Презентация на тему: Русская религиозная философия XIX -ХХ вв

Русская религиозная философия XIX -ХХ вв.
Содержание
Общая характеристика
Славянофилы
«Россия и Европа»
Западники
В.С.Соловьев (1853-1900)
Метафизика «всеединства»
Софиология
София
Н.Рерих «София-Премудрость»
«Цельное знание»: теософия
«Бог в человеке»: теургия
Соборность
«Всечеловечество»: теократия
П.А.Флоренский (1882-1937)
«Столп и утверждение истины»
Антиномичность рассудка
Быть «в себе» или быть в Боге?
«Философия имени»
София: 4-я испостась Бога
С.Н.Булгаков (1871-1944)
От марксизма к идеализму
Критика теории прогресса
«Философия хозяйства»
«Христианство и социализм»
В.В.Розанов (1856-1919)
«Философия русского обывателя»
Пол, семья, брак
Критика христианской цивилизации
Культ слова
Н.А.Бердяев (1874-1948)
«Смысл истории»
Свобода
Человек и Бог
«Философия творчества»
«Ложные центры» человеческого бытия
Русская идея
1/38
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 47)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (429 Кб)
1

Первый слайд презентации: Русская религиозная философия XIX -ХХ вв

ТЕМА 2

Изображение слайда
2

Слайд 2: Содержание

Общая характеристика Славянофилы и западники В.С.Соловьев П.А.Флоренский С.Н.Булгаков В.В.Розанов Н.А.Бердяев

Изображение слайда
3

Слайд 3: Общая характеристика

Религиозный антропологизм Морально-нравственная проблематика Преобладание «софийного» начала над «логическим» Критическое осмысление западных культурных ценностей (рационализма, либерализма, индивидуализма и пр.) Поиск «русской идеи» Синтетичность

Изображение слайда
4

Слайд 4: Славянофилы

А.Хомяков, И. Киреевский К.Аксаков, Ю. Самарин и др. Россия не «отсталая», она «иная» Самобытность, мессианство, панславизм Отличительные черты русской культуры: Православие Соборность Духовная цельность Близость к земле

Изображение слайда
5

Слайд 5: Россия и Европа»

Н.Я.Дани-левский: западная культура завершила круг своего развития и клонится к упадку

Изображение слайда
6

Слайд 6: Западники

П.Чаадаев, В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарев К.Кавелин и др. «Догадал же меня чорт родиться в России с умом и талантом» (А.С.Пушкин) У России (до Петра) не было истории, она может дать миру только отрицательный урок: – Лень – Невежество – Произвол – Безответственность Россия дожна многому научиться у Европы: разумности, терпимости, целеустремленности Любить Россию – значит желать ей прогресса, ориентировать ее на общечелвеч. ценности

Изображение слайда
7

Слайд 7: В.С.Соловьев (1853-1900)

Сын историка С.М.Соловьева Учился на физ.-мат. факультете Московского Университета Пережил религиозный кризис, выбросил все иконы в сад Побывал в Англии, затем в Египте, имел мистические видения Писал эзотерические стихи Никогда не был женат

Изображение слайда
8

Слайд 8: Метафизика «всеединства»

Бог есть совершенное троичное единство: Благо-Истина-Красота БЛАГО есть единство желаемое ИСТИНА – единство объективно представляемое, т.е. идеальное КРАСОТА – единство проявленное, т.е. реальное «Абсолют осуществляет благо через истину в красоте»

Изображение слайда
9

Слайд 9: Софиология

София – пассивно-мистическое, вечно женственное проявление Бога душа мира божественная премудрость тело Христово церковь невеста Божественного Логоса София – не отвлеченно-рассудочное, а конкретно-идеальное начало мира

Изображение слайда
10

Слайд 10: София

София есть «любовь Любви к любви» Любовь Творца София Любовь Твари

Изображение слайда
11

Слайд 11: Н.Рерих «София-Премудрость»

Изображение слайда
12

Слайд 12: Цельное знание»: теософия

Синтез философии, науки и религии Эмпиризм занимается лишь внеш - ними предметами, рационализм – отвлеченными истинами «Они имеют значение только на основе третьего фактора – религиозного принципа»

Изображение слайда
13

Слайд 13: Бог в человеке»: теургия

Богочеловек есть единение Логоса и Софии, божественного единства и единства сотворенного Он и индивидуум, и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога Смысл истории – становление Бого-человечества, единение людей разных наций и религий друг с другом и с Богом

Изображение слайда
14

Слайд 14: Соборность

«Общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество» «Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на человека не имеет» Соборность – это органическое единство, в котором свобода каждого не ограничивает, а дополняет свободу других

Изображение слайда
15

Слайд 15: Всечеловечество»: теократия

Развитием общества управляют три силы: центростремительная, центробежная и примиряющая Отличительная особенность русской души – «всечеловечность» Россия способна соединить Восток (цивилизацию бесчеловечного бога) и Запад (цивилизацию безбожного человека), став родиной богочеловечества Под духовной властью Римского Папы и государственной властью Российского императора

Изображение слайда
16

Слайд 16: П.А.Флоренский (1882-1937)

Учился в университете на мат. и физ. факультетах, затем в дух. академии В 1906 арестован за пропо-ведь «Вопль крови» (по поводу казни л-та Шмидта) В 1911 г. принял сан священника После революции работал инженером-электриком В 1933 арестован В 1837 расстрелян на Соловках

Изображение слайда
17

Слайд 17: Столп и утверждение истины»

В отвлеченном познании Истина разбита на множество «осколочных» истин, каждая из которых неполна и однобока Не надо умножать «истины», надо искать Истину «Я не знаю, есть ли Истина, но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее»

Изображение слайда
18

Слайд 18: Антиномичность рассудка

Рассудок полон неразрешимых противоречий, которые не упраздняются, а лишь углубляются в процессе логических рассуждений (закон возрастания энтропии) Причина этого – расколотость бытия, познания, а также бытия и познания Истоком этого Хаоса является гордыня, «самоупор человеческого "знаю"», а противостоят ему Логос и любовь Мученичество и подвиг веры: «Верю вопреки стонам рассудка»

Изображение слайда
19

Слайд 19: Быть «в себе» или быть в Боге?

Греховное бытие, отпавшее от Бога, ищет свою опору в самодостаточности, самотождественности Место абстрактной тавтологии «Я = Я» должен занять живое противоречие «Я есть не только Я» – знак вручения своей судьбы в руки Бога «Религия есть бытие нас в Боге и Бога в нас»

Изображение слайда
20

Слайд 20: Философия имени»

Божественное начало в мире раскрыватся не через понятия и категории, а через символы Символ – это «бытие, которое больше самого себя», единство означаемого и означающего Имя – материализация духовного начала, «сгусток бытия», «мистический корень, которым человек связан с иными мирами» В вещи живет имя; вещь творится именем Имена многослойны, как и само бытие

Изображение слайда
21

Слайд 21: София: 4-я испостась Бога

«Ангел-Хранитель твари, ее душа и совесть»: Мироздание Человечество Церковь Святые Богородица Она – «заступница за Тварь перед Словом Божиим»

Изображение слайда
22

Слайд 22: С.Н.Булгаков (1871-1944)

Родился в Орловской губ. в семье священника Учился, а затем преподавал в Московском университете Увлекался марксизмом, но перешел к идеализму В 1918 г. принял сан священника В 1922 г. выслан из России на «философском пароходе» Жил в Праге, затем в Париже Умер от рака горла

Изображение слайда
23

Слайд 23: От марксизма к идеализму

«Христианство пробуждает личность, (...) индивидуализирует человека, указывая для него путь и цель роста; социализм его обезличивает, поскольку он обращается не к душе индивидуальности, но к ее социальной коже, сводя наличное содержание личности всецело к социальным рефлексам» Марксизм есть по сути религия, Бог которой – бесконечный прогресс производительных сил

Изображение слайда
24

Слайд 24: Критика теории прогресса

Смысл истории в том, чтобы «унавозить собой будущую гармонию»? Бесконечный прогресс есть торжество смерти, а не жизни Жизнь каждого отдельного человека растворяется в череде бессмысленно сменяющих друг друга поколений Суть общественного развития – не беконечное умножение материальных благ, но просветление самого материаль-ного мира и воссоединение его с Богом

Изображение слайда
25

Слайд 25: Философия хозяйства»

История – мучительная попытка человека упорядочить свое земное бытие, приводящая ко все большему хаосу Однако «мир не может совсем не удасться – не может совсем разложиться», ведь историей правит София Не отказ от мирского труда спасет человечество, а напротив, мудрое хозяйствование и преображение мира

Изображение слайда
26

Слайд 26: Христианство и социализм»

Три вида социализма: Либерально-гуманистический (мещанство) – сплошной прагматизм (средства без цели) Атеистический (марксизм) – есть идейность, но нет места для личности (цель оправдывает средства) Христианский – основан на братской любви и милосердии (цель и средства дополняют друг друга) Цель христ. социализма – создание земных условий для восхождения человека к Богу, средство – грамотная экономика

Изображение слайда
27

Слайд 27: В.В.Розанов (1856-1919)

Родился в Костромской губ. в семье колл. секретаря Ранняя смерть родителей В гимназии – нигилист и атеист Учась в Моск. Ун-те, обратился к религии и патриархальному ультраконсерватизму Женился на бывшей подруге Достоевского, но та его бросила Вторая жена – очень преданная, хотя венчание было тайным Умер в голоде и нищете («Апокалипсис нашего времени»)

Изображение слайда
28

Слайд 28: Философия русского обывателя»

Бессистемность, лирика, публицистика: сборники «Опавшие листья», «Уединенное» Отсутствие четкой общественно-политической позиции: «Я, несмотря на весь свой консерватизм, люблю даже революцию – т. е. читать о ней. Все-таки картина...» Крайне субъективный, откровенный, доходящий до предельной интимности способ изложения Психологизм (преклонение перед Достоевским) Герменевтичность (первая книга – «О понимании») Физиологизм, обывательство, эстетика «домашнего очага»

Изображение слайда
29

Слайд 29: Пол, семья, брак

«Я давно про себя решил, что «домашний очаг», «свой дом», «своя семья» есть единственно святое место на земле, единственно чистое, безгрешное место: выше Церкви, где была инквизиция, выше храмов – ибо и в храмах проливалась кровь» Половая любовь, при всей своей физиологичности, несет в себе правду бытия Пол в человеке – не функция, не орган, но всеобъемлющий принцип жизни Смерть есть феномен потери пола, кастрация мира Брак же – побеждает смерть не иносказательно, а самим фактом

Изображение слайда
30

Слайд 30: Критика христианской цивилизации

Семья – живое и чистое, цивилизация – мертвое и грязное Святость и неколебимость семьи в Ветхом Завете и иудаизме, благословение жизни и любви в язычестве, «Домострой» «Сущность христианства определилась как поклонение смерти, как трепет и ужас, а вместе и тайное влечение к Смерти-Богу» Христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жизни – смерть, на место семьи – аскезу, на место реальности – слова Культ Слова породил потоки слов, рынок слов, человека «придавило шкафом» с книгами

Изображение слайда
31

Слайд 31: Культ слова

Христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жиз-ни – смерть, на место семьи – аскезу, на место реальности – слова Культ Слова породил потоки слов, рынок слов, человека «придавило шкафом» с книгами

Изображение слайда
32

Слайд 32: Н.А.Бердяев (1874-1948)

Родился в Киевской губ., учился в университете В 1898 арестован как социалист Увлекался марксизмом, потом метафизикой Соловьева и романами Достоевского Перешел на позиции религиозного экзистенциализма В 1922 г. выслан из России Жил в Берлине, Париже Основал журнал «Путь»

Изображение слайда
33

Слайд 33: Смысл истории»

История – это драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Ео другим Я, которое он любит и для которого он жаждет взаимной любви «В истории действуют три силы – Бог, рок и свобода человека» Три вида свободы: Иррациональная (воля к ничто) Рациональная (воля к бытию) Творческая (воля к созиданию)

Изображение слайда
34

Слайд 34: Свобода

Свобода не создается Богом, она уже коренится в божественном Ничто ( Ungrund) Действия человека абсолютно свободны, неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть Бог лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром Даже присутствие Бога не разрешает духовную проблему человека: тайну смерти, вечности, любви, познания и творчества

Изображение слайда
35

Слайд 35: Человек и Бог

Человек – существо неспокойное, больное, раздвоенное, отчужденное – но именно потому способное творить «Человек должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, его превышающему, в отношении к Богу» Христианство открыло, что «Подлинная человечность есть богоподобное в человеке. Человечен не человек, а Бог»

Изображение слайда
36

Слайд 36: Философия творчества»

«Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу» «В творческом акте человек выходит из себя, перестает быть поглощенным собой и терзать себя» Но если человек творит без любви и без боли, то каким бы активным он ни казался, его действия уже скованы В процессе такого творчества живой акт свободы объективируется, т.е. превращается в мертвый продукт

Изображение слайда
37

Слайд 37: Ложные центры» человеческого бытия

Социализм Гуманизм Рационализм Теория прогресса Культ техники Коллективизм Либерализм Атеизм Дегуманизация Обезличивание Отчуждение Одиночество

Изображение слайда
38

Последний слайд презентации: Русская религиозная философия XIX -ХХ вв: Русская идея

«Русская идея есть идея коммюнотарности и братства» России Богом предназначено стать великим целостным единством Востока и Запада, но по своему действительному положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада, дионисийского и аскетического начал Антиномии русской души: Любит свободу, а просит сильной власти Любит мир и покой, а начинает смуту Стремится к счастью, а ожидает апокалипсиса Готова всех заключить в свои объятия, а практикует националистические погромы

Изображение слайда