Презентация на тему: Русская философия

Русская философия
1.  Древнерусская философия Х-ХIII вв.  предыстория русской философии
Русская философия
2.  Ранняя русская философия  ХIII-ХVIIвв.
Русская философия
3.  Русская философия ХVIII в.
К первому этапу относится
Русская философия
М.В. Ломоносов (1711-1765)
А.Н.Радищев  (1749-1802)
ХIХ в. – новый, значительный этап развития русской философии
Западники и славянофилы
П.Я.Чаадаев  (1794-1856)
К общим чертам идеологии западничества следует отнести:
Славянофилы
И.В.Киреевский
А.С. Хомяков
Собо́рность
Тезисы и теория
Принципы славянофильства
Российская философия второй половины ХIХ – XX в.
П.Л.Лавров  (1823-1900)
Н.К.Михайловский
Народники и почевники
П.Сорокин  (1889-1968)
Социальная стратификация и социальная мобильность
Литература и философия
Русская философия
Русская философия
О народничестве
Задание 10. Ответить на вопросы
1/31
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2447 Кб)
1

Первый слайд презентации: Русская философия

Часть I

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1.  Древнерусская философия Х-ХIII вв.  предыстория русской философии

Философия развивалась в рамках религиозной мысли. Наиболее яркие представители указанного периода – Иларион ( серед. ХI в.). Основное произведение «Слово о Законе и Благодати», где им было популяризировано и проанализировано христианство.

Изображение слайда
3

Слайд 3

В своём произведении «Поучение», Мономах даёт наставление потомкам, анализирует проблемы добра и зла, мужества, чести и другие морально-нравственные проблемы. Также были известны Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»), Даниил Заточник («Моление»), Пустынник. Владимир Мономах (1053-1125).

Изображение слайда
4

Слайд 4: 2.  Ранняя русская философия  ХIII-ХVIIвв

Это время становления русской философии, отделения от религиозной мысли, освоения достижений мировой философии. Среди видных философов данного периода особенно выделяются: Сергей Радонежский ( ХIVв.), Максимилиан (1475-1556), Нил Сорский (1433-1508), Ю.Крижанич (1618-1683) и др. Сергей Радонежский Максимилиан Нил Сорский Ю.Крижанич

Изображение слайда
5

Слайд 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: 3.  Русская философия ХVIII в

– собственно русская философия, как самостоятельная область отечественной науки. В это время философия отходит от   схоластических   образов и становится свободной от церкви. Её можно разделить на два этапа в своем развитии: Философия эпохи Петровских времен Материалистическая философия середины и второй половины ХVIII в

Изображение слайда
7

Слайд 7: К первому этапу относится

творчество Феофана Прокоповича (1681-1736), Василия Татищева (1686-1750) и А.Кантемира (1708-1744). Феофан Прокопович Василий Татищев Основной направленностью их философии была социально-политическая проблематика, а также вопросы познания, нравственных ценностей и другие.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: М.В. Ломоносов (1711-1765)

положил начало материалистической традиции, а также выдвинул атомическую (корпускулярную) теорию строения вещества, согласно которой все предметы и материалы в целом состоят из мельчайших частиц (корпускул, т.е. атомов) – материальных монад («корпускулярная философия»). Свойствами материи являются: протяженность, непроницаемость, движение, плотность и неделимость, инерция; недоступные чувствам области. Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и энергии («Рассуждения о твердости и жидкости тел» (1760г.)).

Изображение слайда
10

Слайд 10: А.Н.Радищев  (1749-1802)

последовательно развивал материалистические идеи. А также большое внимание уделил социально-политической философии. Он выступал против самодержавия, за народовластие, торжество права. Широко известно произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он обличает крепостничество и самодержавие. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» рассматривается «картина человека» под углом его природных связей. В этом произведении он подчеркивает способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, и при этом он воспроизводит доказательство и в пользу смертности души, и в пользу её бессмертия. Идеи Радищева, особенно критика крепостничества, оказали большое влияние на развитие общественно-политической мысли России.

Изображение слайда
11

Слайд 11: ХIХ в. – новый, значительный этап развития русской философии

В первой четверти ХIХ в. развиваются политические программы – философия декабристов, идеи П.Пестеля  (1793-1826), Н.Муравьёва (1795-1895) И.Якушкина (1793-1857) и других. П.Пестель Н.Муравьёв И.Якушкин

Изображение слайда
12

Слайд 12: Западники и славянофилы

Развитие философии в последекабристский период прошло под воздействием диалога между славянофилами и западниками. К нему в той или иной степени имели отношение все русские философы ХIХ века, начиная с 1840-х годов. Западники ориентировались на европейские модели. Славянофилы выступали за самобытность России. Эта самобытность – в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. В глубине души и западники и славянофилы были близки друг другу в поисках путей прогрессивного развития Отечества, но видели для России разные пути. Позиция западников отличалась от славян и в религиозном, и в социально-политическом отношении.

Изображение слайда
13

Слайд 13: П.Я.Чаадаев  (1794-1856)

Как идейное течение  западничество  восходит к философии  П.Я.Чаадаева  (1794-1856) – философа, общественно-политического деятеля, основное произведение которого – трактат «Философические письма» (всего восемь). Основным в учении Чаадаева была философия человека. Чаадаев превозносил католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия, в отличие от Запада, имеет особую «Вселенскую миссию». К представителям западничества относятся  П.В.Анненков, М.А. Бакунин, В.Г.Белинский, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, К.Д.Каверин, Н.П.Огарев, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский.

Изображение слайда
14

Слайд 14: К общим чертам идеологии западничества следует отнести:

1) неприятие феодально-крепостнических отношений в экономике, политике; 2)требование социально-экономических реформ по западному образцу; 3) высокая оценка преобразований Петра I; 4) преимущественно светский характер философии; 5) тяготение к материализму.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Славянофилы

представители направления в общественной и философской мысли России середины ХIХ века, которые выступали за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры за полное неприятие Россией пути западноевропейского развития. Его представители:  К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков  и др. К так называемым «поздним славянофилам» относятся  Н.Я.Данилевский,  К.Н.Леонтьев, Ф.И.Тютчев. К.С.Аксаков Н.Я.Данилевский

Изображение слайда
16

Слайд 16: И.В.Киреевский

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Изображение слайда
17

Слайд 17: А.С. Хомяков

Славянофилы опирались на « самобытников », на православно-русское направление в общественной жизни России. В основе их философского учения лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. По мнению А.С.Хомякова, именно православие сформулировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в её бесконечном объеме». Ключевое понятие религиозно-философских воззрений славянофилов – понятие соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе и т.д.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Собо́рность

понятие в русской религиозной философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в других языках. Первым это понятие в нынешнем значении в русский язык ввёл в 1863 году Юрий Федорович Самарин. Ю.Ф.Самарин

Изображение слайда
19

Слайд 19: Тезисы и теория

Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии российского развития от всей западной цивилизации. Органическое развитие России объясняется славянофилами тем, что православие породило специфическую социальную организацию – сильную общину, «мир». Общинное устройство является наиболее важным признаком русского народа, определяющим его особый путь в историческом развитии. С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех».

Изображение слайда
20

Слайд 20: Принципы славянофильства

Славянофилы считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанного на соглашении между народом и правительством, исключающим противоречие и вражду, классовую борьбу и революцию. Если славянофилы были мыслителями, которые рассматривали религию как фундамент общественно-исторических событий, то в основе философских и исторических построений западников лежала безрелигиозность. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трёх принципах: православие, самодержавие и народность. Из славянофильства вышла религиозная русская философия ХIХ века.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Российская философия второй половины ХIХ – XX в

Духовная культура России второй половины ХIХ – XX в. обогатилась значительным количеством разнообразных философских направлений. В этот период сформировалась и отечественная социология, которая была представлена такими философами, как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский (1842-1904), П.А.Сорокин (1889-1968). Российская философия второй половины ХIХ – XX в.

Изображение слайда
22

Слайд 22: П.Л.Лавров  (1823-1900)

– один из первых в России последователей позитивизма. Он был сторонником «практической философии». Человек, по его мнению, имеет право на собственный субъективный идеал, и в своих поступках он нравственно обязан следовать этому идеалу. Лаврову принадлежит идея «критически мыслящей личности», которая оказала сильное влияние на умы современников.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Н.К.Михайловский

– один из создателей субъективной социологии. В центре учения Михайловского лежит идея личности, индивидуальности, развитие которой является мерилом прогресса. Идеал Михайловского – всестороннее развитие личности, «разнородность» личности.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Народники и почевники

В конце 60-начале 70-х гг. ХIХ в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-80-е гг. явились почевники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Изображение слайда
25

Слайд 25: П.Сорокин  (1889-1968)

–русский философ, считавший главной темой своей философии, проблемы человека и общества. Им были разработаны теории стратификации и социальной мобильности.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Социальная стратификация и социальная мобильность

Социа́льная стратифика́ция — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества. Социальная мобильность — возможность смены человеком своего социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Литература и философия

Большое значение в постановке философских проблем имела литература (Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др.). Ф.М.Достоевский  (1821-1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», то есть обычаи и традиции. Основную роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. По Достоевскому, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Философские взгляды Достоевского оказали огромное влияние на всю последующую философию (особенно на В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Ф.Ницше, Ж.- П. Сартра, А.Камю и многих других).

Изображение слайда
29

Слайд 29

Л.Н.Толстой  (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину, названную толстовством. Суть его в следующем: религия должна быть простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Главное зло на Земле – это смерть и насилие. Поэтому надо отказаться от насилия как способа решения любых проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу. В ХХ в. в России и ряде зарубежных стран возникли общины толстовцев, многие из которых просуществовали несколько десятилетий.

Изображение слайда
30

Слайд 30: О народничестве

Теоретические споры между славянофилами и западниками были сняты  народничеством. Эта идеология и движение разночинной интеллигенции, объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. Народничество выступало одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны. Главными идеологами народничества были  П.Л.Лавров  (1823-1900),  М А.Бакунин  (1814-1876) и  П.Н.Ткачев  (1844-1885). В середине 80-х гг. ХIХ столетия народничество в силу ряда объективных причин распалось. Тем не менее, влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось в общественно-политической жизни России.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Русская философия: Задание 10. Ответить на вопросы

1. Какие проблемы рассматривали древнерусские философы в Х-Х III вв.? 2. Какие процессы происходили в русской философии в  Х III- Х VII вв. ? 3. В каком веке русская философия становится самостоятельной наукой? 4. Составьте таблицу, в которой укажите основные идеи и принципы западничества и славянофильства. 5. По мнению славянофилов в чем проявляется самобытность, особенность русского народа? 6. Какие основные идеи были у народников и почевников ?

Изображение слайда