические Пассивное сгибание головы Повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногах до 2 мес. Асимметричные шейные тонические Ребенок на спине, голова пасивно поворачивается к плечу Разгибание конечностей на стороне, к которой повернуто лицо и сгибание противоположных Тонический лабиринтный В положении на спине превалирует тонус разгибателей, на животе-сгибателей

Изображение слайда
29

Слайд 29: Безусловные рефлексы доношенных детей

МЕЗЕНЦЕФАЛЬНЫЕ ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Шейная выпрямляющая реакция Активный или пасссивный поворот головы в сторону Ротация туловища в сторону поворота головы конец 1 мес. Туловищная выпрямляющая реакция Соприкосновение стоп ребенка с опорой Выпрямление головы Рефлекс Ландау Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом вниз Вначале он поднимает голову, затем возникает экстензия (разгибание) спины и ног с 4-5 мес.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995)

Возраст Оценочные тесты Физическое развитие Психическое развитие 1-2 мес В положении на животе удерживает голову, поворочивает ее в стороны. Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит. 3-5 м Хорошо держит голову, повораивается на бок, сидит с подержкой, приподнимает верхнюю часть туловища. Захватывает предметы, следит где мать, смеется, четко произносит гласные звуки. 6-8 м Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой. Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги " ма ", "ба", выражает удивление и интерес в отношении новых предметов.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995)

Возраст Оценочные тесты Физическое развитие Психическое развитие 9-10 м Ползает, стоит и ходит с поддержкой Реагирует на свое имя, понимает запреты, произносит слова "мама", "папа", берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек. 11-12м Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой. Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций. 2 года Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице. Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл, в предложении по 3-4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин. 3 года Одеватся самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы "зачем?", "когда ?", имеет понятие о количестве предметов.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Шкалы развития Н. Бейли » ( Веyley Scales of Infant Development, 1969)

Тест Нэнси Бэйли и ее коллег по университету в Беркли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес. Родилась: 28 сентября 1899 г., Даллес, Орегон, США Умерла: 1994 г., Кармел, Калифорния, США http ://www.feministvoices.com/nancy-bayley/

Изображение слайда
33

Слайд 33: Тест бейли состоит из 3 шкал:

1.   Умственная шкала ( Меntal Scа1е) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (МDI). 2.    Моторная шкала ( Моtor Scale ) измеряет уровень мышечном координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (РDI). 3.   Запись о поведении ребенка ( The Infant Behavior Record ) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д. Калифорнийский университет в Беркли

Изображение слайда
34

Слайд 34

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный ». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин. Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI ). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Денверский скрининг-тест развития ( DDST) Frankenburg W. К., J. В. Dodds

http://www.stepan-blog.ru/mbook/page205.htm Тест разработан Д. Б. Доддсом и В. К. Франкенбургом для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Денверский университет

Изображение слайда
36

Слайд 36: Денверский скрининг-тест развития содержит 4 шкалы:

грубая моторика; тонкая моторика; речь; социальная адаптация. Денверский скрининг-тест развития содержит 4 шкалы:

Изображение слайда
37

Слайд 37

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Изображение слайда
38

Слайд 38

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 недель до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Н. Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Порядковые (числовые) шкалы психологического развития I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже (модификация Е.В. Матвеевой )

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную И. Узгирис и Дж. Хантом на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет. Порядковые (числовые) шкалы психологического развития I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже (модификация Е.В. Матвеевой )

Изображение слайда
42

Слайд 42: Тест I. Uzgiris, J. McHunt содержит 6 шкал:

развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте; умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета; вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы ); причинные действия; построение объектных связей в пространстве; развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре ). Тест I. Uzgiris, J. McHunt содержит 6 шкал:

Изображение слайда
43

Слайд 43

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес., 18-24 мес.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Профиль психического развития G.D. Alpern-Boll (1980)

Методика Г.Д. Альперн-Болл предназначена для детей от рождения до 9 лет. В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. Alpern G.D., Boll T.J., Shearer M. S. Development profile II. Aspen, Co.: Psychological Development Publications, 1980.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Тест G.D. Alpern -Boll содержит 5 шкал (186 пунктов)

физическое развитие; « социальная» шкала; шкала коммуникации; способность к обучению; шкала «самопомощи ». Тест G.D. Alpern -Boll содержит 5 шкал (186 пунктов)

Изображение слайда
46

Слайд 46: Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест Р. Гриффитс рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес. Шкала ментального развития R. Griffiths

Изображение слайда
47

Слайд 47: Шкала ментального развития R. Griffiths содержит 5 субшкал (260 пунктов )

локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука); развитие речи; тонкая моторика; « персональная» шкала; « социальная» шкала. Шкала ментального развития R. Griffiths содержит 5 субшкал (260 пунктов )

Изображение слайда
48

Слайд 48

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Изображение слайда
49

Слайд 49: KID- шкала J. Reuter

Шкала Дж. Рейтер представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста ). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. KID- шкала J. Reuter

Изображение слайда
50

Слайд 50: Тест содержит 5 шкал ( 252 пункта)

познание ; движения ; самообслуживание ; общение ; языковая шкала. Тест содержит 5 шкал ( 252 пункта)

Изображение слайда
51

Слайд 51: Шкала поведения новорожденных ( NBAS) Т. Brazelton

Шкала Т. Б разельтон оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме. Шкала поведения новорожденных ( NBAS) Т. Brazelton

Изображение слайда
52

Слайд 52: Поведенческий тест Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни содержит 6 субшкал

двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная, шкала реактивности. Поведенческий тест Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни содержит 6 субшкал

Изображение слайда
53

Слайд 53: Тестовая методика F. R. Prechtl и D. J. Beintema (1975)

С помощью методики Ф.Р. Пречтл, Д.Дж. Бейнтема оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, д ыхания неврологического статуса Prechtl H., Beintema D. The Neurological Examination of the Full Term New bom hifant.- Clin. Dev. Med. Ser. No

Изображение слайда
54

Слайд 54: Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit

Методика В. Керей, С. Мак Девит выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit

Изображение слайда
55

Слайд 55: Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий:

активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий:

Изображение слайда
56

Слайд 56: Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit

При анализе результатов младенцы могут быть расценены как « довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение ), низкоадаптивные (сенситивные ), « легкие» (синхронные, доступные, адаптивные ), « медленно реагирующие» (неактивные, тихие) дети, относящиеся к промежуточному типу. Опросник младенческого темперамента W. Carey, S. McDevit

Изображение слайда
57

Слайд 57: Модифицированный скринговый тест-опросник M- CHATRobins, Fein, Barton

Создан для проведения скринингового обследования при расстройствах аутистического спектра ( Р АС ) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Может проводиться, как часть обычного медицинского обследования. Так же может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями не медицинских специальностей. Обработка данных занимает менее 2-х минут. Модифицированный скринговый тест-опросник M- CHATRobins, Fein, Barton

Изображение слайда
58

Слайд 58: Child Development Inventory; CDI Г. Айртон

Шкалы KID<R> и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется - достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Child Development Inventory; CDI Г. Айртон

Изображение слайда
59

Слайд 59: МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста

Главный недостаток – неточность данных. Некоторые родители склонны переоценивать развитие ребёнка, другие, напротив, недооценивают. МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста

Изображение слайда
60

Слайд 60: Тест «шкала умственного развития бине-симона »

Интеллектуальный тест разработан и сертифицирован в 1911г. ф ранцузкими психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном. Тест «шкала умственного развития бине-симона »

Изображение слайда
61

Слайд 61: 3 года

Показать глаза, нос, рот, уши и т.д. Воспроизвести предложение из шести слов. Повторить по памяти два названных числа. Назвать изображенные на рисунке предметы. Знать свою фамилию. 3 года

Изображение слайда
62

Слайд 62: 4 года

Назвать свой пол. Назвать несколько предметов, продемонстрированных взрослым. Воспроизвести ряд из трех однозначных чисел. Уметь сравнить длину отрезков (три задачи) 4 года

Изображение слайда
63

Слайд 63: 5 лет

Сравнить попарно вес (15-6г, 3-12 г). Перерисовать квадрат. Повторить слово из трех слогов. Решить простую логическую задачу. Сосчитать четыре предмета. 5 лет

Изображение слайда
64

Слайд 64: 6 лет

Определить время дня. Определить назначение некоторых предметов домашнего обихода. Перерисовать ромб. Сосчитать до 13 и сосчитать 13 предметов. Сравнить и описать два лица (3 задания). 6 лет

Изображение слайда
65

Слайд 65: Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР ), 1997

ранняя диагностика ранняя терапия ранняя интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых детей http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/951/ Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР ), 1997

Изображение слайда
66

Слайд 66

Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии. Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут ).

Изображение слайда
67

Слайд 67: содержательных сфер развития ребенка

д вижение х ватание восприятие взаимосвязей, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций понимание речи и активная речь, с амостоятельность социализация содержательных сфер развития ребенка

Изображение слайда
68

Слайд 68: МФДР: Вариант профиля развития ребёнка А

Изображение слайда
69

Слайд 69: МФДР: Вариант профиля развития ребёнка B

Изображение слайда
70

Слайд 70: МФДР: Вариант профиля развития ребёнка C

Изображение слайда
71

Слайд 71: МФДР: Вариант профиля развития ребёнка D

Изображение слайда
72

Слайд 72: достоинства и недостатки МФДР

Изображение слайда
73

Слайд 73: Методические подходы к оценке психического развития младенцев в России

базовые методики диагностики: М.Л. Дунайкина (2001); Е.А. Стребелевой (1996 ) методика экспресс-обследования – ГНОМ ( график нервно-психического обследования младенцев ) Г. В. Козловской, А. В. Горюновой и др. (1997 ) Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э. Л. Фрухт ) (1983 ) Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой (1986); Оценка уровня психомоторного развития ребенка - (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова ) (1981) Методические подходы к оценке психического развития младенцев в России

Изображение слайда
74

Слайд 74: Диагностика нервно-психического развития детей Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт

Один из первых отечественных тестов психического развития. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Кандидат педагогических наук, доцент Печора Ксения Люциановна

Изображение слайда
75

Слайд 75: Состоит из 3 возрастных шкал

д ля 1-го, 2-го и 3-го года жизни. Состоит из 3 возрастных шкал

Изображение слайда
76

Слайд 76: На 1-м году исследуют :

10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций; 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления ; 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи. На 1-м году исследуют :

Изображение слайда
77

Слайд 77: На 2-м году:

развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. На 2-м году:

Изображение слайда
78

Слайд 78: На 3-м году в первом полугодии:

активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. На 3-м году в первом полугодии:

Изображение слайда
79

Слайд 79: На 3-м году во втором полугодии:

активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения. На 3-м году во втором полугодии:

Изображение слайда
80

Слайд 80

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Изображение слайда
81

Слайд 81: Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Изображение слайда
82

Слайд 82: Определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции:

0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции:

Изображение слайда
83

Слайд 83: Количество баллов,

набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Количество баллов,

Изображение слайда
84

Слайд 84: Итоговый результат – индекс развития (ИР) –

представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес. Итоговый результат – индекс развития (ИР) –

Изображение слайда
85

Слайд 85: Оценка уровня психомоторного развития ребенка (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова )

Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям ): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Оценка уровня психомоторного развития ребенка (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова )

Изображение слайда
86

Слайд 86: Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года

проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года

Изображение слайда
87

Слайд 87

Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Изображение слайда
88

Слайд 88: Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт

Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, п ознавательных поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт.

Изображение слайда
89

Слайд 89: Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт

Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать ). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания.

Изображение слайда
90

Слайд 90: Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам :

Здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; Группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов; Группа нарушения развития – КПР ниже 80. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам :

Изображение слайда
91

Слайд 91: Методика обследования детей раннего возрастас ДЦП Е.Ф. Архиповой

анализ анамнестических данных, состояние двигательного развития, с остояние артикуляционного аппарата, обследования доречевой деятельности - голосовой активности детей, а также ее интонационной выразительности. Данные рассматриваются в динамике в процессе логопедической работы, то есть исследование носит лонгитюдный характер. Методика обследования детей раннего возрастас ДЦП Е.Ф. Архиповой

Изображение слайда
92

Слайд 92: Комплексная методика изучения особенностей психического и речевого развития детей с ДЦП 1-3 лет О.Г. Приходько

Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, речевого развития. Комплексная методика изучения особенностей психического и речевого развития детей с ДЦП 1-3 лет О.Г. Приходько

Изображение слайда
93

Слайд 93

I. Двигательное развитие: общая моторика, функциональные возможности кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика. II. Социальное развитие: контактность, средства общения, эмоциональная сфера, навыки самообслуживания. III. Познавательное развитие: уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, сенсорное развитие (зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие), уровень развития деятельности (предметных действий), внимание, запас знаний об окружающем, обучаемость и использование фиксированных видов помощи. IV. Речевое развитие (уровень развития понимания обращенной речи и собственной речи).

Изображение слайда
94

Слайд 94: Методика изучения предпосылок формирования речи детей раннего возраста Ю.В. Герасименко

1. Исследование предпосылок становления речи у детей третьего года жизни 1.1 Исследование познавательного развития детей третьего года жизни 1.2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни 1.3 Исследование социального развития детей третьего года жизни 2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни 2.1 Экспрессивная речь 2.1.1 Звукоподражание 2.1.2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь 2.2 Импрессивная речь 2.2.1 Выполнение простых слухоречевых инструкций 2.2.2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций

Изображение слайда
95

Слайд 95

Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, Н.С. Куликова Учебно-методическое пособие. М. : ФОРУМ, 2015. 192 с.

Изображение слайда
96

Слайд 96: Литература

Косенкова Е.Г. Лысенко И.М., Баркун ГК., Журавлева Л.Н. Шкалы оценки психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему Охрана материнства и детства (2012) №2 (20 ) http:// elib.vsmu.by/bitstream/handle/123/5300/omd_2012_2_113-118.pdf?sequence=1 Пальчик А.Б. Гипоксически -ишемическая энцефалопатия новорожденных / А.Б.Пальчик, Н.П. Шабалов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : МЕД-пресс- информ, 2013. – 288 с. : ил. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб : Питер, 2001. 256 с. — ("Краткое руководство "). Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.

Изображение слайда
97

Последний слайд презентации: Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержкой: Благодарю за внимание

Изображение слайда