Презентация на тему: САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (VII-XVII вв.)

САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (VII-XVII вв.)
Местное самоуправление в условиях зарождения и становления российской государственности (VI-XIV вв.)
Особенности исторического пути России
Следствие
Особенности территориального и социаль-ноэкономического развития Российского государства
Особенности территориального и социаль-ноэкономического развития Российского государства
Основные формы местного самоуправления, признаки и параметры взаимодействия с центральной властью:
ВЕЧЕ
ВЕЧЕ
ХI-ХII вв.
ХI-ХII вв.
Общинно-вечевой строй домонгольской Руси
Период монголо-татарского ига
САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (VII-XVII вв.)
Великий Новгород
Особенности Великого Новгорода
Власть и управление Великого Новгорода
Власть и управление Великого Новгорода
ВЕЧЕ
Структура Вече
Структура Вече
Структура Вече
Структура Вече
Голосование на Вече
САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (VII-XVII вв.)
3. Местное самоуправление в Московском государстве XVI-XVII веков
Новый этап в развитии местного самоуправления
Предпосылки развития местного самоуправления
Предпосылки развития местного самоуправления
Предпосылки развития местного самоуправления
Земство
Уезды
Волости
САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (VII-XVII вв.)
Земский собор
В состав Земского собора входили:
Земский собор
Первый Земский собор
Губная и земская реформы
Губная и земская реформы
При Иване Грозном
Губные старосты
Губные старосты
Земские старосты
До последней четверти ХVII вв ведении земских выборных находи- лись следующие дела:
Выводы
Выводы
Выводы
Выводы
1/49
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 90)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3991 Кб)
1

Первый слайд презентации: САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (VII-XVII вв.)

1. Местное самоуправление в условиях зарождения и становления российской государственности (VI-XIV вв.) 2. Великий Новгород – вершина самоуправления в истории средневековой Руси 3. Местное самоуправление в Московском государстве XVI-XVII веков

Изображение слайда
2

Слайд 2: Местное самоуправление в условиях зарождения и становления российской государственности (VI-XIV вв.)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Особенности исторического пути России

Страна на протяжении столетий развивалась в неблагоприятной геополитической обстановке. И Киевская Русь, и Московское княжество (также как в последующем Императорская Россия и Советский Союз) являлись объектом непрерывной многовековой агрессии сначала со стороны кочевых народов (печенеги, половцы, татары), а потом и «цивилизованных» стран Европы: поляков, шведов, турок, французов, немцев, вследствие чего историческое развитие государства во многом превратилось в череду «рывков», направленных на то, чтобы догнать своих западных соседей и противостоять восточным.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Следствие

геополитическая ситуация и связанная с ней позиция центральной власти, предопределили крайне неблагоприятные условия для развития местного самоуправления в России на протяжении длительного времени

Изображение слайда
5

Слайд 5: Особенности территориального и социаль-ноэкономического развития Российского государства

Славяне, оказавшись в VII-VIII вв. на территории слабозаселенной Восточной Европы, осваивали ее путем медленной земледельческой колонизации. Это освоение велось силами небольших родовых или соседских общин, которые вели замкнутое натуральное хозяйство на основе подсечно-огневого земледелия, охоты и рыбной ловли. Такой тип хозяйствования вел к расселению общин на обширной территории и к слабости внутриплеменных и межплеменных связей,

Изображение слайда
6

Слайд 6: Особенности территориального и социаль-ноэкономического развития Российского государства

2. Киевское государство, возникшее как союз двух славянских народов, Киева и Новгорода, под варяжским управлением, имело ограниченные возможности для того, чтобы поставить под контроль децентрализованную земледельческую периферию. Поэтому деятельность княжеской администрации сводилась главным образом к фискальной функции – сбору дани с подвластного населения, и она фактически не вмешивалась во внутреннюю жизнь

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные формы местного самоуправления, признаки и параметры взаимодействия с центральной властью:

дуалистический характер – сосуществование территориальной общины (селение, город, улица, конец) и сословных союзов (ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества); непосредственное участие народа в местном и сословном внутреннем самоуправлении; выборность должностных лиц; зависимость и подчиненность по определенному кругу вопросов от центральной власти; самостоятельность в решении задач местного значения.

Изображение слайда
8

Слайд 8: ВЕЧЕ

Важнейшей особенностью самоуправления на Руси в дохристианский период был его вечевой характер ( вече : от старославянского «вет» – совет). Вечевое устройство, возникшее примерно в Х в., охватывало все стороны жизни и строилось на принципе строжайшей подчиненности: племя рассматривалось как союз городов и пригородных общин, город – союзом улиц (концов), улица – союзом семейств.

Изображение слайда
9

Слайд 9: ВЕЧЕ

На вече решались вопросы войны и мира, призвания князей и сбора средств для ведения военных действий. Многие города (Киев, Новгород, Псков, Смоленск, Ростов и др.) состояли из более дробных административно-территориальных единиц – концов. Они представляли собой исторически сложившиеся общины, выросшие из древних родовых поселений и имели свои веча. Городское население подразделялось на десятки и сотни во главе с десятскими и сотскими и вместе с дружиной составляло княжеское войско.

Изображение слайда
10

Слайд 10: ХI-ХII вв

базой местного самоуправления являлась сельская территориальная община (мир, задруга, вервь), сочетавшая в себе элементы соседской и семейной общности. С ее помощью перераспределялись земельные наделы, решались фискальные вопросы, велись судебные тяжбы и споры, расследовались преступления и осуществлялись наказания.

Изображение слайда
11

Слайд 11: ХI-ХII вв

Наиболее развитой формой городского самоуправления в этот период выступало сословное (корпоративное) самоуправление – купеческое и ремесленных объединений (гильдий). Эти объединения были замкнутыми и функционировали на основании устава, который предусматривал независимость в решении собственных дел от боярства (дружины) и посадника (наместника). Должностными лицами городского самоуправления являлись сотские – у ремесленников, и старосты – у купцов. Посадник, будучи «оком государевым» на той или иной территории, назначался непосредственно князем из своих ближайших сородичей или из дружинников (бояр).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Общинно-вечевой строй домонгольской Руси

представлял собой дальнейшее развитие древних начал жизни славянских племен, которое шло в одном направлении с европейскими народами. Сложившаяся в Древней Руси форма городского правления была близка к европейской. Вече главного города в качестве верховного органа распространяло власть на значительную территорию, диктуя свою волю многочисленным пригородам и селам. Выборная власть была сильнее княжеской, особенно в последний период существования Киевского государства, и способствовала его распаду.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Период монголо-татарского ига

Старшие города утрачивают свое былое значение и практически исчезают. Если до нашествия татар объединяющим началом власти и самоуправления было вече старшего города, которому подчинялись все остальные веча, то теперь такого соподчинения по линии вече не остается в большинстве русских земель. Этим самым в значительной мере была деформирована основа славяно-русской общины – сословно-представительная власть, концентрировшаяся главным образом в старших городах – политических и экономических центрах территорий.

Изображение слайда
14

Слайд 14

2. Великий Новгород – вершина самоуправления в истории средневековой Руси

Изображение слайда
15

Слайд 15: Великий Новгород

Великий Новгород был столицей обширной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Из новгородских пригородов,разбросанных на этом необъятном пространстве, наиболее известными и важными были Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок. Основное ядро новгородской территории, в непосредственной близости от города, складывалось из пяти земель, называвшихся с ХV в. пятинами. Далее к северу и северо-востоку простирались обширные пространства новгородских земель, или волостей, тянувшиеся за Урал, до самого Северного Ледовитого океана.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Особенности Великого Новгорода

Новгородская земля, в отличие от других русских княжеств, избежала опустошительных набегов, что позволило ей сохранить самобытность своего развития; именно обширность территории предопределила, во многом, своеобразие форм управления и образа жизни этого города – республики; однако при всей своей самобытности Новгородская земля оставалась частью Руси, испытывала и переживала те же проблемы, что и другие регионы.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Власть и управление Великого Новгорода

Во главе новгородского сообщества (городского и сельского) стоял сильный, влиятельный и богатый класс феодалов – духовных и светских. Духовные феодалы – высшие церковные иерархи, источником доходов которых было владение землей, лесами, водными угодьями, покровительство торговле. Светские феодалы – бояре и житьи люди – новгородские домовладельцы и землевладельцы средней руки, а также своеземцы – мелкие земельные собственники. В новгородском боярстве выделялись две группы: крупные землевладельцы, потомки родоплеменной знати, и бояре – члены городской общины. Благодаря своему имущественному положению обе группы играли весьма значительную роль в городском управлении и самоуправлении.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Власть и управление Великого Новгорода

Важная роль принадлежала также сословию купцов, ремесленников и молодших людей. Ниже купцов на социальной лестнице стояла масса городского населения, так называемые черные люди, – мелкие торговцы и ремесленники, наемные работники (гончары, плотники, каменщики, кузнецы и др.). Свободное сельское население Новгородской земли делилось на две категории. В первую входили землевладельцы – собственники ( земцы ), которые иногда объединялись в товарищества и артели для совместного ведения хозяйства (так называемые сябры или складчики). Ко второй категории относились смерды, жившие на государственных землях Великого Новгорода, на землях церкви и других частных собственников. Крестьяне были лично свободны и имели право переходить от одних землевладельцев к другим. Низшую ступень социальной лестницы в Новгородской земле занимали холопы, которые были слугами в боярских и других дворах, а также работниками в крупных боярских вотчинах и феодальных поместьях.

Изображение слайда
19

Слайд 19: ВЕЧЕ

Центральным органом власти в Господине Великом Новгороде было вече. Участвовать в нем могли (имели право голоса) только главы семейств, а сроки его проведения никогда заранее не определялись. Собиралось вече на городской площади (Ярославовом дворище), вмещавшей до 500 человек. На этой площади была выстроена башня, в которой помещалась канцелярия, а наверху – вечевой колокол для сбора горожан.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Структура Вече

Созывалось вече по требованию князя, посадника или тысяцкого. Главным исполнительным лицом городской власти был посадник. Он защищал интересы города перед князем, осуществлял контроль за его деятельностью, а также отвечал за верховный суд республики, назначение и смещение других должностных лиц. Начиная с ХIII века главный (степенный) посадник стал избираться из пяти пожизненных кончанских посадников сроком на один год.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Структура Вече

Вече назначало также посадников в пригороды, пятины и колонии. Помимо общегородского веча (общегородского схода) существовали кончанские и уличанские сходы, на которых выбирали в том числе и основных руководителей ополчения – тысяцкого, сотских, десятских. Тысяцкий являлся первым помощником посадника и отвечал за все, что связано с формированием и обеспечением городского ополчения. И у посадника, и у тысяцкого были свои помощники, которые выполняли различного рода поручения (судебные, административные и т.п.) – приставы, подвойские, позовники, известники.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Структура Вече

Демократическое устройство Великого Новгорода (как когда-то и Древних Афин) имело ту особенность, что все предварительные вопросы перед созывом веча рассматривал особый орган – совет господ, в который избиралось от 50 до 300 самых уважаемых граждан города. Кроме того, в него входили все ранее избиравшиеся посадники, тысяцкие, кончанские старосты, а также знатные и заслуженные бояре.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Структура Вече

Примечательной особенностью новгородского самоуправления было то, что вече избирало не только высшие исполнительные органы светской власти – посадника и тысяцкого, но и епископа (с 1136 года) и архиепископа (с 1165 года) – высшую духовную власть города. Архиепископа, который помимо руководства церковью и церковным судом председательствовал еще в совете господ, ведал городской казной и внешнеполитическими связями города, выбирали из трех кандидатов.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Голосование на Вече

Голосование на всех веча происходило, как правило, в открытой форме с помощью поднятия руки или оружия, а иногда криком или с использованием жребия. Изредка применялось тайное голосование на основе берестяных грамот. Решение принималось большинством, было обязательно для всех. Случалось, что вече могло превратиться в потасовку, продолжавшуюся несколько дней, или в подобие суда с такими оригинальными формами судопроизводства, как сбрасывание с волховского моста или открытый грабеж боярских домов.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Как форма самоуправления Новгородское вече прекратило свое существование после похода на город в 1478 году войск Ивана III. По его распоряжению был снят и отправлен в Москву символ новгородской свободы – вечевой колокол. Псков потерял свою самостоятельность в 1570 году, причем вся городская элита была насильно переселена в другие уезды государства.

Изображение слайда
26

Слайд 26: 3. Местное самоуправление в Московском государстве XVI-XVII веков

Изображение слайда
27

Слайд 27: Новый этап в развитии местного самоуправления

связан с периодом становления и развития Русского централизованного государства в ХVI веке, во время правления Ивана IV Грозного в ходе проведенных губной (30-е гг. XVI в.) и земской (50-е гг. XVI в.) реформ, началось формирование его подлинных основ, структур и элементов, хотя и в интересах прежде всего самодержавной власти, решительно боровшейся за свои привилегии с боярской оппозицией.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Предпосылки развития местного самоуправления

Именно с этого периода еще более углубилась пропасть, возникшая в XIV в. и еще дальше разошлись пути развития европейских и русских городов. Уже в XIII-XIV вв. многие города Европы в результате вооруженной борьбы, или как в Магдебурге путем выкупа ряда должностей, освободились от власти сеньоров и епископов и превратились в вольные самоуправляющиеся общины. Сложившееся в это время немецкое городское право, так называемое Магдебурское право, закрепило за городами значительные привилегии, самостоятельность в области суда, их право на самоуправление и освобождало горожан от многих налогов.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Предпосылки развития местного самоуправления

В середине XV в. самоуправление по Магдебурскому праву получили и русские города, оказавшиеся под властью Литвы. Показательно, что именно в это время в неравной борьбе с московскими князьями Новгород утратил остатки прежней вольности. В таких условиях русские города не могли иметь политической самостоятельности и подобно европейским городам быть вольными общинами.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Предпосылки развития местного самоуправления

Начиная с закона о Юрьеве дне (1497 г.) в стране в течение всего XVI в. нарастало закрепощение крестьян, завершившееся в середине XVIII века. Самодержавная сверхцентрализация и крепостное право сказались самым непосредственным образом на формировании и развитии российского местного самоуправления, как в описываемый период, так и в последующем.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Земство

В XVI в. дальнейшее распространение получает такое территориально-политическое образование, как земство, т.е. власть, исходящая от земли, от народа. В период образования централизованного государства термин «земский» носил скорее характер общегосударственный, а не местный, но постепенно земство стало восприниматься как местное сообщество с присущими ему местными интересами и нуждами.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Уезды

В XVI в. стала формироваться и такая ключевая административно-территориальная единица, как уезд. Именно с историей развития уездной формы территориальной организации общества неразрывно связана вся история российского местного самоуправления. Уезд изначально формировался из пригородов или воссоединяемых с Российским государством земель по мере освобождения их от монголо-татарского ига. Отсюда шло и неравенство уездов и различие в их наименовании – «уезд», «земля», «царство». Постепенно из уезда вычленялись другие административно-территориальные единицы – волости, а также особые единицы – станы, погосты, трети, четверти. К концу XVI в. Уезд по своей значимости превосходит как более крупные единицы – земли, так и более мелкие – волости.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Волости

Волость же в это время сохраняется как основная хозяйственная единица, особенно на Севере, где большинство населения составляли свободные, черносошные крестьяне. Наряду с поместьем и вотчиной, сельская община ( волость ) утвердилась в качестве низовой территориально-административной ячейки общества и стала частью государственного устройства, обладавшей самоуправлением и известным комплексом публично-правовых функций. В рамках волости развивалось крестьянское хозяйство с обязательным севооборотом, сенокосами, общим выпасом скота и т.д., осуществлялась раскладка оброка, налогов и повинностей, их сбор. Именно на волости с ее круговой порукой держалась и строилась вся фискальная служба государства, через нее доходила до каждого плательщика.

Изображение слайда
34

Слайд 34

В период правления Ивана IV Грозного в Российском государстве сформировались основные территориальные сообщества, необходимые для устройства местного самоуправления: города, волости и уезды.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Земский собор

Поэтому в Московском царстве наряду с государственными органами власти и управления стала формироваться и активно действовать относительно самостоятельная подсистема управления – общественно-политическая. В XVI-XVII вв. она была представлена Земскими соборами как высшими сословно-представительными учреждениями и местными выборными земскими учреждениями ( земские избы во главе с избными старостами).

Изображение слайда
36

Слайд 36: В состав Земского собора входили:

царь, Боярская дума, Освященный собор, представители сословий – поместного служилого дворянства, городских (посадских) верхов (торговые люди, купечество), в отдельных случаях – государственных крестьян, а впоследствии и представители приказной бюрократии.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Земский собор

Собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в его работе в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Первый Земский собор

был созван в 1549 г. И вошел в историю как Собор примирения. Причиной его созыва было восстание в Москве в 1547 г. и необходимость разрешения противоречий между боярством и дворянами. Всего историки насчитывают в XVI-XVII вв. около 50 Земских соборов. По целям они условно делятся на четыре группы: созванные царем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирались цари.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Губная и земская реформы

Необходимые преобразования были осуществлены посредством проведения двух последовательных реформ – губной, которая началась рядом принятых окружением Елены Глинской (матери Ивана Грозного) в 1539-1541 гг. мер, направленных на ограничение власти наместников, и была завершена «правительством» А. Адашева, и земской, осуществленной в 1555-1556 гг. В результате этих реформ произошла поэтапная замена наместнического управления выборными губными учреждениями – губными избами (как сословно-представительными органами дворянства) и земскими органами самоуправления (земские избы), выбираемыми из зажиточных горожан и черносошных крестьян. Тем самым правительство не только значительно ослабляло власть региональной феодальной знати и усиливало позиции дворянства, но и впервые в истории России реально вводило в практику государственного строительства начала выборного самоуправления.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Губная и земская реформы

Создаваемые органы местного самоуправления были построены на сословном принципе и не имели отдельных от государства прерогатив, не были, говоря современным языком, самостоятельны в пределах своих полномочий. Выборные их дворян губные старосты и их помощники – целовальники («целовать крест», т.е. присягать) утверждались в должности Разбойным приказом как судебно-полицейским органом, которому подчинялись губные органы на всей территории государства. Ему же принадлежало исключительное право санкционировать приговоры губных органов, касающихся дел, связанных с татьбой и разбойными преступлениями. В некоторых городах (Москве, Новгороде, Пскове, взятой войсками Ивана Грозного в 1551 г. Казани) органы городского самоуправления по политическим и иным соображениям не создавались. Власть в этих городах находилась в руках назначаемых центральным правительством воевод

Изображение слайда
41

Слайд 41: При Иване Грозном

Изображение слайда
42

Слайд 42: Губные старосты

Правительство придавало особое значение должности губных старост, особенно во второй половине ХVI в., когда произошло объединение мелких губных единиц, а эта должность стала уездной. В губные старосты избирали только местных дворян, обязательно грамотных и оставленных от службы по старости или болезни. Для выборов собирались общие съезды, в которых независимо от общественного положения участвовало все население уезда, составляющего губной округ. Это были первые всеобщие выборы в России (повторились только через 200 лет при избрании городских депутатов в Уложенную комиссию 1767 года).

Изображение слайда
43

Слайд 43: Губные старосты

Участие в выборах было настолько обязательным, что воеводы имели право сажать в тюрьму дворян, не явившихся на выборы (вместо знатных в тюрьме сидели их крестьяне). Избирательная процедура заключалась в сборе подписей под выборным списком, который подписывали избиратели, а за неграмотных – их духовные отцы. При этом требовалось всеобщее согласие, а если его не было, то результат выборов определялся не большинством голосов, а решением царя.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Земские старосты

В середине ХVI в. в местное управление был введен еще один выборный институт – земских или «излюбленных» старост и целовальников, которым передавались все финансовые и судебные дела, входившие еще в сферу деятельности наместников. В результате этих преобразований царя Ивана IV, получивших название земская реформа, институт кормленщиков был упразднен, а их полномочия переданы выборным органам, контролируемым верховной властью.

Изображение слайда
45

Слайд 45: До последней четверти ХVII вв ведении земских выборных находи- лись следующие дела:

владение общинной землей; записка в тягло; раскладка и сбор податей; отправление повинностей; производство мирских выборов; местная полиция. Таким образом, общинные власти получили двоякое значение : они исполняли обязанности как внутриобщинные, так и общегосударственные. Но так как земские дела заключались, прежде всего, в сборе податей и в исполнении повинностей, т.е. в делах неместного характера, то государственные функции преобладали.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Выводы

Значительный ущерб местному самоуправлению этой эпохи нанесла опричнина, введенная в 1565 году. Это был период дезорганизации не только государственного управления, но и уничтожения самостоятельности и инициативы граждан в решении местных дел. Однако заложенные в период правления Ивана Грозного ростки гражданской и территориальной самоорганизации народа не исчезли бесследно. Сохранившись в городских и сельских общинах, они, в период великой смуты начала ХVII века, сыграли решающую роль в освобождении Русской земли от самозванцев и сохранение ею своего национально-государственного суверенитета.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Выводы

Важной особенностью управления в России ХVII века было то, что после Смутного времени к работе в государственных учреждениях приходит особая социальная прослойка, получившая общее название приказных людей. Приказные люди – специальная, в ХVII в. сформировавшаяся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Выводы

Другой особенностью этого времени было существенное изменение социально-экономических основ и условий жизнедеятельности российского общества: окончательно оформилось крепостное право, активно создается общероссийский рынок, нарастает социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, а также мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина, продолжает осваиваться Сибирь. Оборонительная линия государства продвигается на юг, юго-восток и юго-запад, осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города – опора центральной власти.

Изображение слайда
49

Последний слайд презентации: САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (VII-XVII вв.): Выводы

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посадских людей, их политическая активность снизилась. Дворянство теперь было больше заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян, и поскольку старый государственный аппарат плохо справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал в государственном управлении. Все это не могло не сказаться и на функционировании местного самоуправления.

Изображение слайда