Презентация на тему: ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: чарвака -локаята (основные идеи)
2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
ПЕРВЫЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПЕРВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА (АФИНСКАЯ ШКОЛА)
ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1/13
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 92)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (78 Кб)
1

Первый слайд презентации: ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Изображение слайда
2

Слайд 2: ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(V1-Vвв. до н.э.) представлена двумя школами: конфуцианством и даосизмом. КОНФУЦИАНСТВО : родоначальник Кун Фу- цзы. Главное философское сочинение "Лунь юй " ("Беседы и высказывания"). Центральные проблемы - этические и политические; в основе этического учения - понятия "взаимность", "золотая середина", "человеколюбие": именно они составляют правильный путь - ДАО, которому должен следовать человек. Конфуций сформулировал "золотое" правило нравственности: "Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы он поступал по отношению к тебе". Нравственный идеал человека - это "благородный муж", который следует долгу и закону, требователен к себе (а не к другим)и живет в согласии с людьми, но не следует за ними. Во втором веке до н.э. принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной идеологией Китая вплоть до Нового времени (17 18 вв.).

Изображение слайда
3

Слайд 3

ДАОСИЗМ : родоначальник сочинение "Дао- дэ- цзин ". Лао-цзы. Основное философское Наряду с этическими вопросами рассматривал проблемы онтологии и гносеологии. Центральное понятие ДАО, которое понимается как всеобъемлющий закон мироздания, первооснову мира и в то же время завершение всего существующего. Различает безымянное Дао и Дао, обладающее именем: безымянное Дао есть начало Неба и Земли, а Дао, обладающее именем - начало всех вещей и явлений. «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает все.» Соответственно 2-м Дао существует и 2 вида знания: мистическое знание безымянного Дао, которое доступно не всем, а только совершенно мудрым, и обыденное знание Дао, обладающего именем, т.е. знание лишь о конкретных вещах, которым обладают большинство людей. Совершенно мудрый живет по принципу недеяния. Он, как и сам Дао, "не борется, но умеет побеждать".

Изображение слайда
4

Слайд 4: ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ранняя форма этой философии заимствовала мифологические и религиозные образы и понятия из великой книги ВЕДЫ, в частности из одной из ее частей, которая называется Упанишады ( буквальный перевод "сидеть у ног Учителя "). В частности, Брахман - это не только имя бога, но и одно из первых философских понятий, обозначающих духовное первоначало мира. Тесная связь древнеиндийской философии с религией (брахманизмом и буддизмом) определила ее преимущественно ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ характер. Высший смысл жизни в Упанишадах - постижение и слияние с духовным первоначалом мира - Атманом-Брахманом и освобождение от сансары. Это путь отречения от богатства и учености, освобождение от привязанностей, печали, зависти и надежды. Упанишады проповедуют подвижничество, подаяние, честность, ненасилие, подавление страстей. Особое место в постижении сущности мироздания отводится духовным практикам, прежде всего йоге и связанной с ней медитации.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Основные положения философии буддизма: 1. жизнь с рождения человека исполнена страданиями; 2. страдания связаны с нашими желаниями и страстями; 3. освобождение от страданий связано с освобождением от сансары – бесконечной цепи перерождений, перевоплощений нашей бессмертной души в различных материальных оболочках; 4. освобождение от страданий - это достижение нирваны (состояния полной невозмутимости, освобождение от желаний и страстей); 5. путь достижения нирваны - уход от активной жизни, невмешательство в естественный ход вещей, созерцательность, медитация.

Изображение слайда
6

Слайд 6: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: чарвака -локаята (основные идеи)

1. отвергает религиозно-идеалистические положения Вед; 2. не верит в жизнь после смерти; 3. опровергает существование Бога; 4. признает первичность материального и вторичность идеального 5. материальное первоначало мира, материю обозначает понятием « пракрити »; 6. утверждает, что все живое состоит из пяти элементов ( первовеществ ): огня, воздуха, воды, земли и пространства; 7. после смерти все распадается на эти пять элементов; 8. утверждает, что сознание возникает из земли, воды, огня и воздуха (по сути это вульгарный материализм в объяснении природы сознания).

Изображение слайда
7

Слайд 7: 2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ: 1. КОСМОЦЕНТРИЗМ 2. ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ И ПОЛЕМИЧНОСТЬ 3. ГУМАНИСТИЧНОСТЬ 4. РАЦИОНАЛИСТИЧНОСТЬ ( "ПРЫЖОК ОТ МИФА К ЛОГОСУ") 5. МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ (ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ МОДЕЛЕЙ МИРА И ЧЕЛОВЕКА) 6.СЛОЖИВШИЙСЯ ФИЛОСОФСКИЙ ЯЗЫК

Изображение слайда
8

Слайд 8: ПЕРВЫЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

1. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА: ФАЛЕС, АНАКСИМЕН, АНАКСИМАНДР искали ПЕРВОМАТЕРИЮ,ПЕРВОВЕЩЕСТВО, из которого состоят все вещи. ФАЛЕС: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДА; АНАКСИМЕН: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ВЫСТУПАЕТ ВОЗДУХ; АНАКСИМАНДР: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ АПЕЙРОН - это нечто беспредельное, материальное, не сводимое ни к одному из известных веществ. Все вещи из него выходят и после гибели в него возвращаются.

Изображение слайда
9

Слайд 9

2. ШКОЛА ДЕМОКРИТ АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА : ЛЕВКИПП, ВСЕ ВЕЩИ СОСТОЯТ ИЗ АТОМОВ И ПУСТОТЫ. ЖИЗНЬ - ЭТО СОЕДИНЕНИЕ АТОМОВ, СМЕРТЬ - ЭТО РАЗЪЕДИНЕНИЕ АТОМОВ В ПУСТОТЕ. ДУША - ЭТО ТОЖЕ СОЕДИНЕНИЕ ОСОБЫХ, ОГНЕННЫХ АТОМОВ. ОНА КОНЕЧНА, КАК И ТЕЛО И ОЗНАЧАЕТ РАСПАДЕНИЕ, РАЗЪЕДИНЕНИЕ ЭТИХ АТОМОВ. ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР ДВУМЯ СПОСОБАМИ: С ПОМОЩЬЮ ОЩУЩЕНИЙ И С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА. ПЕРВЫЙ ВИД ЗНАНИЙ ОН НАЗВАЛ "ТЕМНЫМ ", А ВТОРОЙ - "СВЕТЛЫМ", ТАК КАК ОЩУЩЕНИЯ НЕ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗНАТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, ВЕДЬ ПО МНЕНИЮ ДЕМОКРИТА, СУЩНОСТЬЮ ВЕЩЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ АТОМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОЗНАТЬ ЛИШЬ РАЦИОНАЛЬНО, С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА.

Изображение слайда
10

Слайд 10: ПЕРВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА: основоположник ПИФАГОР СУЩЕСТВУЕТ ДВА МИРА: МИР ВЕЩЕЙ И МИР ЧИСЕЛ. ВЕЩИ МАТЕРИАЛЬНЫ, ЧИСЛА - ИДЕАЛЬНЫ. МИР ЧИСЕЛ ПЕРВИЧЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К МИРУ ВЕЩЕЙ. МИР БЕСКОНЕЧЕН ПОДОБНО ЧИСЛОВОМУ РЯДУ, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТСЯ С ЕДИНИЦЫ, ИЛИ С МОНАДЫ. МОНАДА – ЭТО ИДЕАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО МИРА, БОГ.

Изображение слайда
11

Слайд 11

1. МОНАДА – ЭТО ЕДИНОЕ ДУХОВНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО МИРА. ЭТО ПЕРВОНАЧАЛО ИЗНАЧАЛЬНО ОБЛАДАЕТ ДВОЙСТВЕННОЙ ПРИРОДОЙ : С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕЧНО-МУЖЕСКОЙ, С ДРУГОЙВЕЧНО-ЖЕНСТВЕННОЙ, ЧТО ОБУСЛОВЛЕНО ЧИСЛОМ 2 ; 2. ДИАДА - ЭТО ЕДИНСТВО МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ ДРУГ ДРУГА. ИЗ ИХ СЛИЯНИЯ РОЖДАЕТСЯ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ МИРА, КОТОРОЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ЧИСЛО 3, И ОЗНАЧАЕТ ОНО ТРОЙСТВЕННОСТЬ МИРА (ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И БОЖЕСТВЕННОГО МИРОВ), А ТАКЖЕ ТРОЙСТВЕННОСТЬ САМОГО ЧЕЛОВЕКА (ЕДИНСТВО ТЕЛА, ДУШИ И ДУХА); 3. ТРИАДА - ЭТО ОСНОВА БЕСКОНЕЧНОГО МНОГООБРАЗИЯ МИРА И МАТЕРИАЛЬНОГО, И ИДЕАЛЬНОГО. ОТСЮДА МАТЕМАТИКО ФИЛОСОФСКАЯ ФОРМУЛА МИРОЗДАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕННАЯ ПИФАГОРОМ: 1=2=3.

Изображение слайда
12

Слайд 12: 2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА (АФИНСКАЯ ШКОЛА)

МИРОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНСТВО ДВУХ МИРОВ: МИРА ВЕЩЕЙ И МИРА ИДЕЙ. ВЕЩИ ИЗМЕНЧИВЫ, ОТНОСИТЕЛЬНЫ, ЗАВИСЯТ ОТ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА, КОНЕЧНЫ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МИР ВЕЩЕЙ - ЭТО НЕПОДЛИНОЕ БЫТИЕ. НАОБОРОТ, ИДЕИ ВЕЧНЫ, "ЗАНЕБЕСНЫ", НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МИР ИДЕЙ - ЭТО ПОДЛИНОЕ БЫТИЕ. МИР ИДЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СВОЕОБРАЗНУЮ ПИРАМИДУ, НА ВЕРШИНЕ КОТОРОЙ РАСПОЛАГАЕТСЯ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВНОЙ ПРИЧИНОЙ И КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ БЫТИЯ. ЭТО ИДЕЯ БЛАГА, ИЛИ БОГ. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС ПРИПОМИНАНИЯ. ДУША ЕГО ДО ВСЕЛЕНИЯ В ТЕЛО ПРЕБЫВАЕТ В МИРЕ ИДЕЙ. ПОСЛЕ ВСЕЛЕНИЯ В ТЕЛО ОНА ВСПОМИНАЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ В МИРЕ ИДЕЙ, И ЭТИ МОМЕНТЫ ПРИПОМИНАНИЯ ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ КАК МОМЕНТЫ ОЗАРЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ, В КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ.

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДУША ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: РАЗУМНОЙ, АФФЕКТИВНОЙ И ВОЖДЕЛЕЮЩЕЙ. ЭТА, ПРЕДЛОЖЕННАЯ ПЛАТОНОМ, СТРУКТУРА ДУШИ ПРЕДВОСХИТИЛА УЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ О СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА. РАЗУМНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ СООТВЕТСТВУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУ, АФФЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ, ДВИЖИМАЯ СТРАСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПСИХИКИ, А ВОЖДЕЛЕЮЩАЯ, ПРИВОДЯЩАЯ ЖЕЛАНИЯ И ИДЕИ В ПОСТУПКИ- ЭТО ВОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. ПО МНЕНИЮ ПЛАТОНА, ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖНО СТАТЬ ПРЕВРАЩЕНИЕ ИМЕННО РАЗУМНОЙ ЧАСТИ ДУШИ В ДОМИНАНТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ДОЛЖНО ВОЗОБЛАДАТЬ НАД ЧУВСТВАМИ. ПЛАТОН СОЗДАЛ ПЕРВУЮ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ЦЕЛОСТНУЮ И РАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. В СВЯЗИ С ЭТИМ, ЕСЛИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР НАЗЫВАЮТ "ЛИНИЕЙ ДЕМОКРИТА» В ФИЛОСОФИИ, ТО ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР - "ЛИНИЕЙ ПЛАТОНА".

Изображение слайда