Презентация на тему: Шнитке Альфред Гарриевич

Шнитке Альфред Гарриевич
Шнитке Альфред Гарриевич
Семья
Шнитке Альфред Гарриевич
Шнитке Альфред Гарриевич
Шнитке Альфред Гарриевич
Музыкальное образование
Смерть Шнитке
Основные произведения
Сочинения для оркестра в том числе с участием солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)
Шнитке Альфред Гарриевич
Концерты
Шнитке Альфред Гарриевич
Другое…
Вокальные и хоровые произведения
Шнитке Альфред Гарриевич
Шнитке Альфред Гарриевич
Шнитке Альфред Гарриевич
Шнитке Альфред Гарриевич
Сочинения для клавишных инструментов
Музыка к фильмам
Шнитке Альфред Гарриевич
Шнитке Альфред Гарриевич
1/23
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 27)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (307 Кб)
1

Первый слайд презентации: Шнитке Альфред Гарриевич

Чарыев Б.А. 7 «А»

Изображение слайда
2

Слайд 2

Альфред Гарриевич Шнитке (нем.  Alfred Schnittke ) (1934г.—1998г.) — советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР(1987г.).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Семья

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс в Республике немцев Поволжья в смешанной еврейской-немецкой семье. Его отец, Гарри Викторович Шнитке(1914—1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву, в 1930 году — в Покровск, где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях; рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик». Мать, Мария Иосифовна Фогель (1910—1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка; работала учительницей немецкого языка. В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком В. Г. Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1889—1956) и редактора Теи Абрамовны Шнитке.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — там же, 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица» ( Unsere Straße, там же, 1952, нем.), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» (1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Weither leuchtet ein Stern» (совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).

Изображение слайда
5

Слайд 5

В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком В. Г. Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1889—1956) и редактора Теи Абрамовны Шнитке. Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — там же, 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица» ( Unsere Straße, там же, 1952, нем.), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» (1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Weither leuchtet ein Stern» (совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).

Изображение слайда
6

Слайд 6

Двоюродный брат А. Г. Шнитке — правозащитник и общественный деятель Владимир Эдуардович Шнитке (род. 1939), председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост». Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист. Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Музыкальное образование

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты «Österreichische Zeitung». По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс».

Изображение слайда
8

Слайд 8: Смерть Шнитке

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в МГК имени П. И. Чайковского. В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам. В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской консерватории. В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10). Могила Шнитке на Новодевичьем кладбище

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные произведения

Сценические произведения Оперы 1962 — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована 1991— Жизнь с идиотом. Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева 1993— Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера. 1994 — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом. Балеты 1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева. 1985 — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского. 1986 — Пер Гюнт. Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Сочинения для оркестра в том числе с участием солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)

Симфонии 1957 — Симфония «нулевая» в 4 частях. 1972 — Симфония № 1 в 4 частях. 1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях. 1981 — Симфония № 3 в 4 частях. 1984 — Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра. Одночастная. 1988 — Симфония № 5 / Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях. 1992 — Симфония № 6 в 4 частях. 1993 — Симфония № 7 в 3 частях. 1994 — Симфония № 8 в 5 частях. 1997—1998 — Симфония № 9 в 3 частях.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Concerto Grosso На гражданской панихиде по Шнитке играет Ростропович 1977 — Concerto Grosso № 1 для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (есть авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях. 1981—1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях. 1985 — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных. 1988 — Concerto Grosso № 4 / Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях. 1991 — Concerto Grosso № 5 для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой. 1993 — Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Концерты

1957 — Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962). 1960— Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro. 1964 — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato. 1966 — Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный. 1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный. 1979 — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный). 1978 — Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato. 1984 — Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) — Lento. 1985 — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo. 1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo. 1987—1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный. 1989 — Монолог для альта и струнного (камерного) оркестра. Одночастный.

Изображение слайда
13

Слайд 13

1990 — Концерт № 2 для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave. 1994 — Концерт для троих для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа]. 1997 — Концерт для альта и малого оркестра (не опубликован; находится на стадии расшифровки). 1966 — Вариации (коллективные) на темы Шестнадцатой симфонии Н. Я. Мясковского для симфонического оркестра. Авторы: М. И. Чулаки, А. Н. Александров, Е. К. Голубев, С. А. Баласанян, В. Г. Фере, Д. Б. Кабалевский, А. Шнитке, А. Николаев, Н. Н. Сидельников, А. Я. Эшпай, Р. К. Щедрин. 1968 — Pianissimo… 1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale. 1979—1980 — Пассакалия 1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Другое…

Увертюра Детство Чичикова Портрет Шинель Фердинанд VIII Чиновники Бал Завещание 1984—1985 — Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда). 1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру). 1991 — Sutartines для струнного оркестра и ударных. 1992 — Hommage à Grieg (Посвящение Григу). 1994 — Симфонический пролог для оркестра. 1994 — For Liverpool для оркестра.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Вокальные и хоровые произведения

Для солиста (солистов) с сопровождением 1965 — Три стихотворения М. И. Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано. 1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов). 1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе). Дурные монахи; Песнь о любви; О театре; Друзьям; Песня мародёров; Надежда; Горная дорога; Прошение. 1977 — Магдалина для голоса и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»). 1980 — Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина. Стихи Ф. Танцера. I. Sur une etoile; II. Entfernung; III. Reflection.

Изображение слайда
16

Слайд 16

1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля. 1988 — Drei Gedichte von Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано. «Wer Gedichte macht…» (без названия); Der Geiger (Скрипач); Dein Schweigen (Твоё молчание). 1993 — Mutter для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке). 1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра. Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Для хора (с сопровождением и без) 1958 — «Нагасаки», оратория для хора и симфонического оркестра в 6 частях. 1975 — Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях. 1976 — Der sonnengesang des Frany von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в немецком переводе). 1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий. 1983 — Seid nuchtern und wachet… (История доктора Иоганна Фауста). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке. 1984 — Три хора для смешанного хора a capella. Богородице Дево радуйся; Господи Иисусе Христе; Отче наш.

Изображение слайда
18

Слайд 18

1984—1985 — Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году: «О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»; «Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»; «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»; «Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим». 1987— Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века. (Первое исполнение — 26 декабря 1988 года, Дом культуры МГУ на Ленинских горах. Государственный камерный хор, дирижёр В. Полянский).

Изображение слайда
19

Слайд 19

Плакался Адамо предъ раемо съдя; Приимя мя, пустыни, яко мати чадо свое; Сего ради нищъ есмъ; Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши; Окаянне убогыи человъче!; Зря корабле напрасно приставаема; Душе моя, како не устрашаешися; Аще хощеши победити безвремянную печаль; Воспомянух житие свое клироское; Придъте, христоносении людие; Наго изыдохо на плачь сеи; Без слов. 1989 — Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление к первому воскресному празднику) для четырёхголосного смешанного хора и органа. 1991 — Торжественный кант для скрипки, фортепиано, хора и большого симфонического оркестра. 1992 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и камерного оркестра. 1994 — XII. Communio II (Lux Aeterna) из Requiem der Versöhnung (Памяти жертв Второй мировой войны) для смешанного хора и оркестра. Завершено по наброску А. Шнитке Г. Рождественским.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Сочинения для клавишных инструментов

1963 — Прелюдия и фуга для фортепиано 1965— Импровизация и фуга для фортепиано 1965 — Вариации на один аккорд для фортепиано 1971— Восемь детских пьес для фортепиано. 1979 — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук. 1987 — Соната № 1 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва). 1990 — Три пьесы для клавесина 1990 — Пять афоризмов для фортепиано (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.) 1990 — Соната № 2 для фортепиано в 3 частях: Moderato — Lento attacca — Allegro moderato. 1992 — Соната № 3 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegro — Lento — Allegro. 1994 — Сонатина для фортепиано в 4 руки.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Музыка к фильмам

1962 — Вступление; 1963—1964 — Вызываем огонь на себя; 1965 — Похождения зубного врача; 1966 — Дневные звёзды; 1967 — Дом и Хозяин, Комиссар; 1967—1987 — Ангел (к/а «Начало неведомого века», новелла первая); 1968 — Шестое июля; 1969 — Балерина на корабле; Ночной звонок; Вальс; 1970 — Белорусский вокзал; Дядя Ваня; Спорт, спорт, спорт; Чайка; 1971 — Ты и я; Последний рейс «Альбатроса»; Наш Гагарин; Шкаф;

Изображение слайда
22

Слайд 22

1971 — Выше голову; 1972 — Горячий снег; На углу Арбата и улицы Бубулинас; Бабочка; Право на прыжок; Чили в борьбе, надежде и тревоге (документальный); 1973 — Города и годы; Былое и думы; Трудные дороги мира/Равновесие страха (д/ф); В мире басен; 1974 — Выбор цели, Осень; И всё-таки я верю…; 1974—1981 — Агония; 1975 — Рикки-Тикки-Тави; 1976 — Белый пароход; Клоуны и дети; Восхождение; Повесть о неизвестном актёре; Приключения Травки ;Сказ про то, как царь Пётр арапа женил; 1977 — Счёт человеческий; Я к вам лечу воспоминанием... (м/ф); 1978— Отец Сергий; 1979 — Парадоксы эволюции (документальный); Маленькие трагедии; Фантазии Фарятьева; Экипаж; 1980— Лариса; 1981 — Звездопад; Зачем бабируссе клыки? (д/ф); И с вами снова я; 1982 — Прощание; Сказка странствий; Крепыш; Осень; 1984— Мёртвые души; 1985 — Любимец публики;

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: Шнитке Альфред Гарриевич

1988 — Шаг (используемая музыка); Балкон (используемая музыка); 1989 — Иной (используемая музыка); Посетитель музея; 1990— Я сюда больше никогда не вернусь (используемая музыка); Сфинкс (используемая музыка); Воспоминания без даты; 1992 — Присутствие (используемая музыка); 1993 — Владимир Святой; 1994 — Мастер и Маргарита; 1996 — Страх, чёрное и белое (используемая музыка).

Изображение слайда