Презентация на тему: Символизм цвета куполов древнерусских храмов

Символизм цвета куполов древнерусских храмов
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
ФОРМА КУПОЛА
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
ЦВЕТ КУПОЛА
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Символизм цвета куполов древнерусских храмов
Список литературы
1/32
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 51)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (87420 Кб)
1

Первый слайд презентации: Символизм цвета куполов древнерусских храмов

Красулина Елизавета 191 ГД

Изображение слайда
2

Слайд 2: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой. Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение. История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой

Изображение слайда
3

Слайд 3

Римский Пантеон: вид снаружи и внутри

Изображение слайда
4

Слайд 4

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии – храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты…[2. стр. 260]» Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества. Д есятинная церковь в киеве 989-996 самая первая церковь

Изображение слайда
5

Слайд 5: ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными и конусовидными. Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже вXII в. купола напоминают воинский шлем.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Купола собора Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьевом-Боровском монастыре в Боровске Калужской области. Церковь Луки, архиепископа Крымского, в Новом Красногорского района Московской области.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Завершение и крест церкви Ильинской церкви в селе Барково Пушкинского района Московской области. Храм Иоанна Кронштадтского в городе Электросталь Московской области.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

Изображение слайда
9

Слайд 9

Луковичный купол собора Никольского монастыря, Переславль-Залесский Золотые луковичные купола Богоявленского собора, Кострома, XVI век

Изображение слайда
10

Слайд 10

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Изображение слайда
11

Слайд 11

Распятская колокольня Успенская церковь

Изображение слайда
12

Слайд 12

шатровая Троицкая, ныне Покровская, церковь «на Дворце» (иногда ее относят к «опричному» времени Ивана IV, ориентировочно к 1570-м годам)

Изображение слайда
13

Слайд 13

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло. Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола. Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

Изображение слайда
15

Слайд 15: КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Изображение слайда
16

Слайд 16

церковь Покрова на Нерли церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре Дмитриевский собор во Владимире

Изображение слайда
17

Слайд 17

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде) Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света. Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле (два купола) Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде (три купола)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Софийский собор в Новгороде (пять куполов) храм Христа Спасителя (пять куполов)

Изображение слайда
20

Слайд 20

Успенский собор во Владимире (пять куполов) Белогорского Николаевского монастыря под Пермью (семь куполов)

Изображение слайда
21

Слайд 21

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцатиглавый храм тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы — число земных лет Спасителя. Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Благовещенский собор (девять куполов) храм Спаса на Крови в Петербурге (девять куполов)

Изображение слайда
23

Слайд 23

Николо-Перервинский мужской монастырь в Москве (тринадцать куполов) Покровская церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма. (двадцать пять куполов)

Изображение слайда
24

Слайд 24

Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь в городе Серафимович Волгоградской обл. (тридцать три купола)

Изображение слайда
25

Слайд 25: ЦВЕТ КУПОЛА

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский. Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота. исаакиевский собор в санкт-петербурге

Изображение слайда
26

Слайд 26

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле. Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет. суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы

Изображение слайда
27

Слайд 27

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом. Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века. церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха» В Санкт-Петербурге

Изображение слайда
28

Слайд 28

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля. церковь Николы на Липне под Великим Новгородом

Изображение слайда
29

Слайд 29

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. собор Марфо-Мариинской обитель милосердия в Москве

Изображение слайда
30

Слайд 30

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили. собор Василия Блаженного в Москве

Изображение слайда
31

Слайд 31

Изображение слайда
32

Последний слайд презентации: Символизм цвета куполов древнерусских храмов: Список литературы

https://www.liveinternet.ru/users/5134221/post385027299 http://www.novartel.ru/formy-kupolov.php https://zen.yandex.ru/media/archlikbez/shlemy-svechi-i-shatry-5bf7fe26793dec00aa605223 https://zen.yandex.ru/media/id/5be191f1267d0e00abe22120/shatrovye-hramy-rusi-5be194d100bbe300a935b5a4 https://www.liveinternet.ru/users/3184308/post328973718 https://www.culture.ru/materials/253774/chto-oznachayut-kupola-pravoslavnykh-cerkvei

Изображение слайда