Презентация на тему: Серебряный век русской культуры Новейшая история России

Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
Серебряный век русской культуры Новейшая история России
1/58
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (197061 Кб)
1

Первый слайд презентации

Серебряный век русской культуры Новейшая история России

Изображение слайда
2

Слайд 2

Многие литераторы и литературоведы претендуют на право считаться первыми, кто использовал термин «серебряный век» применительно к русской культуре рубежа XIX-XX вв. Наиболее вероятными кандидатами являются поэт Владимир Пяст и литературовед Разумник Иванов-Разумник, которые стали использовать это понятие в конце 1920-х гг., а также горячо настаивавший на своем первенстве поэт-эмигрант Николай Оцуп. Недавно было высказано предположение, что впервые слово «серебряный» по отношению к литературе символизма было использовано футуристом Глебом Маревым в 1913 г. Интересно, что изначально этим словам придавался негативный оттенок, так как культуру (и прежде всего литературу) XX века сравнивали с пушкинским, «золотым» веком, причем сравнение получалось явно в пользу пушкинских времен. Понятие Серебряного века Разумник Иванов-Разумник (1878-1946) русский и советский литературовед, литературный критик, социолог, писатель. Владимир Пяст (1886-1940) русский поэт-символист, прозаик, литературный критик, переводчик, теоретик литературы.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Понятие Серебряного века Постепенно, однако, негативный смысл понятия «серебряный век» был утерян. Этим термином стали определять выдающийся взлет русской культуры, произошедший на рубеже веков, ту эпоху, которую великий философ Николай Бердяев определил как русский «культурный, духовный ренессанс». Для широкой публики термин «серебряный век» стал важным и близким понятием после появления «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. Термин «серебряный век» чаще всего применяют к русской литературе, даже, точнее, к поэзии. Но, по сути дела, это понятие шире, тем более что перемены, происходившие в сфере литературы, неразрывно связаны с общими изменениями российской культуры. Николай Бердяев (1874-1948) русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализмa и персонализма Анна Ахматова (1889-1966) русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед

Изображение слайда
4

Слайд 4

Сегодня под культурой Серебряного века понимают все множество новаторских течений и поисков «нового искусства», породившее в России на рубеже веков огромное количество выдающихся произведений практически во всех сферах культуры. Это время распространения в России стиля модерн, проявившегося в литературе, живописи, музыке, и постепенного перехода от модерна к еще более новаторским течениям, которые в самом общем виде могут быть определены как авангард. Кроме того, Серебряный век определил не только формальные поиски писателей, художников, режиссеров, но и во многом сформировал определенный стиль жизни, создал публику, которая была способна воспринимать новое искусство. Понятие Серебряного века Русские писатели Серебряного века: Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. Проводы Лившица на фронт. Фотография Карла Буллы. 1914 г..

Изображение слайда
5

Слайд 5

Ученые расходятся в определении временных рамок Серебряного века. Большинство из них согласны с тем, что началась эта эпоха в конце 1880–1890-х гг., в тот период, когда начало формироваться мощное литературно-художественное направление – символизм, обозначивший перелом во всей русской культуре. Что же касается ее окончания, то некоторые связывают этот момент с революцией 1917 г., другие – с началом 1920-х гг. : окончанием Гражданской войны, смертью Блока и расстрелом Гумилева, третьи считают, что культура Серебряного века сохранялась в эмиграции вплоть до 1930-х годов. На сегодняшний день большинство ученых склоняются к тому, чтобы считать начало 1920-х годов границей Серебряного века. 1820-е 1830-е 1840-е 1850-е 1860-е 1870-е 1880-е 1890-е 1900-е 1910-е 1810-1840-е «Золотой век» русской литературы 1890-е-1910-е «Серебряный век» русской литературы История русской культуры Понятие Серебряного века

Изображение слайда
6

Слайд 6

Ряд исследователей отсчитывает историю Серебряного века от статьи Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» 1892 года. В ней Мережковский рассуждает о причинах застоя, поразившего русскую литературу во второй половине XIX века, и пророчит зарождение новых, сногсшибательных форм русского искусства. Российская литература нуждалась в модернизации так же, как российская экономика и российское общества. Модерн пришел в русскую литературу в 1890-е годы. Дмитрий Мережковский (186 6 -1 941 ) «…завтра же у нас может явиться новый романист, равный Тургеневу, новый поэт, равный Лермонтову, и написать гениальное произведение, – но все-таки великой, имеющей всемирное значение, русской литературы он не создаст. И тотчас же, после его смерти, наступит такой же упадок, такое же варварское и непонятное одичание, какое мы теперь переживаем. Дальше идти некуда. Напрасно близорукие рецензенты так горько плачут об отсутствии талантов. Во всяком случае это явление – стихийное и временное» Дмитрий Мережковский. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. 1892 г Начало Серебряного века

Изображение слайда
7

Слайд 7

Первым модернистским течением литературы Серебряного века стал символизм. Символизм – литературно-художественное течение, зародившегося во Франции за несколько десятилетий до этого. Помимо европейского воздействия, русские символисты находились под большим влиянием философских идей Владимира Соловьева. К старшему поколению символистов, так называемым декадентам, относятся идеологи течения Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, а также поэты Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, писатель Федор Сологуб. Зинаида Гиппиус (1869-1945) Символизм Владимир Соловьев (1853-1900) Дмитрий Мережковский ( 186 6 -1 941 ) Валерий Брюсов ( 1873-1924) Александр Добролюбов ( 1876-1945) Константин Бальмонт (1867-1942 )

Изображение слайда
8

Слайд 8

Символизм Младшее поколение символистов представлено именами поэтов Александра Блока, Андрея Белого, Иннокентия Анненского, Вячеслава Иванова. Их поиски «вечной женственности» оказали огромное влияние не только на поэзию, и на литературу в целом, и на искусство и философию. Особенно велико значение и влияние на мировую культуру наиболее известного символистского поэта Александра Блока. Александр Блок (1880-1921) Андрей Белый ( 1880-1934) Вячеслав Иванов (1866-1949) Иннокентий Анненский (1855-1909)

Изображение слайда
9

Слайд 9

Дом № 1 по Тверской улице Санкт-Петербурга, где в квартире Иванова собирался кружок младосимволистов

Изображение слайда
10

Слайд 10

Акмеизм В 1910-е гг. в противовес символизму молодое поколение литераторов выдвинуло новые идеи, основанные на стремлении придать максимальную ясность и выразительность словам, не превращая их в туманные символы. Большую новаторскую роль здесь сыграло созданное Николаем Гумилевым и Сергеем Городецким объединение «Цех поэтов» ( 1911-1914 гг.), в состав которого входили Осип Мандельштам, Анна Ахматова и другие. Это направление получило название «акмеизм», очевидно, происходящее от греческого слова « акме » – высшая точка, вершина развития или наивысший момент наслаждения. Зарисовка собрания «Цеха поэтов», основателей течения акмеизма. 1913 г.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Манифест акмеизма написал Николай Гумилев. Гумилев критиковал символистов за злоупотребление мистикой и призывал вернуться к предметности. Акмеисты считали, что поэзия должна быть неразрывно связана с реальной жизнью. Акмеизм Николай Гумилев (1886-1921) «Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа. И он вправе спросить идущее ему на смену течение, только ли звериными добродетелями оно может похвастать, и какое у него отношение к непознаваемому. Первое, что на такой допрос может ответить акмеизм, будет указанием на то, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Второе – что все попытки в этом направлении – нецеломудренны. Вся красота, все священное значение звезд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе. Бедность воображения обнаружит тот, кто эволюцию личности будет представлять себе всегда в условиях времени и пространства» Николай Гумилев. Наследие символизма и акмеизм. 1912 г.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Николай Гумилев (1886-1921) Осип Мандельштам (1891-1938) Анна Ахматова (1889-1966) «Цех поэтов»-акмеистов

Изображение слайда
13

Слайд 13

Для футуристов было характерно не только вызывающе шокирующее поведение, но и совершенно новый подход к слову как к материальному предмету, стремление к созданию многочисленных новых слов и словосочетаний, воспевание приближающегося нового мира. Манифест футуризма был опубликован в первом их сборнике – «Пощечина общественному вкусу». Еще одним важным литературным направлением 1910-х годов стал футуризм в различных его течениях, представленный Владимиром Маяковским, Алексеем Крученых, Велемиром Хлебниковым, Игорем Северяниным. Футуризм Из манифеста футуристов в сборнике «Пощечина общественному вкусу», 1912 г.: « Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество !» Пощечина общественному вкусу. 1912 г.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Велемир Хлебников (1885-1922) Владимир Маяковский (1893-1930) Алексей Крученых (1886-1968) Давид Бурлюк (1882-1967) Василий Каменский (1884-1961) Футуризм Из манифеста футуристов в сборнике «Пощечина общественному вкусу», 1912 г.: «Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то всё же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного ( самовитого ) Слова»

Изображение слайда
15

Слайд 15

Символизм 1890-е-1917 гг. Важнейшие представители: Брюсов, Гиппиус, Мережковский, Блок Основные модернистские течения русской литературы в период Серебряного века Акмеизм 1913-1917 гг. Важнейшие представители: Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузмин Футуризм 1912-1920-е гг. Важнейшие представители: Хлебников, Маяковский, Каменский, Бурлюк

Изображение слайда
16

Слайд 16

Имажинизм Вызов, брошенный футуристами окружавшему их миру, был развит и усилен течением имажинистов, приверженцами которого провозгласили себя в 1919 г. Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич. Имажинисты подчеркнуто противопоставляли себя обществу и искали принципиально новый художественный язык, который подходил бы наступившей новой эпохе. Для всех модернистских течений характерны не только поиски нового языка, но и стремление к синтезу искусств, к объединению в группировки для отстаивания своих эстетических идей, к стремлению издавать журналы, пропагандирующие эти идеи. Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин. Лето 1919 г. Москва.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Живопись Серебряного века прошла в своем развитии этапы, близкие к развитию литературы. 1890-е и начало 1900-х годов для русской живописи проходят под знаменем символизма. Важнейшую роль здесь сыграли художественные объединения «Мир искусства» и «Голубая роза». Живопись Серебряного века Групповой портрет членов объединения «Мир искусства ». Художник Борис Кустодиев. 1916 г.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Обложки журнала «Мир искусства»

Изображение слайда
19

Слайд 19

Художники-символисты, так же, как и их собратья литераторы, пытались выразить в своих произведениях загадочные отражения иной реальности, которые в нашем мире могли восприниматься только через систему символов. Для них характерна поэтизация и театрализация ушедших эпох, любовь к фантазии, стремление превратить весь мир в прекрасное произведение искусства. Живопись Серебряного века Ангел Последний. Художник Николай Рерих. 1912 г. Арлекин и дама. Художник Константин Сомов. 1907 г. Арлекин и смерть. Художник Константин Сомов. 1907 г.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Дама в голубом (Портрет Елизаветы Мартыновой) Художник Константин Сомов. 1897-1900 гг.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Демон сидящий. Художник Михаил Врубель. 1890 г.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Девушка с кленовой веткой. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. Художник Виктор Васнецов. 1896 г.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Ужин. Художник Леон Бакст. 1902 г.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Выход императрицы Екатерины II. Художник Александр Бенуа. 1912 г.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Петр Великий. Художник Валентин Серов. 1909 г.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Похищение Европы. Художник Валентин Серов. 1910 г.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Земский собор. Художник Сергей Иванов. 1908 г.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Японская кукла. Художник Борис Кустодиев. 1908 г.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Купчиха за чаем. Художник Борис Кустодиев. 1918 г.

Изображение слайда
30

Слайд 30

В противовес устремлениям символистов художники, входившие в объединение «Бубновый валет», возникшее в 1910 г., стремились сделать свое искусство максимально доступным для всех и поэтому использовали в своем творчестве «низкие» жанры, играя с художественными образами, характерными для лубка, рекламы, уличных вывесок. Бубнововалетцы писали подчеркнуто вызывающими, яркими красками, для них был характерен интерес к конкретному миру вещей. Авангард Велосипедист. Художник Наталья Гончарова. 1913 г.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. Художник Илья Машков. 1910 г.

Изображение слайда
32

Слайд 32

В 1910-е годы складывается разнообразный мир русского авангарда, уже не пытающегося отразить в своих произведениях окружавший художников мир, а создающего «новую реальность». Произведения художников становятся все менее и менее предметными. Они экспериметируют с чистым цветом (Казимир Малевич), с абстрактными формами (Василий Кандинский). Часто делаются попытки использовать нетрадиционные материалы, соединить живопись с архитектурой, создать коллажи, где вместе с живописью размещались реальные предметы, приобретавшие таким образом совершенно новый смысл. Наиболее крупными авангардными течениями десятых годов в России стали лучизм и супрематизм. Авангард Супрематическая композиция. Художник Казимир Малевич. 1916 г.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Композиция VII. Художник Василий Кандинский. 1913 г.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Черный квадрат. Художник Казимир Малевич. 1915 г.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Крестьянская семья. Художник Павел Филонов. 1914 г.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Композиция. Корабли. Художник Павел Филонов. 1913-1915 гг.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Архитектура Серебряного века Развитие архитектуры Серебряного века связано прежде всего с поисками в русле стиля модерн. Для архитектуры модерна характерны многие новаторские черты. Это и использование многочисленных технических новшеств, позволивших архитекторам создавать необычайно большие для того времени окна с причудливо изогнутыми рамами и изысканными балконными решетками. Это и совершенно необычный для того времени подход к пространству дома, когда при строительстве внешний вид здания «вырастал» из его интерьера. Это и игра со стилями ушедших эпох (мавританским, японским и т.д.), и интерес к принципиально новым постройкам (здания вокзалов, фабрик, типографий, больших универсальных магазинов, доходных домов). Крупнейшими русскими архитекторами этой эпохи были Лев Кекушев, Роман Клейн, Федор Шехтель, Вильям Валькот. Здание Ярославского вокзала в Москве. Архитектор: Федор Шехтель. 1902-1904 гг. Архитектурный стиль: неорусский стиль с элементами северного модерна.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Средние торговые ряды в Москве. Архитектор : Роман Клейн. 1889-1893 гг. Архитектурный стиль: эклектика.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Особняк Листа. Архитектор : Лев Кекушев. 1898-1899 гг. Архитектурный стиль: модерн.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Особняк Рябушинского. Архитектор : Федор Шехтель. 1900-1903 гг. Архитектурный стиль: модерн.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Гостиница «Метрополь ». Архитектор : Вильям Валькот. 1899-1905 гг. Архитектурный стиль: модерн.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Магазин « Мюр и Мерилиз » в Москве (ЦУМ). Архитектор : Роман Клейн. 1908 г. Архитектурный стиль: готика, модерн.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Ново-Никольские ( Иверские ) торговые ряды. Архитектор : Лев Кекушев. 1899-1900 гг. Архитектурный стиль: модерн.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Архитектор : Роман Клейн. 1912 г. Архитектурный стиль: неоклассицизм.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Дом компании «Зингер » в Санкт-Петербурге (сейчас – Дом книги). Архитектор: Павел Сюзор. 1902-1904 гг. Архитектурный стиль: модерн.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге. Архитектор: Гавриил Барановский. 1902-1903 гг. Архитектурный стиль: модерн с элементами эклектики.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге. Архитектор Гавриил Барановский. 1902-1903 гг. Архитектурный стиль: модерн с элементами эклектики На фасаде установлены четыре скульптуры Амандуса Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». Наука Торговля Промышленность Искусство

Изображение слайда
48

Слайд 48

Гостиница « Астория ». Архитектор: Федор Лидваль. 1911-1912 гг. Архитектурный стиль : неоклассицизм с элементами модерна.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Особняк Кшесинской. Архитектор : Александр Гоген. Годы постройки: 1904-1906 гг. Архитектурный стиль: модерн.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Музыка Сергея Рахманинова была насыщена глубокими символами, композитор часто обращался к средневековым образам и созвучиям. Для творчества Сергея Прокофьева в эту эпоху были характерны непривычные для уха слушателей диссонансы, резкие ритмы, гротескное звучание. Композиторы Серебряного века также постоянно искали новые пути творчества. Они пытались добиться принципиально нового звучания инструментов, найти необычные созвучия, неожиданные средства выразительности, объединяя звук и свет, как это делал Александр Скрябин (мечтавший даже создать произведение, в котором смешались бы звуки, свет, запахи, краски, движения), используя фольклорные мотивы и создавая как будто примитивную, а на самом деле очень сложную и утонченную музыку, как это делал Игорь Стравинский. Музыка Серебряного века Александр Скрябин (1871-1915) Русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке. Соответствие цветов и тональностей по Скрябину («Прометей») Игорь Стравинский (1882-1971) Русский композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века Сергей Прокофьев (1891-1953) русский и советский композитор Сергей Рахманинов (1873-1943) русский композитор

Изображение слайда
51

Слайд 51

Особую роль в культуре рубежа веков играл театр – как драматический, так и музыкальный. Один из важнейших принципов новой культуры – синтез искусств – был легко применим к театру, где слово, музыка, сценическое движение и декорации сливались воедино, оказывая сильнейшее воздействие на зрителей. Развитие русского театра в это время шло по двум основным путям – с одной стороны, продолжается и творчески развивается традиция «театра переживания», ярче всего проявившая себя в спектаклях Московского Художественного театра, само создание которого и деятельность его великих режиссеров и актеров стали заметнейшим рубежом в развитии как российского, так и мирового театрального искусства. Художественный театр, основанный в 1898 г. Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, провозгласил своим основным принципом реализм, правдивость в передаче действительности. Разработанная Станиславским его знаменитая «система» настраивала актера на вживание в образ своего персонажа и максимально убедительную передачу его психологического состояния. Плеяда великих актеров Художественного театра ( Иван Москвин, Василий Качалов и др.) достигла на этом пути невероятных художественных высот. Театр Серебряного века Константин Станиславский (1863-1938) русский театральный режиссёр, актёр и педагог, теоретик, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы

Изображение слайда
52

Слайд 52

Вместе с «театром переживания» российская сцена знала и шедевры «театра представления», подчеркивавшего прежде всего условность театральных постановок. Если Константин Станиславский стремился к тому, чтобы зрители видели на сцене настоящую реальную жизнь, то другие режиссеры (многие из них, кстати, были учениками Станиславского ) создавали в своих постановках иной мир, живущий по собственным, исключительно художественным законам. Один из родоначальников российского условного театра Всеволод Мейерхольд в первые десятилетия XX века создал множество спектаклей, проникнутых идеями символизма. Театр Серебряного века Всеволод Мейерхольд (1874-1940) Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика» Из статьи Всеволода Мейерхольда «Натуралистический театр и театр построения», 1906 г.: «У зрителя, приходящего в театр, есть способность добавлять воображением недосказанное. Многих влечет в театр именно эта Тайна и желание ее разгадать. <…> И зритель, приходящий в театр, несомненно, жаждет, хоть и бессознательно, этой работы фантазии, которая иногда превращается у него в творческую. Без этого разве могли бы существовать картинные выставки, например ? Натуралистический театр, очевидно, отрицает в зрителе способность дорисовывать и грезить, как при слушании музыки».

Изображение слайда
53

Слайд 53

Мейерхольд требовал от своих актеров совершенно особого движения на сцене, нового подхода к голосу и произнесению своих слов – исполнители не должны были забывать, что они не являются своими героями и не совершают тех поступков, которые показаны в пьесе. Эта грань между актером и его персонажем должна была ощущаться не только исполнителями, но и зрителями. Актер, подчиняясь режиссеру, должен создать условный зрительный образ, эта цель достигается не проникновением в психологию персонажа, а прежде всего c помощью движения, декораций, музыки, грима, звучания голоса. Совершая определенные физические действия, актеры Мейерхольда вызывали в себе то психологическое состояние, которое было нужно для создания образа. Мейерхольд был первым режиссером, осмелившимся сломать «четвертую стену», с существованием которой мирились все режиссеры до него. В каком бы духе ни ставился спектакль, актеры вели себя на сцене так, как будто их отделяет от зрителей незримая стена и поэтому они их якобы не замечают. В своей постановке пьесы Блока «Балаганчик» Мейерхольд заставил двух актеров выходить на сцену из зрительного зала и даже вести диалог, стоя в проходе, среди рядов, заполненных потрясенной и шокированной публикой. Театр Серебряного века Портрет Всеволода Мейерхольда. Художник Борис Григорьев. 1916 г.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Театр Серебряного века Евгений Вахтангов был учеником Станиславского и приверженцем системы Станиславского, однако он создал свое особое направление в театре, суть которого заключалась в постоянном подчеркивании театральной игры, когда режиссер ни на минуту не давал своим зрителям забыть, что перед ними актеры, представляющие театр. С максимальной силой это игровое начало выразилось в одном из величайших шедевров российского театра – спектакле «Принцесса Турандот », где происходило обнажение театрального приема и актеры постоянно вступали в контакт с залом, действуя в духе итальянской комедии дель арте. Евгений Вахтангов (1883-1922) русский и советский театральный режиссёр Актриса Анна Орочко в роли Адельмы в «Принцессе Турандот ». 1922 г.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Александр Таиров пошел дальше за Евреиновым по пути «театрализации театра», провозгласив освобождение театра от гнета драматурга и художника. Созданный Таировым Камерный театр, где блистала одна из выдающихся актрис XX в. Алиса Коонен, стал театром изысканных и новаторских режиссерских постановок. Театр Серебряного века Александр Таиров (1885-1950) российский и советский актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра ( 1914-1949 ) Алиса Коонен (1889-1974) Декорации Камерного театра

Изображение слайда
56

Слайд 56

Артистические кабаре Стремление к театральности и желание превратить весь окружающий мир в произведение искусства привели к большой популярности артистических кабаре, где собиралась художественная, театральная и литературная богема, подчеркнуто проводившая свое свободное время не так, как обычная публика. Самое знаменитое кабаре начала XX в. – «Бродячая собака», само по себе интересное явлением театрального искусства того времени. Кабаре было открыто в Петербурге в 1911 г. и просуществовало до 1915 г. Его организатором был известный театральный деятель того времени Борис Пронин. В «Бродячей собаке» собирались актеры, музыканты, поэты, которые рассматривали это место как своеобразный клуб. Когда популярность кабаре выросла, вход в него оставался бесплатным только «для своих», а всем остальным, желавшим посмотреть на собиравшуюся здесь элиту и на удивительные представления, приходилось платить высокую цену за билеты. Посетители «Бродячей собаки» становились исполнителями, выходя из-за своих столиков они читали стихи, танцевали, музицировали. «Бродячая собака» была воспета многими деятелями Серебряного века, больше всего ее прославила Анна Ахматова. Дом Жако – кабаре «Бродячая собака»

Изображение слайда
57

Слайд 57

Музыкальный театр Особую роль в русском искусстве конца XIX – начала XX в. сыграл музыкальный театр. Более высокий уровень условности открывал здесь даже большие возможности для экспериментирования по сравнению с театром драматическим. Большую роль в развитии российского театрального искусства сыграла Частная русская опера ( 1885-1904 гг.) – театральная антреприза, организованная известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Мамонтов сумел привлечь в свой театр выдающиеся музыкальные силы – здесь дирижировал Рахманинов и пел Шаляпин. Частная русская опера привлекала необычным для того времени репертуаром – здесь исполнялись исключительно произведения русских композиторов. Кроме того, впервые в истории российского театра исполнение декораций было поручено выдающимся художникам – так зародилась российская школа театральных оформителей. Это новшество имело и другие последствия – актеры, одетые в эффектные одежды, двигавшиеся на фоне замечательных декораций, начали по-новому оценивать роль сценического движения, жеста, осваивать авангардный выразительный язык. В этом отношении значительна была роль Федора Шаляпина – не только великого оперного певца, но и выдающегося драматического актера. Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Начало 1890-х годов.

Изображение слайда
58

Последний слайд презентации: Серебряный век русской культуры Новейшая история России

Огромную роль в развитии не только русской, но и мировой культуры сыграла деятельность Сергея Дягилева. Дягилев обладал определенными творческими способностями, но не проявил себя по-настоящему ни в одном из искусств. Но он был гениальным организатором, и именно благодаря его деятельности во многом стало возможным существование объединения «Мир искусства». Главным же достижением Дягилева было создание совершенно новой балетной труппы, куда он привлек самых выдающихся танцовщиков, постановщиков и декораторов того времени. Русские сезоны Дягилева (1908-1929 гг.) стали событием в музыкально-художественной жизни всей Европы. Не меньшее влияние на мировое искусство оказала и великая танцовщица Анна Павлова. Музыкальный театр Сергей Дягилев ( 1872-1929) русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева» Русский балет. Художник Август Маке. 1912 г.

Изображение слайда