Презентация на тему: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Сатирические сказки
Причины обращения писателя к жанру сказки
Проблематика сказок
Связь с народными сказками
Связь с народными сказками
Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина
Сатирические приёмы
Сопоставительный анализ
«Премудрый пескарь»
Историческая справка
Советы отцов
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Философская проблематика сказки
Философская проблематика сказки
Философская проблематика сказки
Вывод
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
1/19
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 95)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (568 Кб)
1

Первый слайд презентации

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Изображение слайда
2

Слайд 2

Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он узнан и по поводу его уже раздаётся смех. М. Е. Салтыков-Щедрин

Изображение слайда
3

Слайд 3: Сатирические сказки

«Сказки» – это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Причины обращения писателя к жанру сказки

сатира имела уже более обобщённый характер; общественное зло измельчало, широко проникло в быт; жанр сказки давал возможность увидеть за жизнью её главных героев жизнь всего человечества;

Изображение слайда
5

Слайд 5: Проблематика сказок

Самодержавие и угнетённый народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь ») Правдоискательство (« Дурак », «Христова ночь»)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Связь с народными сказками

В основе сказок Салтыкова-Щедрина лежат образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как об уже сложившемся характере.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Связь с народными сказками

ОБРАЗ ХАРАКТЕРИСТИКА Медведь глупый, неуклюжий Лиса коварная, хитрая Заяц боязливый, трусливый Щука хищная, прожорливая Волк жадный, жестокий Осёл беспросветно тупой

Изображение слайда
8

Слайд 8: Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Обличение через отрицание (показ дикости и  бездуховности ) Гиперболизация

Изображение слайда
9

Слайд 9: Сатирические приёмы

Ирония  - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; Сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; Гротеск  - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; Аллегория  - иносказание, иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык  - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; Гипербола  - чрезмерное преувеличение

Изображение слайда
10

Слайд 10: Сопоставительный анализ

Народные сказки Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному

Изображение слайда
11

Слайд 11: Премудрый пескарь»

Написание « пискарь » связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук. «Пескарь» происходит от слова песок– в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Историческая справка

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой» Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой». Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Советы отцов

Молчалин из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Угождать всем людям без изъятья». Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» : «Копи копейку, копейка не выдаст». Пётр Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» : «Береги платье снову, а честь смолоду». Премудрый пискарь : «Гляди в оба! »

Изображение слайда
14

Слайд 14

Фольклорные элементы и обороты речи Современные понятия Жил-был пескарь Пескарь просвещённый, умеренно-либеральный Мотив отеческих наставлений Жалованья он не получает и прислуги не держит Ума палата была Моцион делал Ни в сказке сказать, ни пером описать А во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс. выиграл Во все лопатки – домой Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья Ни жива ни мертва выглядывает Ни друзей у него, ни родных На ус себе намотал Ни он к кому, ни к нему кто Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не гоняется Думу думает Не чуждается общественности Стал умом раскидывать Достойные граждане Хлеб-соль водить Жизненный процесс завершает Ни тепло ни холодно

Изображение слайда
15

Слайд 15: Философская проблематика сказки

В чём смысл и назначение человеческой жизни? К каким идеалам он должен стремиться?

Изображение слайда
16

Слайд 16: Философская проблематика сказки

Вся жизнь пескаря укладывается в формулу: «Жил – дрожал и умирал дрожал». А положительные идеалы, иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря: Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит?

Изображение слайда
17

Слайд 17: Философская проблематика сказки

Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит как рыба; нем как рыба.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Вывод

В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Изображение слайда