Презентация на тему: Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9

Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9
Компетенции учащихся при написании изложения и сочинения
Сжатое изложение (С1.) и сочинение-рассуждение (С2.1. и С2.2.)
Сжатое изложение (С1.)
Основные умения при написании сжатого изложения
Схема работы над сжатым изложением
Схема работы над сжатым изложением
Схема работы над сжатым изложением
Приемы сжатия текста
Языковые приемы исключения
Языковые приемы опрощения
Языковые приемы обобщения
Методика проведения изложения
Критерии оценивания сжатого изложения
Критерии оценивания сжатого изложения
Критерии оценивания сжатого изложения
Критерии оценивания сжатого изложения
Критерии оценивания сжатого изложения
Критерии оценивания сжатого изложения
Критерии оценивания сжатого изложения
Сочинение-рассуждение (С2.1. и С2.2.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1.)
Цель написания сочинения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Структура сочинения-рассуждения
Структура сочинения-рассуждения
Структура сочинения-рассуждения
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2.)
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2.)
Основные умения при написании сочинения-рассуждения
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста
Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9
1/44
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 20)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (121 Кб)
1

Первый слайд презентации: Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9

Учитель русского языка и литературы МОУ «Смоленская СОШ №2» Казакова Елена Геннадьевна

Изображение слайда
2

Слайд 2: Компетенции учащихся при написании изложения и сочинения

Лингвистическая компетентность – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм. Коммуникативная компетентность- владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Сжатое изложение (С1.) и сочинение-рассуждение (С2.1. и С2.2.)

Имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать информацию прослушанного и прочитанного текста, использовать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте в качестве аргумента.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Сжатое изложение (С1.)

Сжатое изложение -это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Основные умения при написании сжатого изложения

Умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте. Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное. Умение письменно передавать обработанную информацию.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Схема работы над сжатым изложением

Определите тему (о чем?) и основную мысль(идею) текста. Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея). Установите причинно-следственные связи в содержании текста. Определите, к какому типу речи относится текст(описание, повествование, рассуждение), и сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Схема работы над сжатым изложением

Разделите текст на композиционные и смысловые части. Выделите все основные микротемы. В каждой микротеме выделите главную и второстепенную информацию. Начинайте работу по сжиманию текста. Примените различные приемы сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение), исключив второстепенную информацию.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Схема работы над сжатым изложением

Постарайтесь сохранить особенности языка данного текста и сохранить их в изложении. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Напишите черновик изложения, затем перепишите в чистовик.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Приемы сжатия текста

Исключение второстепенной информации(подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.). Опрощение синтаксических конструкций. Обобщение единичных явлений и фактов, перевод частного в общее.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Языковые приемы исключения

Исключение повторов; Исключение фрагмента предложения; Исключение одного или нескольких синонимов.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Языковые приемы опрощения

Слияние нескольких предложений в одно.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Языковые приемы обобщения

Замена однородных членов обобщающим наименованием; Замена фрагмента предложения синонимичным выражением; Замена предложения или его части указательным местоимением; Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; Замена СПП простым.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Методика проведения изложения

Первое чтение текста 10 минут Осмысление прочитанного текста 5 минут Второе чтение текста 10 минут Написание сжатого изложения 75 минут Итого : 100 минут За 30 минут до завершения работы учащиеся могут воспользоваться словарями.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Критерии оценивания сжатого изложения

ИК 1 Содержание изложения. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0

Изображение слайда
15

Слайд 15: Критерии оценивания сжатого изложения

ИК 2 Сжатие исходного текста. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал их для сжатия 3 микротем текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его на протяжении всего текста. 3

Изображение слайда
16

Слайд 16: Критерии оценивания сжатого изложения

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста. 2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его для сжатия 2 микротем текста. 1

Изображение слайда
17

Слайд 17: Критерии оценивания сжатого изложения

Экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста, или экзаменуемый неправильно использовал приемы сжатия текста и исказил авторский замысел. 0

Изображение слайда
18

Слайд 18: Критерии оценивания сжатого изложения

ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Изображение слайда
19

Слайд 19: Критерии оценивания сжатого изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/ или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

Изображение слайда
20

Слайд 20: Критерии оценивания сжатого изложения

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/ или имеются 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

Изображение слайда
21

Слайд 21: Сочинение-рассуждение (С2.1. и С2.2.)

сочинение-рассуждение сочинение-рассуждение на лингвистическую по прочитанному тему тексту

Изображение слайда
22

Слайд 22: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1.)

это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Цель написания сочинения

Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.(«Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?» и т.д.). Язык нужен для живой жизни – вот основополагающий принцип.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

может быть написано в общекультурном плане; с философской точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Структура сочинения-рассуждения

Тезис - положение, которое надо доказать. Аргументы – доказательства. Выводы – общий итог.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Структура сочинения-рассуждения

Тезис - главная мысль текста, главное утверждение, которое выступающий старается обосновать. Чтобы выделить тезис из высказывания, надо: Прочитать текст и разделить его на структурные части (часто эти части помогают выделить абзацы); Выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса); Соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком. Выделение тезисов поможет правильно составить план текста.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Структура сочинения-рассуждения

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование( но чрезмерно не увлекаться!).

Изображение слайда
28

Слайд 28: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. 0

Изображение слайда
29

Слайд 29: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

С1К2 Наличие примеров- аргументов. Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привел 2 примера, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привел 1 пример из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления. 1

Изображение слайда
30

Слайд 30: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Экзаменуемый привел 1 - 2 примера из текста, не соответствующих обоснованиям, или экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привел ни одного примера, иллюстрирующего функции языкового явления. 0

Изображение слайда
31

Слайд 31: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Изображение слайда
32

Слайд 32: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или -в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. 0

Изображение слайда
33

Слайд 33: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

С1К4 Композиционная стройность работы. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1-С1К4. 7

Изображение слайда
34

Слайд 34: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2.)

Направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки (!!!).

Изображение слайда
35

Слайд 35: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2.)

это ответ на вопрос, предполагающий некий сформировавшийся уровень жизненных обобщений, нравственную зрелость, дающий большую свободу в подборе аргументов и дающий возможность выразить свои моральные убеждения.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Основные умения при написании сочинения-рассуждения

Понимать основную мыслю, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты; Адекватно передать ее в собственном письменном высказывании; Логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходного текста.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста. Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 2 Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 1 Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента, или экзаменуемый допустил 2 или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. 0

Изображение слайда
38

Слайд 38: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста

С2К2 Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привел из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 2 Экзаменуемый привел из текста 1 пример-аргумент, который соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привел в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или ее часть, или экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста. 1 0

Изображение слайда
39

Слайд 39: Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста

С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Оценивается так же, как и в изложении и сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. С2К4 Композиционная стройность работы. Оценивается так же, как и в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1-С2К4. 7

Изображение слайда
40

Слайд 40: Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Грамотность и фактическая точность речи оценивается при проверке изложения и сочинения в целом : суммируются ошибки, сделанные в изложении и сочинении. Учитываются грубые и негрубые, однотипные и неоднотипные ошибки.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

ГК1 Соблюдение орфографических норм. Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки. 2 Допущены 2 ошибки. 1 Допущены 3 ошибки и более. 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм. Допущено не более 2 ошибок. 2 Допущены 3 ошибки. 1 Допущены 4 ошибки и более. 0

Изображение слайда
42

Слайд 42: Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

ГК3 Соблюдение грамматических норм. Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка. 2 Допущены 2 ошибки. 1 Допущены 3 ошибки и более. 0 ГК4 Соблюдение речевых норм. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. 2 Допущены 3 ошибки. 1 Допущены 4 ошибки и более. 0

Изображение слайда
43

Слайд 43: Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

ФК1 Фактическая точность сочинения-рассуждения. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2 Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. 1 Допущены 2 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов. 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1-ГК4, ФК1. 10

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9

Владение речью связано с развитием мыслительной деятельности, поэтому важно, начиная с 14 лет формировать учебные компетенции школьников.

Изображение слайда