Презентация на тему: Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х

Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Мальчик из Дома на Набереженой
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Литературный дебют
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
«Московские повести»
«Московские повести»
«Московские повести»
Обитатели Дома на Набережной
Обитатели Дома на Набережной
Обитатели Дома на Набережной
Огненная лава
Огненная лава
Огненная лава
Огненная лава
Огненная лава
Последние вещи
Последние вещи
Последние вещи
Последние вещи
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Смысл заглавия повести «Обмен» (1969 г.)
Экранизация повести «Обмен» Литовская к/с, 1977 г.
Конфликт в повести
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Характеристика главных героев повести
Виктор Георгиевич Дмитриев
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Оценка Виктора дедом
Портрет Лены Дмитриевой
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Желания Лены
Отношения Лены с мужем Виктором
Отношения Лены со свекровью
Мнение психолога
Как вы понимаете данную цитату?
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Смысл названия повести
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х
1/50
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2639 Кб)
1

Первый слайд презентации

Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х гг. ТРИФОНОВ Юрий Валентинович 28 августа 1925 — 28 марта 1981

Изображение слайда
2

Слайд 2

Письменный ответ на вопросы: 1.Какие ценности утрачены героями? На что они их обменяли? 2.(Практикум.Чтение эпизода стр.311)Каким смыслом наполняется слово «олукьяниваться» в этом эпизоде?

Изображение слайда
3

Слайд 3: Мальчик из Дома на Набереженой

Родился 28 августа в Москве в семье профессионального революционера, который участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошел ссылку и каторгу), в организации в 1917 Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне, в одна тысяча девятьсот восемнадцатый спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец был для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека. Мальчик из Дома на Набереженой

Изображение слайда
4

Слайд 4

Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен, и в 1937, когда это случилось, и позже. В 1938 была арестована и мать. Сын врага народа после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1949. Известность приобрел после выхода в свет романа Студенты (1950). Весной 1952 уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю. Трифонова оказалась связанной с Туркменией.

Изображение слайда
6

Слайд 6

В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра », в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В книге Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени. История будет тревожить Трифонова постоянно («Старик», «Дом на набережной»).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать – тут скрыта единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует». В 1966 -1969 написал ряд рассказов: « Вера и Зойка», «В грибную осень» и др.

Изображение слайда
8

Слайд 8

В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил в Литературный институт им. Горького. Первая повесть «Студенты» – дипломная работа начинающего прозаика. Повесть напечатал журнал «Новый мир» А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 автор получил за нее Сталинскую премию.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Литературный дебют

Сам писатель в дальнейшем относился к своей первой повести холодно. Повесть несла в себе зачатки главных качеств трифоновской прозы — достоверность жизни, постижение психологии человека через обыденное.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Принято  считать,  что  основная  тематика  писателя  –  быт,  затягивания  бытом. Сам Трифонов утверждал: « Да не быт я пишу, а бытие».

Изображение слайда
11

Слайд 11

В 1963 вышел роман «Утоление жажды», материалы для которого он собирал в Средней Азии на строительстве Большого Туркменского канала. Но самого автора этот роман не удовлетворил до конца.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Московские повести»

В 1969 появилась первая повесть этого цикла «Обмен», в который вошли также «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971) и «Другая жизнь» (1975). Стало понятно, что писатель Трифонов вышел на новый уровень

Изображение слайда
13

Слайд 13: Московские повести»

В этих повестях рассказывалось о любви и семейных отношениях, вполне тривиальных, но вместе с тем очень характерных, обнаженно узнаваемых. Однако читатель узнавал не только свою жизнь с ее общечеловеческими радостями и трагедиями, но и остро ощущал свое время и свое место в этом времени. В фокусе художественных исканий Трифонова постоянно вставала проблема нравственного выбора, который человек вынужден делать даже в самых простых житейских ситуациях.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Московские повести»

В период сгущавшейся густоты брежневского безвременья писатель сумел показать, как задыхается в этой ядовитой атмосфере умный, талантливый человек (герой повести «Другая жизнь» историк Сергей Троицкий), не желающий поступаться собственной порядочностью. Официальная критика обвинилa автора в мелкотемье, в отсутствии позитивного начала и вообще в том, что проза Трифонова стоит «на обочине жизни», вдали от великих свершений и борьбы за идеалы светлого будущего.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Обитатели Дома на Набережной

В 1976 в журнале «Дружба народов» была опубликована повесть Трифонова «Дом на Набережной», одно из самых заметных острых произведений 1970-х гг. В повести был дан глубочайший психологический анализ природы страха, природы деградации людей под гнетом тоталитарной системы.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Обитатели Дома на Набережной

«Времена были такие, пусть с временами и не здоровается», — думает Вадим Глебов, один из «антигероев» повести. Оправдание временем и обстоятельствами характерно для многих трифоновских персонажей. Трифонов подчеркивает, что Глебовым двигают мотивы, столь личностные, сколь и несущие на себе печать эпохи: жажда власти, верховенства, что связано с обладанием материальными благами, зависть, страх и т. п.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Обитатели Дома на Набережной

Причины его предательства и нравственного падения автор видит не только в опасении, что может прерваться его карьера, но и в страхе, в который была погружена вся страна, замордованная сталинским террором.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Огненная лава

Несмотря на то, что в течение трех лет «Дом на Набережной» не включался ни в один из книжных сборников, Трифонов продолжал «раздвигать рамки» (его собственное выражение). Он работал над романом «Старик», который был давно задуман, романом о кровавых событиях на Дону в 1918. С. Баруздин

Изображение слайда
19

Слайд 19: Огненная лава

«Старик» появился в 1978 в журнале «Дружба народов» и появился благодаря исключительным знакомствам и лукавству главного редактора журнала С. А. Баруздина. С. Баруздин

Изображение слайда
20

Слайд 20: Огненная лава

Главный герой романа Павел Евграфович Летунов держит ответ перед собственной совестью. За его плечами — «громадные годы», трагические события, величайшие напряжение революционных и послереволюционных лет, огненный поток исторической лавы, сметавшей все на своем пути.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Огненная лава

Растревоженная память возвращает Летунова к пережитому. Он снова решает вопрос, который не дает ему покоя много лет: был ли действительно изменником комкор Мигулин. Летунова мучает тайное чувство вины.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Огненная лава

Он когда-то ответил на вопрос следователя, что допускает участие Мигулина в контрреволюционном мятеже и и тем самым повлиял на его судьбу.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Последние вещи

Самый глубокий, самый исповедальный роман Трифонова «Время и место», в котором история страны постигалась через судьбы писателей, был отвергнут редакцией и при жизни напечатан не был. Он появился уже после смерти писателя в 1982 с очень существенными цензурными изъятиями.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Последние вещи

Роман был отвергнут «Новым миром» и цикл рассказов «Опрокинутый дом», в котором Трифонов с нескрываемым прощальным трагизмом рассказывал о своей жизни (повесть также увидела свет после смерти ее автора, в 1982).

Изображение слайда
25

Слайд 25: Последние вещи

Трифоновская проза обрела в последних вещах новое качество, большую художественную концентрацию и в то же время стилевую свободу. «Время и место» сам писатель определил как «роман самосознания».

Изображение слайда
26

Слайд 26: Последние вещи

Герой, писатель Антипов, испытывается на нравственную стойкость всей своей жизнью, в которой угадывается нить судьбы, выбранной им самим в разные эпохи, в различных сложных жизненных ситуациях. Писатель стремился собрать воедино времена, свидетелем которых был сам: конец 1930-х, война, послевоенное время, оттепель, современность.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Творчество и личность Трифонова занимают особое место не только в русской литературе 20 века, но и в общественной жизни. И это место остается пока незанятым. Трифонов, помогая осмыслить время, протекающее сквозь всех нас, был личностью, которая заставила оглянуться на себя, кого-то лишая душевного комфорта, кому-то помогая жить.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Смысл заглавия повести «Обмен» (1969 г.)

Обмен  — акт получения объекта с передачей чего-либо взамен.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Экранизация повести «Обмен» Литовская к/с, 1977 г

Изображение слайда
31

Слайд 31: Конфликт в повести

Изображение слайда
32

Слайд 32

Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен». Сюжет произведения. Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток – за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести. – Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно сказать, что это и метафора, которую использует автор.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Характеристика главных героев повести

Изображение слайда
35

Слайд 35: Виктор Георгиевич Дмитриев

Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых. Виктор Георгиевич Дмитриев

Изображение слайда
36

Слайд 36

И вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой… – Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел». – В чем смысл этих слов?

Изображение слайда
37

Слайд 37

Оценку Виктору Георгиевичу Дмитриеву мы узнаем от матери и от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный ». В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Оценка Виктора дедом

«Дед сказал: «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный».

Изображение слайда
39

Слайд 39: Портрет Лены Дмитриевой

Изображение слайда
40

Слайд 40

Лене в праве называться личностью отказано автором : «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог … Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…» Окс ю морон* миловидная женщина-бульдог подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.

Изображение слайда
41

Слайд 41

«И никому, кроме Лены, было бы не под силу. Ибо она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть. Великое свойство! Прекрасное, изумительное, решающее для жизни. Свойство настоящих мужчин.»

Изображение слайда
42

Слайд 42: Желания Лены

Они обменяются квартирами и улучшат жилищные условия Дмитриев станет кандидатом Отношения с семьей Дмитриевых нормализуются

Изображение слайда
43

Слайд 43: Отношения Лены с мужем Виктором

1. Снисходительность 2. Непоколебимость в решениях 3. Чувство «собственности» 4. Властность

Изображение слайда
44

Слайд 44: Отношения Лены со свекровью

Неприязнь Непонимание Вражда Раздражение Презрение

Изображение слайда
45

Слайд 45: Мнение психолога

«Лена – это человек, с большим комплексом неполноценности. Она всегда пыталась делать то, что, по ее мнению, делает ее лучше. Вскоре это чувство дистрофировалось, и на его месте сложился характер Лены. Цинизм, эгоизм, скупердяйство, ненормальная целеустремленность – все это стало «защитой» от окружающего мира. Ей присуща жалость к себе: любить и охранять то, что относится только к ней бедной, к ее семье, к ее проблемам. Эти же качества привили ей новое свойство: приспособляемость». Афанасьева И.А.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Как вы понимаете данную цитату?

Сестра сказала как-то: « Витька, как же ты олукьянился!»

Изображение слайда
47

Слайд 47

А что можно сказать о матери героя? «Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие… »

Изображение слайда
48

Слайд 48: Смысл названия повести

Ксения Федоровна смотрела на него спокойно, закрыла глаза. Было похоже, что она засыпает. Потом сказала: — Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел…

Изображение слайда
49

Слайд 49

Да, Трифонов явно определил свою позицию. «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».

Изображение слайда
50

Последний слайд презентации: Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х

Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.

Изображение слайда