Презентация на тему: Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности
Определение
История СДВГ – XVIII век
История СДВГ – XVIII век
История СДВГ – XIX век
История СДВГ – 1900-1959 годы
История СДВГ – 1900-1959 годы
История СДВГ – 60- е
История СДВГ – 7 0- е
История СДВГ – 7 0- е
История СДВГ – 8 0- е
История СДВГ – 80- е
История СДВГ – 9 0- е
История СДВГ – 21 век
Классификация СДВГ – DSM-5
Классификация СДВГ – МКБ-10
Классификация СДВГ МКБ-11
Распространенность
Распространенность
Диагностика по DSM-5
Диагностика МКБ-10
Диагностика СДВГ
Дифференциальный диагноз
Дифференциальный диагноз
Дошкольный возраст
Школьный возраст
Подростковый возраст
Коморбидные расстройства
Патогенез
Генетические механизмы
Пре- и перинатальные факторы
Нейропсихологические механизмы
Лечение
Лечение
Спасибо за внимание!
1/35
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8798 Кб)
1

Первый слайд презентации: Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности / СДВГ (англ. A ttention D eficit H yperactivity D isorder / ADHD ) — неврологическо -поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при склонности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

Изображение слайда
3

Слайд 3: История СДВГ – XVIII век

1775 год – Мельхиор Адам Вейкард – первое описание СДВГ описываются невнимательные, легко отвлекаемые, испытывающие недостаток в настойчивости, чрезмерно активные и импульсивные взрослые и дети л ечение: простокваша, растительные экстракты, катание на лошадях, изоляция

Изображение слайда
4

Слайд 4: История СДВГ – XVIII век

1798 год – Александр Крейтон выделил 2 типа расстройств внимания: СДВГ и Низкий темп деятельности

Изображение слайда
5

Слайд 5: История СДВГ – XIX век

Генрих Хоффман – Беспокойный Фил и Джонни Витающий-в-облаках История СДВГ – XIX век

Изображение слайда
6

Слайд 6: История СДВГ – 1900-1959 годы

1902 год – Джордж Стилл – первое подробное описание СДВГ постоянное внимание является основой «морального контроля поведения» патология связана с заболеванием головного мозга

Изображение слайда
7

Слайд 7: История СДВГ – 1900-1959 годы

Другие события: возникновение «минимальной мозговой дисфункции»; зарождение фармакотерапии для лечения детей; появление гиперкинетического синдрома.

Изображение слайда
8

Слайд 8: История СДВГ – 60- е

закат ММД и рассвет Гиперактивности В конце 1950-х и начале 1960-х годов критические обзоры начали подвергать сомнению концепцию унитарного синдрома повреждения головного мозга у детей смещение акцента на гиперактивность Стелла Чесс

Изображение слайда
9

Слайд 9: История СДВГ – 7 0- е

расширение определяющих признаков гиперактивности; сформулирована первая наиболее достоверная для того времени модель гиперактивности (Вирджиния Дуглас, 1980): дефицит организованности, внимания, усилий ; дефицит тормозящего ответа на импульсы; недостаточность коррекции порога возбуждения от импульсов, предназначенных для удовлетворения сиюминутных потребностей; необычайно сильная склонность к немедленному подкреплению;

Изображение слайда
10

Слайд 10: История СДВГ – 7 0- е

расцвет медикаментозной терапии; т еория об окружающей среде как этиологическом факторе; н ачало применения модификации поведения; з арождение критериев оценки; а кцент на психофизиологии; в озникновение интереса к ММД или гиперактивности у взрослых.

Изображение слайда
11

Слайд 11: История СДВГ – 8 0- е

с оздание Синдрома дефицита внимания; р азработка научно-диагностических критериев; с оздание подтипов СДВ; СДВ становится СДВГ; СДВГ рассматривается как синдром д ефицита мотивации.

Изображение слайда
12

Слайд 12: История СДВГ – 80- е

Другие события периода: возрастает значение социальной экологии; создание мотивационной теории Грея система поведенческого торможения система поведенческой активации описание этиологии – нарушения в кортикально-лимбической системе, дефицит нейромедиаторов ; изменения научной оценке СДВГ; начало применения КПТ, антигипертензивных препаратов.

Изображение слайда
13

Слайд 13: История СДВГ – 9 0- е

СДВГ развивается в результате неврологических и генетических факторов; рост популярности фармакотерапии; появление акцента на коморбидности ; выявлен СДВГ девочек и взрослых.

Изображение слайда
14

Слайд 14: История СДВГ – 21 век

бурный рост числа исследований в области наследственности, молекулярной генетики, нейровизуализации результатом которых стало признание СДВГ как наследственной патологии; дополнены и уточнены существующие модели СДВГ; развивается медикаментозная терапия; СДВГ – патология, связанная с дефицитом тормозного влияния и исполнительной дисфункцией.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Классификация СДВГ – DSM-5

В DSM-5 выделяется 3 основных типа расстройства и 2 дополнительных : Расстройство дефицита внимания/гиперактивности: преобладание дефицита внимания — СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ (код 314.00) Расстройство дефицита внимания/гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности — СДВГ-ГИ или СДВГ-Г (код 314.01) Расстройство дефицита внимания/гиперактивности: смешанный тип — СДВГ-С (код 314.01). Другое уточнённое расстройство дефицита внимания/гиперактивности (код 314.01). Неуточнённое расстройство дефицита внимания/гиперактивности (код 314.01).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Классификация СДВГ – МКБ-10

F 90 - Гиперкинетические расстройства F 90.0 - Нарушение активности и внимания F 90.1 - Гиперкинетическое расстройство поведения F 90.8 - Другие гиперкинетические расстройства F 90.9 - Гиперкинетическое расстройство неуточненное

Изображение слайда
17

Слайд 17: Классификация СДВГ МКБ-11

6A05 – Синдром дефицита внимания и гиперактивности • 6A05.0: Представлена преимущественно невнимательность. • 6A05.1: Представлена преимущественно гиперактивность-импульсивность. • 6A05.2: Смешанный тип. • 6A05.Y: Другой уточнённый тип. • 6A05.Z: Неуточнённый тип.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Распространенность

По данным для населения Соединённых Штатов, это расстройство присутствует у 3—5 % людей, включая как детей, так и взрослых. СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространённость среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Распространенность

Гарвардское исследование 2006 года, включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции. Более высокая распространённость СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Диагностика по DSM-5

Симптомы СДВГ должны наблюдаться в разных ситуациях и обстановке. Для постановки диагноза необходимо наличие 6 симптомов (из группы «невнимательности» и/или «гиперактивности и импульсивности»), а с 17 лет — 5 симптомов. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и пациенты должны отставать от уровня развития большинства подростков своего возраста. Для постановки диагноза необходимо убедиться, что симптомы нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Диагностика МКБ-10

Для постановки диагноза СДВГ должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства (F90), но не критерии расстройства поведения (F91). Обобщая, должны выявляться некоторые из симптомов следующих групп: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Начало расстройства должно быть до 7 лет, продолжительность его не менее 6 месяцев, а коэффициент интеллекта (IQ) пациента выше 50, нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Диагностика СДВГ

Разумно использовать следующие тесты: Вендер Ютская шкала самооценки СДВГ у взрослых ( WURS ADHD Rating Scale  Wender PH ( Пол Вендер ) 1993 ) может использоваться для скрининговой оценки вероятности наличия СДВГ у взрослых; Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS) шкала для диагностики СДВГ у взрослых, разработанная совместно со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и исследователями из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы

Изображение слайда
23

Слайд 23: Дифференциальный диагноз

индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший; тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов; последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации; астенический синдром при соматических заболеваниях;

Изображение слайда
24

Слайд 24: Дифференциальный диагноз

специфические расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия ; эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет); сенсоневральная тугоухость; эпилепсия ( абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противо -эпилептической терапии); наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита- Мажениса, Беквита -Видемана, ломкой Х-хромосомы.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Дошкольный возраст

В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Школьный возраст

После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно нарастают. Требования к обучению таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в полной мере. Поскольку его поведение не соответствует возрастной норме, в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям (общий уровень интеллектуального развития у детей с СДВГ соответствует возрастному диапазону).

Изображение слайда
27

Слайд 27: Подростковый возраст

Гиперактивность у подростков с СДВГ значительно уменьшается, сменяется суетливостью, чувством внутреннего беспокойства. Для них характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении выполнения поручений и особенно длительной по времени работы. Нередко ухудшается успеваемость в школе, так как они не могут эффективно спланировать свою работу и распределить ее по времени, откладывают со дня на день выполнение необходимых дел.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Коморбидные расстройства

Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: экстернализированные (оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройство поведения), интернализированные (тревожные расстройства, расстройства настроения), когнитивные (нарушения развития речи, специфические трудности обучения - дислексия, дисграфия, дискалькулия ), двигательные (статико-локомоторная недостаточность, диспраксия развития, тики). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна ( парасомнии ), энурез.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Патогенез

генетические механизмы; воздействие пре- и перинатальные факторов; нейропсихологические нарушения; влияние неблагоприятных факторов внешней среды; воздействие пищевых факторов и несбалансированного питания; воздействие социально-психологических факторов.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Генетические механизмы

К числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ, относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина. В современных концепциях дефицит внимания у детей с СДВГ рассматривается как результат нарушений работы заднемозговой системы внимания, регулируемой норадреналином, тогда как характерные для СДВГ расстройства поведенческого торможения и самоконтроля - как недостаточность дофаминергического контроля за поступлением импульсов к переднемозговой системе внимания.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Пре- и перинатальные факторы

При сравнительном анализе анамнестических сведений у детей с СДВГ и их здоровых сверстников показано, что формированию СДВГ могут предшествовать нарушения течения беременности и родов, в частности гестозы, эклампсия, первая по счету беременность, возраст матери моложе 20 лет или старше 40 лет, длительное течение родов, переношенная беременность и недоношенность, низкая масса тела при рождении, морфофункциональная незрелость, гипоксически -ишемическая энцефалопатия, заболевание ребенка на первом году жизни. Другими факторами риска являются употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курение

Изображение слайда
32

Слайд 32: Нейропсихологические механизмы

Нейропсихологические механизмы СДВГ рассматриваются с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга, прежде всего - префронтальной области. Проявления СДВГ анализируются с позиций дефицита функций лобных и префронтальных отделов мозга и недостаточной сформированности управляющих функций (УФ). Пациенты с СДВГ обнаруживают «управляющую дисфункцию».

Изображение слайда
33

Слайд 33: Лечение

Фармакотерапия Адрено - и симпатомиметики – Атмоксетин ( Страттера ) – препарат первого выбора. Ингибитор обратного захвата норадреналина. Антидепрессанты – Бупропион ( Селективный ингибитор обратного захвата норадреналина и дофамина), Венлафаксин ( Селективный ингибитор обратного захвата серотонина и норадреналина), Дулоксетин ( Симбалта - Селективный ингибитор обратного захвата серотонина и норадреналина), Агомелатин ( Вальдоксан - Агонист мелатониновых рецепторов и антагонист 5HT2C-рецепторов)

Изображение слайда
34

Слайд 34: Лечение

другие нейротропные препараты – Мемантин ( NMDA- антагонист) препараты ноотропного ряда – Пирацетам, Кортексин, Семакс. Другие способы лечения: к огнитивно -поведенческая терапия при СДВГ; м едитации; с порт; улучшение взаимоотношений в семье и школе, просещение родителей, преподавателей и других членов окружения о СДВГ.

Изображение слайда
35

Последний слайд презентации: Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности: Спасибо за внимание!

«Походу у меня СДВГ…»

Изображение слайда