Презентация на тему: Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»

Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Способы связей предложений в тексте.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи.
Типы текста
Особенности публицистического стиля речи
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Небольшая речевая разминка. Исправьте речевые ошибки.
Проанализируйте текст, найдите признаки публицистического стиля. Определите тему, основную мысль.
.Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Высказать свое отношение к проблеме, поднятой автором.
. О чем говорится в тексте ? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста?
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
Проба пера
Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»
1/28
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 86)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3264 Кб)
1

Первый слайд презентации

«Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»

Изображение слайда
2

Слайд 2

Тема: «Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля».

Изображение слайда
3

Слайд 3

Цели занятия: повторить характерные признаки книжных стилей, обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные средства языка»; совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля. развивать умения создавать текст публицистического стиля, использовать средства публицистического воздействия на читателя; развивать познавательные, коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных навыков и умений и самообразования.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Ход занятия: Рефлексия. Домашнее задание Исследование текстов публицистического стиля Актуализация и диагностика знаний Организационный момент. Постановка цели Входной контроль

Изображение слайда
5

Слайд 5

Фрагменты проекта «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Способы связей предложений в тексте

Изображение слайда
7

Слайд 7: СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РОДО-ВИДОВЫЕ СЛОВА Миллионы разных цветов... лиловые колокольчики... белая кашка... СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Зима... мороз… снежок... сугробы... иней... ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже п рочитанному. СИНОНИМЫ (в том числе контекстные) Мимо плыли полянки... Убегали овраги... АНТОНИМЫ (в том числе контекстные) Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ Над головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.

Изображение слайда
8

Слайд 8

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, ЧАСТИЦЫ За окном опять метель. Зато на печке- то как тепло да уютно. МЕСТОИМЕНИЯ: -ЛИЧНЫЕ -УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг. НАРЕЧИЯ Вдруг... Сначала... Потом... Внизу... Справа... Рядом... ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФИРМ ГЛАГОЛА Вдруг наступит мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ Хороша была Танюша. Краше не было в селе.

Изображение слайда
9

Слайд 9

3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное, все знают о том, что... Оказывается,... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,…

Изображение слайда
10

Слайд 10

Функциональные стили речи – это устойчивые разновидности речи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации.

Изображение слайда
11

Слайд 11

1. Какие стили речи вам известны? Стили речи книжный Художественный Научный Официально-деловой Публицистический разговорный

Изображение слайда
12

Слайд 12: Функциональные стили речи

Стиль Где встречается Цели, функции Основные черты Наиболее часто используемые языковые средства Учебники, справочники, энциклопедии Сообщение, объяснение научных результатов. Точность, логичность, четкость, строгость Книжные слова, научные термины, простые и сложные предложения Сущ. ср. рода, глаголы 3-го лица, н.вр. Документы (заявления, справки, протоколы, отчеты) Уставы, законы Известить, пригласить, попросить, уведомить Сообщение Стандартность, точность, конкретность, отсутствие образности, эмоциональности Стандартные средства выражения Глаголы в неопред. форме, в форме н.вр.; сложные предложения Газеты, журналы Сообщить факты, убедить Воздействие информирова- нием Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания торжественная лексика; фразеологизмы; экспрессивная лексика; прямые обращения, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения, повторы; инверсия. Художественная литература воздействовать на читателя с помощью созданных образов на мысли и чувства читателей и слушателей создание с помощью слов картины; ясное выражение авторского восприятия данного пейзажа; эмоциональность описания, образность. сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения, гипербола; многообразие синонимов и антонимов; слова разных стилистических пластов, а также встречаются прочие стили как средство создания художественного образа.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Функциональные стили речи

Стиль Где встречается Цели, функции Основные черты Наиболее часто используемые языковые средства Научный Учебники, справочники, энциклопедии Сообщение, объяснение научных результатов. Точность, логичность, четкость, строгость Книжные слова, научные термины, простые и сложные предложения Сущ. ср. рода, глаголы 3-го лица, н.вр. Официально-деловой Документы (заявления, справки, протоколы, отчеты) Уставы, законы Известить, пригласить, попросить, уведомить Сообщение Стандартность, точность, конкретность, отсутствие образности, эмоциональности Стандартные средства выражения Глаголы в неопред. форме, в форме н.вр.; сложные предложения Публицисти - ческий Газеты, Журналы Сообщить факты, убедить Воздействие информирова- нием создание с помощью слов картины; ясное выражение авторского восприятия данного пейзажа; эмоциональность описания, образность . ? художественный Художественная литература воздействовать на читателя с помощью созданных образов на мысли и чувства читателей и слушателей Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения, гипербола; многообразие синонимов и антонимов; слова разных стилистических пластов, а также встречаются прочие стили как средство создания художественного образа.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Типы текста

1 2 3 Композиция Пр. - признак Кульминация Д – доказательство И - иллюстрация Пр. Пр. Пр. ТЕЗИС Д1 И1-1 И1-2 И2-1 Д2

Изображение слайда
15

Слайд 15: Особенности публицистического стиля речи

Изображение слайда
16

Слайд 16

6. Охарактеризуйте речевую ситуацию публицистического стиля Речевая ситуация 1-много Официальная обстановка Сообщение, воздействие

Изображение слайда
17

Слайд 17

3. Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам. 4. Каковы языковые приметы этого стиля? Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д. 2. Что обозначает слово «публицистика»? Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ). Заметка, репортаж, рецензия, отзыв. Во всех них одна и та же тема будет решаться по-своему. 5. Назовите жанры публицистического стиля

Изображение слайда
18

Слайд 18

Текст. Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. В нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка непросто в знании хорошего тона, а в сердечность и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Анализ текста. Это текст... стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Цель: Жанр Тип данного текста - …. Тезис оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают эти понятия (…). Автор доказывает истинность утверждения, приводит пример воспитанного человека. В этой части текста описываются черты характера Качалова (…), затем один из его поступков. Далее автор возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности – в доброте и уважении к людям. Автор использует разные способы связи в предложении в тексте: цепную и параллельную. Тематическую связь обеспечивают следующие средства: местоимения (…), порядок слов (…), лексические повторы (…), анафора (…) и другие. Задача данного текста – воздействовать на читателя.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Небольшая речевая разминка. Исправьте речевые ошибки

1. В цирке выступали жонглеры, клоуны, медведи и другие. 2. Человеку не хочется умирать и жить все больше и больше. 3. Благодаря защитникам Родины мы живем и говорим им за это огромное спасибо. 4. Раскольников мнит себя сверхчеловеком, способным изменить историю, разрушающим настоящее во имя будущего, который имеет право преступить закон для спасения человечества.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Проанализируйте текст, найдите признаки публицистического стиля. Определите тему, основную мысль

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п.Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний. И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели. М.Исаковский

Изображение слайда
22

Слайд 22: Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Высказать свое отношение к проблеме, поднятой автором

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно- это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения( как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума. Д.С.Лихачев

Изображение слайда
23

Слайд 23: О чем говорится в тексте ? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста?

Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет! Но народ, ее населявший? Что станет с ним? Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!»-говорили про удачливого. «В начале было Слово, - сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно. Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае- пятьсот, но скорее всего меньше. М.Ганина

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

Публицист использует следующие языковые средства: именительный представление ( воспитанный человек ) непосредственное обращение к собеседнику (…..) риторический вопрос (…..); неполные предложения (…..) оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкции (……) противопоставление (…..) ; ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (…..) отвлеченная лексика (…..).

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27: Проба пера

Что значит найти себя? Что важнее: как жить или для чего жить? Все работы хороши, выбирай на вкус.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля»

Спасибо за сотрудничество

Изображение слайда