Презентация на тему: РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л

РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л
1/17
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 52)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (13876 Кб)
1

Первый слайд презентации

РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л. БОРОВИКОВСКОГО

Изображение слайда
2

Слайд 2

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ (1735 - 1822 ) - русский художник-живописец украинского происхождения, крупнейший мастер парадного и камерного портрета, руководитель портретного класса в Академии художеств. В творчестве этого выходца из семьи украинского священ­ника, окончившего петербургскую Академию художеств, русская живопись впервые вышла на европейский уровень. Он был наделен даром создавать полнокровные и благородные образы, способностью к завораживающе точной передаче разнообразных фактур - тканей, камня, металла, человеческого тела. При этом целый ряд его произведений вводил русское искусство в контекст передовых умственных движений эпохи. Автопортрет Д. Левицкого

Изображение слайда
3

Слайд 3

Уже в ранних работах Д. Левицкий показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков. Это проявилось, например, в портрете Прокопия Демидова, владельца крупнейших горнопромышленных предприятий. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената. Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары. Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. «Портрет П.А. Демидова»

Изображение слайда
4

Слайд 4

Актуальные для русского Просвещения идеи подчинения самовластия закону были воплощены Левицким в картине «Екатерина II-законодатель­ница в храме богини правосудия ». Полотно Левицкого - уникальный случай, когда изображение монарха, полностью отвечая канонам жанра, является посла­нием общества государю, передает чаяния просвещенного дворянства. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона — афинского зако­но­дателя. Имперский орел восседает на фолиантах законов, а в раскры­ваю­щем­ся позади царицы море виден русский флот под Андреевским флагом с жез­лом Меркурия, знаком защищенной торговли, то есть мира и процве­та­ния. «Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини правосудия»

Изображение слайда
5

Слайд 5

Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773 - 1776 гг. Семь полотен серии «Смолянки» изображают девятерых воспитанниц института разных воз­растов (периодов обучения). Это памятник любимому детищу Екатерины II, эксперименту, в котором отразились ключевые идеи европейского Просве­ще­ния: воспитание нового человека, передовое образование для женщин. Они также наглядно свидетельствуют о постепенном изменении отношения к пери­одам человеческой жизни: если прежде ребенок в русском портрете представ­лялся, как правило, маленьким взрослым, то смолянки демонстриру­ют шаги на пути к отрочеству, которое именно в этой портретной серии впервые высту­пает отдельным, самостоятельным этапом. «Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой» (серия «Смолянки») «Портрет Екатерины Хрущевой и Екатерины Хованской» (серия «Смолянки»

Изображение слайда
6

Слайд 6

«Портрет Е.И. Молчановой» (серия «Смолянки») Девушки танцуют, исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения стар­ше­курсниц Гла­фиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Алымова играет на ар­фе, представляя ис­кус­­ства, которые ассоциируются с чувственной природой человека. Мол­ча­нова репрезентирует интеллектуальное начало. Она позирует с книгой и вакуум­­ным насосом - современным инструментом, позволяющим исследо­вать материаль­ную природу мира. Из портретного атрибута он превра­щается здесь в знак основанного на научном эксперименте передового знания. «Портрет Г.И. Алымовой » (серия «Смолянки»)

Изображение слайда
7

Слайд 7

Граф Артемий Иванович Воронцов, дальний родственник и крестный отец А.С. Пушкина, заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А.И. Воронцова, его супруги П.Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи. «Портрет А.И. Воронцова» « Портрет П.Ф. Воронцовой» « Портрет А. Воронцовой» « Портрет Е. Воронцовой » «Портрет М. Воронцовой» «Портрет П. Воронцовой»

Изображение слайда
8

Слайд 8

Д. Левицкий оказал сильное влияние на становление художников В.Л. Боровиковского, Г. И. Угрюмова. Похоронен на Смоленском православном кладбище; могила была утеряна. Жена Анастасия Левицкая умерла в 88 лет в Петербурге, похоронена на Смоленском кладбище. У супругов был единственный ребенок - дочь Агафья, чей портрет находится в Русском музее. На портрете Агафья изображена в народном костюме, который во второй половине XVIII в. был праздничным нарядом богатых горожанок. Портрет исполнен со свойственным Левицкому мастерством передачи фактуры шелковых тканей, особенностей традиционного кроя и мельчайших деталей отделки. Такое понимание красоты народного костюма, не измененного в угоду правилам академического искусства, было редким явлением в живописи этого времени. «Портрет Агафии Дмитриевны ( Агаши ) Левицкой»

Изображение слайда
9

Слайд 9

Творчество ВЛАДИМИРА ЛУКИЧА БОРОВИКОВСКОГО ( 1757 - 1825) принадлежит сразу двум столетиям. Последний живописец века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., - но прекрасным Он создал множество прекрасных портретов своих современников. Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Портрет В. Боровиковского работы И.С. Бугаевского -Благодарного

Изображение слайда
10

Слайд 10

Художник родился в Миргороде в небогатой казацкой семье. По семейной традиции в 1774 г. поступил на военную службу в Миргородский полк, но в походах не бывал. Вместе с отцом и братьями занимался иконописью. В 1787 г. Екатерина II совершала путешествие в Крым. На пути ее следования воздвигали «путевые» дворцы. Для одного из них Боровиковский написал аллегорические картины, прославлявшие императрицу (Петр I вспахивает землю, а Екатерина II засевает ее семенами). Картины понравились и в 1788 г. Боровиковский был приглашен в Петербург. Учился живописи у Д. Левицкого. Через несколько лет стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1802 г. получил почетное звание советника Академии художеств. Ни слава, ни деньги не меняли художника. Он вел одинокую, замкнутую жизнь, всецело поглощенный искусством. О себе писал: «Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку». Миргород – родина В. Боровиковского

Изображение слайда
11

Слайд 11

Боровиковский удостаивался чести писать с натуры Екатерину II. Портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» отличает непринужденность, даже интимность. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Боровиковский отказался от изображения царицы в виде «земной богини». Она предстала в обычном домашнем облике. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина. Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой - капитанской дочке, искавшей помощи и покровительства. Именно у Борови­ковского пейзаж впервые среди русских худож­ников стано­вится постоянным фоном портрета, обозначая целый комплекс представлений, связанных с иде­ями естественности, чувствительности, част­ной жизни и еди­не­ния родствен­ных душ. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Изображение слайда
12

Слайд 12

Правда, во многих произведениях Боро­виковского «причастность природе» персонажа приобре­тает характер клише, свидетель­ствующего о том, что чувствительность и естественность превра­тились в моду. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следую­щих идеалу юной «природной» кра­соты и калькирующих позы и атрибуты модели. С другой стороны, эта рамка пасторального портрета позволяла включать в число персонажей крепостных. Таковы, например, « Лизынька и Дашинька » - дворовые девушки покро­вительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. « Лизынька и Дашинька »

Изображение слайда
13

Слайд 13

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М.И. Лопухиной. Поза молодой женщины непринужденна, проста и вместе с тем изысканно-изящна. Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым точно волшебные звуки клавесина. Этот образ нашел отклик в поэзии XIX века. Ему посвящено стихотворение Я.П. Полонского: «Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас...». «Портрет М.И. Лопухиной»

Изображение слайда
14

Слайд 14

Особое место в творчестве Боровиковского составляют мужские парадные портреты. Своеобразием русского парадного портрета, призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Художнику позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина, прозван­ного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Подобно ряду полотен Ф. Гойи, оно показывает, что великолепие живописи становится одним из последних доводов в пользу величия аристократии: сами модели уже не всегда способны выдержать тот пафос, который диктуется жанром. Исполнение заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные портреты, но и произведения монументального плана. «Портрет князя А. Б. Куракина»

Изображение слайда
15

Слайд 15

В 1800-х гг. Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского собора ; художник выполнил десять икон. Он был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А. Г. Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально. Боровиковский умер на 68-ом году жизни. Попросил похоронить себя без «излишних церемоний». Его любимый ученик А.Г. Венецианов писал в письме к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... Я буду писать его биографию». Много десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому большому художнику. Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 г. влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера. «Евангелист Матфей» Икона из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Петербурге

Изображение слайда
16

Слайд 16

Задания для выполнения в тетради: 1. Творчество какого художника вам понравилось больше: Д. Левицкого или В. Боровиковского? Почему? 2. Выберите для подробного описания одну картину понравившегося художника. Опишите ее по плану.

Изображение слайда
17

Последний слайд презентации: РУССКИЙ ПОРТРЕТ к. XVIII – н. X I X вв. ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО и В.Л

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Изображение слайда