Презентация на тему: М. Шолохов "Судьба человека"

М. Шолохов "Судьба человека"
М. Шолохов "Судьба человека"
Михаил Александрович Шолохов “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно
М. Шолохов "Судьба человека"
М. Шолохов "Судьба человека"
М. Шолохов "Судьба человека"
М. Шолохов "Судьба человека"
М. Шолохов "Судьба человека"
Особенности жанра
Особенности жанра
Особенности композиции
Смысл названия рассказа
Словарная работа:
Анализ содержания рассказа
Проводы на войну
В церкви
Типы человеческого поведения
У коменданта лагеря
Ванюшка
Ванюшка
Значение рассказа «Судьба человека»
М. Шолохов "Судьба человека"
М. Шолохов "Судьба человека"
Выберите из четырёх высказываний одно, наиболее подходящее произведению “Судьба человека”. Аргументируйте свой выбор.
1/24
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 52)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (13789 Кб)
1

Первый слайд презентации: М. Шолохов "Судьба человека"

Изображение слайда
2

Слайд 2

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свой народ. Задачи: 1. Познакомить с особенностями композиции рассказа. 2. Раскрыть смысл названия рассказа. 3. Проследить судьбу человека, искалеченного войной.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Михаил Александрович Шолохов “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества”. М. А. Шолохов

Изображение слайда
4

Слайд 4

Годы жизни М. А. Шолохова (1905 – 1984) Один уходит без следа, Других родня в округе чтит, А Он, как чистая вода Для всех над Родиной горит. И поколение не одно Под той звездой опять, опять, Склонясь над книгами Его, Учиться будет и страдать. (Т. Смертина)

Изображение слайда
5

Слайд 5

Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая 1905 года в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье. Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии, но не закончил образование. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии. В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 — рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926).В Великую Отечественную войну писатель служил военным корреспондентом газет «Правда», «Красная звезда», был свидетелем разгрома фашистов под Сталинградом.В послевоенные годы Шолохов продолжает литературную и общественную деятельность. В 1965 г. в Стокгольме М.А.Шолохову была вручена Нобелевская премия. Михаил Александрович Шолохов ушёл из жизни 21 февраля 1984 года в станице Вёшенской, что на крутом берегу тихого Дона.

Изображение слайда
6

Слайд 6

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.

Изображение слайда
7

Слайд 7

"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Изображение слайда
8

Слайд 8

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя. Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Особенности жанра

Рассказ - повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Эпопейный рассказ Сказ – повествовательное произведение, в котором: 1. Повествователь – человек из народа. 2. Используются местные говоры. 3. Автор опирается на фольклор.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Особенности жанра

Жанр произведения «Судьба человека» - рассказ-эпопея. В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Особенности композиции

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествование от имени главного героя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Смысл названия рассказа

Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Словарная работа:

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится. Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Анализ содержания рассказа

О чем это произведение? В каких строчках выражена основная мысль? Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

Изображение слайда
15

Слайд 15: Проводы на войну

Прижалась ко мне, как лист к ветке…Опять обнял её, вижу, что она не в себе… Зачем я её тогда оттолкнул… Сердце будто тупым ножом режут…

Изображение слайда
16

Слайд 16: В церкви

До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть. Будто я не человека,а какого-то гада ползучего душил…

Изображение слайда
17

Слайд 17: Типы человеческого поведения

Герои Поведение Солдат-христианин Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней. Взводный Безропотно, покорно ожидает своей участи. Доктор «..в плену и потемках свое великое дело делал».

Изображение слайда
18

Слайд 18: У коменданта лагеря

Захотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Ванюшка

Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!»

Изображение слайда
20

Слайд 20: Ванюшка

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

Изображение слайда
21

Слайд 21: Значение рассказа «Судьба человека»

Шолохов в рассказе раскрывает весь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома,гибель сына в День Победы. Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».

Изображение слайда
23

Слайд 23

«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван».

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: М. Шолохов "Судьба человека": Выберите из четырёх высказываний одно, наиболее подходящее произведению “Судьба человека”. Аргументируйте свой выбор

Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина) Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов) Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев) Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело. (И.С. Грачева)

Изображение слайда