Презентация на тему: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ

Реклама. Продолжение ниже
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ
Содержание: Цель исследований психогенетического интеллекта……………………………3 Подход изучения психогенетического интеллекта по К. Спирмену ……………5 Подход изучения
Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвящено межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от возраста испытуемых,
Как справедливо пишет М.А. Холодная, « в современных условиях интеллектуальный потенциал населения — наряду с демографическим, территориальным, сырьевым,
Согласно подходу Ч.Э. Спирмена - существует некоторый общий фактор, определяющий успешное решение отдельных тестовых задач — фактор общего интеллекта,
Л. Терстон утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых способностей. Основанием такого утверждения служило выделение нескольких групповых
в результатах Спирмена кроме общего присутствуют частные факторы, т.е. отдельные способности, а выделенные Терстоном факторы коррелируют между собой, т.е.
В психогенетике используются психометрические процедуры, поскольку именно они позволяют получить континуум индивидуальных оценок ( тесты Векслера,
По мнению А. Дженсена, необходимо, очевидно, вообще «различать фенотип, подлежащий изучению, и некоторый частный индекс этого фенотипа. Интеллект как
Учитывая, что любой метод психогенетики, как и вообще любой исследовательский метод, имеет свои ограничения, наиболее убедительные сведения мы можем добыть,
Одно из первых таких обобщений появилось в 1963 г. В нем были обобщены результаты 52 работ, включавших 30 000 пар — 99 групп людей разных степеней родства. В
Следующее обобщение содержится в работе Р. Пломина и Ф. де Фриза. В ней сопоставляются результаты, усредненные дважды — по работам, произведенным до 1963 г. и
у разлученных МЗ близнецов сходство несколько ниже, однако оно все же выше, чем у родственников, живущих вместе, но имеющих только 50% общих генов (у первых
Н орвежское исследование близнецов-мужчин, служащих в норвежской армии. У 757 пар МЗ и 1093 пар ДЗ близнецов, которые были разделены на когорты по годам
Возможно, это отражает действие каких-то факторов, специфичных для Норвегии, но нам сейчас важно обратить внимание на то, что изменения (даже существенные)
Еще в 1958 г. А. Анастази детально проанализировала первую работу по разлученным МЗ близнецам, имевшую довольно большую выборку — 19 пар. Оказалось, что
Позже, в 1974 г., вышла нашумевшая и обсуждаемая до сих пор работа Л. Кэмина «Наука и политика IQ ». Она может служить хорошим примером анализа первого из
Только 10 пар были разлучены так, что не воспитывались в родственных семьях и не посещали одну школу, хотя 8 пар из них достаточно часто встречались. Для этих
Вывод: На данный момент еще не существует единого мнения о понятии «интеллект», как и точности его определения. Самым лучшим способом исследования является
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ
1/20
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 14)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (488 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Факультет - Психология Кафедра – Гуманитарных и естественных наук Самостоятельная работа По дисциплине: Основы психогенетики На тему: «Психогенетические исследования интеллекта». Выполнила студентка 2 курса заочной формы обучения ( группа ПБЗ-Н-П-2018-1) Низаметдинова Екатерина Робертовна Проверил: профессор, доктор биологических наук Лебедев Андрей Андреевич САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2019 г.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Содержание: Цель исследований психогенетического интеллекта……………………………3 Подход изучения психогенетического интеллекта по К. Спирмену ……………5 Подход изучения психогенетического интеллекта по Л.Терстону ………….......6 Методы изучения психогенетического интеллекта…………..............................11 Вывод……………………………………………………………………………....19 Литература……………………………………………………………………..…..20

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвящено межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от возраста испытуемых, различными тестами. Думается, не будет большим преувеличением сказать, что эти работы заним ают около 80% всего массива психогенетических публикаций принято считать, что преобладание данной проблематики объясняется стремлением понять происхождение социально наиболее значимой психологической переменной: именно с оценками интеллекта коррелирует школьная и профессиональная успешность, социальная мобильность и другие проявления социального благополучия или неблагополучия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
4

Слайд 4: Как справедливо пишет М.А. Холодная, « в современных условиях интеллектуальный потенциал населения — наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества — является важнейшим основанием его прогрессивного развития »

Однако как объект генетического исследования интеллект чрезвычайно «неудобен», прежде всего из-за отсутствия четкого, принятого если не всеми, то хотя бы большинством исследователей определения этого понятия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Согласно подходу Ч.Э. Спирмена - существует некоторый общий фактор, определяющий успешное решение отдельных тестовых задач — фактор общего интеллекта, обозначаемый буквой «g» (от « general factor »). Аргументом «за» его существование служит обычно констатируемая корреляция между оценками, получаемыми по разным тестовым задачам; предполагается, что успешность решения отдельных субтестов может совпадать только в том случае, если за ними стоит одна и та же латентная переменная в данном случае — общий интеллект. Однако наряду с общим фактором «g» в каждом когнитивном тесте присутствует специфичный только для него частный фактор «s». Поэтому теория Спирмена и названа двухфакторной теорией интеллекта

Чарльз Эдвард Спирман (10.09.1863-17.09.1945)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Л. Терстон утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых способностей. Основанием такого утверждения служило выделение нескольких групповых факторов, которые и были обозначены как «первичные умственные способности». Их — 7: пространственная способность, перцептивная, вербальная, вычислительная, мнемическая, беглость речи и логическое рассуждение. Согласно этой концепции, описание индивидуального интеллекта — профиль, а не единственная оценка в столько-то баллов IQ. Дополнительными аргументами «за» эту точку зрения являются факты чрезвычайного развития какой-либо одной способности (например, описаны случаи необычных мнемических и вычислительных способностей), а также, наоборот, резкого снижения одной конкретной способности при некоторых хромосомных аномалиях

Луис Терон Терстон (27.05.1887-30.09.1955)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: в результатах Спирмена кроме общего присутствуют частные факторы, т.е. отдельные способности, а выделенные Терстоном факторы коррелируют между собой, т.е. имеют некоторую общую основу. Поэтому речь идет скорее об одной теории, в рамках которой подчеркивается либо общий ( Спирмен ), либо частные ( Терстон ) факторы. Эта дилемма, возникшая еще в 20—30-х годах, существует поныне. До сих пор одни исследователи отрицают существование общего фактора «g », другие полагают, что работы последних лет также подтверждают его существование, хотя никто из них не утверждает, что «проблема интеллекта» решена

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: В психогенетике используются психометрические процедуры, поскольку именно они позволяют получить континуум индивидуальных оценок ( тесты Векслера, Стенфорд-Бине, Бейли и т.д. — в зависимости от возраста ), Все выводы касаются только того «интеллекта», который диагностируется этим инструментарием. Отсутствие какой-либо теории интеллекта, стоящей за ним, о тмечалось многократно. И ногда исследователи специально оговаривают, что именно будет пониматься под термином «интеллект» в конкретной работе. Например, американская исследовательница С. Скарр в одной из своих работ написала: «Для целей данной главы интеллект определяется как оценки ( scores ) когнитивных тестов, включая стандартные тесты интеллекта и факторы извлекаемые из тестов специфических когнитивных способностей; чаще всего интеллект будет означать общий интеллект, или "g". Принимается, что интеллект развивается через овладение культурно значимыми знаниями и навыками в человеческой "социальной среде »

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
9

Слайд 9: По мнению А. Дженсена, необходимо, очевидно, вообще «различать фенотип, подлежащий изучению, и некоторый частный индекс этого фенотипа. Интеллект как психологический конструкт и IQ как стандартизованная оценка данного ментального теста — примеры фенотипа и его индекса. Интерпретация данных, получаемых при изучении изменчивости оценок интеллекта прямо зависит от интерпретации той латентной переменной, на диагностику которой направлена используемая методика

Артур Дженсен (24.08.1923-22.10.2012)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Учитывая, что любой метод психогенетики, как и вообще любой исследовательский метод, имеет свои ограничения, наиболее убедительные сведения мы можем добыть, объединяя и сопоставляя результаты, полученные разными методами

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
11

Слайд 11: Одно из первых таких обобщений появилось в 1963 г. В нем были обобщены результаты 52 работ, включавших 30 000 пар — 99 групп людей разных степеней родства. В обобщение были включены только те исследования, которые имели достаточно большие выборки, не вызывавшие сомнений психодиагностические методики, в близнецовой части — надежную диагностику зиготности. Более двух третей всех корреляций относится к баллам IQ, остальные — к специальным тестам. Даже врозь воспитанные монозиготные близнецы имеют более высокое в среднем сходство, чем дизиготные и сиблинги, выросшие вместе. Это позволило авторам сделать вывод о генетической обусловленности вариативности оценок интеллекта: средние значения корреляций близки к тем, которые могут быть получены теоретически, с учетом только меры генетической общности

Сиблинги – дети одних родителей. Термин используется для без конкретизации пола.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12: Следующее обобщение содержится в работе Р. Пломина и Ф. де Фриза. В ней сопоставляются результаты, усредненные дважды — по работам, произведенным до 1963 г. и с 1976 по 1980 г. Это позволяет оценить воспроизводимость результатов — очень важный показатель их надежности. Обе колонки корреляций, независимо от колебаний величины коэффициентов, обнаруживают одну и ту же закономерность: одинаковые гены дают высокое сходство по интеллекту даже в том случае, если среда была разной; одна и та же среда, при отсутствии общих генов, дает несопоставимо меньшее сходство по баллам IQ. В самом деле: сходство вместе выросших МЗ близнецов равно надежности теста, т.е. результатам повторного тестирования одних и тех же людей v= 0,86 и г = 0,87 соответственно);

Близнецы – дети одной матери, развивающиеся в течение одной беременности и родившиеся с небольшим временным промежутком. Монозиготные близнецы Дизиготные близнецы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
13

Слайд 13: у разлученных МЗ близнецов сходство несколько ниже, однако оно все же выше, чем у родственников, живущих вместе, но имеющих только 50% общих генов (у первых оно равно 0,75, у вторых корреляции колеблются от 0,34 до 0,62); конец, у последней группы людей, воспитанных в одной семье, но являющихся родственниками, т.е. не имеющих общих генов, сходство по интеллекту самое низкое ( 0,15 - 0,25 ) Исключение составляет сходство супругов между собой, но это - избирательный подбор супружеских пар не результат совместной среды. Генетико-математический анализ этого материала, осуществленный методом подбора моделей, показал, что генетические влияния определяют 45% вариативности по интеллекту, а влияния общей среды имеют разный вес в разных группах: больше всего ее вклад — в выборке близнецов (37%), затем — сиблингов (24%), родителей и детей (20%), двоюродных родственников (11 %)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
14

Слайд 14: Н орвежское исследование близнецов-мужчин, служащих в норвежской армии. У 757 пар МЗ и 1093 пар ДЗ близнецов, которые были разделены на когорты по годам рождения с 1930 по 1960, оценивался широкий спектр интеллектуальных способностей. За это время, особенно после Второй мировой войны, в Норвегии произошли большие перемены в социальной и общеобразовательной политике в сторону расширения гражданских прав и возможностей для учебы. Результаты генетического анализа таковы: в целом по выборке внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов — соответственно 0,83 и 0,51; среди родившихся в 1931—1935 гг., перед войной, эти величины равны 0,84 и 0,51; для родившихся после войны и, следовательно, росших в существенно иных условиях корреляции практически такие же: 0,83 и 0,51. В результате оценки наследуемости оказались несколько выше тех, которые получают обычно: h2 = 2 ( гмз — гдз ) = 0,64 (как правило, они колеблются вокруг 0,50)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Возможно, это отражает действие каких-то факторов, специфичных для Норвегии, но нам сейчас важно обратить внимание на то, что изменения (даже существенные) социальной среды воспитания, находящиеся в пределах экологической адекватности для человека, не меняют зависимость вариативности интеллекта от вариативности генотипов в данной популяции. Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных экспериментальных (точнее, квазиэкспериментальных ) приемов психогенетики является исследование разлученных МЗ близнецов, поскольку в этом исследователь имеет близкую к критическому эксперименту ситуацию: два человека с идентичной наследственностью воспитаны разных условиях, и, следовательно, обнаруживаемое между ними сходство не может быть объяснено общей средой

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
16

Слайд 16: Еще в 1958 г. А. Анастази детально проанализировала первую работу по разлученным МЗ близнецам, имевшую довольно большую выборку — 19 пар. Оказалось, что внутрипарная разность баллов IQ тем больше, чем больше разница в полученном близнецами образовании: в парах с большой разницей (от 4 до 14 лет) в образовании средняя разность IQ составила 16 пунктов (в пользу лучшего образованного близнеца); в подгруппе с одинаковой продолжительностью образования эта разность существенно ниже — 4,5 пункта. Если разница в социальных условиях, оцененных экспериментаторами по 50-балльной шкале, больше 25 баллов, то средние различия по IQ равны 12,5 пункта; при небольшой разнице условий (в 7-15 баллов) интеллект различается меньше — на 6,2 пункта. В целом по группе различия в баллах IQ коррелируют: с различиями в образовании г = 0,79 (р<0,01); с различиями в социальных условиях. В целом А. Анастази заключает, что различий по IQ, порожденных случайными факторами, в этой группе разлученных МЗ нет, но отчетливо прослеживается положительное влияние образования. Р азлучение само по себе не приводит к возникновению различий

Анна Анастази (19.12.1908-4.05.2001)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Позже, в 1974 г., вышла нашумевшая и обсуждаемая до сих пор работа Л. Кэмина «Наука и политика IQ ». Она может служить хорошим примером анализа первого из указанных выше вопросов. Л. Кэмин заново обработал данные, полученные Дж. Шилдсом на 40 парах английских разлученных близнецов 8-59 лет. Оказалось, что 27 из них воспитывались в родственных семьях, причем чаще всего один близнец оставался у матери, а второй воспитывался либо у бабушки по матери, либо у тети. Только 13 пар попали в семьи, не связанные родством. Внутрипарные корреляции по IQ: 0,83 в первом случае и 0,54— во втором, причем оказалось, что во второй из этих подгрупп один близнец часто оставался у матери, а второй был отдан в семью близких друзей. У 7 пар были особо сходные условия; здесь корреляция неправдоподобно высока: г = 0,99, что значительно выше надежности теста; у остальных 33 пар г = 0,66. Более того, оказалось, что определенную роль играет и то, у чьих родственников воспитывался близнец — матери или отца; в первом случае г = 0,94, во втором г = 0,56

Леон Камин (29.12.1927-22.12.2017)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: Только 10 пар были разлучены так, что не воспитывались в родственных семьях и не посещали одну школу, хотя 8 пар из них достаточно часто встречались. Для этих 10 пар г = 0,47. Конечно, 0,47 — корреляция для данных условий достаточно высокая, она существенно выше, чем сходство приемных сиблингов, т.е. Детей, воспитывающихся в одной семье и, следовательно, разделяющих одну общесемейную среду, но не являющихся генетическими родственниками. Кроме того, благодаря отсутствию одних и тех же общесемейных влияний, она может служить прямой оценкой наследуемости и в таком случае примерно совпадает с коэффициентом наследуемости интеллекта, получаемым на основе метаанализа и равным примерно 0,50

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19: Вывод: На данный момент еще не существует единого мнения о понятии «интеллект», как и точности его определения. Самым лучшим способом исследования является многосторонний подход. Интеллектуальные возможности напрямую зависят о наших генов. Из поколения в поколения передаются не только внешнее сходство, привычки, поведенческие признаки, способы взаимодействия, ролевые позиции, но и наши способности и таланты. Это не означает, что при наличии желания достичь успеха в определенной области и не имея наследственных предпосылок Вы не сможете реализовать себя. Это означает лишь, что с Вашей стороны должно быть проявлено больше усилий, упорства, труда и проведено больше работы, чем человеку с нужным набором генов, доставшихся ему в наследство. Если в Вашем роду имеются гены великих музыкантов, это не значит что Вы моментально освоите музыкальный инструмент. Ваши предки развили в себе гены способствующие Вашему развитию в данной сфере в течение времени, но а Вы в свою очередь развивая талант имеете возможность передать это своим потомкам

Изображение слайда
1/1
20

Последний слайд презентации: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ

Литература: 1. Равич -Щербо И.В. Психогенетика : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/ И.В. Равич -Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич -Щербо. Аспект Пресс, 2000.-447 c.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже