Презентация на тему: Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История

Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
Содержание
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
История создания
Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
Премьеры
Премьера симфонии в блокадном Ленинграде
Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
Содержание симфонии
Первая часть
Вторая часть
Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История
1/16
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 27)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (18058 Кб)
1

Первый слайд презентации

Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История создания.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Содержание

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Содержание

Изображение слайда
3

Слайд 3: Дмитрий Дмитриевич Шостакович

« Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг ». из новостных выпусков в Европе в 1942г. Дмитрий Дмитриевич Шостакович Русский и советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Родился: 25 сентября 1906 г., Санкт-Петербург, Российская империя Умер: 9 августа 1975 г. (68 лет), Москва, СССР

Изображение слайда
4

Слайд 4: История создания

Неизвестно когда именно, в конце 30-х или в 1940 году, но еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему — пассакалию, сходную по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим младшим коллегам и ученикам. Тема простая, развивалась на фоне сухого стука малого барабана и разрасталась до огромной мощи. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. 22 июня 1941 года началась война. Шостакович вместе со всеми рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог, он был зачислен в пожарную команду ПВО. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части. Постепенно стал созревать крупный симфонический замысел. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. В сентябре, уже в блокадном Ленинграде, композитор создал вторую часть. Начал работу над третьей частью. История создания

Изображение слайда
5

Слайд 5

1 октября по специальному распоряжению властей его вместе с женой и двумя детьми самолетом переправили в Москву. Оттуда он отправился дальше на восток Шостакович решил остановиться в Куйбышеве. Здесь базировался Большой театр. Работа над финалом продвигалась медленно. Было тоскливо. Мать с сестрой остались в осажденном Ленинграде, переживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Последняя часть долго не получалась. Шостакович понимал, что в симфонии, посвященной событиям войны, все ожидали торжественного праздника грядущей победы. Но для этого не было пока никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. Не случайно позднее распространилось мнение, что финал по значимости уступает первой части, что силы зла оказались воплощенными значительно сильнее, чем вера в триумфальную победу над врагом. 27 декабря 1941 года Седьмая симфония была закончена.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Премьеры

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Премьера симфонии транслировалась радиостанциями на территорию как Советского Союза и так же за границу, а открывало трансляцию выступление Шостаковича. Второе исполнение произошло 29 марта под управлением С. Самосуда — симфония была впервые исполнена в Москве. Чуть позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске. Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне — её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. 19 июля 1942 года состоялась американская премьера симфонии в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини. Е.А. Мравинский Премьеры

Изображение слайда
7

Слайд 7: Премьера симфонии в блокадном Ленинграде

Ленинградская премьера Симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича прошла 9 августа 1942 года. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Дата премьеры была выбрана не случайно. На этот день захватчики планировали торжественный банкет в лучшей гостинице города. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в боль­ницу — подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города страдали от дистрофии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. Исполнению придавалось исключительное значение.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Зал филармонии был полон, публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также бойцы  ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии. В день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, которые считали, что город «мёртвый». Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: « Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть …» Значение первого исполнение симфонии

Изображение слайда
9

Слайд 9: Содержание симфонии

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Тональность до мажор выбрана не случайно. Она предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении. Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии : Allegretto Moderato — Poco allegretto Adagio Allegro non troppo Состав оркестра: 2 флейты, альтовая флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 5 литавр, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, 2 арфы, рояль, струнные. Содержание симфонии Состав оркестра : 2 флейты, альтовая флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 5 литавр, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, 2 арфы, рояль, струнные.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Первая часть

Написана в сонатной форме, с эпизодом вместо разработки. Начинается в до мажоре мелодией эпического характера, выраженным русским нацио­нальным колоритом. Побочная партия также песенна, напоминает колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворен­но. Но вот издалека раздается дробь барабана, а потом появляется похожая на куплеты шансонетки мелодия — олицетворение обыденно­сти. Н ачинается «эпизод нашествия ». Тема барабана, усиливаясь, повторяется одиннадцать раз. Уплотняется фактура, присоединяются новые инструменты, тема из­лагается аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в чудовище, скрежещущую машину уничтоже­ния, которая кажется, сотрет все живое. Но начинается противодействие. После мощной кульминации наступает минорная реприза. Очень выразительна побочная партия. Слышно соло фагота. В коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверж­дая победу. Первая часть

Изображение слайда
11

Слайд 11: Вторая часть

С керцо — выдержано в мягких, камерных тонах. Пер­вая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыб­ку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, в котором многие кри­тики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными бе­лыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печаль­но. Вторая часть

Изображение слайда
12

Слайд 12

Адажио. Оно открывает­ся хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед при­родой». Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части, обострен­ные впечатлением непреходящей красоты во второй. Реприза начинает­ся речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таин­ственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр. Начинается переход к последней части. Третья часть

Изображение слайда
13

Слайд 13

В начале финала — тоже еле слышное тремоло литавр, тихое звуча­ние скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит посте­пенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается глав­ная тема, полная неукротимой энергии. Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды — печальный и величественный, как память о пав­ших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заклю­чения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и гря­дущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбонов. Четвертая часть

Изображение слайда
14

Слайд 14

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное значение. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония» 28 февраля 2015 года симфония была исполнена в Донецкой филармонии в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне как часть благотворительной программы «Блокадники Ленинграда — детям Донбасса» фрагменты «Ленинградской симфонии» использованы в кинофильмах: « Ленинградская симфония» (1958 ); «Военно-полевой роман» (1983 ); «1871» (1990 ) и других. Современное исполнение

Изображение слайда
15

Слайд 15

«Ленинградская симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Седьмая СПб ГБУ ДО "ДМШ №45 Пушкинского района" Выполнила Наумчик Ирина История

Конспект занятий https:// ru.wikipedia.org/wiki https:// yandex.ru/images https:// www.belcanto.ru/s_shostakovich_7.html https://pikabu.ru/story/sekretnoe_oruzhie_leningrada__simfoniya__ 7_shostakovich_5664927 https:// soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya https://www.youtube.com/watch?v=qAl6oYMiV94 https:// www.youtube.com/watch?v=0kU3Q_Vi81w https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2107167539232174027&text= вторая+часть+7+симфонии+шостаковича& where=all https://yandex.ru/video/preview/?filmId=60485010623780694&text= третья+часть+7+симфонии+шостаковича https ://yandex.ru/video/preview/?filmId=8135561199520788510&text= четвертая+часть+7+симфонии+шостаковича https ://fb.ru/article/182528/simfoniya-shostakovicha-istoriya-sozdaniya-kratko Список источников

Изображение слайда