Презентация на тему: Русская культура в XVI—XVII веках

Реклама. Продолжение ниже
Русская культура в XVI—XVII веках
I. Русская культура в XVI веке
А) Просвещение
1564 г. —
1586 г. —
Б) Литература
Публицисты
Ермолай Еразм. Трактат «Правительница»
Летописание
Русская культура в XVI—XVII веках
Лицевой летописный свод
Русская культура в XVI—XVII веках
Фольклор
В) Архитектура
Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле
Колокольня «Иван Великий»
Архитектура XVI в. имела два «направления»:
Китай-город
Белый город
Зямляной город
Составные части допетровской Москвы
Шатровый стиль —
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Храм-башня
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)
Г) Изобразительное искусство
Фрески Благовещенского собора. Сер. XVI в. Мастера Феодосий и Владимир
«Це́рковь вои́нствующая», икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о Казанском походе (1550-е гг.)
Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля
Русская культура в XVI—XVII веках
II. Русская культура в XVII веке
А) Основные тенденции:
Б) Просвещение
1634 г. — на московском печатном дворе напечатан букварь Василия Бурцова
Конец XVII в. — напечатан украшенный рисунками букварь Кариона Истомина
Сер. XVII в. — напечатана грамматика Мелентия Смотрицкого
Появление регулярных школ:
1687 г. — открытие славяно-греко-латинской академии (основатели – братья Лихуды )
В) Литература
Влияние Смутного времени:
Новые явления в литературе:
Появления жанра автобиографии — «Житие протопопа Аввакума»
Казнь протопопа Аввакума
Г) Архитектура:
Направление развития архитектуры:
Теремной дворец в Кремле Арх. Бажен Огурцов, Антип Констпантинов 1635—1636 гг.
Теремной дворец (современный вид)
Ростовский кремль Построен в 1670—1680-е гг.
Русская культура в XVI—XVII веках
Палаты купцов Поганкиных в Пскове. 1670-е гг.
Коломенский дворец 1660—70-е гг.
Русская культура в XVI—XVII веках
Современный вид дворца после реконструкции
Особенности храмового строительства в XVII веке:
Черты нарышкинского барокко:
Церковь Покрова в Филях
Русская культура в XVI—XVII веках
Колокольня Новодевичьего монастыря
Новоиерусалимский монастырь Вторая пол. XVII в.
Русская культура в XVI—XVII веках
Современный вид
Шатёр ротонды храма Воскресения
Русская культура в XVI—XVII веках
Д) Изобразительное искусство
Фряжское письмо
«Богоматерь с Младенцем»
Спас Нерукотворный
Древо государства Российского
Федор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного
Парсу́на (искажённое лат.  persona  — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве
Парсуны «фряжского» письма (вторая пол. XVII в.)
1/72
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (16309 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Русская культура в XVI—XVII веках

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: I. Русская культура в XVI веке

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: А) Просвещение

1553 г. — открытие Печатного двора (первой типографии) в Москве

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: 1564 г. —

Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцом выпустил книгу «Апостол»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: 1586 г. —

мастер Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Б) Литература

XVI век — расцвет древнерусской публицистики

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Публицисты

Иван Пересветов: отстаивает идею сильной государственной власти Андрей Курбский: обвинял царя в казнях и опалах Иван Грозный: оправдывал свой террор изменами бояр

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Ермолай Еразм. Трактат «Правительница»

подчеркивал тяжелое положение крестьян, притесняемых боярством; призывал улучшить их положение, ограничив повинности оброком в размере одной пятой урожая; основа идей Еразма — милосердие к ближнему

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Летописание

«Воскресенская летопись» (1540-е гг.): сформирована идеологическая концепция «Москва — Третий Рим», в которой была отражена преемственность власти русских царей от князей и византийских императоров.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

«Степенная книга» — включила в себя родословие русских монархов «по степеням» от Владимира Святославича до Ивана IV. «Никоновская летопись» — компиляция большого количества письменных и устных источников, содержит уникальные сведения

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Лицевой летописный свод

Иллюстрированный («в лицах») летописный свод, созданный специально для Ивана Грозного. Содержит 16 тыс. миниатюр

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: Фольклор

о Ивана Грозном о Ермаке Тимофеевиче о походах на Казань, в Сибирь, обороне Пскова от войск Стефана Батория др.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: В) Архитектура

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле

1505—1508 гг. Арх. Алевиз Новый

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: Колокольня «Иван Великий»

1505—1508 гг. Арх. Бон Фрязин 1600 г. Арх. Федор Конь (надстройка третьего яруса)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Архитектура XVI в. имела два «направления»:

строительство городских укреплений; храмовое строительство.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Китай-город

1530-е гг. Арх. Петр Фрязин

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Белый город

1580-е гг. Арх. Федор Конь

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Зямляной город

Конец XVI в.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Составные части допетровской Москвы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Шатровый стиль —

отличительная особенность архитектуры XVI века; в таких церквах нет внутренних столпов, вся постройка держится на фундаменте; основные принципы строительства заимствованы из деревянного зодчества

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Церковь Вознесения Господня в Коломенском

1532 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: Храм-башня

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

XVI век

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)

1555—1561 гг. Арх. Постник Яковлев, Иван Барма

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27: Г) Изобразительное искусство

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Фрески Благовещенского собора. Сер. XVI в. Мастера Феодосий и Владимир

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
29

Слайд 29: Це́рковь вои́нствующая», икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о Казанском походе (1550-е гг.)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля

рисунок Ф. Г. Солнцева

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31

Копия «Мономахова трона» в экспозиции Исторического музея, 19 век

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32: II. Русская культура в XVII веке

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: А) Основные тенденции:

Распространение Просвещения; Начало «обмирщения» культуры ( секуляризация ); Влияние культуры западных стран, культурные заимствования с запада; Появление новых жанров и стилей в разных видах искусства

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Б) Просвещение

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: 1634 г. — на московском печатном дворе напечатан букварь Василия Бурцова

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
36

Слайд 36: Конец XVII в. — напечатан украшенный рисунками букварь Кариона Истомина

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
37

Слайд 37: Сер. XVII в. — напечатана грамматика Мелентия Смотрицкого

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38: Появление регулярных школ:

При Печатном дворе в Москве; В Заиконоспасском монастыре

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39: 1687 г. — открытие славяно-греко-латинской академии (основатели – братья Лихуды )

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
40

Слайд 40: В) Литература

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41: Влияние Смутного времени:

Народные песни о Григории Отрепьева, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. Историко-публицистические произведения – «Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева.

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42: Новые явления в литературе:

Появление вымышленного героя в литературе; Появление новых жанров — бытовые и сатирические повести : «Повесть о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче», «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43: Появления жанра автобиографии — «Житие протопопа Аввакума»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
44

Слайд 44: Казнь протопопа Аввакума

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
45

Слайд 45: Г) Архитектура:

Изображение слайда
1/1
46

Слайд 46: Направление развития архитектуры:

Гражданское строительство Храмовое строительство

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47: Теремной дворец в Кремле Арх. Бажен Огурцов, Антип Констпантинов 1635—1636 гг

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
48

Слайд 48: Теремной дворец (современный вид)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
49

Слайд 49: Ростовский кремль Построен в 1670—1680-е гг

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
51

Слайд 51: Палаты купцов Поганкиных в Пскове. 1670-е гг

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
52

Слайд 52: Коломенский дворец 1660—70-е гг

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
53

Слайд 53

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
54

Слайд 54: Современный вид дворца после реконструкции

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
55

Слайд 55: Особенности храмового строительства в XVII веке:

Преобладание пятиглавых соборов; Стремление к богатому убранству церквей (кокошники, карнизы, колонны, оконные наличники, изразцы). Запрет строительства шатровых церквей в 1660-х гг. Появление нового стиля – московское (нарышкинское) барокко (конец XVII века).

Изображение слайда
1/1
56

Слайд 56: Черты нарышкинского барокко:

Здания красного и белого цвета; Высота и стройность; Богатое украшение из колонн и пилястр.

Изображение слайда
1/1
57

Слайд 57: Церковь Покрова в Филях

1690—1694 гг.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
58

Слайд 58

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
59

Слайд 59: Колокольня Новодевичьего монастыря

Ок. 1690 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
60

Слайд 60: Новоиерусалимский монастырь Вторая пол. XVII в

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
61

Слайд 61

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
62

Слайд 62: Современный вид

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
63

Слайд 63: Шатёр ротонды храма Воскресения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
64

Слайд 64

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
65

Слайд 65: Д) Изобразительное искусство

Основные черты: Отход от канонов прошлых веков; Появление икон нового ( фряжского — итальянского ) письма; Появление светского жанра – портрета ( парсуны ); Художественный центр — Оружейная палата

Изображение слайда
1/1
66

Слайд 66: Фряжское письмо

прием иконописи и стенописи, отличающееся внешней достоверностью в передаче материального мира

Изображение слайда
1/1
67

Слайд 67: Богоматерь с Младенцем»

Конец XVII в. Карп Золотарев

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
68

Слайд 68: Спас Нерукотворный

Сер. XVII в. Симон Ушаков

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
69

Слайд 69: Древо государства Российского

Сер. XVII в. Симон Ушаков

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
70

Слайд 70: Федор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного

Втор. пол. XVII в. Богдан Салтанов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
71

Слайд 71: Парсу́на (искажённое лат.  persona  — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве

Федор Иванович М.В. Скопин-Шуйский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
72

Последний слайд презентации: Русская культура в XVI—XVII веках: Парсуны «фряжского» письма (вторая пол. XVII в.)

Алексей Михайлович Патриарх Никон

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже