Презентация на тему: Серебряный век» русской культуры

« Серебряный век» русской культуры
Хронологические рамки:
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Развитие науки: физика
Развитие науки: биология
Рост интереса к отечественной истории
Расцвет философской мысли
Литература
Новые течения в поэзии: символизм
Новые течения в поэзии: символизм
Новые течения в поэзии: символизм
«Королева символизма» - Зинаида Гиппиус
Новые течения в поэзии: акмеизм
Новые течения в поэзии: акмеизм
Новые течения в поэзии: футуризм
Поэтические эксперименты футуристов
Изобразительное искусство: реализм
Изобразительное искусство: реализм
Изобразительное искусство: реализм
Символизм в живописи
Символизм в живописи
Группа «Мир искусства»
Группа «Мир искусства»
Николай Рерих
Серебряный век» русской культуры
Развитие архитектуры. «Русский модерн».
Развитие архитектуры. «Русский модерн» Федор Шехтель. Особняк С.П. Рябушинского (неоготика)
Развитие архитектуры. «Русский модерн» Федор Шехтель. Особняк З.Г. Морозовой (неоготика)
Развитие архитектуры. «Русский модерн» Федор Шехтель. Дом Московского купеческого общества (рационалистический модерн)
Скульптура
Музыка: новые имена
Русская вокальная школа
Балет
«Русские сезоны» в Париже
Русский театр на рубеже веков
Рождение кино
«Оборона Севастополя» 1911 г.
С них начиналось киноискусство
Вывод
1/41
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 88)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2793 Кб)
1

Первый слайд презентации: Серебряный век» русской культуры

Изображение слайда
2

Слайд 2: Хронологические рамки:

Рубеж XIX – XX столетий. Интеллигенция в поисках ответов: Где правда? Где наш путь? Что такое революция? Как постичь гармонию мира?

Изображение слайда
3

Слайд 3: Просвещение

Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз Городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ Возросло количество средних специальных учебных заведений (промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, сельскохозяйственных и др.) Расширилась сеть вузов: к 1914 г. в России действовало более 100 вузов, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек (более 60 % студентов не принадлежали к дворянскому сословию) Развитие массового высшего женского образования (по количеству девушек, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в начале ХХ веке первое место в Европе)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Просвещение

«Ступени» образования: Начальная школа Гимназия Реальное училище Коммерческое училище Технический вуз Университет Гимназист 1 класса. Начало ХХ века.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Просвещение

Начальная школа – 3-4 года Гимназия – 8 лет (с 1875 г.). С 1902 г. доступ в гимназии открыт для всех сословий. Реальное училище – 7 лет (готовило специалистов для торговли и промышленности) Коммерческое училище – 7 классов (полный курс) или 3 класса (после 4-х классов реального училища) Университет - учеба в университете длилась  4 года  (у врачей 5 лет), но студенты имели полное право растягивать ее до 7.5 лет

Изображение слайда
6

Слайд 6: Развитие науки: физика

Петр Лебедев – изучение свойств света Николай Жуковский – «отец русской авиации» Константин Циолковский – «отец русской космонавтики»

Изображение слайда
7

Слайд 7: Развитие науки: биология

Иван Павлов – изучение рефлексов, Нобелевская премия 1904 г. Илья Мечников – создатель первой русской школы микробиологов, иммунологов и патологов, Нобелевская премия 1908 г. Владимир Вернадский – учение о биосфере и ноосфере

Изображение слайда
8

Слайд 8: Рост интереса к отечественной истории

Лекция В. О. Ключевского в Московском Университете. 1909 год Евгений Тарле (1875 – 1955)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Расцвет философской мысли

«Добрые дела, которые совер-шаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра…» Николай Бердяев

Изображение слайда
10

Слайд 10: Литература

Л. Н. Толстой М. Горький А. П. Чехов

Изображение слайда
11

Слайд 11: Новые течения в поэзии: символизм

Символисты протестовали против главного принципа реалистического искусства – непосредственного изображения окружающего мира. Символисты утверждали, что вера и религия – краеугольные камни человеческого бытия и искусства.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Новые течения в поэзии: символизм

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта… Валерий Брюсов Александр Блок

Изображение слайда
13

Слайд 13: Новые течения в поэзии: символизм

Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою — глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света. Над тобой — Эфир бездонный С яркой Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный Отраженной красотою. Константин Бальмонт

Изображение слайда
14

Слайд 14: Королева символизма» - Зинаида Гиппиус

ВСЁ КРУГОМ Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно-довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, чёрное, Изредка серое, в сером упорное… Но жалоб не надо. Что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. 1904 г.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Новые течения в поэзии: акмеизм

Николай Гумилев Анна Ахматова «Акмэ» в переводе с греческого – прекрасный, совершенный.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Новые течения в поэзии: акмеизм

Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть Узора милого не зачеркнуть. Осип Мандельштам 1909

Изображение слайда
17

Слайд 17: Новые течения в поэзии: футуризм

Владимир Маяковский Мы приказываем чтить права поэтов: 1) На увеличение словаря произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку…. Из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу», 1911 год

Изображение слайда
18

Слайд 18: Поэтические эксперименты футуристов

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! … Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики…. Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз Велимир Хлебников: Алексей Крученых:

Изображение слайда
19

Слайд 19: Изобразительное искусство: реализм

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета. 1901 г.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Изобразительное искусство: реализм

Василий Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912 г.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Изобразительное искусство: реализм

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889—1890

Изображение слайда
22

Слайд 22: Символизм в живописи

В 1907 г. в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников, тесно связанных с поэтами-символистами Символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением и включал в себя разных по живописным системам художников.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Символизм в живописи

М. Врубель. Царевна-лебедь. 1900 г. К. С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Группа «Мир искусства»

Объединение «Мир искусства» возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1925 г. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник  А. Н. Бенуа  и театральный деятель  С. П. Дягилев, при финансовом содержании княгини  М. К. Тенишевой. Художественное объединение «Мир искусства» оказало огромное влияние на развитие русского символизма и модерна.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Группа «Мир искусства»

Лев Бакст Константин Сомов Александр Бенуа

Изображение слайда
26

Слайд 26: Николай Рерих

Заморские гости. 1901 г. 1874 - 1947

Изображение слайда
27

Слайд 27

Марк Шагал (1887 - 1985) «Над городом», 1918 (Третьяковская галерея) Русский и французский художник  русско-еврейского  происхождения. Один из самых известных представителей художественного  авангарда  XX века.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Развитие архитектуры. «Русский модерн»

Федор Шехтель. Ярославский вокзал в Москве

Изображение слайда
29

Слайд 29: Развитие архитектуры. «Русский модерн» Федор Шехтель. Особняк С.П. Рябушинского (неоготика)

Изображение слайда
30

Слайд 30: Развитие архитектуры. «Русский модерн» Федор Шехтель. Особняк З.Г. Морозовой (неоготика)

Изображение слайда
31

Слайд 31: Развитие архитектуры. «Русский модерн» Федор Шехтель. Дом Московского купеческого общества (рационалистический модерн)

Изображение слайда
32

Слайд 32: Скульптура

Анна Голубкина. Старость. 1898 г. Сергей Коненков. Паганини. 1906 г.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Музыка: новые имена

Александр Скрябин Игорь Стравинский Сергей Рахманинов

Изображение слайда
34

Слайд 34: Русская вокальная школа

Федор Шаляпин (1873-1938) Антонина Нежданова (1873 - 1950)

Изображение слайда
35

Слайд 35: Балет

Анна Павлова Тамара Карсавина Вацлав Нижинский

Изображение слайда
36

Слайд 36: Русские сезоны» в Париже

Сергей Дягилев Афиша. Париж, 1911 год.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Русский театр на рубеже веков

К. С. Станиславский А. П. Чехов читает свою пьесу актерам Художественного театра

Изображение слайда
38

Слайд 38: Рождение кино

Первый русский постановочный кинофильм – «Стенька Разин и княжна». 1908 год

Изображение слайда
39

Слайд 39: Оборона Севастополя» 1911 г

Первая русская полнометражная кинопостановка. Режиссёр Василий Гончаров Александр Ханжонков Продюсер Александр Ханжонков Автор сценария Василий Гончаров Александр Ханжонков

Изображение слайда
40

Слайд 40: С них начиналось киноискусство

Яков Протазанов Александр Ханжонков Вера Холодная

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Серебряный век» русской культуры: Вывод

Культура начала ХХ века переживала небывалый расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни – оторванность и недоступность высоких достижений культуры широким массам народа.

Изображение слайда