Презентация на тему: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Реклама. Продолжение ниже
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности
1/16
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 26)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (985 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

В.Г. Васильев

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Проблема УС не только в том, что мы не можем до конца определиться, что это такое. Что первично С или УС и чем УС отличается от С. И не только в том, что каждый раз, ставя задачу формирования УС, мы вынуждены и доопределять это понятие в соответствии с методами (средствами) их формирования, и находить для этого детский временной ресурс, которого в современной школе практически нет. И это нормальная ситуация исследований и поиска генезиса и смысла понятия. И это задача моего выступления.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Главная проблема на наш взгляд в том, что УС не может не выступать и как цель, и как средство достижения образовательных результатов. В психологическом смысле данная проблематика удерживается диалектическим противоречием между процессами интериоризациии экстериоризации.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

В философской литературе экстериоризация рассматривается как психологический процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. http://refleader.ru/jgeatyigejge.html

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Существенное значение названному понятию было уделено Л.С. Выготским, по мнению которого человек овладевает собой (своим опытом) как одной из сил природы извне – при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологическим процессом (что, по сути, есть иртериоризация ) предполагает его предварительную экстериоризацию.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

где: СД - коллективная (социальная) деятельность, ИД - индивидуальная деятельность, К - культура, Зн - знак, идеал - идеальное; ИС - “приращение” индивидуального сознания. ( Педагогика развития: Красноярск 1996. с. 32-37. )

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Коллективное создание «культурных» знаков позволяет в деятельности выходить на индивидуальное действие (первая точка фиксации УС, как цели формирования). Все это, описанное выше в характеристике экстериоризации, внутреннее преобразование, имеет смысл УС только в случае обращения к другому и принятия этого обращения этим другим (вторая и третья точки фиксации УС). Самостоятельность проявляется и в акте обращения, и в акте принятия.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Понятно, что необходимость обращения и принятия возникают в деятельности, например, при решении учебной задачи. Если способ решения известен и определяет мотив действия, необходимости обращения не наступает, незачем обращаться.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

А если средств решения нет, если их надо найти, то возникает предельно самостоятельное действие, самостоятельное усилие по превращению субъекта(коллективного или индивидуального) одной деятельности в субъекта поисковой, исследовательской деятельности Психологический механизм этого перехода описан А.Н. Леонтьевым, как сдвиг мотива на цель. (раскрыть подробно)

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Так действия по решению задачи превращаются в поисковую деятельность (предтечу исследовательской) обнаружения или создания новых смыслов. Коллективная рефлексия и рационализация этих смыслов есть способ построения культурных знаков, определяющих индивидуальное действие в схеме интериоризации. И цикл замыкается. Но самостоятельное усилие по смене деятельности задает четвертую точку понимания смысла УС как средства.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Поскольку схема интериоризации лежит в основе формирования любой психической функции, то значение генезиса понятия и наших представлений об УС являются всеобъемлющими (поэтому и подходов к его определению так много, например). Поэтому, ставя задачу формирования того или иного образовательного результата, мы должны помнить о том, что целью и средством его достижения будет выступать УС

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Экстериоризация первична интериоризации в процессе формирования индивидуального опыта как психической функции. В экстериоризации личность занимает рефлексивную позицию по отношению к собственному опыту, отделяет себя как личность от опыта непосредственного восприятия и переживаний, порождает отношение к этому опыту, осмысляет и переосмысляет его и в этом процессе, порождает новый опыт, новое личностное знание.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

В этом смысле и процесс экстериоризации личностного опыта можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, в которой личность развивается, с другой – как творческую деятельность по преобразованию самой личности ( самостроительство ), субъектом которой, по сути своей, является сама личность.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Экстериоризация личностного опыта – это не просто «припоминание», «воспроизведение» прошлого опыта как базового знания, как уровня актуального развития, это деятельность осмысления и переосмысления имеющегося содержания базовых знаний на основе объективации его элементов и составляющих. Более того, личность способна породить новые знания, явно не вытекающие из прошлого опыта.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Последний слайд презентации: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности: Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже