Презентация на тему: Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в

Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
1. Русские монастыри. Реформа митрополита Алексия и монашеский идеал Сергия Радонежского
Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
Дионисий Житийная икона святителя Алексия
Митрополит Алексий инициировал проведение преобразования монашеской жизни на основе возрождения традиции общего жития ( киновии ).
Дионисий Сергий Радонежский в житии ( XV в.)
Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
Развитие монастырей
Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
Развитие монастырей
Монастыри – центры просвещения
Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря
Значение монастырских библиотек
Русской православной церковью велась активная миссионерская деятельность. Православные миссионеры распространяли христианство среди коренных этносов Севера
2. Автокефалия Русской православной церкви
Собор Римско-католической церкви ( Феррара, Флоренция) 1439 г., на который были приглашены епископы восточных церквей
Восприятие унии в Москве
Автокефалия Русской православной церкви
Значение автокефалии РПЦ
3. Церковная смута второй половины XIV в.
Митяй (Михаил)
Пимен
Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в.
Киприан
1/27
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3816 Кб)
1

Первый слайд презентации: Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в

1. Русские монастыри. Реформа митрополита Алексия и монашеский идеал Сергия Радонежского. 2. Автокефалия Русской православной церкви. 3. Церковная смута второй половины XIV в. 4. Идеология стригольничества.

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. Русские монастыри. Реформа митрополита Алексия и монашеский идеал Сергия Радонежского

XIV–XV вв. – это период активного монастырского строительства : С начала XIV до середины XV в. было основано до 180 монастырей (по другим данным – 200). С середины XV до конца XVI в. количественный прирост основанных монастырей составлял около 350. По мнению ряда историков, к концу XVI в. на Руси было 754 монастыря, из них 655 мужских и 99 женских, 325 городских и 429 сельских монастырей.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Монастыри Общежительные ( киновиальные ) Киновия – греч. – монашеская община Киновиальный монастырь основывался на принципах общего владения монахами всем имуществом обители и совместного ведения хозяйства. Келиотские В келиотском монастыре не было общего хозяйства.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Монастыри Ставропигиальные - самостоятельные Ставропигия – статус монастыря, обеспечивающий его независимость от местной епархиальной  власти и подчинение непосредственно  митрополиту. XIV в. - 42 XV в. - 57 Приписные Подчинялись другому монастырю. Небольшие монастыри подчинялись местным епархиальным властям

Изображение слайда
5

Слайд 5

Управление обителью Глава обители – настоятель (игумен, архимандрит) Совет из наиболее опытных монахов: келарь, ведавший монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на кухню; казначей, отвечавший за казну ; дьяк (подьячий), занимавшийся монастырской перепиской; трапезарь ; ризничий ; привратник

Изображение слайда
6

Слайд 6: Дионисий Житийная икона святителя Алексия

Изображение слайда
7

Слайд 7: Митрополит Алексий инициировал проведение преобразования монашеской жизни на основе возрождения традиции общего жития ( киновии )

Сергий Радонежский стал признанным киновиархом Северо-Восточной Руси. Он перестраивает жизнь Троицкого монастыря, восстанавливая традиции киновиального монашества, учрежденного на Руси Антонием и Феодосием Печерскими. Если ранее иноки жили каждый в особой келье и существовали на собственные средства, то теперь в Троицком монастыре был введен новый устав, запрещавший братии иметь в монастыре какое бы то ни было личное имущество. Новый порядок предполагал общее ведение хозяйства, общую трапезу, общее владение имуществом. Сергий разделил братию по службам : келарь, повар, хлебники, ухаживавшие за больными и др. Ведущее место в монашеской аскезе Сергиева монастыря занял физический труд. Традиции киновии связаны с развитием учения исихазма. Традиции школы Сергия определили феномен русской святости.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Дионисий Сергий Радонежский в житии ( XV в.)

Изображение слайда
9

Слайд 9

Саввино-Сторожевский монастырь Спасо-Андроников монастырь Симонов монастырь С традицией социально-государственного служения монашества связаны монастыри, возникшие к югу от Москвы. Они строились как крепости, защищавшие подходы к Москве с юга. Близость к политическому центру предопределила их активное участие в жизни государства.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Развитие монастырей

С середины XIV до середины XVI в. шел интенсивный рост церковного землевладения. Угодья имелись при епископских кафедрах и архиерейских домах, при церквях и соборах, при монастырях. Интенсивный прирост монастырских земельных владений и богатств приводил к постановке проблемы совместимости наличия крупного имущества монастырей и идеалов монашеской святости. (Сергий Радонежский, митрополит Киприан - нестяжательство ). С середины XV I в. - новый тип монастыря : основатель добивался от князя пожалования земли, принимал от феодалов пожертвования «на помин души», покупал земли → складывалось обширное хозяйство, занимавшееся торговлей; монастырь-вотчина. Церковь получала доходы от торговли, от соляных и рыбных промыслов, причем она была освобождена от таможенных сборов и имела широкий податный и судебный иммунитет.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Наиболее интенсивно шло строительство монастырей к северу от Москвы: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Спасо-Каменный монастыри. С северными монастырями связана мистическая традиция русского монашества, прежде всего монашеское безмолвие (отрешение от внешних забот, «молчание страстей», «умное делание»), исихазм. В церковной традиции территория к северу от Москвы получила наименование «Северной Фиваиды» — по имени провинции Верхнего Египта, центра монашеской жизни в первые века христианства.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Спасо-Каменный монастырь Кирилло-Белозерский монастырь Соловецкий монастырь Ферапонтов монастырь

Изображение слайда
13

Слайд 13: Развитие монастырей

Монастырская колонизация положила начало заселению обширных территорий русского Севера, которое происходило очень быстро. Вскоре после своего основания монастыри получали от князей дарственные грамоты на окрестные земли, заселяемым землям давались привилегии (освобождение от тягла) → крестьяне охотно в массовом масштабе заселяли Север. Монастыри становились центрами поселений. Они выполняли многие экономические, торговые, градообразующие и иные функции. Например, город Устюг возник возле Гледенского монастыря, Ветлуга — около Варнавинского и др. Троице-Гледенский монастырь

Изображение слайда
14

Слайд 14: Монастыри – центры просвещения

Монастыри выступали как распространители религиозного просвещения. При монастырях складывались библиотеки, открывались школы для обучения грамоте. Монахи переписывали книги, делали переводы, писали летописи. К числу богатейших монастырских библиотек относится библиотека Троице-Сергиева монастыря ( к концу XV века – 300 книг), Соловецкого, Кирилло-Белозерского и  Иосифо-Волоколамского монастыря. Троице-Сергиева лавра

Изображение слайда
15

Слайд 15: Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря

Начало библиотеки положено основателем монастыря Кириллом Белозерским. Им введено переписывание книг в своей обители как одно из послушаний грамотных иноков. В монастыре трудились талантливые духовные писатели : старец Ефросин и Пахомий Серб (автор «Жития Кирилла Белозерского). Количественный рост фондов : к. 15 в. – 212 рукописей, 1664 г. – 1916 книг (древнейший список « Задонщины », летописные своды 15-16 вв.). Пополнение фондов через книгописание, покупку на монастырские деньги (Москва, Кириллов), вклады и дарение

Изображение слайда
16

Слайд 16: Значение монастырских библиотек

1. Монастырские библиотеки – самые большие собрания книг 15 -17 вв., хранилища ценных памятников литературы. В их фондах находились: богослужебные книги; книги Священного Писания; богословская литература; житийная литература; исторические книги (списки летописей, временники, хронографы, степенные книги); сборники поучений, изречений, кратких рассказов, басен, пословиц, отрывков из произведений церковных авторов и т. п. («Пчела», «Измарагд», «Маргарит»). ! Особенность. Репертуар книг ограничен, фонды провинциальных монастырей невелики по объему. Мотивация: Книга воспринималась как «духовный руководитель и вместилище вечных идей. Само собой разумеется, что вечные идеи не могут заполнить сотни и тысячи томов» (Д. С. Лихачев). 2. Монастырские библиотеки – ценный источник образования для своей эпохи.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Русской православной церковью велась активная миссионерская деятельность. Православные миссионеры распространяли христианство среди коренных этносов Севера финно-угорской языковой группы

Стефан Пермский крестил коми-пермяков, проводил богослужение на языке коми. Около 1375 г. он создал для этого языка оригинальный алфавит на основе рунических знаков, употреблявшихся коми-пермяками при записи расчетов в меновой торговле с русскими. Стефан перевел на язык коми литургические тексты, Псалтырь, отдельные книги Священного Писания, положив начало формированию литературного языка коми. Стефан Пермский заложил принципы православной миссионерской деятельности: его проповедь имела мирный характер, он отказывался от помощи представителей великокняжеской администрации, чем вызывал доверие и уважение местного населения. Стефан Пермский

Изображение слайда
18

Слайд 18: 2. Автокефалия Русской православной церкви

Изображение слайда
19

Слайд 19: Собор Римско-католической церкви ( Феррара, Флоренция) 1439 г., на который были приглашены епископы восточных церквей

Флорентийская уния предусматривала признание восточными церквами канонической власти римского папы и догматов католического вероучения при сохранении собственной обрядности и литургических языков. 6 июля 1439 г. было провозглашено соединение католичества и православия, уния была утверждена соборным актом. Собор  Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 г. была подписана Флорентийская уния

Изображение слайда
20

Слайд 20: Восприятие унии в Москве

Уния не была принята в Москве. Причины : существовала приверженность привычным религиозным нормам и богословским взглядам; уния усиливала позиции главы Русской православной церкви, и московскому великому князю было бы трудно воздействовать на такого митрополита в своих интересах. Судьба Исидора Митрополит Исидор 19 марта 1441 г. вернулся из Италии в Москву, где уния встретила резкое неприятие. Исидор был взят под стражу и доставлен в кремлевский Чудов монастырь. Собор русских иерархов объявил о низложении митрополита Исидора

Изображение слайда
21

Слайд 21: Автокефалия Русской православной церкви

15 декабря 1448 г. архиерейским собором без согласия Константинополя рязанский епископ Иона был объявлен митрополитом как северо-восточных, так и литовских епархий, хотя в последних он был признан не сразу, а лишь в 1450 г. Русская церковь стала автокефальной. Ввиду того, что московские митрополиты прекратили каноническое общение с Константинопольской патриархией, патриарх Григорий Мамма в 1458 г. назначил нового митрополита на польские и литовские епархии, посвятив в киевские митрополиты протодиакона Григория Болгарина. Король Польский и великий князь Литовский Казимир IV принял его. Таким образом, Литва обрела самостоятельную митрополию, а власть митрополита Ионы ограничилась только северо-восточными землями.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Значение автокефалии РПЦ

Утверждение автокефалии Русской церкви привело к разделению единой Русской митрополии, продолжавшемуся до 1686 г. В состав самостоятельной Киевской митрополии вошли 10 из 18 епархий Русской церкви: на территории Литвы (Киевская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Луцкая, Туровская и Владимирская) и в Польше (Галицкая, Перемышльская и Холмская). Автокефалия способствовала тесной политической зависимости церкви от самодержавной власти московского великого князя. В 1453 г. армия Мехмеда II захватила Константинополь. Вскоре после взятия Константинополя турками уния Греческой церкви с Римом была ликвидирована. Правители Османской империи сохранили церковную власть константинопольского патриарха над православными подданными, но сам патриарх стал подданным мусульманского владыки, который утверждал его избрание. Единственным политически независимым православным государством осталось Московское → политико-идеологическая доктрина «Москва — третий Рим» ( Филофей )

Изображение слайда
23

Слайд 23: 3. Церковная смута второй половины XIV в

В 1375 г. константинопольский патриарх Филофей утвердил главой Русской митрополии Киприана, при условии, что он вступит в должность после смерти митрополита Алексия. Великий князь Дмитрий Иванович рассматривал в качестве преемника митрополита Алексия кандидатуру коломенского священника Митяя (в иночестве – Михаила). Однако Алексий в Митяе своего преемника не увидел. Алексий предложил сделать митрополитом игумена Сергия Радонежского. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан

Изображение слайда
24

Слайд 24: Митяй (Михаил)

12 февраля 1378 г. митрополий Алексий скончался. Князь Дмитрий Иванович не пустил Киприана в Москву. Дмитрий Иванович выдвинул кандидатом в митрополиты своего духовника Митяя (Михаила ). После смерти Алексия Митяю были поручены функции митрополита. Собор русских церковных иерархов избрал Митяя епископом и митрополичьим наместником. В июле 1379 г. Митяй в сопровождении свиты отправился в Константинополь для официального поставления в митрополиты. Однако в пути Митяй скончался и был похоронен в Галате.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Пимен

Борьба за митрополичий престол после смерти Митяя: одни поддерживали кандидатуру архимандрита московского Ивана, а другие – архимандрита переяславского Пимена. В Константинополе верх взяли сторонники Пимена. Пимен и его сторонники написали подложную грамоту. Из неё следовало, что московский князь прислал в Константинополь на поставление не Митяя, а переяславского архимандрита Пимена. В июне 1380 г. патриарх Нил поставил Пимена митрополитом, не передавая ему епархий Киприана. Пимен со спутниками на пути в Константинополь

Изображение слайда
26

Слайд 26

Дмитрий Иванович не поддержал Пимена. Сергий Радонежский убедил князя в интересах церкви признать Киприана → в 1381 г. Киприан возвращается в Москву. В условиях нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Киприан бежит в Киев → По велению князя Дмитрия Ивановича Пимен, возвращенный из ссылки, был возведен на митрополию. Права на митрополичий престол предъявляет и суздальский епископ Дионисий. Патриарх Нил принял решение о назначении на русскую митрополию Дионисия. Однако на пути в Москву он был арестован в Киеве литовскими властями и умер в заточении. Суздальский епископ Дионисий

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Русская православная церковь во второй половине XIV – середине XV в: Киприан

Новый патриарх, Антоний, стремясь покончить с церковной смутой на Руси, в 1389 г. принял решение в пользу Киприана как единственного законного митрополита Киевского и всея Руси. Киприан занимал кафедру митрополита вплоть до смерти в 1406 г. Ему удалось объединить под своей властью всю русскую митрополию, включая ее литовскую часть.

Изображение слайда