Презентация на тему: Система человек-машина: основы проектирования СЧМ

Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
Система человек-машина: основы проектирования СЧМ
1/12
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (67 Кб)
1

Первый слайд презентации: Система человек-машина: основы проектирования СЧМ

Изображение слайда
2

Слайд 2

Первый подход связан с развитием традиционного технического проектирования.   Оно заключается в разработке отдельно взятых технических устройств без учета их взаимной связи. Такой подход существовал до 40-х годов. На смену ему пришел новый подход, связанный с системотехническим проектированием.  При таком подходе объектом проектирования являются не отдельные устройства, а единая техническая система с учетом всех взаимосвязей и взаимного влияния отдельных устройств друг на друга. В нем специально был поставлен вопрос об учете человеческого фактора.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Объектом проектирования является не просто техническая система, а единый комплекс "человек - машина". Проектирование системы при таком подходе состоит из трех основных частей: - технического - художественного -  инженерно-психологического.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Техническое проектирование заключается в разработке технической части системы. Художественное проектирование необходимо для обеспечения требуемых потребительских свойств системы: красоты, привлекательности и др. Оно предполагает учет свойств эмоционально-мотивационной сферы человека, создание у него определенного эстетического отношения к продукту проектирования. Инженерно - психологическое проектирование заключается в решении всех вопросов, связанных с включением человека в проектируемую систему. Задачами являются: создание проекта деятельности человека, согласование, стыковка технического и "человеческого" проектов и создание на основе этого обобщенного проекта системы "человек - машина".

Изображение слайда
5

Слайд 5

Проектирование начинается с анализа задач, которые должна решать система. Затем - распределение функций между человеком и техникой по решению этих задач. Оптимизация должна осуществляться по обобщенному критерию. После этого следует собственно проектирование деятельности оператора. Этот этап условно можно разделить на две фазы: проектирование внутренних средств деятельности оператора (требования к психофизиологическим характеристикам человека) и проектирование технических средств его деятельности (общая компоновка рабочего места).

Изображение слайда
6

Слайд 6

Последний этап проектирования - инженерно - психологическая оценка проекта и сравнение полученных результатов с требуемым техническим заданием на систему. Оценке подлежат основные характеристики СЧМ (надежность, быстродействие, стоимость и др.), условия работы персонала, конструкция системы и особенности организации рабочих мест операторов. При этом на каждой последующей стадии разработанный проект уточняется и улучшается. Следовательно, в ходе проектирования осуществляется последовательная оптимизация проекта СЧМ.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Основными вопросами учета человеческого фактора, подлежащими согласованию, являются : - эксплуатационная надежность системы в различных режимах с учетом работы операторов; - количество и функции операторов, предполагаемый уровень их подготовки и сроки обучения, условия их работы; - принципы построения, тип и требования к техническим средствам подготовки операторов ; - порядок испытаний и оценки соответствия выполненных работ по учету человеческого фактора.

Изображение слайда
8

Слайд 8

На стадии   эскизного проектирования   продолжается процесс предварительного проектирования деятельности операторов. Это заключается в разработке рациональных методов и способов выполнения ими своих функций, определении характера и режима их работы. Заканчивается эта стадия уточнением требований к психофизиологическим характеристикам операторов, обоснованием методик их отбора и обучения.

Изображение слайда
9

Слайд 9

На стадии   технического проектирования   обычно появляется возможность более обоснованного распределения функций между человеком и техникой, а также отдельными операторами. На этой стадии следует приступить к разработке программы и методик испытаний и инженерно - психологической оценки проектируемой системы. Обращают внимание на оценку работы операторов - определению временных затрат, вероятного числа ошибок при выполнении каждой функции, степени и характера загрузки оператора, его производительности, реальных и предельно допустимых норм деятельности.

Изображение слайда
10

Слайд 10

С помощью разработанных методик можно провести испытания на макете рабочего места. На этой же стадии проектирования обычно разрабатываются проекты технического описания и инструкции по эксплуатации системы. Заканчивается техническое проектирование оценкой пропускной способности системы и аналитическим расчетом надежности, точности, быстродействия и эффективности системы "человек - машина".

Изображение слайда
11

Слайд 11

Рабочее проектирование   начинается с разработки методических указаний на конструирование аппаратуры в соответствии с общими инженерно - психологическими требованиями. Здесь же обычно осуществляется изготовление опытного образца аппаратуры и намечаются программы испытаний с целью проверки соответствия его характеристик требованиям учета человеческого фактора. При проектировании любого компонента рабочего места следует учитывать принципы: принцип функциональной организации, значимости, последовательности, частоты использования, удобства и безопасности эксплуатации, ремонтопригодности и др.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Система человек-машина: основы проектирования СЧМ

Следующей задачей ИПП (инженерно - психологического проектирования) является распределение функций между отдельными операторами. Исходя из возможной структуры процесса управления и особенностей групповой деятельности, выбирается приемлемая структура группы. При выборе следует стремятся к упрощению структуры, но при этом следят, чтобы не допустить перегрузки оператора. Также проверяют величину коэффициентов взаимного влияния и обеспечивают их допустимые значения. Затем определяют положение лидера и ведомых в группе и формулируют основные требования к ним. В итоге определяется необходимое количество рабочих мест, их иерархия, необходимые информационные связи между отдельными операторами и возможные методы технической реализации этих связей.

Изображение слайда